12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Вячеславовна5555
Россия, Орловская обл., Орел

СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ

ПО КАРТИНЕ «ЗАВТРАК ГРЕБЦОВ»

ПЬЕРА ОГЮСТА РЕНУАРА

       t1578314501aa.gif

Пьер Огюст Ренуар, Завтрак гребцов, 1880-1881г., Собрание Филипса, Вашингтон.i

 

            План:

    1.  Введение.
    2. Особенности творчества Пьера Огюста Ренуара.
    3. История создания картины «Завтрак гребцов».
    4. Сюжет произведения.
    5. Анализ выразительных средств.
    6. Вывод. 

 

    Я хочу рассказать о картине под названием «Завтрак гребцов» – одном из известнейших произведений, ставшим знаковым для французского импрессионизма. Ее создатель – художник Пьер Огюст Ренуар с малых лет проявлял интерес к живописи. Люди всегда представляли для него особый интерес. Именно поэтому лучшие художественные находки импрессионизма он применил в своем творчестве, создавая портреты близких ему людей, богатых клиентов и моделей.

     Живопись Огюста Ренуара характеризуется мимолётными эмоциональными набросками, которые он создаёт по общему впечатлению – это те средства, с помощью которых художнику удается показать окружающий мир подвижным и постоянно меняющимся. Ренуар всё время находится в творческом поиске и в разные годы кардинально меняет стиль своего письма, применяет новаторские решения в цвете: то акцентирует внимание на светлых чётких изображениях, то применяет яркую красную или многообразную чёрную палитру. Эти метаморфозы и характерные черты живописи Ренуара отражаются в картине «Завтрак гребцов».

     Кропотливая работа над созданием полотна шла несколько месяцев. Декорациями для произведения послужил речной ресторанчик «Фурнез» на Сене в городке Шату под Парижем, где и была написана картина. В конце XIX века люди всё больше увлекались греблей, и «Фурнез» – живописный уголок для отдыха, где можно было остановиться в отеле и взять на прокат лодку, стал модным местом встреч любителей гребли и парижского творческого бомонда.

     Именно такую легкую сцену теплой встречи близких людей показал Ренуар на картине «Завтрак гребцов». Герои полотна, отдыхающие за городом парижане, изображены в естественных положениях и непринужденной обстановке, несмотря на то, что все позы были постановочными. Здесь царит оживленная и легкая атмосфера, нет ни малейшего намёка на торжественность группового парадного портрета. Все герои взаимодействуют друг с другом, они расслаблены и обсуждают привычные дела. На переднем плане стоит небрежно накрытый столик, в центре которого расположена ваза с виноградом в окружении бутылок вина и разнообразных сосудов для питья. На причудливых стенках бокалов играют рубиновыми отсветами остатки вина на донышках. Мужчины и женщины, представители различных социальных слоев, отдыхающие вместе, иллюстрируют типичное для французской культуры того времени смешение общественных классов. На картине нет случайных персонажей. Полотно изображает реальных людей, друзей Ренуара. Он приглашал позировать каждого из них отдельно. На переднем плане можно увидеть художника и торговца картинами Гюстава Кайботта, который весело и безмятежно расположился в правой нижней части картины, рядом с любопытством заглядывая ему в лицо сидит натурщица и актриса, бывшая продавщица цветов Анжель Лего, над ними склонился итальянский журналист Антонио Маджиоло, слева сидит дама с собачкой – Алина Шариго – натурщица, впоследствии ставшая женой Огюста Ренуара. Позади нее облокотившись на перила изображены сын и дочь хозяина ресторана «Фурнез» – Альфонс и Альфонсина Фурнез. На заднем плане ведут оживленную беседу литератор Жюль Лафорг и коллекционер и издатель Шарль Эфрусси. На среднем плане мы видим актрис и натурщиц Эллен Андре и Жанну Самари, аристократа и государственного деятеля Рауля Барбье, а также близких друзей Ренуара чиновника Пьера Лестренге и журналиста и писателя Поля Лота.

   Сцена кажется фотографией из-за своей непринужденности, но композиция скрупулезно выстроена. Ренуар умело управляет взглядом зрителя. Вначале мы видим сидящего за столом Кайботта, затем в глаза бросается девушка в шляпке, которая облокачивается на перила, а на заднем плане открывается вид на лодки, реку и мост Шату. Так, все герои полотна находятся в непринуждённых позах, но их лица, жесты и композиция в целом чётко определены.

     Тёплый оранжевый свет проливается сквозь летний навес, перекликаясь и гармонируя с деталями одежды героев, а мазки синего, зелёного цветов и их оттенков связывают композицию. В центре расположен стол, но его детализация, похожая на эскиз, не отвлекает внимания от деталей, прописанных тщательнее. Фон из зеленой листвы сжимает сцену и создаёт ощущение расслабленного отдыха в узком дружеском кругу.

     Для полотна характерна импрессионистская манера письма. Тем не менее, лица героев прорисованы детально и тонко. Это, в свою очередь, противопоставляется предметам на столе: бутылки вина, посуда, гроздья винограда изображены свободно, отчетливыми, бросающимися в глаза мазками. Милая пушистая собачка на руках у Алины написана ювелирно и сочетает в себе плавные миниатюрные мазки, трудноуловимые изменения тона и мягкие переходы цвета. Синий и кремовый цвета объединяют расположенных на картине персонажей в единую композицию.

    Многие детали перекликаются и помогают удачно вести взгляд по картине. Это, к примеру, тона соломенных головных уборов, а также цвета в тенях на белых майках и скатерти. Кроме того, Ренуар использовал большое количество чистых цветов: крупные красные цветы, украшающие поля шляпки, платье глубокого синего цвета, зелень виноградных листьев и бутылок на столе. Удачный контраст создают яркие, отчётливые цвета на первом плане и приглушённый задний план – фигуры и растительность.

     Эта картина привлекла мое внимание тем, что она наполнена позитивными эмоциями, атмосферой радости и создаёт тёплое ощущение легкого отдыха и счастливой встречи близких друзей. Основная идея картины «Завтрак гребцов» – чувство жизни, радость бытия. Общее состояние солнечной лучезарности передано с большой убедительностью, тонкостью, мастерством. Для психологической, эмоциональной характеристики образов найдено верное композиционное, живописно-пластическое решение. Ренуар достигает необычной гармонии колорита. Он добивается почти акварельной прозрачности красок, и колористическое решение картины построено на очень тонких цветовых и тональных контрастах, прекрасно раскрывает радостную суть непринужденной дружеской встречи и трепещущую светом природу, выражая то светлое восприятия мира, характерное для Ренуара-импрессиониста, «живописца счастья».

Автор материала: Т. Ветрова (1 курс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Татьяна Кайзер, 06.01.20 в 16:08 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный, познавательный материал!
Ольга Вячеславовна, 06.01.20 в 16:32 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.