Автор публикации: А. Сухих, ученица 2В класса
« Солнце микрокосмоса».
Введение. «Сердце — источник жизни, начало всего, солнце микрокосмоса, от которого зависит вся жизнь, вся свежесть и сила организма». У. Гарвей Однажды занимаясь на физкультуре, я заметила, что после интенсивных физических упражнений стучит в голове, ощущаю в груди биение. Те же чувства и ощущения были и во время контрольных работ. Что же это стучит в висках и в груди? И я спросила у папы. Он мне интересно рассказал про сердце и сосуды. Меня заинтересовало строение и почему оно так реагирует на разную работу организма. Почему кровь в сердце не смешивается? Почему кровь бывает разного цвета ярко-алая или темная? Почему в одних местах на теле можем чувствовать пульс, а на других нет? Как исследовали сердце? Кто первый описал работу сердца? Актуальность заключается в том, что проект направлен на изучение организма человека, его основных жизненно-важных систем и органов. Получать знания и практические умения по сохранению здоровья.
Цель работы: изучить строение сердца, создать модель принципа работы клапана сердца. Задачи: -познакомиться и изучить литературу по данной теме. - обобщить полученные знания. -воссоздать модель принципа работы клапанов сердца. - познакомить одноклассников с полученной информацией. Объект исследования - сердце. Предмет исследования – работа сердечных клапанов. Гипотеза - Если я познакомлюсь с историей исследования сердца и его работы, то можно воспроизвести опыт моделирования работы клапанов в домашних условиях. Методы исследования- изучение литературы, эксперимент ( моделирование).
История исследования сердца. Врачей и анатомов древности интересовала работа сердца, его строение. Это подтверждается сведениями о строении сердца, приведенными в древних рукописях. На долгие века из-за отсутствия необходимых методик, инструментов и научных возможностей изучение сердца было невозможным. В Эпоху Возрождения ученые начали проявлять активный исследовательский интерес и начали в научных целях использовать вскрытие умерших.
Леонардо да Винчи, занимаясь исследованиями на умерших и будучи гениальным художником, смог отобразить своими рисунками увиденное строение сердца и клапаны.
Изучением сердца занимался и Андреас Везалий — бельгийский врач и ученый. Исследовательский интерес его был так велик, что тела, необходимые для исследований, ему приходилось добывать тайно на кладбище.
Настоящим прорывом в истории изучения сердца стало открытие английского ученого Гарвея — он смог обнаружить существование кругов кровообращения. Весь XX –ХXI век продолжается взлет кардиологии. Врачи научились выполнять сложнейшие операции на сердце: менять клапаны, вживлять устройства стимуляции сердца, осуществлять даже пересадку сердца. Но, несмотря на такие достижения, есть еще много нерешенных вопросов и проблем. Что будет дальше - покажет время.
Строение сердца. Многие считают, что сердце человека расположено в грудной клетке слева- это не совсем верное утверждение. Сердце находится в центре между правым и левым легкими с небольшим смещением верхушки влево и защищено ребрами.
Внутреннее строение сердца. Сердце — полый мышечный орган.
.
Сердечный цикл и биение сердца. Работа сердца, его движение, состоит из двух чередующихся фаз — сокращения (систолы) и расслабления (диастолы). Врач для прослушания сердца использует специальный прибор стетофонендоскоп. А в домашних условиях мы можем послушать биение сердца , используя бумажный одноразовый стаканчик. Каждый удар сердца состоит из двух тонов : « БУ - ТУБ». Первый – низкий и длинный, возникает во время сокращения сердца. Второй – высокий и короткий, возникает во время расслабления мышц сердца от закрытия клапанов.
Пульс. Пульс- колебания стенок сосудов в ритме сокращений сердца. Каждый удар соотвествует одному сердечному сокращению. Термин «пульс» произошел от латинского слова pulsus, что в переводе обозначает удар или толчок. Учащение сердечных сокращений называется тахикардией, урежение частоты пульса называется брадикардией. У детей пульс значительно чаще, чем у взрослых, что объясняется более интенсивным обменом веществ, быстрой сокращаемостью сердечной мышцы .Наибольшая частота пульса у новорожденных (120–140 ударов в 1 мин.)
