Сочинение-описание по картине П.Кончаловского «Сирень в корзине» (Русский язык, 5 класс)
видео
MP4 / 11.49 Мб
видео
WMV / 24.35 Мб
презентация куроку
PPTX / 19.5 Мб
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Урок развития речи по русскому языку в 5 классе
Тема: сочинение-описание натюрморта П.П.Кончаловский «Сирень в корзине»
Цели: 1) подготовить детей к сочинению-описанию изображенный поэтический предмет;
2) показать пятиклассникам разницу в изображении «поэтического» предмета поэтом и художником (живописцем);
3) ввести в активный словарь учащихся имена прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину и выражающие оценку.
4) использование на уроке музыки, легенды, стихотворений расширяет кругозор учащихся, оказывает влияние на описание картины, усиливает ее эмоциональное восприятие, позволяет сравнивать описание одного и того же предмета, обостряется наблюдательность, стимулируются творческие поиски и появляется желание описать картину красиво.
Задачи:
обучающие: дальнейшее совершенствование навыков грамотного письма и связной речи обучающихся; обогащение словарного запаса школьников, совершенствование умения отбирать языковые средства, характерные для текста описания;
развивающие: развитие воображения, образного мышления; эстетического вкуса;
воспитательные: обогащение эмоциональной сферы школьников, формирование умения преживать эстетические чувства; воспитание любви к миру, интереса к искусству, к личности выдающегося человека
Результаты обучения:
личностные: интерес к созданию собственных текстов; стремление к совершенствованию речи; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в устной или письменной форме;
метапредметные: способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую, адекватно выражать свое отношение к изображённому на картине; умение создать устный и письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания;
предметные: знать о роли деталей в художественном описании, содержание понятия «натюрморт»; создавать текст-описание
Универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
Осознание задачи преобразовать визуальную информацию в текстовую.
Планирование работы с учётом ее этапов: (коллективная беседа по картине, сбор материала, усвоение задачи, обсуждение мнений), групповая, самостоятельная (создание собственного текста).
Способность преодолевать трудности, возникающие в процессе работы над сочинением, поиск решений.
Адекватность самооценки, рефлексия, постановка новых задач.
Познавательные УУД:
Точное понимание цели работы.
Поиск и отбор информации
Построение сложного плана
Создание текста по плану.
Коммуникативне УУД:
Достаточно полно и точно выражать свои мысли.
Слушать и вступать вдиалог при обсуждении сочинения (вопроса).
Формулировать вопрос в процессе поиска информации.
Оформление мысли в соответствии с нормами русского литературного языка
Оборудование: Мультимедийный комплект, презентация, видеоролик к уроку,портрет П.П. Кончаловского; репродукции натюрмортов « Сирень у окна», «Сирень», « Сирень в корзине»; портрет поэта В.Рождественского, звукозапись оперы П.Чайковского «Спящая красавица», раздаточный материал к уроку.
Предварительная работа: подготовка чтецов; групповые задания «Мы в картинной галерее», работа с толковым словарём; работа с легендами; индивидульное задание: подобрать музыку
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Вступительное слово учителя о жанрах живописи.
Посмотрите видеоролик. (два клика на «звездное небо» на слайде №2) Подумайте, о чем мы будем говорить на нашем уроке. Какова его тема? (О живописи)
слайд №3,4.
Итак, мы отправляемся в картинную галерею. В первом зале познакомимся с художником пейзажистом И. И. Левитаном
Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. (Работа 1 группы)
Слайд №5,6.
Далее – с портретистом К. Е. Маковским
Портре́т — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (Работа 2 группы)
Слайд № 7,8
А в следующем зале нас ждет встреча с художником, который великолепно писал натюрморты. Рассмотрим его картину.
Слайд № 9
Словарнная работа со словами «пейзаж», «портрет» «натюрморт» (Слова записать в тетрадь, проговорить вслух, составить устно словосочетания).
Слайд № 10
Страничка из словаря (Работа 3 группы)
Слайд № 11
Легеда о сирени Молодой Пан – бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень Вот что гласит древнегреческая легенда. (Работа 4группы)
Слайд № 12
Прекрасная, душистая сирень воспета многими писателями и поэтами, художниками и композиторами Послушайте, как писатель А.И.Куприн передает свои чувства при виде сирени в рассказе «В зеленом домике отца».
«Цветы сирени…фиолетовые, белые, розовые. Весело в старом Гатчинском парке…
Цветут сирени. В старом парке из них целые аллеи. Сирень пахнет. Медленно и ласково раскачивают свои грозди цветы.
…Благоухает сирень, обещает весну, и так сладко, сладко обонять нежный запах и думать о том, что вот уже прошла зима и цветут деревья в радостном блаженстве».
Слайд № 13,14 Вот как вдохновенно описал сирень поэт Всеволод Рождественский
( выразительное чтение подготовленн ыми учениками )
Сирень.
Прогремела гроза, прошумела,
Затихая, грохочет вдали.
Золотые лучи, словно стрелы,
Сквозь клокастые тучи прошли.
Воздух полон прохлады и тени.
Встала радуга светлым венцом.
И тяжелые гроздья сирени
Наклонились над нашим крыльцом.
Хорошо на весеннем просторе
По откосу сбежать наугад,
Окунуться в душистое море,
Захлебнувшее дремлющий сад.
Сколько белых и темно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось
Ветку тронешь – дождем лепестковым
Осыпается мокрая гроздь.
В легкой капельке, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.
- Каково же отношение к сирени разных авторов? Что общего?
(Восхищение, любование).
Так о сирени могут писать люди, по-настоящему любящие и понимающие природу.
Слайд № 15.
П.П.Кончаловский…Сирень стала для художника не только источником вдохновения, но и одной из главных тем творчества.
Слайд № 16 2 клика – видеофильм о Художнике. 1 Клик – выход
Слайд № 17
Вы слышали слово «Колорит» Заглянем в словарь
Слайд № 18
Цвет – средство эмоциональной выразительности живописи,её духа
Слайд № 19
Повторим правописание словарных слов
+ Тест (Кликнуть на значок с восклицательным знаком) Все уч-ся на листах. 1- 2 ученика у монитора. Потом проверка
Беседа по картине ( в ходе беседы учащиеся записывают в тетради словосочетания и отдельные слова на черновики, набирают рабочий материал для написания сочинения)
1. В какое время года мы можем встретить сирень в природе? Можем мы сегодня почувствовать запах сирени? (сирень можно увидеть весной, а сегодня при виде картины мы чувствуем аромат сирени)
2. Подберите синонимы к прилагательному «ароматный» ( душистый, благоухающий,пахучий)
3.Какого цвета, каких оттенков эта пышная сирень? (лиловая, темно-красная, белая, розоватая)
5.Опишите ветки сирени, расположенные в центре, верхней части и нижней части букета. ( В центре букета-большая ветка белой жемчужной сирени, вверху темно-красные грозди сирени, между ними виднеются белые, голубоватые и фиолетовые ветки , а внизу фиолетовая с серебристым оттенком и рядом с ней – розоватая ветка)
6.Какими прилагательными можно описать сирень и выразить свое отношение к ней? (изумительная, чудная, чудесная,восхитительная, великолепная, прекрасная, роскошная, замечательная, дивная, поразительная, несравненная и т.д.)
7.На каком фоне изображена сирень и почему? ( на фоне стены, так как хорошо выделяются яркие насыщенные цвета, которыми написана картина)
8.Что чувствуете вы, глядя на картину? ( картина вызывает восхищение, хорошее радостное настроение, напоминает о весне, о празднике)
Слайд № 20
Групповая работа по сбору материалов по схеме Рассмотриванение картины под музыку П.Чайковского «Фея сирени» из оперы «Спящая красавица» (репродукция картины в учебнике)
Обсуждение
Слайды № 21-28
Заполнение таблицы (Групповая работа. Учитель осуществляет помощь)
Что изображено? | Как изображено? | Мои чувства, мысли, эмоции |
1.Обилие цветов | Обильный букет, роскошный, щедро собранный букет, целая охапка, для такого букета понадобилась корзина | Веток собрано так много, что понимаешь: в саду большое разнообразие кустов сирени и цветут они дружно.Коллекцию сортов с любовь подбирали, высаживали,ухаживали |
2.Сирень свежая, только что сорванная | Кисти пушистые,упругие, листья еще не успели увянуть, а верхушки кистей поникнуть | Такое ощущение, что ветки ещё влажные от утренней росы, прохладные. |
3. Цвета и оттенки: - кисти сирени - листья | Кисти сирени лиловые, розовые, бледно-розовые, разных оттенков красного цвета, белоснежные, жемчужные Листья зелёнык, светло-зелёные,темно-зелёные | Трудно подобрать слова, чтобы описать слова, чтобы описать все цвета, все тона и оттенки, которые понадобились художнику. На свету и в тени краски разные |
4.Мастерство художника в изображении | Перед нами большой букет в плетёной корзине | Букет огромный, но прописана каждая |
