СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ РАБОТЫ

0
0
Материал опубликован 25 March

Автор публикации: О. Волкова, студентка 6 курса

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ РАБОТЫ

Волкова О.А., бакалавр группы 18НПП1 факультета педагогики, психологии и социальных наук,

Бухлина Л.Ю., кандидат психологических наук, доцент кафедры «Прикладная психология»

«Пензенский государственный университет», г. Пенза

Аннотация: в статье представлены результаты сравнительного исследования социально-коммуникативной компетентности учителей с разным стажем работы. Рассматриваются подходы к пониманию определения социально-коммуникативной компетентности.

Ключевые слова: социально-коммуникативная компетентность, учитель, стаж работы, коммуникативная компетентность, общение.

К числу современных отечественных исследований, посвященных социально-коммуникативной компетентности педагога следует отнести работы А.Г. Асмолова, А.А. Деркача, А.А. Максимовой, Г.У. Солдатовой, Э.Э. Сыманюк и др. Несмотря на расхождения авторов во взглядах на сущность и структуру этого явления, все они едины в то, что компетентность педагога является сложным, интегральным профессионально важным качеством личности.

Коммуникативная компетентность педагога является важной особенностью не только эффективности образовательного и воспитательного процесса в целом, но и фактором успешной адаптации личности педагога к условиям профессиональной деятельности, что говорит о том, что изучение коммуникативной компетентности педагога и способов ее повышения является одной из важнейших задач педагогической психологии [3].

Изучением особенностей социальной коммуникативной компетентности учителей занимались как отечественные, так и зарубежные исследователи. В многочисленных научных и практических исследованиях отражены отдельные аспекты, связанные с изучением коммуникативной направленности личности (С.Л. Братченко, Ю.А. Макаров, В.В. Бойко), коммуникативной установки (М.А. Джералиевская, Е.В. Заика, А.Н. Ивашов), коммуникативных качеств личности (А.В. Батаршев, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, И.В. Яковлева), уровня социально-психологической и коммуникативной компетентности и ее компонентов (А.А. Бодалев, А.И. Донцов, Ю.М. Жуков, Ю.Н. Емельянов, Л.А. Петровская, В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, Дж. Равен, Д. Шон).

Цель исследования заключалась в выявлении различий социально-коммуникативной компетентности у учителей с разным стажем работы. В нем приняли участие 30 учителей-предметников ГБНОУ ПО Губернского лицея г. Пенза, организованных в группы по 10 человек с малым стажем работы до 5 лет; со средним стажем работы от 6 до 11 лет; с длительным стажем работы более 12 лет.

Выявление различий в социально-коммуникативной компетентности проводилось посредством: методики диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК) в профессиональной деятельности [4], методики «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина и П. А. Ковалева; методики коммуникативных умений Л. Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха).

Из анализа результатов методики КСК следует, что для большинства учителей вне зависимости от стажа работы характерны качества положительного полюса факторов КСК, таких как открытость, общительность, сообразительность, эмоциональная устойчивость, зрелость, жизнерадостный, чувствительность, независимость, умение подчинять себя правилам. При этом, были выявлены различия в показателях по фактору Д (жизнерадостность/беспечность – серьезность/молчаливость), а именно педагоги с малым стажем работы в большей степени оптимистичны, радостны по отношению к окружающим. Педагоги с длительным стажем работы, в свою очередь, более серьезно и ответственно относятся к своей педагогической деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Результаты анализа различий в показателях социально-коммуникативной компетентности учителей с разным стажем работы по методике КСК

Фактор Д (жизнерадостность / беспечность – серьезность / молчаливость)

Значение t эмп.

