"Семья - это та первичная среда, где человек должен творить добро". (В.А. Сухомлинский): 2024 - Год семьи

0
0
Материал опубликован 18 December

Автор публикации: А. Ашифин, ученик 8А класса

Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

В библиотеке было пусто. Тишина буквально пронизывала всю сущность этого места. По коже твоей проходит тревожный холодок. В жизни сюда не зашёл, если б не Марья Ивановна. Кто в здравом уме будет идти в столь душное место? Разве что счастливчик, которому попалось задание со звёздочкой найти произведение очередного писателя.

Лучик солнца осветил помещение.  Женщина, видно работающая здесь, не замечала новых лиц в бурых от форзацев книг и деревянной  мебели библиотеке. Свет то исчезал, то появлялся, выявляя мелкие частички пыли, блестящие невообразимым белым светом. Так, нужно найти эту книжку. Ты просматриваешь проход за проходом между множеством книг, упорядоченных и подписанных. Да… . Настоящий архив советской эпохи. Это только начало, а я уже хочу покинуть это место и как можно быстрее. Неужели в Интернет-ресурсах нет этого автора, что мне пришлось идти в такую глушь. Та вроде выход там, надобно позвать ту женщину. Но социофобия берёт своё.

Нет, я сам выберусь. Но раз я здесь, можно поискать что-то для подруги. У неё сестра ведь. Где тут было, или тут.  А вот картинка вроде детская. Сухомлинский В.А. «Яблоко и рассвет». Думаю, пойдёт. А вот. Неужели он? Да, он!!! А взрослые рассказы есть? «Мг», - один, второй, третий, четвёртый. – Бинго!  Сборник. Так, брать и уходить отсюда, но если подумать, сюда возвращаться придётся, а меня это не очень радует. Ладно, нужно сесть почитать, может позже весь текст в Интернете найду. Методом облегчения работы нужно выбрать себе короткий текст.

            Звук перелистывания страниц раздался эхом. Глубокая тишина… Вот вполне краткий рассказ «Письмо к сыну». Да уж, короче произведения не найти. Снова услышался шорох страниц. И опять тишина.

            «Добрый день, дорогой сын!» - видно автор был учителем или сослужащим, сразу чувствуешь крепкую руку аппаратника, причем, скорее всего, какого-то коммунистического рабочего. Представить не могу, как иногда люди жили без благ цивилизации. Скорее сына он не видел давно.

            Застучали часы. Видно эту ценность антиквариата завела эта женщина. Тиканье немного разнообразили гробовую тишину, и дало понятие, где примерно выход. Только к этому моменту стало понятно, что без чужой помощи в развилках этого места разобраться будет трудно. Так, стоит записать основные мысли, пока в голове хоть что-то задержалось.

Анализируя произведение А.С. Сухомлинского, можно говорить о его нравоучении и повествовательной направленности. «Письмо к сыну» хоть и не стало столь видным и значимым в писательской работе автора, но для него самого было очень важным. Изначально это интимная литература, проводящая связь между отцом и сыном, но почему тогда Сухомлинский принял решение его опубликовать? Это останется за семью замками, скрытых временем. Но то, что можно утверждать наверняка – это то, что Василий Александрович писал неспроста.

            Читая произведение, обращаем внимание и на грамотное построение текста и смысла в нём. В тексте наблюдается логичность повествования, его завершённость и гармоничность. Автор напоминает, что учился он по молодости в трудные «тридцатые», что приносит элементы автобиографического повествования. Беру смелость выдвинуть предположение, что автор хотел передать свой опыт и ценности, выстроенных благодаря нелёгкому жизненному пути. Это видно в упоминании рассказа отца Василия, в его письме, тогда ещё юного Сухомлинского. И рядом с караваем отцовское письмо – то первое письмо, о котором я говорю. Оно хранится у меня, как первая заповедь: «Не забывай, сын, о хлебе насущном. Я не верю в Бога, но хлеб называю святым. Пусть и для тебя он останется святым!».

            Значимость простой буханки хлеба и труда подчёркивается уже в следующих предложениях: «Помни, что дед твой, мой отец Омелько Сухомлин, был крепостным и умер за плугом на ниве!»

            Приравнивая труд к высокой добродетели, автор не забывает о страдании, что пришлось пройти, работая. В первую очередь, прослеживается след воспитания внутри семьи, приводя в пример подвиг дедушки.

            В дополнение, воспринимая смысл письма отца к Василию, можно говорить о связи между добродетелью труда и её позитивном влиянии на воспитание. Кто не знает, что такое хлеб и труд, перестаёт быть сыном своего народа, теряет лучшие духовные качества, становится безликим существом, недостойным уважения. Кто забывает, что такое труд, пот и усталость, тот перестает дорожить хлебом. Какой бы из этих трёх могучих корней был повреждён у человека, он перестает быть настоящим. У него появляется гниль, червотинка…

            Помнишь, как накануне первомайского праздника я пришёл к вам в класс и передал просьбу колхозных механизаторов. 

– Замените нас, пожалуйста, в поле в праздничные дни, мы хотим отдохнуть. Помнишь, как не хотелось всем вам юношам вместо праздничного костюма одевать комбинезон, садиться за руль трактора, быть прицепщиком? Но зато какая гордость светилась в ваших глазах, когда эти два дня прошли, когда вы вернулись домой, чувствуя себя тружениками?

В последствии, автор плавно перенаправляет мысли его отца в свои, как бы передавая бесценный семейный опыт, сложившийся поколениями. Апофеозом всего письма станет просьба Василия Сухомлинского к сыну: «Работай хорошо, не подводи ни себя, ни отца, ни товарищей».

Повествование оканчивается историей об старике – знакомом Василия, который обучит Сухомлинского-младшего правильно садить яблоки. Но дело не в самих деревьях, а в отношении к ним. Приводя параллели, автор создаёт философский подтекст, что формирует впечатление, что письмо было не просьбой передать опыт, а некой притчей – более высокодуховной и сакральной, чем может показаться на первый взгляд. Добро или смежные понятия в тексте отсутствуют, но педагог Сухомлинский умело провёл логическую нить, проводя параллели и используя множество приемов для того, чтобы донести сыну истину, которую ему привили с детства в кругу семьи. На этом и строится магия произведений писателя.

Подводя итоги, можно говорить, что «Письмо к сыну» довольно сложное для осмысления, но в то же время привлекательное по своему содержанию. Оно даёт понимание, как построить взаимопонимание между людьми, передаёт несравненный опыт и «пищу» для размышлений. Но основную мысль произведения видно сразу: «Семья – это среда для строения взаимоотношений».

Вдумчиво и осмысленно прочитав несколько раз всё то, что мне удостоилось написать, я, как примерный ученик, удостоверился, что всё написано верно и правильно. Да в принципе меня устраивало построение моего текста. Следует отнести это Марье Ивановне…

Послышался какой-то скрип. Проблески света уже не так сияли ярко-белыми лучами солнца. Ладно, время, как минимум, не зря утекло. Нужно выдвигаться. Счастье, что на тот момент среди полок уже виднелась причёска подруги. Хоть выберусь с этого места спокойно.



Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации