Социальный проект «Дорожный знак - помощник водителя»
Автор публикации: Р. Соболев, ученик 7 класса
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №48
Секция социальных проектов
«Дорожный знак – помощник водителя»
Работу выполнил
Соболев Роман,
учащийся 7 класса
МАОУ СШ №8 с.п.Новосмолинский
Руководитель:
Соболев Сергей Иванович,
учитель высшей квалификационной категории
МАОУ СШ №8 с.п.Новосмолинский
с.п.Новосмолинский
Оглавление
Введение…………………………………………………………….. 3 стр.
Основная часть……………………………………………………… 5 стр.
История правил дорожного движения…………………………5 стр.
История появления и значение дорожных знаков …………....6 стр.
Дорожная разметка…………………………………………..….14 стр.
Правила проезда перекрёстков………………..………………..16 стр.
Поворот налево………………………………………….………19 стр.
Социальное исследование……………………………….….…. 21 стр.
Заключение…………………………………………..…………..…..24 стр.
Список используемой литературы………………………………....26 стр.
Видеть легко - трудно предвидеть.
Б. Франклин
Введение
Тексты правил дорожного движения созданы для каждого человека, который собрался садиться за руль. Знания этих правил, и точное их выполнение является залогом личной безопасности, безопасности окружающих и на дороге в целом.
Сейчас, когда количество автомобильного транспорта с каждым годом невероятно растет, и обстановка становится все более сложной, можно наблюдать многих автолюбителей, которые не достаточно знакомы с правилами и часто их нарушают, порой даже не осознанно.
Какой бы хороший и современный не был автомобиль, без грамотного водителя за рулем он всего лишь - сложный механизм, который к тому же может представлять серьезную угрозу. В случае, если его владелец не уделил достаточного внимания изучению правил дорожного движения.
Сейчас автомобили набирают все большую популярность, даже молодые люди, которым едва исполнилось 18, зачастую имеют автомобиль либо пользуются транспортным средством своих родителей. Однако есть и негативная тенденция, которая пугает своей масштабностью и возможным риском. Речь идет о некачественной подготовке водителей и покупке ими прав на управление транспортным средством. Такие люди не имеют должных навыков вождения и представляют опасность на дороге для всех участников движения. Раз и навсегда следует усвоить, что все правила писаны кровью и строгое их соблюдение и знание - обязательно для каждого водителя.
Из-за чего происходят ДТП? Казалось бы, ответ очевиден: из-за нарушения правил ПДД. Это справедливо во многих случаях, но иногда причиной инцидентов на дороге становятся и другие всевозможные факторы. Большая часть дорожных происшествий, конечно, связана с невнимательностью участников движения. Это касается и водителей, и велосипедистов, и пешеходов.
Очень распространенной причиной ДТП является несоблюдение установленного скоростного режима. Наверное, каждый из нас хоть раз видел, как по участку трассы, где разрешено ехать не быстрее 60 км/час, несутся автомобили с гораздо более высокой скоростью.
Кроме того, довольно часто к авариям приводит неправильное маневрирование, проезд на красный сигнал светофора, обгон в запрещенных местах. Другой, к сожалению, очень частой причиной аварии становится управление автомобиля в нетрезвом состоянии. Еще порой в ДТП виновато утомленное состояние водителя. Бывали случаи, когда автомобилист засыпал прямо за рулем.
Ко многим инцидентам на дороге приводит неудовлетворительное состояние транспортного средства. Существует перечень технических неисправностей, которые запрещают водителю эксплуатировать автомобиль или даже просто продолжать движение. Это значит, что если у вас вышла из строя фара или стояночный тормоз, вы вправе доехать до ближайшего автосервиса. Когда эти правила игнорируют, это часто приводит к тяжелейшим авариям.