Стаж работы до 5 лет и от 6 до 11 лет

tэмп. = 2,5

tкр. = 2,88 при p≤0,01

tкр. = 2,1 при p≤0,05

Стаж работы до 5 лет и более 12 лет

tэмп. = 2,9 при p≤0,01


Исследование типов коммуникативного поведения учителей (табл. 2) выявило, что, наименьшую выраженность компетентного типа поведения в общении демонстрируют педагоги с длительным стажем работы в сравнении со своими коллегами. Они, в свою очередь, не дают возможности выражения мнения другим участникам педагогического взаимодействия, что ущемляет чувства молодых специалистов. Педагоги с длительным педагогическим опытом более подвержены вспышкам гнева, раздражению, могут позволить себе жёсткие высказывания по отношению к педагогическому коллективу.

Таблица 2

Результаты анализа различий в показателях СКК учителей с разным стажем работы по методике «Тест коммуникативных умений» Л. Михельсона

Стаж работы

Тип поведения (средние значения)

Зависимый

Компетентный

Агрессивный

До 5 лет

5,1

19,3

2,6

От 6 до 11 лет

5,3

20,2

2,1

Более 12 лет

6,9

18,3

1,8

Значение Sэмп.

Sэмп. = 128 при p ≤ 0,01

Sэмп. = 124 при p ≤ 0,01

Sэмп. = 90

Наибольшей социально-коммуникативной компетентностью обладают педагоги со средним стажем работы, что позволяет говорить об их умении лучше всего выстраивать успешные взаимоотношения в коллективе. Они обладают организаторскими способностями, а также навыками в построении рационального и эффективного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса.

Молодые специалисты со стажем работы до 5 лет обладают более высокой эмоциональной неустойчивостью к внешним раздражителям, проявляют напористость в процессе общения, при каждом удобном случае стараются захватить инициативу в свои руки. Они чувствительны к замечаниям и критики со стороны окружающих. Недостаточное внимание к ним, непризнание личных заслуг и достижений могут привести к эмоциональным взрывам. Педагоги стараются проявлять высокую степень независимости в общении (Sэмп. = 124 при p ≤ 0,01).

В результате проведенного исследования конфликтности и агрессивности как личностных характеристик педагогов по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев) было выявлено, что молодые специалисты в большей степени склонны проявлять агрессивность и конфликтные стратегии в общении относительно более опытных коллег. Учителя с малым стажем более эмоционально неустойчивы к внешним раздражителям, предпочитают ориентироваться на мнение большинства, более оптимистичны. Для них характерно отстаивание собственной точки зрения и позиции в общении, своих интересов, не считаясь с мнением окружающих.

Педагоги с длительным стажем работы, в большей степени ориентируются на собственный опыт, более реалистичны, но по сравнению с учителями других групп, зависят от мнения большинства, следуют за общественностью, чаще склонны проявлять зависимый тип поведения в общении

Так, исходя из полученных результатов, можно сказать, что различия в показателях выраженности социально-коммуникативной компетентности учителей с разным стажем работы являются достоверными. Учителя со средним стажем от 6 до 11 лет обладают наиболее оптимальной социально-коммуникативной компетентностью по сравнению с коллегами с меньшим и длительным стажем профессиональной деятельности. Они более жизнерадостны, но при этом не беспечны, независимы, эмоционально устойчивы, демонстрируют компетентный тип поведения, отражающий их умения выстраивать рациональные и эффективные взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса.


Библиографический список:

1. Ахметшина И.А., Балакирева Н.А., Брекина О.В., Дюпина С.А., Зеленкова Т.В., Озерова С.А., Соколовская И.Э., Филина Н.А. Психолого-педагогические аспекты социально-коммуникативной деятельности педагога: учебное пособие / под общей ред. И.А. Ахметшиной. - М.: Изд-во «Экон-Информ», 2021.

2. Гайдар К.М., Малютина О.П. Коммуникативная компетентность и виды прокрастинации у педагогов // Вестник Воронежского осударственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2019. -№2. - С. 15-19.

3. Грановская Л. Н. Возрастные преобразования межфункциональных структур взрослых от 18 до 25 лет // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы Л., 1974 Вып.2.

4. Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК) // Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М„ 2002. С. 138—149.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации