«Состояние жидких растворов при воздействии различных температурных условий»

1
1
Материал опубликован 15 January 2022

Автор публикации: Е. Гвоздева, ученица 4И класса


«Состояние жидких растворов при воздействии различных темпер
PPTX / 3.18 Мб

/data/files/g1642241366.pptx («Состояние жидких растворов при воздействии различных темпер)Муниципальное общественное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №16









Научно - Исследовательская работа на тему:


«Состояние жидких растворов при воздействии различных температурных условий»






Автор: Гвоздева Ева Дмитриевна,

ученица 4 «И» класса

Руководитель: Андрейчук Наталья Викторовна,

учитель начальных классов МОУ СОШ с УИОП №16






Комсомольск – на – Амуре

2021

ОГЛАВЛЕНИЕ


Актуальность………………………………………………………………………………3

Введение …………………………………………………………………………………..3

Гипотеза ………………………………………………………………………………….. 6

1 Цель………………………………………………………………………………………6

2 Интересные факты о растворах………………………………………………………...6

3 Практическая часть…………………………………………………………………….11

Итоги работы……………………………………………………………………………..13

Вывод …………………………………………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………………………15

Приложение 1 – таблица 1………………………………………………………………16

Приложение 2 – таблица 2………………………………………………………………18

















Актуальность


Люди очень часто любят ездить на природу в теплое время года. И очень часто стоит вопрос о сохранение скоропортящихся продуктов. Чтоб не тратиться на приобретение дорогостоящих переносных холодильников и аккумуляторов, а использовать подручные не дорогие средства.

Мы решили провести исследования различных растворов для определения быстрой заморозки и долгого сохранения в замороженном состоянии.


Введение


Раствор – это однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

Классификация растворов по агрегатному состоянию:

- твердые;

- газообразные;

- жидкие.


Теории растворов:

Физическая теория (Ф.В. Оствальд, С. Аррениус, Я.Х. Вант-Гофф):

t1642241187aa.png


t1642241187ab.jpg



t1642241187ac.png


Сторонники теории под раствором понимали однородные смеси, состоящих из двух и более однородных частиц. Они считали, что растворение является результатом проникновения растворенного вещества в промежутки между молекулами воды.


Химическая теория (Д.И.Менделев):

t1642241187ad.png


Сторонники теории доказали, что растворение является результатом химического взаимодействия растворенного вещества с молекулами воды.


Физико – химическая теория (современная точка зрения):

Теорию эту предсказал сам Д.И.Менделеев в своем знаменитом учебнике «Основы химии» в 1906г.

«Две указанные стороны растворения и процессы, до сих пор приложенные к рассмотрению растворов, хотя имеют отчасти различные исходные точки, но без всякого сомнения, по всей вероятности, приведут к общей теории растворов, потому что одни общие законы управляют как физическими, так и химическими явлениями.»


Гипотеза

Если нам удастся найти раствор, который сможет обеспечить быстрое замерзание (в связи с недостатком времени на подготовку к отдыху на природе) и долговременному сохранению свежести продуктов и прохладности напитков, то мы сможем использовать полученный результат в повседневной жизни.


Цель


За какое время замерзнет и растает вода;

За какое время замерзнет и растает раствор поваренной соли;

За какое время замерзнет и растает раствор сахара;

За какое время замерзнет и растает раствор пищевой соды;

За какое время замерзнет и растает раствор 9% уксуса.


2 Интересные факты о растворах.

1 Вода́ (оксид водорода) — бинарное неорганическое соединение с химической формулой H2O: молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного — кислорода, которые соединены между собой ковалентной связью. При нормальных условиях представляет собой прозрачную жидкость, не имеющую цвета, запаха и вкуса. В твёрдом состоянии называется льдом (кристаллы льда могут образовывать снег или иней), а в газообразном — водяным паром. Вода также может существовать в виде жидких кристаллов (на гидрофильных поверхностях).

