Программа развития «Здравствуй, Российское движение школьников!»
| Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» |
Принято: Педагогическим советом МУ ДО «Дом детского творчества» Протокол №____ от ___.___._____г. | | Утверждено: Директор МУ ДО«Дом детского творчества» Лобанова А.П.________ Приказ № _ от __.__.__г. |
Программа развития
Городской детской организации «Соболята»
на 2019-2022
«Здравствуй, Российское движение школьников!»
| Составитель: Волкова Л.А., педагог - организатор |
г. Качканар, 2019
Паспорт программы деятельности
Наименование программы | Программа развития Городской детской организации «Соболята» на 2019-2020 год «Здравствуй, Российское движение школьников!» |
Нормативно-правовая база для разработки программы | Федеральный закон «Об общественных объединениях», Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений». |
Участники | Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 14 лет. |
Цель Программы | Создание условий для становления общественно активных позиций ребёнка, его самоутверждение через включение в деятельность общественных организации. |
Задачи Программы | создать условия для самопознания, самосовершенствования, самоуправления, самореализации детей и подростков, через участие в разноуровневых тематических и социально значимых мероприятиях, проектах и программах; создать условия для обучения детского и молодежного актива; развить систему методического сопровождения деятельности детских и молодёжных общественных объединений (создание единой методической базы); |
Сроки реализации Программы | 2019 – 2022 г.г. |
Контроль исполнения | |
Ожидаемые результаты по реализации Программы | - увеличение количества участников (детей, педагогов) в разноуровневых мероприятиях, конкурсах; - создать условия для активной самореализации личности детей, педагогов; - создать единую методическую базу для педагогов. |
Целевые показатели | |
Оглавление
Пояснительная записка…………………………………………………..5
Содержание программы………………………………………………….8
Взаимодействие с другими организация ми и учреждениями…………………………………………………………….9
Критерии эффективности развития организации………………………9
Этапы реализации программы………………………………………….10
Перечень мероприятий по реализации программы……………………12
Ресурсное обеспечение…………………………………………………..13
Мониторинг хода реализации программы………………………………13
Ожидаемые результаты………………………………………………….14
1. Пояснительная записка
Городская детская организация «Соболята» (далее - ГДО) создана в 2001 году и имеет свою многолетнюю историю, большой педагогический и методический опыт работы.
В 1991 году пионерская организация была ликвидирована. В период десятилетнего отсутствия общественных организаций в воспитательной системе школ, резко повысилась преступность, токсикомания, наркомания среди детей и подростков. В связи с этим городская Дума приняла решение о создании в городе, в целях профилактики асоциальных явлений, детской и молодежной общественных организаций и созданием кадрового состава в школах и МУ ДО «Дом детского творчества», как координационном центре всего детского и молодежного движения в городе.
Деятельность детских и молодежных организаций в городе опирается на законы: Федеральный закон «Об общественных объединениях», Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений». Эти законы определили подходы к развитию и функционированию детской и молодежной организации, согласно принципу добровольности объединения детей в организации.
Воспитательная роль и воспитательная ценность ГДО «Соболята»:
- детская организация создаёт определённую модель общественных отношений, в которых ребёнок на практике приобретает опыт общественной жизни;
- имея возможность выбора содержания деятельности в своём объединении, ребёнок развивает способность к самостоятельному принятию решения;
- добровольность членства в организации развивает в ребёнке способность к объективной самооценке и ставит ребёнка перед проблемой реального выбора;
- включение в деятельность организации способствует приобщению к историческому и культурному наследию своей Родины, формирует национальное самосознание гражданина;
- возможность избирать и быть избранным способствует развитию высокой социальной активности, формирует потребность в жизненных достижениях и успехах;
- возможность использования различных социальных ролей (лидер, организатор, исполнитель, участник, наблюдатель) позволяет развивать способности находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях, быстро приспосабливаться к изменяющимся, условиям жизни.
Детская и молодежная организация создаёт реальные условия для практического включения и адаптации ребёнка в постоянно изменяющейся среде, т.е. для активной социальной личности.
Основными принципами, на основе которых реализуется программа, являются:
принцип открытости и доступности;
принцип добровольности и творческого сотрудничества;
принцип непрерывности и перспективности;
принцип взаимоуважения и доверия, работать и жить в системе «содружество-сотрудничество-сотворчество».
На сегодняшний день мы можем наблюдать спад интереса детей и педагогов к деятельности организации. Это прослеживается в низкой мотивации педагогов и детей в школах, данный факт подтверждается педагогами – организаторами. Это связано с увеличением работы по основной деятельности или с отсутствие личной заинтересованности.
