Статья «Развитие читательских интересов учащихся как основа реализации инновационного проекта «Российское движение школьников»

11
1
Материал опубликован 15 December 2018 в группе

  Касьяненко А.И.

Учитель начальных классов,

МБОУ Матвеево-Курганская сош №2, п. Матвеев Курган,

 

 

         29 октября 2015года, президент Владимир Путин подписал указ           

«О создании     Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников"». В указе говорится о том, что созданная организация призвана содействовать воспитанию подрастающего поколения и "формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей". Развитию личности должны способствовать несколько направлений. Организаторы движения считают, что это:

1.Творчество. С этой целью для детей организовываются фестивали и конкурсы, культурно-образовательные и досуговые программы, творческие проекты.

2. Популяризация комплекса ГТО, работа спортивных секций в школах, тематические образовательные программы, турслёты.

3. Профориентационные мероприятия.

Таким образом, Путин своим указом возродил "пионеров", создав "Российское движение школьников". Действительно, у РДШ, и у пионерии есть много общего:

·        одинаковый возраст членов;

·        воспитание школьников в духе государственных и общенациональных ценностей;

·        структура.

Но имеются и отличия:

·        членство в «Пионерии» основывалось на принципах обязательного вступления;

·        Российское движение школьников построено на принципах добровольного участия.

Следовательно, нужно выстроить работу педагога так, чтобы дети сами желали стать членами этого движения. Согласитесь, непростая задача. Но для учителя начальных классов она вполне решима.

Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (начального общего, основного общего, среднего общего образования) было введено понятие внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса. Эти программы организуется по пяти направлениям развития личности младших школьников:

·        духовно-нравственное;

·        общеинтеллектуальное;

·        общекультурное;

·        спортивно-оздоровительное;

·        социальное.

У учителя представляется прекрасная возможность посредством программ внеурочной деятельности, подготовить сознание младших школьников к добровольному вступлению в ряды РДШ.

Представляю опыт работы по реализации проекта «Вместе с книгой мы растём!» в рамках проведения внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению. Выбор данного направления не случаен. Детское чтение – это не только проблема педагогов, родителей, библиотекарей, но и всего государства в целом. В поддержку детского и юношеского чтения в Российской Федерации утверждена Концепция программы, которая представляет собой систему взглядов на основные проблемы в сфере детского и юношеского чтения. Основная цель программы - повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения, развитие культурной и читательской компетентности детей и юношества, а также формирование у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров.

 Эти вопросы рассматриваются как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства, имеющие важнейшее значение для будущего страны.

Я, как учитель, понимаю, что чтение является важной составляющей умения учиться, расширять и пополнять своё собственное информационное пространство. Без умения качественно читать, без сформированной привычки к чтению замедляется и приостанавливается личностный рост и развитие ребёнка. Проанализировав данную ситуацию пришла к выводу, что для литературного развития личности младшего школьника, его творческих способностей, приобщения к чтению художественной литературы, формирования творческого выражения и эмоционального восприятия художественных произведений, необходимы кардинальные меры. Результаты исследований и опросов, факты, статистические данные, а также собственные наблюдения показали, что уровень читательской грамотности детей при поступлении в первый класс снижен. Вовлеченность родителей в обучение детей чтению до школы остается относительно низким, и практически не растет. Собственный интерес родителей к чтению падает. Эти тенденции позволяют предположить, что в формировании читательской грамотности в последние годы возрастает роль периода обучения в начальных классах, и именно нам, учителям, необходимо приложить массу усилий, чтобы мобилизовать все возможные методы, формы организации мероприятий, и направить на решение данной проблемы.

Проект «Вместе с книгой мы растём!»

 

Цель проекта

·                   Пробудить любовь и интерес детей к чтению и убедить их в том, что именно книга- самый надёжный советчик, помощник и верный друг;

·                   через книгу расширить представление детей о мире, природе, о всём, что их окружает;

·                   формировать творческое выражение и эмоциональное восприятие художественных произведений;

·                   прививать интерес к чтению через проектную деятельность, творчество, театрализацию;

·                   воспитать грамотного читателя;

·                   приобщать детей к книжной культуре;

·                   содействовать возрождению и закреплению традиций семейного чтения.