Вода является хорошим сильнополярным растворителем. В природных условиях всегда содержит растворённые вещества (соли, газы).

Исключительно важна роль воды в глобальном кругообороте вещества и энергии, возникновении и поддержании жизни на Земле, в химическом строении живых организмов, в формировании климата и погоды. Вода является важнейшим веществом для всех живых существ на Земле.

Всего на Земле около 1400 млн кубических километров воды. Вода покрывает 71 % поверхности земного шара (океаны, моря, озёра, реки, льды — 361,13 млн квадратных километров). Бо́льшая часть земной воды (97,54 %) принадлежит Мировому океану — это солёная вода, непригодная для сельского хозяйства и питья. Пресная же вода находится в основном в ледниках (1,81 %) и подземных водах (около 0,63 %), и лишь небольшая часть (0,009 %) в реках и озерах. Материковые солёные воды составляют 0,007 %, в атмосфере содержится 0,001 % от всей воды нашей планеты.



2 – Хлори́д на́трия или хлористый натрий (NaCl) — натриевая соль соляной кислоты. Известен в быту под названием поваренной соли, основным компонентом которой и является. Хлорид натрия в значительном количестве содержится в морской воде, придавая ей солёный вкус. Встречается в природе в виде минерала галита (каменной соли). Чистый хлорид натрия представляет собой бесцветные кристаллы, но с различными примесями его цвет может принимать голубой, фиолетовый, розовый, жёлтый или серый оттенок.

Оказывается солевые растворы – сложная физико – химическая система. Различные природные условия непрерывно регулируют ее. Например, в солевых озерах в одно время года происходит растворение минералов, а в другое – осаждение их из насыщенной солями воды. Образуется так называемая рапа.

Мало кто знает, что обычная поваренная соль содержит в себе не только хлор и натрий, но и множество других полезных элементов. Мы используем соль в процессе приготовления пищи не только в качестве пищевой добавки для приготовления изысканного вкуса блюду. Поваренная соль очень важна для образования соляной кислоты и щелочи, которые позволяют нормально функционировать желудочно-кишечному тракту (ЖКТ) органами клеткам

Гипертонический раствор поваренной соли очень славится в быту, ведь его можно использовать как лечебное средство.

Удивительно, но обычная каменная соль обладает рядом полезных свойств. Помимо благотворного воздействия на формирование кислотно-щелочного баланса в ЖКТ, соль обладает ранозаживляющим и вытягивающим свойствами. Зачастую гипертонический раствор используют для выведения гнойных образований из ран.

Лечебные свойства гипертонического раствора позволяют моментально воздействовать на патологический участок, к которому приложен компресс. В поверхностных слоях эпидермиса такой раствор уничтожает все болезнетворные микроорганизмы и бактерии. С помощью гипертонического солевого раствора можно устранить возбудителей грибковых и вирусных инфекций.


3 – Соединения воды с сахаром называется сиропом.

Польские врачи в результате долгих исследований обнаружили, что если в наш организм долго не будет поступать сахар, то вскоре работа многих систем нарушится. Этот сладкий провиант в мозге (и головном, и спинном) активизирует процесс кровообращения. Если от сахара отказаться вообще, это грозит трансформациями склеротического характера. Сладкая вода и сахар обладают такими благотворными свойствами: Снижают вероятность появления бляшек в кровеносных сосудах, предупреждают развитие тромбоза. Сладкоежки реже болеют артритом, чем те, кто «сладенькое» не любит. Сахарный песок налаживает работу печени и селезенки. Всем, у кого обнаружены эти недуги, назначают диету с высоким содержанием глюкозы. Если в организме недостаточно сахаридов, его работа нарушается: кровь начинает медленнее циркулировать, ухудшается деятельность центральной нервной системы (ЦНС). Если вы будете пить воду с сахаром, то вам обеспечен прилив энергии и сил. Сахар положительно влияет на органы зрения. Много времени проводите за компьютером? Ешьте больше сладкого и пейте сахарную воду. Сладкая вода стимулирует память. Вообще все, кто занят умственным трудом, нуждаются в глюкозе. Даже крохотной дозы сахара хватит, чтобы у человека улучшилось настроение, исчезла бессонница. Не зря при стрессах рекомендуют, есть больше сладкого.

