Автор публикации: В. Леватаев, ученик 9А класса
«СТИЛИ ПЛАВАНИЯ» Презентацию выполнил: Леватаев Валерий 8 «А» класс Проверил: учитель физкультуры Якунина Людмила Матвеевна
Почему стоит выбрать плавание? Плавание – самый приятный вид спорта. Он приносит удовольствие и истинное наслаждение. Легко привести себя в форму, не делая при этом особых усилий. Кроме того, плавание приносит массу удовольствия – редко кто откажется провести досуг, плескаясь в воде. Плавание позволяет закалить организм, укрепить и развить мышцы, сбросить лишний вес, поддерживать себя в форме В результате длительных и регулярных тренировок успех обеспечен каждому человеку. Соревнования по плаванию распространены и организуются многими спортивными сообществами. Это отличный способ приобщить к активному и здоровому образу жизни детей: как правило, тренировки в бассейнах проходят без понуканий, дети сами просят продолжить занятия. Учиться плавать можно как в бассейне, так и в открытом водоеме. Выбирайте понравившийся стиль и приступайте к задуманному.
Какие стили плавания существуют? 1. Вольный стиль (кроль) Возник он из традиционного плавания на боку, когда рука сменяется рукой. На соревнованиях он впервые появился в начале прошлого века. И родоначальником его стал Золтан Халмаи — олимпийский чемпион по плаванию. Для продвижения вперед пловец немного сгибает руки в локтях и погружает их в воду около плеч, затем следует длинный и мощный гребок, в процессе которого рука полностью распрямляется и выводится из воды в области бедра. Все движения руками сопровождаются попеременными ударами ног по воде вверх-вниз, для этого их немного сгибают и разгибают в коленях.
Техника плавания «кроль на груди» 1. Правая рука после движения по воздуху входит в воду и вытягивается вперед, левая переходит ко второй половине гребка; тело пловца вытянуто, голова на продольной оси, лицо опущено в воду (пловец смотрит под водой вперед-вниз); ноги выполняют попеременные движения. 2. Правая рука начинает первую половину гребка; левая выходит из воды локтем вверх, кисть и предплечье расслаблены; пловец смотрит под водой вперед-вниз; ноги выполняют попеременные движения. 3. Правая рука продолжает первую половину гребка, левая начинает движение над водой; пловец смотрит под водой вперед-вниз; ноги выполняют попеременные движения.
Техника плавания «кроль на груди» 4. Правая рука переходит к наиболее энергичной второй половине гребка; левая кистью касается воды впереди головы, напротив одноименного плеча (локоть удерживается выше кисти), и начинает входить в воду; пловец смотрит вперед-вниз; ноги выполняют попеременные движения. 5 Правая рука завершает гребок и готова выйти из воды локтем вверх; голова поворачивается лицом в сторону для вдоха; левая рука вытягивается вперед, опираясь о воду; ноги выполняют попеременные движения. 6. Левая рука начинает первую половину гребка, правая покидает воду (кисть и предплечье расслаблены); пловец выполняет вдох; ноги выполняют попеременные движения (пловец смотрит в сторону; сразу по окончании вдоха он поворачивает голову лицом вниз). 7. Левая рука продолжает гребок; правая движется над водой и расслаблена; лицо вновь опущено в воду (пловец смотрит вперед-вниз); ноги выполняют попеременные движения.
Положение тела и движение ног Тело пловца в воде вытянуто, почти горизонтально и хорошо обтекаемо. Голова находится на продольной оси тела, лицо опущено в воду (за исключением момента вдоха); бедра - у поверхности воды; мышцы живота и поясницы оптимально напряжены. Непрерывные попеременные движения ногами кролем помогают пловцу придать телу горизонтальное и обтекаемое положение, продвигают его вперед. Ноги выполняют встречные движения вверх-вниз с небольшим размахом, минимально сгибаясь в коленях; голени и стопы расслаблены; стопы повернуты носками немного внутрь и непрерывно вспенивают воду сзади пловца. Ноги выполняют движения от бедра. Вслед за бедром в движение вовлекаются голень и стопа. Движение ноги вниз носит захлестывающий характер и является основной рабочей фазой. В практике спортивного плавания оно получило название «удар». Движение стопы вверх - фаза подготовительная. Удар стопой вниз выполняется с разгибанием ноги в коленном суставе. Отмечается обгон бедром голени и стопы: в то время, как стопа и голень движутся с ускорением вниз, бедро меняет направление движения и устремляется вверх. Это позволяет произвести захлестывающий удар стопой вниз с полным выпрямлением ноги в коленном суставе.
