12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Калинина Ирина Викторовна20


видео
MP4 / 11.49 Мб

видео
WMV / 24.35 Мб

презентация куроку
PPTX / 19.5 Мб

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ


Урок развития речи по русскому языку в 5 классе


Тема: сочинение-описание натюрморта П.П.Кончаловский «Сирень в корзине»



Цели: 1) подготовить детей к сочинению-описанию изображенный поэтический предмет;

2) показать пятиклассникам разницу в изображении «поэтического» предмета поэтом и художником (живописцем);

3) ввести в активный словарь учащихся имена прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину и выражающие оценку.

4) использование на уроке музыки, легенды, стихотворений расширяет кругозор учащихся, оказывает влияние на описание картины, усиливает ее эмоциональное восприятие, позволяет сравнивать описание одного и того же предмета, обостряется наблюдательность, стимулируются творческие поиски и появляется желание описать картину красиво.

Задачи:

обучающие: дальнейшее совершенствование навыков грамотного письма и связной речи обучающихся; обогащение словарного запаса школьников, совершенствование умения отбирать языковые средства, характерные для текста описания;

развивающие: развитие воображения, образного мышления; эстетического вкуса;

воспитательные: обогащение эмоциональной сферы школьников, формирование умения преживать эстетические чувства; воспитание любви к миру, интереса к искусству, к личности выдающегося человека

Результаты обучения:

личностные: интерес к созданию собственных текстов; стремление к совершенствованию речи; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в устной или письменной форме;

метапредметные: способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую, адекватно выражать свое отношение к изображённому на картине; умение создать устный и письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания;

предметные: знать о роли деталей в художественном описании, содержание понятия «натюрморт»; создавать текст-описание

Универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

Осознание задачи преобразовать визуальную информацию в текстовую.

Планирование работы с учётом ее этапов: (коллективная беседа по картине, сбор материала, усвоение задачи, обсуждение мнений), групповая, самостоятельная (создание собственного текста).

Способность преодолевать трудности, возникающие в процессе работы над сочинением, поиск решений.

Адекватность самооценки, рефлексия, постановка новых задач.

Познавательные УУД:

Точное понимание цели работы.

Поиск и отбор информации

Построение сложного плана

Создание текста по плану.


Коммуникативне УУД:

Достаточно полно и точно выражать свои мысли.

Слушать и вступать вдиалог при обсуждении сочинения (вопроса).

Формулировать вопрос в процессе поиска информации.

Оформление мысли в соответствии с нормами русского литературного языка


Оборудование: Мультимедийный комплект, презентация, видеоролик к уроку,портрет П.П. Кончаловского; репродукции натюрмортов « Сирень у окна», «Сирень», « Сирень в корзине»; портрет поэта В.Рождественского, звукозапись оперы П.Чайковского «Спящая красавица», раздаточный материал к уроку.


Предварительная работа: подготовка чтецов; групповые задания «Мы в картинной галерее», работа с толковым словарём; работа с легендами; индивидульное задание: подобрать музыку


Ход урока:


1.Оргмомент.

2.Вступительное слово учителя о жанрах живописи.

Посмотрите видеоролик. (два клика на «звездное небо» на слайде №2) Подумайте, о чем мы будем говорить на нашем уроке. Какова его тема? (О живописи)

слайд №3,4.

Итак, мы отправляемся в картинную галерею. В первом зале познакомимся с художником пейзажистом И. И. Левитаном t1592909593aa.png


Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. (Работа 1 группы) t1592909593ab.png

Слайд №5,6.

Далее – с портретистом К. Е. Маковским t1592909593ac.pngt1592909593ad.png


Портре́т  — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (Работа 2 группы)

Слайд № 7,8

t1592909593ae.pngt1592909593af.png

А в следующем зале нас ждет встреча с художником, который великолепно писал натюрморты. Рассмотрим его картину.

Слайд № 9

t1592909593ag.png

Словарнная работа со словами «пейзаж», «портрет» «натюрморт» (Слова записать в тетрадь, проговорить вслух, составить устно словосочетания).

Слайд № 10

t1592909593ah.png

Страничка из словаря (Работа 3 группы)

Слайд № 11

t1592909593ai.png

Легеда о сирени Молодой Пан – бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень Вот что гласит древнегреческая легенда. (Работа 4группы)


Слайд № 12

t1592909593aj.png

Прекрасная, душистая сирень воспета многими писателями и поэтами, художниками и композиторами Послушайте,  как писатель А.И.Куприн передает свои чувства  при виде сирени в рассказе «В зеленом домике отца».