Нормальный пульс здорового человека в пределах 60-80 ударов в минуту начинает регистрироваться приблизительно с 16-летнего возраста.
Интересные факты о сердце.
Практическая часть. « Моделирование принципа работы клапана сердца». Подготовка составляющих элементов 1.Кусочек соломинки 2.Воздушный шарик 3.Пластиковая воронка 4.Пластиковый контейнер и крышка от него 5. Пластиковый шарик 6.Клей 7.Нитки 8.Ножницы 9. Часть трубочки от медицинской капельницы.
II. Этапы моделирования работы клапана сердца. Отрезать от шарика нижнюю часть и зафиксировать ее ниткой на кусочке соломинки.
2. Отрезать 2 см. часть соломинки с шариком. 3. Прорезать отверстие в воронке, чтобы вставить туда соломинку. Приклеить ее.
4.Прорезать отверстие в крышке контейнера, чтобы вставить и приклеить туда воронку. Поместить внутрь воронки шарик. Затем накрыть воронку оставшейся частью воздушного шарика и хорошо натянуть оболочку. 5. Прикрепить к соломинке с шариком часть медицинской капельницы ( резервуар с трубочкой).
6.Наполнить контейнер водой. Закрыть его крышкой и несколько раз нажать на оболочку. Вода поднимется в воронку и вытечет через соломинку по трубочке. Искусственное сердце и его клапан работает. Механизм работы искусственного клапана в модели сердца. Шарик и нижняя часть воздушного шарика на построенной модели служат клапаном, который пропускает жидкость в одном направлении, как и клапаны сердца. Натянутый воздушный шарик, на который надавливаем,- это сердечный мускул, который сжимается и разжимается ритмично, и в результате кровь под давлением течет ко всем органам.
Считаем пульс. Биение сердца мы можем не только услышать , но и пощупать. И поможет нам в этом пульс. В местах , где артерии расположены на кости и лежат непосредственно под кожей (лучевая, височная), пульс легко прощупывается. Влияние физической работы и умственной на частоту сердечных сокращений учащихся 2 класса( возраст детей 8-9 лет). Измерение пульса проводилось пульсоксиметром.
В спокойном состоянии После физической нагрузки После умственной нагрузки 1 108 187 182 2 107 178 175 3 90 146 151 4 129 168 169 5 90 154 146 6 123 165 162 7 107 170 179 8 99 162 157 9 100 173 169 10 103 178 173
Заключение. 1. Изучив литературу по данной теме, я узнала, почему кровь в сердце не смешивается. Почему кровь бывает разного цвета ярко-алая или темная. Почему в одних местах на теле можем чувствовать пульс, а на других нет. 2. Изучив историю исследования сердца и его работы, я смогла воспроизвести опыт моделирования работы клапанов в домашних условиях - моя гипотеза подтвердилась! 3. Изготовленную модель работы клапанов сердца можно использовать как демонстрационный материал на уроках окружающего мира. 4. Каждый удар пульса соответствует одному сердечному сокращению. 5. Я узнала, что норма частоты пульса у детей отличается от нормы частоты пульса взрослых. Эта норма для детей 8-10 лет составляет 68-108 ударов в минуту. 6. В нашем классе из десяти проверенных детей, нет таких, у кого пульс в покое был ниже нормы. Но были двое ребят, у кого пульс был выше нормы. При дальнейшей беседе с ними, я узнала, что они в момент измерения пульса немного волновались. 7. Из опыта я увидела, что физическая нагрузка и эмоциональная (при контрольной работе) влияет на частоту сердечных сокращений. Сердце бьется намного чаще, чем в покое. 8. Изучив как изменяется пульс при физической нагрузке и умственной в классе (дети 8-9 лет), я поняла, что работа сердца приспосабливается к нуждам организма. 9. На уроке окружающего мира я рассказала своим одноклассникам о полученных знаниях, познакомила с моделью работы клапанов в сердце. В дальнейшем я планирую рассказать одноклассникам, как правильно измерять пульс и в каких точках. Мне интересно, что происходит в нашем организме.