Какие стили плавания существуют? 2. Брасс Брасс является самым медленным стилем из существующих. Объясняется это тем, что во время плавания необходимо выполнить полное вынесение рук вперед. Но, несмотря на это, именно с помощью данной техники были установлены первые рекорды в водном виде спорта. Но пловцы в процессе соревнования старались как-то убыстрить свои продвижения к цели при помощи рук, как в баттерфляе. Из-за этого Международной федерации любительского плавания пришлось отделить последний в отдельный стиль плавания. Так из одного направления возникло два: брасс и баттерфляй. Брасс предусматривает синхронные горизонтальные движения ног одновременно с широкими гребками рук. После старта и до финиша спортсмен может только один раз совершить полное вертикальное движение под водой. При этом голова пловца может лишь ненадолго погружаться под воду. Ныряющий брасс (полное погружение под воду на длительное время) на соревнованиях запрещен.
Техника плавания «Брасс на груди» 1. Пловец скользит вперед (после отталкивания ногами) в горизонтальном и обтекаемом положении: руки вытянуты, кисти соединены и развернуты ладонями, вниз-наружу; ноги расслаблены и вытянуты, носки оттянуты; лицо в воде (пловец смотрит на кисти). 2. Начало гребка: руки опираются ладонями о воду и движутся в стороны-вниз (локти удерживаются выше кистей); пловец продолжает смотреть под водой вперед, сохраняя вытянутое и обтекаемое положение тела; ноги расслаблены, бедра и голени - у поверхности воды; начинается постепенный выдох через рот и нос. 3. Усиление гребка руками: кисти с ускорением движутся в стороны и вниз-назад (пловец непрерывно давит ладонями на воду), локти сохраняют высокое положение и развернуты наружу; туловище и ноги хорошо обтекаемы; продолжается выдох. 4. Наиболее энергичная, завершающая часть гребка: кисти и предплечья с высокой скоростью движутся внутрь, отталкиваясь от воды. После того, как гребок завершен, пловец направляет подбородок вперед, к поверхности воды, энергично выдыхает остатки воздуха и, как только рот оказывается над поверхностью воды, начинает вдох. Ноги начинают плавно сгибаться в коленях.
Техника плавания «Брасс на груди» 5. Кисти без промедления соединяются под подбородком и направляются вперед, локти движутся вслед за кистями. Вслед за локтями пловец вновь опускает лицо в воду. Ноги продолжают сгибаться в коленных и тазобедренных суставах, стопы подтягиваются пятками к ягодицам на ширине таза. Через мгновение ноги окажутся в положении своего максимального сгибания для начала отталкивания стопами назад. 6. Стопы быстро разворачиваются носками наружу - пловец мгновенно начинает отталкивание ногами (стопами и голенями) в стороны-назад. Руки находятся в хорошо обтекаемом положении спереди, кисти соединены; взгляд пловца устремлен под водой вперед. Дыхание задержано. 7. Завершается отталкивание ногами - стопы движутся по дугам наружу-назад-внутрь. Пловец, отталкиваясь стопами и голенями от воды, посылает себя вперед вслед за руками в обтекаемом положении. Дыхание задержано или начинается выдох. 8. Отталкивание ногами закончено, ноги выпрямлены. Бедра, лени и стопы расслабляются; ноги как бы всплывают к поверхности воды. Пловец скользит вперед в хорошо обтекаемом положении: тело полностью вытянуто, голова между руками; пловец смотрит под водой вперед, на кисти вытянутых рук. Выполняется вжох в воду через рот и нос.