 

Описание проекта

Проект включает в себя реализацию программы мероприятий:

1.Организация творческих детских групп для популяризации книги, и создания социальной рекламы, адресованной детям, которая формирует в их среде моду на чтение;

2.Проведение мероприятий, направленных на пропаганду юбилейных дат детских писателей, произведений русских писателей-юбиляров;

3.Организация и проведение недель детской книги (недели детской и юношеской книги, недели православной книги, недель, посвященных творчеству детских писателей);

4. Организация проведения открытых чтений;

5. Организация «Книжных десантов» - посещение детских дошкольных учреждений с обзорами книг для детей, а также показ кукольных спектаклей для дошкольников по воспитанию читательской культуры у малышей;

6.Проведение книжных марафонов;

7. Привлечение детей к участию в международных и всероссийских акциях, посвящённых детской книге (в том числе и акциях в рамках «Читай с РДШ») «Читай страна!», «Подари книгу»;

8.Организация встреч с интересными людьми, поэтами, писателями-современниками;

9.Проведение совместных мероприятий с Центральной детской библиотекой;

10.Участие в международных и всероссийских конкурсах литературной направленности;

11.Участие в Международном интернет-проекте про чтение художественной литературы, изучаемой в школе «Страна читающая»;

12.Организация книжных Фестивалей;

13.Создание семейного клуба «Неразлучные друзья – папа, мама, книга, я!

 

Результаты проекта

Проект реализуется на протяжении трёх лет. За это время традиционными стали мероприятия, посвящённые первой учебной книге: Азбуке, Букварю, дни Славянской письменности и культуры. Масштабно проходят недели Детской юношеской и Православной книги. Дети участвуют в акциях «Читаем детям о войне», «Библионочь», «Подари ребёнку книгу!». Проведение таких мероприятий с каждым годом становится масштабнее. Это говорит о том, что данное направление актуально и востребовано. Дети стали больше увлекаться книгами, участвуют в конкурсах художественного слова, читательских интернет – проектах. Происходит активное вовлечение детей в творчество, театральную деятельность, выявляются и поддерживаются одаренные дети в области литературного чтения и художественного слова. Родители являются постоянными помощниками и советчиками во всех начинаниях. Проводимые мероприятия положительно сказываются на читательской активности младших школьников, содействуют развитию культурной и читательской компетентности детей, способствуют воспитанию грамотного, квалифицированного, творческого и талантливого читателя, что соответствует запросам нашего времени.

 

Российское движение школьников заботится о развитии литературных и творческих способностей школьников нашей большой страны, поэтому запускает комплекс мероприятий «Читай с РДШ», который направлен на формирование культуры чтения, именно той культуры, которую мы формировали и развивали на уроках внеурочной деятельности. В мероприятия включены обзоры увлекательных детских книг, конкурсы, знакомство с писателями и экскурсии по издательствам, а также различные проекты:

·        Всероссийский проект «Профессия в издательстве».

·        Всероссийский проект видеоинтервью «Вопрос автору!».

·        Творческие встречи с популярными детскими авторами в рамках детской программы.

·        Экскурсии для школьников в издательствах.

·        Конкурсы:

Всероссийский конкурс сочинений «Мой личный дневник», «Дизайн обложки»; «Говорящая обложка».

Остаётся только сказать: «Вливайся! Участвуй! Побеждай!»

 

 

Список использованных источников

1.     Российское движение школьников заботится о развитии литературных и творческих способностей школьников нашей большой страны//      «Центр творческой молодёжи»https://www.mediarooms.ru/proekty-rdsh/chitaj-s-rdsh  (дата обращения: 03.07.2018).

Комментарии

Спасибо, Алла Ивановна! Очень актуально!

22 July 2019