Презентация «Способы рифмовки»
Автор публикации: С. Троханенко, ученик 2Б класса
XI районная научно-практическая конференция учащихся общеобразовательных школ Черниговского района «Я познаю мир» секция языкознания Способы рифмовки (проект) Автор: Троханенко Станислав Романович учащийся 2 «Б» класса МБОУСОШ №8 Руководитель: Главатских Вера Геннадьевна учитель начальных классов МБОУСОШ№8
XI районная научно-практическая конференция учащихся общеобразовательных школ Черниговского района «Я познаю мир» секция языкознания Рифма-это созвучие слов в стихотворных строках. Благодаря ей автор выделяет важные слова, стихи звучат мелодично и легко запоминаются. Рифмы используются в текстах, рекламах, в объявлениях, поздравлениях. Их применяют для развлечений и для учебы. Интересно и не просто рифмовать и изучать необычные рифмы. Актуальность работы состоит в том, что во все времена, а сегодня особенно популярна поэзия. Много молодых авторов ищут необычную рифму, способы рифмовки, чтобы хорошо понимать стихи и самому их сочинять, нужно знать и отличать разные рифмы: перекрестную, парную, кольцевую. Поэтому мне стало интересно какие рифмы можно встретить в стихотворениях моих учебник
XI районная научно-практическая конференция учащихся общеобразовательных школ Черниговского района «Я познаю мир» секция языкознания Цели моей работы: 1.Выяснить какая рифма перекрестная, парная или кольцевая чаще встречается в учебниках по литературному чтению и хрестоматиях (автор Л.А. Ефросинина 2 класс УМК «Школа 21 века) 2.Узнать какие авторы чаще применяли в своих стихотворениях ту или иную рифму. 3.Попробовать использовать рифму (в игре, при написании собственного стихотворения)
XI районная научно-практическая конференция учащихся общеобразовательных школ Черниговского района «Я познаю мир» секция языкознания Задачи: * Посчитать какая рифма перекрестная, парная или кольцевая встречается чаще в учебниках и хрестоматиях за 2 класс (автор Л.А. Ефросинина УМК «Школа 21 века»). * Сделать диаграмму, и поделиться с ребятами на уроке. * Узнать какие поэты чаще использовали в своих стихотворениях перекрестную, парную или кольцевую рифму в учебниках и хрестоматиях за 2 класс (автор Л.А. Ефросинина УМК «Школа 21 века»). * Показать как можно использовать рифму
XI районная научно-практическая конференция учащихся общеобразовательных школ Черниговского района «Я познаю мир» секция языкознания Что такое рифма? Рифма- это звуковое совпадение, связывающее окончания двух или нескольких строк. Еще в древности люди сочиняли рифмы и складывали стихи. На стихи сочиняли песни. Например: Мама- рама Магазин – апельсин Снежок – бережок Витрина – картина Пирог – порог
XI районная научно-практическая конференция учащихся общеобразовательных школ Черниговского района «Я познаю мир» секция языкознания Наблюдение за способами рифмовки Рифмовка – порядок чередования рифм в стихе, их взаимное расположение. Способы рифмовки 1.Парная рифма (схема ААВВ) Первая строка рифмуется со второй, третья – с четвёртой. Шла лисичка по мосту, Несла вязанку хворосту. Вытопила баньку, Выкупала Ваньку, Посадила в уголок, Дала сладкий пирожок. (Потешка)
XI районная научно-практическая конференция учащихся общеобразовательных школ Черниговского района «Я познаю мир» секция языкознания 2. Кольцевая рифма (схема АВВА) Первая рифмуется с четвёртой, вторая – с третьей. И там я бал, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел и кот учёный Свои мне сказки говорил. (А.С.Пушкин)
XI районная научно-практическая конференция учащихся общеобразовательных школ Черниговского района «Я познаю мир» секция языкознания 3. Перекрестная рифма (схема АВАВ) Первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвёртой. Стало вдруг светлее вдвое, Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах- Это платье золотое У березки на плечах. (Е.Трутнева «Осень»)
XI районная научно-практическая конференция учащихся общеобразовательных школ Черниговского района «Я познаю мир» секция языкознания
XI районная научно-практическая конференция учащихся общеобразовательных школ Черниговского района «Я познаю мир» секция языкознания В своих произведениях парную рифму чаще всего использовали: Майков, А.С.Пушкин, С.Михалков. Перекрестную: Ф.Савинов, М.Лермонтов, А.Плещеев. А.С.Пушкин также в стихотворениях применял кольцевую рифму.
XI районная научно-практическая конференция учащихся общеобразовательных школ Черниговского района «Я познаю мир» секция языкознания Чтобы лучше понимать способы рифмовки можно играть в такие игры: 1. «Склад-несклад» 2. «Исправь меня» 3. «Сочини дальше»
XI районная научно-практическая конференция учащихся общеобразовательных школ Черниговского района «Я познаю мир» секция языкознания С 9 мая поздравляем! Счастья, благополучия желаем! Спасибо за эти счастливые дни, В нашей жизни вы одни. Нет заслуги больше вашей! Навеки в памяти вы нашей! В стихотворение я использовал перекрестный способ рифмовки
XI районная научно-практическая конференция учащихся общеобразовательных школ Черниговского района «Я познаю мир» секция языкознания Заключение. Итак, я убедился, что рифма очень сложна, но интересна. Мне понравилось изучать ее у разных авторов и самому рифмовать слова. Я планирую продолжать это исследование в учебниках 3 класса.