Даже не нарушая правил ПДД, можно попасть в аварию — достаточно просто отвлечься на минуту. При этом внимание притуплено, и вы можете не заметить выбежавшего на дорогу пешехода и вовремя среагировать. Даже если очевидно, что это пешеход нарушил правила, вы могли бы успеть предотвратить инцидент, если бы не отвлекались.
Даже небольшая выбоина на дороге может стать причиной случайного выезда на встречную полосу или даже опрокидывания машины. При этом не важно, высокая у вас скорость или нет. А ведь еще есть открытые канализационные люки, старое асфальтовое покрытие или же отсутствие его вообще. При этом бездействие дорожно-ремонтных служб просто возмущает.
Если водитель недостаточно подготовлен к езде как теоретически, так и практически, у него есть все шансы стать участником ДТП. Часто такое происходит с теми, кто получил водительское удостоверение задолго до того как приобрел машину и стал регулярно ездить. А ведь очень многие у нас получают права «про запас». Но после долгого перерыва вспомнить подзабытые навыки бывает довольно сложно.
Гипотеза: «Возможно ли снизить аварийность на дорогах?»
Цель моего исследования: исследовать причины аварийности на дорогах Володарского района и внести предложения по её снижению.
Задачи:
изучить историю появления, значение дорожных знаков и дорожной разметки;
разобрать правила проезда перекрёстков;
рассмотреть причины и сделать анализ аварийности при проезде перекрёстков;
собрать данные мнения водителей при проезде перекрёстков, связанных с поворотом налево.
Основная часть
История правил дорожного движения
Было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно считать первыми транспортными средствами. Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Ведь улицы городов в те времена обычно были узкими, а дороги извилистыми и ухабистыми. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, то есть изобрести правила, которые сделали бы движение по ним удобным и безопасным.
Первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад, ещё при Юлии Цезаре. Они помогали регулировать движение по улицам городов. Некоторые из этих правил дошли до наших дней. Например, уже в те давние времена на многих улицах было разрешено только одностороннее движение. В России дорожное движение регулировалось царскими указами. Так, в указе императрицы Анны Иоанновны от 1730 года говорилось: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей в упряжи, со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, — бить кнутом и ссылать на каторгу». А в указе императрицы Екатерины II сказано: «На улицах ямщикам ни в коем разе не кричать, не свистеть, не звенеть и не бренчать».
В конце XVIII века появились первые «самодвижущиеся повозки» — автомобили. Ездили они очень медленно и вызывали у многих критику и насмешки. Например, в Англии ввели правило, по которому впереди каждого автомобиля должен был идти человек с красным флагом или фонарём и предупреждать встречные кареты и всадников. А скорость движения не должна была превышать 3 километра в час; кроме того, водителям запрещалось подавать предупредительные сигналы. Вот такие были правила: не свисти, не дыши и ползи как черепаха. Но, несмотря ни на что, автомобилей становилось всё больше и больше. И в 1893 году во Франции появились первые правила для автомобилистов. Сначала в разных странах были разные правила. Но это было очень неудобно. Поэтому в 1909 году на Международной конференции в Париже была принята Конвенция по автомобильному движению, которая установила единые правила для всех стран. Эта Конвенция ввела первые дорожные знаки, установила обязанности водителей и пешеходов. Современным правилам дорожного движения почти 100 лет.
Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
История появления и значение дорожных знаков.
Неотъемлемой частью современных дорог являются специальные дорожные знаки и таблички. Они предназначены для более подробного информирования участников движения о ситуации на дороге, направлении движения. Также знаки ПДД указывают на рекомендуемый темп дорожного движения и опасные участки направления пути дороги.
Появление на дорогах первых самодвижущихся экипажей потребовало коренных изменений организации дорожного движения. Как бы несовершенны ни были первые автомобили, но они двигались гораздо быстрее конных экипажей. Водитель автомобиля должен был реагировать быстрее на возникающую опасность, чем кучер. Изначально, первые путевые указатели были предназначены для регулировки сложных ситуаций на перекрестках и соединениях дорог для предоставления приоритета одному из участников движения. Но с началом бурного развития автомобильной индустрии ситуация на дороге приобрела совсем иной и намного сложный характер. Это требовало разработки и введения специальных новых указателей, которые могли бы решать возникшие трудные моменты передвижения. Знаки того времени отличались от современных: так, привычный нам знак «Движение запрещено» ограничивал только грузовое движение; знак, запрещающий остановку, был похож на современный «Стоянка запрещена» и имел горизонтальную полосу, а знак «Разрешённое направление движения» имел непривычную форму ромба. Необходимо добавить, что уже тогда появился знак «Выезд с боковой дороги на главную» в виде перевёрнутого треугольника.
С каждым годом их число постоянно увеличивалось. И, сегодня, их количество превысило двести пятьдесят. При этом каждый - имеет свое особое предназначение. Современные ПДД дорожные знаки классифицируют на семь специальных групп.
Предупреждающие знаки.
Предназначение |
Предназначены для информирования водителей о следовании и приближении к опасным участкам дороги, движение по которым требует принятия особых мер и высокой концентрации внимания. |
Знаки приоритета
Предназначение |
Предназначены для установления очередности проезда нерегулируемых перекрестков, пересечений проезжих частей или очень сложных и узких |
Запрещающие знаки
Предназначение |
Главная группа дорожных знаков, изучение которых требует особого внимания и их основное предназначение – вводить, ограничивать или отменять действие ограничений дорожного движения |
Предписывающие знаки
Предназначение |
Специальная группа указателей, которая используется в основном на крупных, авто магистральных трассах городского и международного значения. |
Знаки особых предписаний
Предназначение |
Особая группа дорожных указателей, по названию очень похожа с предписывающей, но имеющая совершенно другое значение и предназначение. Они используются для ввода или отмены определённых режимов уличного движения. Данная группа — предупреждает водителей, а также остальных участников движения, о начале или об окончании зоны действия определенного режима передвижения по соответствующему участку дороги |
Информационные знаки
Предназначение |
Предназначены для информирования участников движения o ближайших расположенных населённых пунктов или других различных объектов. |
Знаки дополнительной информации
Предназначение |
Могут быть применены со всеми видами дорожных указателей и предназначены для их уточнения или ограничения. |
В довоенные годы в разных странах мира действовали две основные системы дорожных знаков: европейская, базирующаяся на международной Конвенции 1931 г., основанная на применении символов, и англо-американская, в которой вместо символов использовались надписи. Американские знаки имели прямоугольную форму с надписями чёрного или красного цвета на белом фоне. Запрещающие надписи выполнялись красным цветом. Предупреждающие знаки имели форму ромба с чёрными символами на желтом фоне.
Дорожная разметка
Дорожная разметка — это система линий и знаков, нанесенных на дорожное полотно, а также элементы оборудования дорог, и имеющих строго определенные размеры и форму, определенные ГОСТом.
На сегодняшний день просто невозможно себе представить дорогу без традиционной горизонтальной дорожной разметки. Даже в небольших городах сегодня имеется дорожная разметка на проезжих частях с благоустроенным твердым покрытием. Дорожная разметка позволяет внести некий порядок в дорожное движение. Конечно же, на данный момент существует достаточно много дорожных знаков, при помощи которых можно организовать правильное движение на любом участке дороги. Тем не менее, без разметки просто невозможно обойтись. Просто представьте себе, насколько сложно будет двигаться по проезжей части с тремя рядами без разметки. В ночное время разметка также помогает водителям. При помощи сплошной белой линии обозначают края проезжей части, что значительно улучшает восприятие в ночное время.