Положение тела и движение рук Горизонтальное положение тела во время скольжения, следующего после удара ногами. В момент вдоха отмечается наибольший угол атаки тела, достигающий у некоторых пловцов 15 -17°. На протяжении большей части полного цикла движений голова находится почти на продольной оси тела, мышцы шеи расслаблены, пловец смотрит вперед – вниз. При плавании брассом руки задают темп и ритм, они тесно связаны с дыханием, влияют на общее согласование движений. Цикл движения рук можно разделить на фазы: Выведение рук вперед, подготовительная фаза. Руки выпрямляются в локтевых суставах, пловец посылает руки вместе с плечевым поясом вперед, кисти почти соприкасаются и плавно поворачиваются ладонями вниз. Наплыв или скольжение. Руки окончательно выпрямляются, пловец вытянувшись движется вперед. Кисти находятся у самой поверхности воды. Рабочее движение - гребок - тоже можно разделить на стадии: В предварительной стадии руки совершают движение вперед - в стороны, разворачиваясь ладонями кнаружи. Затем руки начинают сгибаться в локтевых суставах, локти выходят в высокое положение и разворачиваются в стороны, угол между поверхностью воды и плоскостью кисть - предплечье составляет в конце предварительной фазы рабочего движения 45°. На главной стадии рабочего движения – отталкивании - кисти резко ускоряют свое продвижение по дугообразной траектории - вначале кнаружи, а затем внутрь, создавая опору на воду. К этому времени плоскость кисть-предплечье наклонена к поверхности воды уже под углом около 60°. Кисти продолжают опорное скользящее движение вниз-внутрь навстречу друг другу и разворачиваются, за кистями в этом же направлении с ускорением двигаются локти. Отталкивание - наиболее быстрая и мощная часть цикла движений. Заключительная стадия гребка - сведение рук около груди. Кисти устремляются внутрь-вперед-вверх и сближаются под подбородком, локти сближаются перед грудью. В этот момент делается вдох.
Движение ног и дыхание Движения ногами при плавании брассом существенно отличаются от движений ногами при плавании другими способами. В брассе выражены плавные подготовительные движения и энергичное отталкивание от воды (удар) сравнительно жесткими опорными плоскостями стоп и голеней в направлении назад - в стороны. Цикл движения ног можно разделить на фазы: Подтягивание, подготовительная фаза движений - начинается со сгибания расслабленных ног в коленях и незначительного сгибания в тазобедренных суставах. Колени движутся вниз и в сторону, стопы движутся к поверхности воды примерно на ширине таза. Заключительную часть подтягивания выполняют более энергично: ноги значительно сгибаются в тазобедренных и коленных суставах, колени разводятся в стороны на расстояние, превышающее примерно в полтора раза ширину таза, в конце стопы быстро разводят носками кнаружи, после чего пловец тотчас начинает удар ногами. Рабочее движение, удар. К началу удара ноги согнуты в тазобедренных суставах, угол между бедром и туловищем может приближаться к прямому и зависит от индивидуальных особенностей пловца; голени занимают положение, перпендикулярное поверхности воды (угол между голенью и бедром около 45°); колени разведены немного больше чем на ширину таза (степень разведения ног тоже может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей), стопы развернуты носками в стороны. Во время удара – энергичного одновременного разгибания ног в тазобедренном и коленном суставах - стопы движутся по дугам назад-кнаружи, а затем назад-внутрь. Стопы заканчивают движение по траектории, направленной немного вниз, в результате чего оказываются на 20-30 см под поверхностью воды. Таз во время удара ногами жестко фиксирован, спина прямая. Скольжение. После завершения удара бедра и голени тотчас расслабляются и как бы всплывают к поверхности воды, сохраняя хорошо обтекаемое положение. С увеличением скорости фаза скольжения сокращается. Дыхание. В момент завершения отталкивания руками плечевой пояс быстро приподнимается над поверхностью воды, пловец энергично выводит подбородок вперед и начинает глубокий вдох через рот. В это время отмечается наибольшая величина угла атаки тела (от 7-9 до 16-18°). Завершив вдох, спортсмен тотчас направляет плечевой пояс вслед за руками вперед и быстро выравнивает тело, так, что к началу удара ногами угол атаки снижается до 6-3°, а к началу гребка руками - до 3-0°. Таким образом, плечевой пояс движется вперед по волнообразной траектории. Выдох делается во время рабочего движения ног и скольжения.
Какие стили плавания существуют? 3. Кроль на спине Первоначально данный способ плавания использовали, чтобы отдохнуть на воде. Но со временем его популярность возросла, и стиль стали использовать во время соревнований для преодоления водных дистанций. Сначала он был лишь брассовой вариацией, т. е. во время плавания руки оставались под водой. На сегодняшний день стиль немного модифицировался и получил название «ударного». Внешне он представляет собой перевернутый кроль, спортсмен лежит на спине, поочередно совершая маховые движения руками с «порхающими» движениями ударами ног по водной глади. Своим появлением перевернутый кроль обязан американцу Гарри Хебнеру, который с его помощью смог значительно опередить своих соперников на ОИ-1912 года. Чуть позже, в 1936 году, на Играх Адольф Кифер немного модифицировал его, дополнив сальто при выполнении поворота. Позже данный прием стали использовать и другие пловцы.