Если не контролировать употребление сахара и сахаросодержащие продукты начнется разрушаться костная ткань. Организм будет перерабатывать сахар, усиленно отдавая кальций. В итоге зубы испортятся, кости станут хрупкими. Сахар – враг тонкой талии. Если слишком много употреблять глюкозы, появляются жировые отложения, обычно на животе, бедрах, боках. Глюкоза разрушает зубную эмаль, ротовая полость становится благоприятной средой для разнообразных бактерий. Глюкоза в больших количествах приводит к скачку инсулина, способна возбуждать нейроны, ответственные за ощущение сытости. То есть наступит такой момент, когда человек будет чувствовать голод постоянно. Недавние исследования доказали, что сахар ведет к раннему старению. Глюкоза уничтожает коллаген, необходимый для нашей кожи. Она становится дряблой, появляются глубокие морщины. Сахар нейтрализует действие витаминных комплексов в организме. Для усвоения глюкозы организму необходимо большое число витаминов группы В. Если вы пьете сладкую воду когда угодно, это грозит авитаминозом.


4 - Гидрокарбона́т на́трия (лат. Natrii hydrocarbonas), другие названия: бикарбона́т на́трия, ча́йная со́да, питьева́я или пищева́я сода, двууглеки́слый натрий — неорганическое соединение, натриевая кислая соль угольной кислоты с химической формулой NaHCO3.

В обычном виде — мелкокристаллический порошок белого цвета.

Гидрокарбонат натрия отличается многофункциональностью и используется в медицинских целях, пищевой промышленности, имеет широкое косметическое применение. Использовать содовый раствор в народной и официальной медицине начали еще в прошлом веке: он успешно применяется для лечения больного горла, молочницы, ожога, многих незначительных повреждений кожи. Раствор пищевой соды не вылечит полностью заболевания вроде ангины, но способен быстро, эффективно снять многие их неприятные симптомы

5- У́ксусная кислота (эта́новая кислота) CH3COOH — органическое соединение, слабая, предельная одноосновная карбоновая кислота. Соли и сложные эфиры уксусной кислоты называются ацетатами.

Уксусную кислоту, концентрация которой близка к 100 %, называют ледяной. 70—80%-й водный раствор уксусной кислоты называют уксусной эссенцией, а 3—15%-й — уксусом. Водные растворы уксусной кислоты используются в пищевой промышленности (пищевая добавка E260) и бытовой кулинарии, а также в консервировании и для избавления от накипи. Однако количество уксусной кислоты, используемой в качестве уксуса, очень мало, по сравнению с количеством уксусной кислоты, используемой в крупнотоннажном химическом производстве.

Уксусную кислоту применяют для получения лекарственных и душистых веществ, таких как растворитель (например, в производстве ацетилцеллюлозы, ацетона). Она используется в книгопечатании и крашении.

Уксусная кислота используется как реакционная среда для проведения окисления различных органических веществ. В лабораторных условиях это, например, окисление органических сульфидов пероксидом водорода, в промышленности — окисление параксилола кислородом воздуха в терефталевую кислоту.

Поскольку пары уксусной кислоты обладают резким раздражающим запахом, возможно, её применение в медицинских целях в качестве замены нашатырного спирта для выведения больного из обморочного состояния (что является нежелательным, если только это необходимо для его эвакуации из опасного места его собственными силами).


3.Практическая часть

t1642241187ae.gif

Рисунок 1 – Необходимые для исследования предметы


Для проведения исследования было использовано:

- негазированная вода;

- поваренная соль;

- сахар;

- пищевая сода;

- уксус столовый 9%;

- часы;

- измерительный стакан;

- пять емкостей объемом 350 мл;

- термометр;

- упаковку с красителями;

- столовая ложка.


Приготавливаем пять емкостей объемом 350 мл с растворами различного цвета:

Раствор оранжевого цвета - 300 мл воды;

Раствор зеленого цвета – в 300 мл воды добавлена одна столовая ложка поваренной соли;

Раствор желтого цвета - 300 мл воды добавлена одна столовая ложка сахара;

Раствор розового цвета - 300 мл воды добавлена одна ложка пищевой соды;

Раствор свекольного цвета - 300 мл воды добавлена одна столовая ложка 9% уксуса.


Устанавливаем растворы в морозильную камеру при температуре -40С на пять часов с 10.00.


t1642241187af.gif

Рисунок 2 – Заморозка растворов


В течении пяти часов проверяем состояние растворов, через каждые 30 минут и заносим показания в таблицу 1 (Приложение 1).

Исходя из наблюдений за растворами, сделаем вывод: по истечению пяти часов при температуре -40С вода, раствор сахара, соды и 9% уксуса замерзли полностью. Раствор поваренной соли даже после истечению указанного промежутка времени полностью не замер.


Через 5 часов замораживания выставляем разноцветные растворы для размораживая при комнатной температуре в + 250С на 4 часа .


t1642241187ag.gif

Рисунок 3 – Разморозка растворов


В течении четырех часов проверяем состояние растворов, через каждые 30 минут и заносим показания в таблицу 2 (Приложение 2).

Исходя из наблюдений за растворами, сделаем вывод: по истечению четырех часов при температуре +250С вода и все растворы полностью расстаяли.


Итоги работы:

Во время проведения опыта с разными растворами при различных температурных режимах было выявлено, что быстрее всего замерзает раствор 9% уксус растворенного в воде, но медленнее других растворов оттаивает.

Поваренная соль растворенная в воде по истечению пяти часов полностью не замерзла, а только кристаллизовалась, но быстрее других растворов оттаяла.

Остальные растворы равномерно замерзали и оттаивали.



Примечание:

Было принято решение оставить солевой раствор в морозильной камере при температуре -40С на 24 часа.

Только по истечения 24 часов солевой раствор полностью замерз.


Вывод


Исходя из проведенных исследований для сохранения скоропортящихся продуктов в теплое время на природе подойдет наполненные и замороженные закрывающиеся емкости, наполненные уксусным раствором.


Примечание

Если в уксусный раствор Вы добавите не 9% уксус, а 70%, то замороженный раствор сохранит свои свойства подольше.
















Список литературы

Некрасов Б. В. Основы общей химии. Т. 2. Изд. 3-е;

Пифагор. Золотой канон. Фигуры эзотерики;

УНИАН: Морская соль для красоты и здоровья кожи;

Энциклопедия здоровья;

Энциклопедия кругосветке. Натрий;

Технология лекарственных форм;

Стандартизация лекарств.

Методическое пособие для студентов;

Методические указания по технологии лекарств заводского производства для студентов;

Годин В. Ю. Физиологически полноценная питьевая вода;

Мосин О. В. Химическая природа воды и её память. //«Стандарт сервис» Информационный сборник 2008. № 3.

Неумывакин И. П. Вода – жизнь и здоровье: мифы и реальность;

Ходаков Ю. В., Эпштейн Д. А., Глориозов П. А.  Неорганическая химия.;

Кандидат биологических наук Н. Кустова. Уксус. Что это такое и как его делают












Приложение 1

Таблица 1


Время

Раствор


Оранжевый раствор

(вода)

Зеленый раствор (раствор поваренной соли)

Желтый раствор (раствор сахара)

Розовый раствор (раствор пищевой соды)

Свекольный раствор

(раствор 9% уксуса)