Основное и главное предназначение дорожной разметки — это регулирование движения транспортных средств и пешеходов, которое приводит к увеличению безопасности дорожного движения. Статистические данные свидетельствуют, что наличие на отрезке дороги яркой, четкой разметки уменьшает количество аварий на этом отрезке приблизительно на 30% в зависимости от времени года, погодных и других условий, а именно:
горизонтальная разметка: к ней относятся линии, стрелки, надписи, прочие обозначения, нанесенные на проезжую часть;
вертикальная разметка: представляет собой сочетание черных и белых полос, наносимых на элементы оборудования дорог и дорожные сооружения в целях обозначения их габаритов и упрощения зрительного ориентирования водителей и пешеходов.
Кроме всего этого, дорожная разметка делится на постоянную и временную. Постоянная – не имеет ограничений по времени действия; она имеет белый (в ряде случаев – желтый) цвет. Временная разметка наносится на дорожное полотно, на определенное время; эта разновидность дорожной разметки имеет оранжевый цвет. Как мы уже говорили ранее качественно выполненная дорожная разметка, которая хорошо различима в любое время суток и в любых погодных условиях, направляет потоки транспортных средств, движущихся к местам своих назначений, дополняет всевозможную информацию, сообщаемую дорожными знаками, существенно повышает безопасность дорожного движения. Кроме того, разметка позволяет равномерно распределить количество транспортных средств на дороге, упорядочивает расположение автомобилей на стоянках.
Но в ряде случаев, по некоторым причинам (отсутствие разметки, частичное её разрушение, не просматривается в результате грязевого налёта), дорожная разметка не позволяет водителю правильно оценить обстановку на проезжей части, что в последствии может явиться причиной дорожно-транспортного происшествия. Несомненно, дорожные службы делают всё, что бы разметку было видно водителю, но иногда это приводит к дорожно-транспортным происшествия, в том числе со смертельным исходом.
П редложение: выполнять мероприятия по чистке вертикальной дорожной разметки техникой в движении водой под давлением или требовать от дорожных служб большего соблюдения безопасности.
Правила проезда перекрёстков
Перекресток, как определяют Правила дорожного движения,— это территория, образуемая пересекающимися (примыкающими друг к другу или разветвляющимися) дорогами в одном уровне. Перекресток ограничивается воображаемыми линиями, соединяющими внешние границы тротуаров или обочин. Существуют следующие типы перекрёстков в зависимости от формы и функциональных особенностей:
X – образный 2. У – образный 3. Т – образный 4. С круговым движением
Особой сложностью отличаются условия движения на нерегулируемых перекрестках. Достаточно сказать, что свыше 45 % столкновений происходит именно на этих перекрестках, причем подавляющее большинство из-за несоблюдения очередности проезда. Учитывая это, водителям необходимо быстро и правильно определять значимость пересекающихся дорог для принятия решения об очередности проезда. На нерегулируемых перекрестках преимущество перед всеми транспортными средствами, в том числе и перед трамваем, имеют водители, движущиеся по главной дороге. Главной считается дорога с любым покрытием (булыжник, клинкер, асфальт и т. п.) по отношению к дороге без покрытия (грунтовой) либо дорога, обозначенная дорожными знаками 2.1 «Главная дорога», 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой» или 2.3.2 и 2. 3.3 «Примыкание второстепенной дороги», по отношению к дороге, обозначенной знаками 2.4 «Уступите дорогу» и 2.5 «Движение без остановки запрещено».
Казалось бы, такое четкое определение и существующие правила проезда перекрестков содействуют полной безопасности движения. Но, судя по данным статистики аварийности, перекресток — это место, где достаточно часто возникают дорожно-транспортные происшествия. И особенно много происшествий случается на нерегулируемых перекрестках, причем самые распространенные из них — столкновения и наезды на пешеходов, наиболее тяжкие по своим последствиям.
Согласно статистике ОВД ГИБДД по Володарскому району при выезде с второстепенных дорог населённых пунктов Фролищи, Ильино, Мулино, Новосмолинский, Смолино, Володарск совершено более десятка ДТП.