«Цветы сирени…фиолетовые, белые, розовые. Весело в старом Гатчинском парке…

Цветут сирени. В старом парке из них целые аллеи. Сирень пахнет. Медленно и ласково раскачивают свои грозди цветы.

Благоухает сирень, обещает весну, и так сладко, сладко обонять нежный запах и думать о том, что вот уже прошла зима и цветут деревья в радостном блаженстве».

Слайд № 13,14 Вот как вдохновенно описал сирень поэт Всеволод Рождественский


( выразительное чтение подготовленн ыми учениками )

Сирень.

Прогремела гроза, прошумела,
Затихая, грохочет вдали.
Золотые лучи, словно стрелы,
Сквозь клокастые тучи прошли.

Воздух полон прохлады и тени.
Встала радуга светлым венцом.
И тяжелые гроздья сирени
Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе
По откосу сбежать наугад,
Окунуться в душистое море,
Захлебнувшее дремлющий сад.

Сколько белых и темно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось
Ветку тронешь – дождем лепестковым
Осыпается мокрая гроздь.

В легкой капельке, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.

- Каково же отношение к сирени разных авторов? Что общего?

(Восхищение, любование).

Так о сирени могут писать люди, по-настоящему любящие и понимающие природу.

Слайд № 15.

t1592909593ak.png

П.П.Кончаловский…Сирень стала для художника не только источником вдохновения, но и одной из главных тем творчества.

Слайд № 16 2 клика – видеофильм о Художнике. 1 Клик – выход

Слайд № 17

t1592909593al.png

Вы слышали слово «Колорит» Заглянем в словарь

Слайд № 18

t1592909593am.png

Цвет – средство эмоциональной выразительности живописи,её духа



Слайд № 19

t1592909593an.png


Повторим правописание словарных слов

+ Тест (Кликнуть на значок с восклицательным знаком) Все уч-ся на листах. 1- 2 ученика у монитора. Потом проверка

Беседа по картине ( в ходе беседы учащиеся записывают в тетради словосочетания и отдельные слова на черновики, набирают рабочий материал для написания сочинения)


t1592909593ao.png


1. В какое время года мы можем встретить сирень в природе? Можем мы сегодня почувствовать запах сирени? (сирень можно увидеть весной, а сегодня при виде картины мы чувствуем аромат сирени)


2. Подберите синонимы к прилагательному «ароматный» ( душистый, благоухающий,пахучий)


3.Какого цвета, каких оттенков эта пышная сирень? (лиловая, темно-красная, белая, розоватая)


5.Опишите ветки сирени, расположенные в центре, верхней части и нижней части букета. ( В центре букета-большая ветка белой жемчужной сирени, вверху темно-красные грозди сирени, между ними виднеются белые, голубоватые и фиолетовые ветки , а внизу фиолетовая с серебристым оттенком и рядом с ней – розоватая ветка)


6.Какими прилагательными можно описать сирень и выразить свое отношение к ней? (изумительная, чудная, чудесная,восхитительная, великолепная, прекрасная, роскошная, замечательная, дивная, поразительная, несравненная и т.д.)


7.На каком фоне изображена сирень и почему? ( на фоне стены, так как хорошо выделяются яркие насыщенные цвета, которыми написана картина)


8.Что чувствуете вы, глядя на картину? ( картина вызывает восхищение, хорошее радостное настроение, напоминает о весне, о празднике)


Слайд № 20

t1592909593ap.pngt1592909593aq.png

Групповая работа по сбору материалов по схеме Рассмотриванение картины под музыку П.Чайковского «Фея сирени» из оперы «Спящая красавица» (репродукция картины в учебнике)

Обсуждение

Слайды № 21-28



t1592909593ar.pngt1592909593as.png


t1592909593at.pngt1592909593au.png



t1592909593av.pngt1592909593aw.png



t1592909593ax.pngt1592909593ay.png


Заполнение таблицы (Групповая работа. Учитель осуществляет помощь)


Что изображено?

Как изображено?

Мои чувства, мысли, эмоции

1.Обилие цветов

Обильный букет, роскошный, щедро собранный букет, целая охапка, для такого букета понадобилась корзина

Веток собрано так много, что понимаешь: в саду большое разнообразие кустов сирени и цветут они дружно.Коллекцию сортов с любовь подбирали, высаживали,ухаживали

2.Сирень свежая, только что сорванная

Кисти пушистые,упругие, листья еще не успели увянуть, а верхушки кистей поникнуть

Такое ощущение, что ветки ещё влажные от утренней росы, прохладные.