Техника плавания «кроль на спине» 1. Левая рука входит в воду на ширине одноименного плеча (ладонь развернута наружу, кончики пальцев направлены вниз) и готовится начать гребок; правая завершает гребок, разворачивается ладонью к бедру и начинает движение вверх, готовясь выйти из воды (пловец ощущает опору о воду обеими ладонями); голова на продольной оси (пловец смотрит назад-вверх) затылком в воде; мышцы шеи расслаблены; ноги выполняют попеременные движения. 2. Левая рука выполняет захват воды - она движется вниз и в сторону, опираясь о воду ладонью и предплечьем и немного сгибаясь в локте (локоть развернут в сторону); правая выходит из воды и движется по воздуху, кисть и предплечье расслаблены; ноги выполняют попеременные движения, вспенивая стопами воду. 3. Левая рука выполняет первую половину гребка (подтягивание); правая движется над пловцом по воздуху, прямая и расслабленная; ноги продолжают попеременные движения. 4. Левая рука, умеренно согнутая в локте, переходит ко второй половине гребка (отталкиванию); правая движется по воздуху; ноги выполняют попеременные движения.
Техника плавания «кроль на спине» 5. Левая рука энергично завершает вторую половину гребка - отталкивает воду назад-вниз, разгибаясь в локтевом суставе; правая ускоряет движение по воздуху, готовясь войти в воду (рука разворачивается ладонью наружу); ноги выполняют попеременные движения. 6. Правая рука входит в воду на ширине одноименного плеча (развернута ладонью наружу, кончики пальцев смотрят вниз); левая завершает гребок у бедра (пловец ощущает опору о воду обеими ладонями). 7. Правая рука движется вниз и в сторону и начинает захват воды; левая выходит из воды (кисть расслаблена); ноги выполняют попеременные движения, вспенивая стопами поверхность воды. Последующие движения правой и левой рукой, как и движения ногами, являются зеркальным повторением только что рассмотренных фрагментов техники плавания кролем на спине.
Положение тела и движение ног Тело пловца занимает в воде вытянутое, почти горизонтальное хорошо обтекаемое положение. Плечевой пояс расположен несколько выше таза, таз и бедра - у поверхности воды. Угол атаки тела - около 6-10°. Голова занимает непринужденное и стабильное положение почти строго на продольной оси тела. Затылок пловца погружен в воду (уровень воды проходит примерно около ушей), лицо обращено вверх и немного назад (взгляд фиксирован примерно под углом 45° к поверхности воды). Основная роль попеременных движений ногами - удержать тело в обтекаемом и уравновешенном положении, внести свою долю в создание сил, продвигающих пловца вперед. Ритм движений ногами подчинен ритму движений руками. Как и в плавании кролем на груди, ноги выполняют встречные (попеременные) движения вверх-вниз от бедра. Амплитуда движений бедер умеренная; они удерживаются близко к поверхности воды. Степень сгибания ног в коленных суставах несколько больше, чем при плавании кролем на груди, стопы больше погружаются в толщу воды. Основная рабочая фаза - движение стопы снизу-вверх (удар вверх). Движение ноги в это время носит захлестывающий характер. Отмечается обгон бедром голени и стопы: в то время, как стопа еще движется вверх, бедро начинает энергичное движение вниз. Это помогает выполнить захлестывающий удар стопой, опереться о воду бедром и удержать таз у поверхности воды.
Движение рук и дыхание Полный цикл движений рукой: захват – подтягивание – отталкивание - выход из воды - движение над водой - вход в воду. Захват, подтягивание и отталкивание являются рабочими фазами. Выход руки из воды - фаза завершающих движений, а движение руки над водой и вход в воду - подготовительные движения. При плавании на спине движения руками играют ведущую роль; им координационно подчинены движения ногами и дыхание. Согласование движений руками должно обеспечить непрерывность гребковых движений (опоры о воду). Когда одна рука завершает гребок и выходит из воды, другая входит в воду и начинает захват. На какое-то мгновение руки занимают прямо противоположное положение; пловец ощущает опору о воду обеими ладонями и как бы передает гребок с одной руки на другую. Дыхание согласовывается с полным циклом движений одной рукой. Например, во второй половине движения правой руки по воздуху и входа ее в воду выполняется вдох. Во время гребка, выхода из воды и начала проноса по воздуху правой руки - небольшая задержка дыхания (она может отсутствовать) и выдох. Вдох выполняется через рот, выдох - через рот и нос.