Статистика аварийности на перекрёстках с населённых пунктов на Московское шоссе по Володарскому району.
Московское шоссе - Фролищи – 1 ДТП (1 раненый)
Московское шоссе - Ильино – 6 ДТП (1 погибший, 5раненых)
Московское шоссе - Новосмолинский – 7 ДТП (2 погибших, 6 раненых)
Московское шоссе - Смолино – 2 ДТП (10 раненых)
Московское шоссе - Володарск – 1 ДТП (2 погибших, 1 раненый)
Как же правильно проезжать перекресток?
Водители безрельсовых транспортных средств решают вопрос о порядке проезда такого перекрестка, руководствуясь только одним принципом: уступает дорогу тот, у кого с правой стороны оказалось приближающееся к перекрестку другое транспортное средство. Это же положение применяется и в отношении площадей и перекрестков, на которых организовано круговое движение. Однако это вовсе не означает, что, подъехав к перекрестку и видя транспорт справа, нужно обязательно останавливаться и ждать, пока он проедет. В том случае, когда пути движения транспортных средств не пересекаются и ширина дороги такова, что водители помех друг другу не создают, они могут двигаться в намеченных направлениях одновременно.
При проезде нерегулируемых перекрестков равнозначных дорог водители могут попасть в самые различные и порою сложные дорожно-транспортные ситуации. Но все они должны решаться на основе общего принципа «береги правый борт».
Поворот налево
Левый поворот на перекрёстке, один из опаснейших маневров. Он даже опаснее разворота. Основная задача при выполнении левого поворота — уступить дорогу встречному транспорту. Видите вы транспорт перед выполнением поворота налево или не видите? После ДТП это никого не интересует. Водитель встречного автомобиля имеет преимущество. Уступить нужно автомобилю, который двигается прямо или направо. При повороте налево иди развороте, водители должны руководствоваться не только п. 15.2 Правил, но и требованиями, изложенными в п. 15.5, а именно: водитель безрельсового транспортного средства должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо и направо, а также завершающим обгон слева в попутном направлении.
В некоторых случаях при повороте налево на главную дорогу с второстепенной имеется «полоса разгона», которая обозначена дорожной разметкой и водитель может воспользоваться данной полосой, что позволяет более безопасно выполнить маневр.
Н о эта же полоса может быть и «полосой торможения» встречного направления.
Конечно же, здесь необходимо смотреть на дорожную разметку, но в ряде случаев это невозможно по ряду причин:
погодные условия (снег, туман, дождь);
тёмное время суток;
отсутствие или частичное нанесение разметки;
ограниченная видимость и др.
Перекрёсток: Ильино-Московское шоссе
Перекрёсток: Смолино-Московское шоссе
Перекрёсток: Новомолинский-Московское шоссе
Социальное исследование
Участники анкетирования на вопросы отвечали дома. Полученные мной результаты я отразил в диаграммах. Мной были получены следующие результаты:
1. Вопрос: «Какой у Вас водительский стаж?»
Гипотеза: Зависит ли водительский стаж при проезде данных перекрёстков?
Целевая группа: водители транспортных средств, учащиеся МАОУ СОШ№48, обучающиеся в автошколе
Количество респондентов: 50 человек
Метод исследования: анкетирование
Вывод: большинство водителей имеют опыт вождения автомобиля и от водительского стажа зависит безопасность при проезде на данных перекрёстках?
Вопрос: «Испытываете ли Вы трудности при повороте налево с населённых пунктов Володарского района на Московское шоссе?»
Гипотеза: имеются ли трудности при повороте налево с населённых пунктов Володарского района на Московское шоссе?
Целевая группа: водители транспортных средств, учащиеся МАОУ СОШ№48, обучающиеся в автошколе
Количество респондентов: 50 человек
Метод исследования: анкетирование
Вывод: Из проведённого опроса мы видим, что большинство водителей не испытывают трудностей при совершении данного маневра.