Организация нуждается в ведении новых подходов, методов, форм организации деятельности для поддержание функционирования организации.
Создать новые условия функционирования организации возможно с присоединением к деятельности Общественно-государственной детско-юношеской организации «Российского движения школьников» (далее - РДШ).
На территории Свердловской области в течении 3 лет действует региональное отделения «РДШ».
Работа в рамках РДШ предоставляет возможность:
- самореализоваться каждому участнику организации (ребёнок, педагог, родитель) на разных уровнях (городской, областной, окружной, всероссийский);
- активное и результативное участие поощряется органами государственной власти (дипломы, брендбуки, путёвки, ценные подарки);
- участники могут регулярно на бесплатной основе участвовать в обучающих мастер-классах, вебинарах, встречах.
Цель программы: Создание условий для становления общественно активных позиций ребёнка, его самоутверждение через включение в деятельность общественных организации.
Задачи:
создать условия для самопознания, самосовершенствования, самоуправления, самореализации детей и подростков, через участие в разноуровневых тематических и социально значимых мероприятиях, проектах и программах;
создать условия для обучения детского и молодежного актива;
развить систему методического сопровождения деятельности детских и молодёжных общественных объединений (создание единой методической базы);
Актуальность программы развития Городской детской организации «Соболята» на 2019-2022 год «Здравствуй, Российское движение школьников!» обусловлено тем, что РДШ создано органами государственной власти и реализует государственную молодёжную политику, а наличии местного отделения РДШ на базе МУ ДО «Дом детского творчества» будет служить «плацдармом» в ходе нововведений и создаст новую индивидуальную неповторимость деятельности на территории Качканарского городского округа.
2. Содержание программы развития
Создание системы обучения детского и молодежного актива, педагогов
Методы работы:
регулярное проведение учёбы детского актива;
привлечение детского и молодежного актива к разработке и проведению городских мероприятий;
участие молодежного актива в сюжетно-ролевых играх;
участие детского и молодежного актива в мероприятиях областного уровня (семинары, форумы, сборы, конкурсы).
Проведение мероприятий городского уровня:
- Мотивационные сборы для советов Дружин школ;
- Слеты;
- Обучающие сборы актива;
- Традиционные городские конкурсы ГДО «Соболята»;
- проведение мероприятий в рамках областного сетевого проекта «Уральская академия лидерства»;
- проведение мероприятий в рамках общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».
Создание системы информации о деятельности и развитии организации. Создание положительного имиджа ГДО «Соболята»
Формы работы:
Ежемесячный выпуск межшкольной газеты «Свежий ветер»;
изготовление атрибутики ГДО;
создание ежегодного презентации или видеоролика о деятельности ГДО;
сотрудничество с городскими СМИ.
Взаимодействие с различными учреждениями и организациями
Для реализации программы планируется взаимодействие:
- ОУ города;
- учреждения дополнительного образования КГО;
- АУ «Дворец культуры»;
- АУ ФОК «Дворец спорта»;
- ГАУ ДО «Дворец молодёжи»;
- Свердловское региональное отделение Российского движения школьников.
Критерии эффективности развития организации
Эффективность развития организации можно отследить через участие в конкурсных и соревновательных мероприятиях разных уровней (Таблица 1)
N п/п | Наименование целевого показателя (индикатора) | Ед. изм. | Значения целевых показателей (индикаторов) | |||
| | % | 2019 - 2020 год | 2020-2021 год | 2021-2022 год | |
| | | | | | |
1. | Кол-во учащихся, принявших участие в конкурсных и соревновательных мероприятиях городского, областного, окружного и федерального уровней / на общее количество учащихся х 100 | | | | | |
| В том числе: | | | | | |
2. | Кол-во учащихся, принявших участие в конкурсных и соревновательных мероприятиях городского уровня/ на общее количество учащихся х 100 | | | | | |
3 | Кол-во учащихся, принявших участие в конкурсных и соревновательных мероприятиях областного уровня/ на общее количество учащихся х 100 | | | | | |
4 | Кол-во учащихся, принявших участие в конкурсных и соревновательных мероприятиях федерального уровня/ на общее количество учащихся х 100 | | | | | |
Таблица 1 – Целевой индикатор
Этапы реализации Программы с указанием сроков
Наименование этапа | Сроки | Содержание этапа |