10.30

Жидкое состояние

Жидкое состояние

Жидкое состояние

Жидкое состояние

Жидкое состояние

11.00

Жидкое состояние

Жидкое состояние

Жидкое состояние

Жидкое состояние

Начался эффект замерзания

11.30

Начался эффект замерзания

Жидкое состояние

Начался эффект замерзания

Начался эффект замерзания

Появилась ледяная корочка

12.00

Появилась ледяная корочка

Начался эффект замерзания

Появилась ледяная корочка

Появилась ледяная корочка

Замерз не полностью, в центре жидкий раствор

12.30

Замерз не полностью, в центре жидкий раствор

Раствор кристаллизовался, но не замерз

Замерз не полностью, по стенкам жидкий раствор

Замерз не полностью, в центре жидкий раствор

Замерз, начался эффект расширения льда

13.00

Замерз

Замерз не полностью, продолжает кристаллизоваться

Замерз не полностью, по стенкам жидкий раствор

Замерз не полностью, в центре жидкий раствор

Продолжается расширения льда

13.30

Замерз, начался эффект расширения льда

Продолжает кристаллизоваться

Замерз не полностью, по стенкам жидкий раствор

Замерз не полностью, в центре жидкий раствор

Продолжается расширения льда

14.00

Продолжается расширения льда

Продолжает кристаллизоваться

Полностью замерз

Полностью замерз

Продолжается расширения льда


Продолжение 1


14.30

Продолжается расширения льда

Продолжает кристаллизоваться

Полностью замерз

Полностью замерз

Продолжается расширения льда

15.00

Продолжается расширения льда

В центре раствор замерз не полностью

Началось расширение льда

Началось расширение льда

Продолжается расширения льда

























Приложение 2

Таблица 2


Время

Раствор


Оранжевый раствор

(вода)

Зеленый раствор

(раствор поваренной соли)

Желтый раствор (раствор сахара)

Розовый раствор (раствор пищевой соды)

Свекольный раствор

(раствор 9% уксуса)

15.30

По краям растаял, появился конденсат

По краям растаял, появился конденсат

По краям растаял, появился конденсат

По краям растаял, появился конденсат

По краям растаял, появился конденсат

16.00

Растаял еще больше от края, конденсат

Жидкий раствор с небольшими кусочками льда, конденсат

Растаял еще больше от края, конденсат

Растаял еще больше от края, конденсат

Растаял еще больше от края, конденсат

16.30

Продолжает таять от края, конденсат

Жидкий раствор с маленькими кусочками льда, конденсат

Продолжает таять от края, конденсат

Жидкий раствор с небольшими кусочками льда, конденсат

Продолжает таять от края, конденсат

17.00

Жидкий раствор с небольшим куском льда, конденсат

Полностью растаял, конденсат

Жидкий раствор с небольшими кусочками льда, конденсат

Жидкий раствор с маленькими кусочками льда, конденсат

Жидкий раствор с большим куском льда в центре, конденсат

17.30

Жидкий раствор с небольшим кусочком льда, конденсат

Жидкое состояние, конденсат

Жидкий раствор с маленькими кусочками льда, конденсат

Полностью растаял, конденсат, на дне емкости появился белый осадок

Жидкий раствор, большим куском льда в центре продолжает таять, конденсат


Продолжение 1


18.00

Полностью растаял, конденсат

Жидкое состояние, конденсат

Полностью растаял, конденсат

Полностью растаял, конденсат, белый осадок

Жидкий раствор, большим куском льда в центре продолжает таять, конденсат

18.30

Жидкое состояние, конденсат

Жидкое состояние, конденсат

Жидкое состояние, конденсат

Жидкое состояние, конденсат, белый осадок

Жидкий раствор с небольшим куском льда в центре, конденсат

19.00

Жидкое состояние, конденсат

Жидкое состояние, конденсат

Жидкое состояние, конденсат

Жидкое состояние, конденсат, белый осадок

Полностью растаял, конденсат


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Девочка сама готовила проект? в таких случаях, для сравнения, хочется увидеть обыкновенные рисунки, выполненные этим ребенком.

15 January 2022

Похожие публикации