3. Вопрос: «Каким образом Вы узнаёте о наличии слева «полосы разгона» или «полосы торможения»?
Гипотеза: можно ли определить наличие полосы разгона или торможения на данных перекрёстках визуально?
Целевая группа: водители транспортных средств, учащиеся МАОУ СОШ№48, обучающиеся в автошколе
Количество респондентов: 50 человек
Метод исследования: анкетирование
Вывод: Таким образом, можно сделать вывод что, большинство водителей знают о наличии данных полос, так как они проживают в данной местности но визуально определить их наличие не возможно.
Предложение: необходимо ввести дополнительную информацию для водителей.
4. Вопрос: «Нужна ли Вам дополнительная информация при выезде на перекрёсток?»
Гипотеза: необходимо ли на данных перекрёстках ввести дополнительную информацию?
Целевая группа: водители транспортных средств, учащиеся МАОУ СОШ№48, обучающиеся в автошколе
Количество респондентов: 50 человек
Метод исследования: анкетирование
Вывод: Принимая во внимание всё выше изложенное, я делаю вывод о том, что водителям необходима дополнительная информация на перекрёстках при выезде на главную дорогу независимо от водительского стаж управления транспортного средства.
Предложение:
ввести дополнительные информационные знаки о наличии «Полосы торможения» или «Полосы разгона» на перекрёстках при повороте налево.
Слева полоса разгона Слева полоса торможения
установить светофоры на данных участках дороги;
установить на отдельных участках перекрёстках знак «Движение направо»
Заключение
Сейчас остро стоит проблема, связанная со знанием и соблюдением правил дорожного движения. Казалось бы, знать и соблюдать правила - в интересах самих водителей и пешеходов. Это – их жизнь, здоровье и безопасность. Однако, как водители, так и пешеходы продолжают нарушать самые элементарные ПДД. Например, лишний раз пропустить другой автомобиль, потеряв всего несколько секунд, и тем самым застраховать самого себя от возможного дорожно-транспортного происшествия. В чём же проблема? Почему люди постоянно подвергают риску свою жизнь и жизнь других членов общества? Вопросов множество, их список бесконечен. Но так же множество и ответов на них.
Кто-то спешит, перестраиваясь с одной полосы на другую и совершая обгоны. Он не хочет понять, что абсолютно ничего не выигрывает. «Тише едешь – дальше будешь». Эта пословица остаётся актуальной и по сей день. Иногда просто невозможно соблюдать все правила движения из-за дорожных условий, нанесённой или частично нанесённой дорожной разметки, погодных условий, а иногда бывает недостаточно информации при проезде через плотный поток транспортных средств. Как же быть водителям?
Я считаю, что моя гипотеза верна и в современном мире, возможно снизить аварийность на дорогах?
Для этого я принимаю решение:
необходимо создание и законодательное принятие дорожных знаков, относящихся к группе «Знаки особых предписаний»: «Слева полоса разгона» и «Слева полоса торможения» для информирования водителей о данной дорожной обстановке на перекрёстке;
для уменьшения вероятности ДТП с участием пешеходов и велосипедистов дублировать знаки на опасных участках дороги знаками дополнительной информации; ввести знак прочие опасности с дополнительной табличкой для пешеходов и велосипедистов;
под некоторыми знаками ввести дополнительную табличку с суммой штрафа;
устанавливать защитные барьеры для предотвращения движения транспортных средств на пешеходных и велосипедных дорожках;
устанавливать дополнительные дорожные знаки при въезде в посёлок другими маршрутами;
для сознательного отношения к правилам дорожного движения на опасных участках дороги с участием водителей транспортных средств, ввести дополнительный знак: «Аварийный участок».
Список используемой литературы
Правила дорожного движения 2014г.
http://pddmaster.ru
http://ped-kopilka.ru
http://www.gazu.ru
http://www.drive2.ru
http://sdmontag.ru