Сочинение "История одного портрета"
Автор публикации: Ю. Митюкова, ученица 9 класса
Пояснительная записка
Название | «История одного портрета» |
Ресурс | Сочинение (историко-художественный анализ произведения изобразительного искусства) |
Автор, возраст | Митюкова Юлия, 14 лет |
Краткая аннотация | В сочинении автор доказывает историко-художественную ценность картины березниковского художника Л.А.Старкова «На страже Октября» и ее правдивость в изображении событий для изучения отдельного эпизода истории России. |
Наименование конкурса | Всероссийский конкурс сочинений школьных сочинений по произведениям художников «О чём говорят картины?» |
Класс | 9 класс |
Объединение | «Рулевые-мотористы» |
Учреждение | МАУ ДО «Детско-юношеский центр «Каскад»г.Березники, Пермский край |
Куратор | педагог дополнительного образования МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»Кузнецова Г.И. |
История одного портрета
(историко-художественный анализ картины Л.А.Старкова
«На страже Октября»)
План сочинения
1. Введение . Первое знакомство
2. Анализ картины
3. Заключение
4. Источники
5. Приложение (картина)
1. Введение. Первое знакомство.
Я вхожу в городской краеведческий музей, и, отрываясь от обыденных земных дел, попадаю в мир истории и искусства. Я поднимаю глаза, и сталкиваюсь взглядом с молодым моряком. Легкая оторопь выдавливает из меня «Здравствуйте»… Только спустя мгновения я понимаю, что это всего лишь картина…
Так я познакомилась с произведением Леонида Александровича Старкова «На страже Октября». И возникла идея – охарактеризовать его правдивость в отображении реальных исторических событий, показать историко-художественную ценность картины.
В своем сочинении я постараюсь:
1. Проанализировать и охарактеризовать сюжет картины;
2. Выявить «корни» точности в изображении морских и технических деталей на картине.
3. Проанализировать выбор и правдивость художественных приемов в отображении конкретных исторических событий.
2. Анализ картины
Из беседы с дочерью Л.А.Старкова Екатериной Леонидовной мне стало известно, что на картине изображен некий Овчинников, служивший на крейсере «Аврора». По свидетельству очевидцев создания картины (жены и дочери, друзей семьи Старковых), моряк был просто знакомым художника. По окончании службы на флоте он зашел как-то к Леониду Александровичу в гости, и Старков решил написать его портрет на фоне корабля, на котором служил этот моряк – крейсере «Аврора». В семейном архиве сохранились эскизы и предварительные наброски к картине.
Почему художник выбрал фоном к портрету Невскую набережную и памятник революции – крейсер? Чтобы разобраться в этом, обратимся к биографии художника.
Березниковцам давно известно имя Леонида Александровича Старкова, члена Союза художников СССР. Все творчество его неразрывно связано с Уралом, с городом Березники.
Л.А. Старков родился 29 мая 1894 года в семье рабочего. Детство художника прошло в поселке Елизавето-Пожва на Каме. Природа этих мест, рассказы старожилов, революционные события 1905 года составили первые детские впечатления, а потом послужили и темами для его произведений. Первые свои «художественные произведения» Лёня Старков нередко выставлял на улицу. Бумагу в то время успешно заменял кусок железа или деревянная доска, а карандаш, кисть и краски – кусок угля, сажа, синька и белила. Эти необычные «выставки» привлекали внимание многих любопытных. Вскоре Л.А. Старков становится учеником рабочего университета, и учится в студии пермского художника А.А.Седова, где он получает первые сведения по истории искусства, анатомии, перспективе.
Творчество Л.А. Старкова разносторонне. Он автор многочисленных портретов, пейзажей, исторических полотен, натюрмортов. Надо отметить, что у Старкова был особенный дар, дар настоящего художника. Он всегда верно чувствовал запросы времени, те задачи, которые оно выдвигало перед художником. Еще в 20-е годы, будучи просто любителем, Старков мечтал о создании произведения большого социального значения, где бы отразилось современная ему героическая действительность. На формирование личности будущего художника большое впечатление оказала и Октябрьская революция 1917 года. В 20-м году он вступил в партию большевиков.
В октябре 1941г. Л.А.Старков переехал в Березники и устроился работать во Дворец культуры им.В.И.Ленина художником, вел занятия изобразительного кружка.