- цветов, лепестков | Цветочки-звёздочки собраны в пучки (пирамидки) которые хорошо прорисованы. А вместе они составляют пышные грозди (кисти).Пышные, нежные, душистые, праздничные, нарядные, тяжёлые. крупные | Цветы как живые, особенно если смотреть на картину издали |
- листочков | Точно передана форма листа сирени, видны стебельки и прожилки, острые кончики | Хочется прикоснуться к прохладной глянцевой сверху, и бархатистой снизу поверхности. |
- веточек | Ветки крупные, длинные. Каждая веточка видна отдельно, она выделяется на фоне других, ёё можно рассмотреть | Хотя веток много, букет выглядит очень аккуратно, ведь каждая веточка не заслоняет другиие. Веточки собраны в букет так, что кисти сирени не сливаются, не смешиваютя ни по цвету, ни по форме |
- корзины | Сплетена и х прутьев, обычная дачная корзина. Только она могла вместить такой богатый букет | Как хороша эта самая корзина в союзе с роскошным букетом сирени! Они вместе настоящий «сиреневый праздник» |
Фон | Корзина с сиренью расположена на полу у стены. Неброский, неяркий, обыденный фон. На стене видны тени от букета. | На таком фоне сирень выглядит ещё ярче и нарядней |
Что хотел сказать (показать) своей картиной автор? Какие чувства он выразил в соем натюрморте? | Как красивы эти простые, привычные глазу цветы, распустившиеся на непрхотливых кустах. Стойко переживших зиму. Автор передал своё восхищение красотой природы, радость от утренней весенней свежести | Вспоминается весна, теплые дни, возникает радостное, даже праздничное настроение. В душе звучит музыка |
П.П.Кончаловский о своей картине | «В этом букете всё живет, цветет и радуется» | А говорят, что натюрморт – это «неживая природа». Только благодаря художникам и понимаешь, насколько красива природа.Чувствуешь, что она живет и дышит. Даже если бы художник не сказал эти слова о своей картине, мы сами бы почувствовали радость и частье, глядя на неё. |
Слайд № 21
Составление плана сочинения-описания
Примерный вариант плана может быть таким.
I. П.П. Кончаловский – мастер изображения цветов.
II. Чудесный букет сирени.
Цвет
Гроздья.
Листья
Корзина
III. “В букете все живет, цветет и радуется”.
Работа над вступлением к сочинению и его заключением
Вывод
И поэты, и композиторы, и художник изображают один и тот же предмет – сирень, только разными художественными средствами: художник-красками, поэт- словом, композиторы – мелодичными звуками
Сейчас у вас есть возможность почувствовать себя писателями, поэтами, художниками слова
Описать картину П.Кончаловского словами, используя наработанный во время урока материал.
Самостоятельное написание сочинения.
Примерный вариант сочинения:
П.П.Кончаловский был садоводом и любил изображать цветы. Никто из русских художников не создал так много натюрмортов с изображением цветов как он.
Любимые цветы П.П.Кончаловского - сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Наиболее известная из них "Сирень в корзине". Сирень изображена в корзине на столе. Она стоит красочная как разноцветный ковёр. Кисти сирени пышные сочные, как будто мокрые. Кисть состоит из маленьких, нежных цветочков. Листья у сирени тёмно-зеленые, а куда упал солнечный луч и позолотил их- жёлто-зелёные кисти. Сирень разных цветов: белая, фиолетовая, голубоватая. Торжественно выглядит в середине букета высокая тёмно-красная ветка. А как нарядна нежно-розовая сирень! Какие у неё оттенки: жемчужные, лиловые. Корзина, в которой стоит душистая сирень, сплетена из прутьев. Они как будто обнимают ветки сирени.
Мне очень нравится натюрморт П.П.Кончаловского "Сирень в корзине". Посмотришь на эту картину и вспомнишь о весне, о ярком солнышке, и как-то сразу становится радостно на душе. Невольно хочется потрогать руками эти роскошные, свежие, как будто только что срезанные грозди сирени." В этом букете всё цветёт, живёт и радуется",-писал сам П.П.Кончаловский. Да, такую чудесную картину мог создать только художник, влюблённый в родную природу".
Следующий урок будет посвящен анализу творческих работ учащихся (разбор наиболее удачных и менее удачных сочинений)
Рефлексия