1 этап – подготовительный | Сентябрь 2019 | Организационная деятельность: - Подписание приказа о создании местного отделения РДШ; - Подписание приказа о назначении координатора местного отделения РДШ; - Подписание приказа о назначении школьных координаторов местного отделение РДШ; - Подписание Уставных документов совместно со Свердловским региональным отделением РДШ; - онлайн обучение координаторов на сайте Корпоративного университета РДШ; - регистрация ОУ города на сайте РЖШ, личная регистрация детей и педагогов. |
этап – основной | Октябрь 2019-май 2020 | Деятельность согласно адаптированной программе ГДО «Соболята» с включением мероприятий РДШ, индивидуальная конкурсная работа координатора местного отделения и координаторов школьных отделений РДШ, педагогов школ, родителей. |
3 этап – заключительный | Август 2020 | Подведение итогов, мониторинг эффективности деятельности |
4 этап – подготовительный | Сентябрь 2020 | Организационная деятельность: - Подведение итогов работы; - Корректировка рабочей программы. |
этап – основной | Октябрь 2020-май 2021 | - Деятельность согласно корректированной программы деятельности ГДО «Соболята»; - индивидуальная конкурсная работа координатора местного отделения и координаторов школьных отделений РДШ, педагогов школ, родителей; - участие в областных форумах, семинарах. |
6 этап – заключительный | Август 2021 | Подведение итогов, мониторинг эффективности деятельности |
7 этап – подготовительный | Сентябрь 2021-2022 | Организационная деятельность: - Подведение итогов работы; - Корректировка рабочей программы. |
этап – основной | Октябрь 2021-май 2022 | - Деятельность согласно корректированной программы деятельности ГДО «Соболята»; - индивидуальная конкурсная работа координатора местного отделения и координаторов школьных отделений РДШ, педагогов школ, родителей; - участие в областных, всероссийских форумах, семинарах; - участие в конкурсах педагогического мастерства, распространение опыта работы ГДО. |
9 этап – заключительный | Август 2022 | Подведение итогов, мониторинг эффективности деятельности |
Перечень мероприятий по реализации Программы
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки исполнения | Категория | ||
2019 | 2020 | 2021 | (для кого) | ||
1 | Разработка программы развития | + | | | Педагоги-организаторы |
2 | Формирование циклограммы мероприятий деятельности ГДО «Соболят» | + | + | + | Педагоги-организаторы |
3 | Обновление системы конкурсных мероприятий | + | + | + | Педагоги-организаторы |
4 | Мониторинг деятельности | + | + | + | Педагоги-организаторы |
6 | Организация и проведение традиционных мероприятий ГДО «Соболята» и мероприятий РДШ | + | + | + | Педагоги-организаторы |
7 | Организация и активизация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся | + | + | + | Актив Штаба ГДО, Педагоги-организаторы |
8 | Участие в областных конкурсах | + | + | + | Актив Штаба ГДО «Соболята», педагоги-организаторы |
9 | Повышение квалификации | + | + | + | Педагоги-организаторы |
10 | Информационно-пропагандистская деятельность (повышение информационной доступности о содержании и о сроках проведения конкурсных мероприятий) | + | + | + | Педагоги-организаторы |
7. Ресурсная обеспеченность
- нормативно-правовое обеспечение;
- организационное обеспечение;
- кадровое обеспечение;
- материально-техническое обеспечение;
- научно-методическое обеспечение;
- информационное обеспечение;
- финансовое обеспечение
Мониторинг хода и результатов реализации Программы
Критерии | Объект изучения | Методы | Периодичность | Форма представлений | Где будет рассмотрен |
Психологический климат в детской организации | Члены ГДО | Тестирование | Начало года Конец года | Справка | Круглый стол с педагогами - организаторами |
Динамика личностного роста учащихся | | Анкета | Начало года Конец года | Справка | Круглый стол с педагогами - организаторами |
Удовлетворённость деятельностью ГДО | | Анкета | Начало года Конец года | Справка | Круглый стол с педагогами - организаторами |
9. Ожидаемые результаты
- увеличение количества участия детей и подростков в работе организаций путем массового вовлечения в общественно-значимую деятельность (положительная динамика участия в городских акциях и массовых мероприятиях за 2019 – 2022 годы);
- самовыражение личности ребёнка в формировании его индивидуальности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей (увеличение количества числа мероприятий, организованных и проведенных собственными силами детей, реализация собственных инновационных проектов);
- рост численности организации (положительная динамика);
- рост числа участников и призёров областных, окружных, федеральных конкурсов (положительная динамика);
- укрепление позитивного имиджа детского и молодежного движения, повышение информированности общественности о вкладе детских и молодежных общественных организаций в решение социальных проблем города.