3. Цвета и оттенки:

- кисти сирени




- листья

Кисти сирени лиловые, розовые, бледно-розовые, разных оттенков красного цвета, белоснежные, жемчужные

Листья зелёнык, светло-зелёные,темно-зелёные

Трудно подобрать слова, чтобы описать слова, чтобы описать все цвета, все тона и оттенки, которые понадобились художнику. На свету и в тени краски разные

4.Мастерство художника в изображении

Перед нами большой букет в плетёной корзине

Букет огромный, но прописана каждая

- цветов, лепестков

Цветочки-звёздочки собраны в пучки (пирамидки) которые хорошо прорисованы. А вместе они составляют пышные грозди (кисти).Пышные, нежные, душистые, праздничные, нарядные, тяжёлые. крупные

Цветы как живые, особенно если смотреть на картину издали

- листочков

Точно передана форма листа сирени, видны стебельки и прожилки, острые кончики

Хочется прикоснуться к прохладной глянцевой сверху, и бархатистой снизу поверхности.

- веточек

Ветки крупные, длинные. Каждая веточка видна отдельно, она выделяется на фоне других, ёё можно рассмотреть

Хотя веток много, букет выглядит очень аккуратно, ведь каждая веточка не заслоняет другиие. Веточки собраны в букет так, что кисти сирени не сливаются, не смешиваютя ни по цвету, ни по форме

- корзины

Сплетена и х прутьев, обычная дачная корзина. Только она могла вместить такой богатый букет

Как хороша эта самая корзина в союзе с роскошным букетом сирени! Они вместе настоящий «сиреневый праздник»

Фон

Корзина с сиренью расположена на полу у стены. Неброский, неяркий, обыденный фон. На стене видны тени от букета.

На таком фоне сирень выглядит ещё ярче и нарядней

Что хотел сказать (показать) своей картиной автор? Какие чувства он выразил в соем натюрморте?

Как красивы эти простые, привычные глазу цветы, распустившиеся на непрхотливых кустах. Стойко переживших зиму. Автор передал своё восхищение красотой природы, радость от утренней весенней свежести

Вспоминается весна, теплые дни, возникает радостное, даже праздничное настроение. В душе звучит музыка

П.П.Кончаловский о своей картине

«В этом букете всё живет, цветет и радуется»

А говорят, что натюрморт – это «неживая природа». Только благодаря художникам и понимаешь, насколько красива природа.Чувствуешь, что она живет и дышит. Даже если бы художник не сказал эти слова о своей картине, мы сами бы почувствовали радость и частье, глядя на неё.


Слайд № 21

t1592909593az.png

Составление плана сочинения-описания


Примерный вариант плана может быть таким.


I. П.П. Кончаловский – мастер изображения цветов.

II. Чудесный букет сирени.

Цвет

Гроздья.

Листья

Корзина

III. “В букете все живет, цветет и радуется”.

Работа над вступлением к сочинению и его заключением


t1592909593ba.png


Вывод

И поэты, и композиторы, и художник изображают один и тот же предмет – сирень, только разными художественными средствами: художник-красками, поэт- словом, композиторы – мелодичными звуками

Сейчас у вас есть возможность почувствовать себя писателями, поэтами, художниками слова

Описать картину П.Кончаловского словами, используя наработанный во время урока материал.


Самостоятельное написание сочинения.


Примерный вариант сочинения:


П.П.Кончаловский был садоводом и любил изображать цветы. Никто из русских художников не создал так много натюрмортов с изображением цветов как он.
Любимые цветы П.П.Кончаловского - сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Наиболее известная из них "Сирень в корзине". Сирень изображена в корзине на столе. Она стоит красочная как разноцветный ковёр. Кисти сирени пышные сочные, как будто мокрые. Кисть состоит из маленьких, нежных цветочков. Листья у сирени тёмно-зеленые, а куда упал солнечный луч и позолотил их- жёлто-зелёные кисти. Сирень разных цветов: белая, фиолетовая, голубоватая. Торжественно выглядит в середине букета высокая тёмно-красная ветка. А как нарядна нежно-розовая сирень! Какие у неё оттенки: жемчужные, лиловые. Корзина, в которой стоит душистая сирень, сплетена из прутьев. Они как будто обнимают ветки сирени.
Мне очень нравится натюрморт П.П.Кончаловского "Сирень в корзине". Посмотришь на эту картину и вспомнишь о весне, о ярком солнышке, и как-то сразу становится радостно на душе. Невольно хочется потрогать руками эти роскошные, свежие, как будто только что срезанные грозди сирени." В этом букете всё цветёт, живёт и радуется",-писал сам П.П.Кончаловский. Да, такую чудесную картину мог создать только художник, влюблённый в родную природу".

Следующий урок будет посвящен анализу творческих работ учащихся (разбор наиболее удачных и менее удачных сочинений)

Рефлексия

t1592909593bb.png

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.