Какие стили плавания существуют? 4. Баттерфляй Занимает второе место по скорости. Первоначально он считался подвидом брасса, но в 1952 году его выделили в отдельное направление. Своим названием (англ. butterfly — бабочка) он обязан характерным движениям пловца, которые внешне похожи на взмахи крыльев бабочки. Впервые его использовать начали в 1930-е годы. В то время он применялся в качестве дополнительного движения в «брассовом» стиле, после его стали применять для преодоления всех дистанции. Первым пловцом, официально использовавшим данный стиль, стал Джимми Хиггинс, который проплыл баттерфляем дистанцию на соревнованиях 1935 года. Впоследствии заимствованная из брасса работа ног была заменена их синхронным движением вверх-вниз, когда пловец бьет ими по поверхности воды. При этом руки также должны совершать синхронные движения. На данный момент различают еще одну разновидность баттерфляя — дельфин: по время заплыва спортсмен совершает волнообразные движения всем телом.
Техника плавания «баттерфляй» 1. Руки после движения по воздуху входят в воду на ширине плеч. Ладони начинают давить на воду вниз и кнаружи, сохраняя оптимальную жесткость в лучезапястных и локтевых суставах, локти удерживаются чуть выше кистей; пловец смотрит вниз-вперед. Ноги выполняют первый энергичный удар стопами вниз. 2. Кисти, развернутые ладонями наружу, продолжают плавно давить на воду в стороны-вниз. Пловец как бы наскальзывает на встречный поток воды и начинает захват руками. Ноги завершают удар стопами вниз. Пловец продолжает смотреть вниз-вперед. 3. Руки продолжают гребок (подтягивание), умеренно сгибаясь в локтях (локти развернуты в стороны); ноги после удара вниз выходят к поверхности воды, придавая телу хорошо обтекаемое положение; пловец смотрит вперед и начинает плавный выдох в воду. 4. Гребок руками продолжается; руки продолжают сгибаться в локтевых суставах, кисти сближаются при движении под туловищем пловца; бедра начинают двигаться вниз, ноги сгибаются в тазобедренных и коленных суставах для очередного удара стопами вниз; пловец усиливает выдох. 5. Выполняется наиболее энергичная часть полного цикла движений: руки продолжают гребок, отталкиваясь от воды; ноги выполняют второй удар стопами вниз; плечевой пояс и голова оказываются на поверхности воды; пловец завершает выдох, выдвигая подбородок вперед и готовясь начать вдох. 6. Удар ногами вниз завершен; передняя часть туловища пловца выскальзывает вперед и немного вверх; руки покидают воду; пловец выполняет вдох. 7. Руки выполняют движение над водой через стороны, голова опускается лицом в воду; ноги после удара стопами вниз активно выходят к поверхности воды и начинают сгибаться для очередного удара.
Согласование движений и движение ног Наиболее рациональным является использование двухударного слитного согласования движений руками и ногами с вдохом, выполняемым тотчас после завершения гребка руками, что должно обеспечить непрерывное продвижение пловца вперед с оптимальной затратой сил. Первый удар стопами вниз приходится на вход рук в воду и захват воды кистями. Второй удар стопами вниз согласовывается со второй половиной гребка - отталкиванием руками от воды. Энергичные одновременные гребковые движения руками и ногами способствуют выскальзыванию тела пловца вперед-вверх для выполнения вдоха и проноса рук над водой. При плавании баттерфляем движения ногами начинаются от таза и бедер. Вслед за ними в движение вовлекаются голени и стопы. Ноги последовательно сгибаются и разгибаются в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах. Бедра выполняют движения у поверхности с умеренным размахом, стопы - в толще воды. Энергичный удар стопами вниз является основной рабочей фазой. После удара вниз ноги активно выводятся к поверхности воды и вновь сгибаются для очередного удара. В целом движения ногами имеют захлестывающий, непрерывный, упругий характер и вносят заметный вклад в создание сил, продвигающих пловца вперед.