Картина написана в 1970 году. Надо сказать, что революционная тематика всегда привлекала художника. В этот период, наряду с традиционными для него индустриальным пейзажем, историческим жанром, натюрмортом, Старков, цельный художник с поэтическим восприятием мира, с собственным твердым уверенным почерком, работает и в области портрета. И в этом жанре ему удалось создать не менее интересные работы. Их немного, но они стали одной из ярких страниц в его творчестве. Они говорят о нерастраченных силах автора, о его человечности, о бережном отношении к людям. Одной из таких работ и стало произведение «На страже Октября».
Картина написана в классическом стиле. Об этом свидетельствуют правильные пропорции человеческого тела и черты лица, плавность линий, сдержанная гамма цветов.
Размер картины достаточно большой: 2700см Х 1750см. Это придает картине некоторую монументальность, даже некую пафосность, что характерно для 70-х годов. Достоверно неизвестно, была ли написана картина «по заказу» или нет.
Во-вторых, необходимо обратить внимание на формат картины. Выбор формата здесь не имеет случайного характера. Он имеет нерушимую связь, как с содержанием художественного произведения, так и с композицией. Горизонтальный формат использовался художниками повсеместно и никогда не терял своей актуальности. В формате одинаково ярко отражается и индивидуальный темперамент живописца, и вкус целой эпохи. Картина Л.А.Старкова «На страже Октября» имеет поперечный формат. Он, безусловно, более пригоден для повествовательной композиции, для последовательного развертывания движения мимо зрителя. Можно отметить, что формат обладает не только своим определенным декоративным ритмом, но и определенным эмоциональным тоном.
На переднем плане картины изображен молодой моряк, служивший на крейсере «Аврора», у него очень серьезный взгляд, брови его нахмурены, а голубые глаза куда-то упорно смотрят. Матрос сжимает кожаный ремень автомата в сильный и мужественный кулак. За спиной у матроса, чуть левее, изображен крейсер «Аврора».
При написании фигуры матроса художник пользуется своими излюбленными темными тонами, и это придает картине строгость и четкость. Художник выделяет лицо и руки – эти решающие компоненты портретного образа.
Небесно-лазурный гюйс (морской воротник с полосками по канту) оживляет темную, строгую, синюю форму, будто «распластавшись», как «чайка», он лежит на сильных плечах моряка. И это сравнение с морской птицей не случайно. Люди, работающие или служившие на флоте, говорят, что гюйс именно так и проглаживается, складываясь в букву «М» (можно читать, как «Моряк», «Матрос», «Море») или в «Чайку».
Хотя точно известно, что Старков никогда «вживую» не видел крейсера, ему удалось детально и технически верно изобразить корабль. Мачта, реи, «звенящие» от ветра марсофалы, носовые артиллерийские орудия прописаны отнюдь не схематически. Так мог написать человек, только очень хорошо и не понаслышке знакомый с кораблями. И действительно, если вспомнить место, где провел свое детство Леонид Александрович – поселок Елизовето-Пожва, многое становится понятно. Ведь Елизавето-Пожевский судостроительный завод князей Всеволожских является родиной первого парохода на Урале и второго в России. Здесь еще в 1816г., а затем и в 1817, 1819 и позже мастера и механики братья Казанцевы, Данила Вешняков, Павел Чистяков, Георгий Шестаков, Николай Беспалов отправляли в плавание до Перми и дальше свои пароходы. На заводе тогда работало почти все мужское население поселка, и слова «кнехт», «иллюминатор», «якорный клюз», «форштевень» для любого мальчишки в поселке не были «загадочными» словами, а вполне понятными и знакомыми вещами. Наверно, не раз бывал на заводе и Леня Старков. Так вот откуда такая точность в прорисовке деталей у художника!
Даже якорная цепь, уходящая в свинцовую воду, изображена до мельчайших деталей. Вспоминается строчка из стихов Андрея Вознесенского, ставших частью рок-оперы «Юнона и Авось» «…Белоснежные контрфорсы, словно лошади, воду пьют». Вот именно так, плавной линией лошадиной шеи уходят контрфорсы (то есть звенья) якорной цепи у Старкова.
Изучив источники об истории крейсера «Аврора», я узнала, что он был построен на петербургской верфи «Новое Адмиралтейство» в 1897-1900 гг. Боевое крещение он получил в Цусимском сражении во время Русско-японской войны 1904-1905 гг.
Но поистине неувядаемую славу, известную не только нашим родителям, еще успевшим побывать пионерами и комсомольцами, но и нам, крейсер «Аврора» обрел в революционной борьбе. В феврале 1917 года авроровцы первыми на Балтийском флоте подняли на мачте красный флаг. С этого момента крейсер принимал активное участие во всех важнейших революционных событиях.
По приказу Петроградского военно-революционного комитета в ночь на 25 октября судовой комитет вывел крейсер на боевую позицию к Николаевскому мосту. Знаменитым холостым выстрелом «Аврора» дала сигнал к началу штурма Зимнего дворца. 17 ноября 1948 года «Аврора» была установлена на вечную стоянку у левого берега Малой Невы в Ленинграде как памятник Октябрьской революции.
Если присмотреться к картине внимательнее, то мы увидим дым, идущий из корабельных труб. Кажется, что вот-вот раздастся команда «Поднять якорь». Остается загадкой, почему же художник показал дым, возможно, этим он хотел «оживить» «Аврору», (она уже давно находилась на вечной стоянке), может, его свободолюбивой натуре претила теперь уже вечная неподвижность корабля?
Да, картина отражает лишь остановившееся мгновение, но в тоже время в ней чувствуется движение, оно угадывается по развивающемуся флагу «Авроры», по струящимся «косицам» (ленточкам) бескозырки, по бегущим облакам на небе, натянутым от ветра штагам и марсофалам. Завершают создание образа Нева с набережной, небо и полоска Ленинграда на горизонте. Небо художник изобразил разное: над Ленинградом оно светлое, а над крейсером темное, серое, а в левом верхнем углу сквозь дым, идущий из труб, проглядывает солнце. Но в целом, оно создает впечатление хмурого. Это, конечно, всего лишь предположение, но может быть, в красках хмурого неба и сгустившихся тучах художник отразил неспокойное время начала 80-х годов. Уже началась «гонка вооружений», противостояние социалистического и капиталистического мира порой достигало критического пика. В пользу этого предположения говорит и само название картины – «На страже Октября». Этот молодой парень не просто охраняет памятник революции – он стоит на страже завоеваний Октября, в том числе и свободы от иноземных захватчиков, которые нападали на нашу страну и в 1918, и в 1941г.
Заключение
Л.А.Старков был художником, чье творчество неотделимо от истории развития изобразительного искусства советского периода. Это был художник большой души. Его искусство всегда служило народу и отличалось гармоничностью и цельностью. Большую часть его наследия занимают портреты, на которых он запечатлел образы людей труда, он никогда не ограничивался внешним сходством, а старался раскрыть человеческий характер, проникнуть в суть человека. Поэтому его портреты согреты душевным теплом, покоряют непосредственностью восприятия. Старков за 50 лет своей творческой жизни сумел создать большое количество произведений, которые стали своеобразным документом эпохи. В 1976 году Л.А.Старков умер. Но память о нём живет в его картинах.
Л.А.Старков, даже судя по этому одному произведению, является действительно мастером-маринистом и мастером сюжетного портрета. Ему удалось до мельчайших деталей прописать не только море, небо, волны, ветер, но и крейсер со всеми его частями и устройствами, передать дух эпохи, настроение и образ человека. Историко-художественная ценность картины для изучения эпизода истории Российского флота, связанного с Октябрьским переворотом и историей крейсера «Аврора» безусловна.
Глядя на эту картину, мне вспоминаются две другие, всем известные, по плакатам революционной и военной поры: «А ты записался добровольцем?» и «Родина-мать зовет!». Эти три произведения создают своеобразный художественно-временной ряд, отражающий три непростых периода жизни страны – защиту Родины во время гражданской войны, во время Великой Отечественной войны и готовность к обороне Родины в относительно «мирный» период начала 80-х годов. Я думаю, что продолжить эту галерею могла бы какая-нибудь картина современного художника с портретом солдата Афганской или Чеченской войны.
Источники:
1. Автобиография Л.А.Старкова (документ хранится в семейном архиве семьи Старковых)
2. Фонограмма беседы с дочерью Л.А.Старкова Е.Л.Старковой.
3. Фоторепродукции картин Л.А.Старкова (из семейного архива Старковых)
Приложение 1.
Л.А.Старков «На страже Октября», 1970г.
7
Кузнецова Галина Ивановна
Легоцкая Вера Сергеевна
Кузнецова Галина Ивановна