Традиции рукоделия в моей семье
Автор публикации: У. Чичкань, ученица 3А класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» пгт. Нижний Одес
муниципальный район «Сосногорск» Республики Коми
Учебно-исследовательская работа
Традиции рукоделия моей семьи
Направление: культурологическое
Работу выполнил: Чичкань Ульяна Андреевна
3 а класс
Научный руководитель: Устилко В. И.,
учитель начальных классов
п. Нижний Одес
2022 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………...…………………………………………………....3
Глава 1. Традиционное рукоделие в Республике Коми ………...………….…..4
Как вязали в старину в Республике Коми……………………..……….…4
1.2. Коми народные инструменты для вязания……………………………........5
1.3. Традиционное вязание в Республике Коми.……………….………….…... 5
Глава 2 Традиции рукоделия в нашей семье. ……………………….………….8
2.1. История семейной реликвии…………………….…….……………………8
2.2. Выполнение мамой творческих работ. ……………………………….….....8
2.3. Я тоже рукодельничаю! ……………………….…………………………....8
Глава 3. Анкетирование родителей учащихся 3а класса……………………….9
3.1. Результаты анкетирования родителей по теме исследования……………
Заключение…………………………………..………………………………...…10
Список литературы…………...…………………………………………...…......11
Приложение 1. Фотография. Моя бабушка - Тушонкова Анна Капитоновна……………………………………………………………………...12
Приложение 2. Фотография рукавиц, связанных в национальных традициях Республики Коми……………………………………………………………..….12
Приложение 3. Приложение 3. Фотография ткацкого станка периода первой половины ХХ века (из интернета)……………………………………...………13
Приложение 4. Фотография. Семейная реликвия. Полотенце от прабабушки Вари, вышитое бабушкой...…………………………………………………..…13
Приложение 5. Фотография. Скатерть и наволочки, вышитые бабушкой…..13
Приложение 6. Фотография. Изделия, связанные бабушкой……………..…..14
Приложение 7. Фотографии изделий, связанных бабушкой крючком….…..15
Приложение 8. Фотографии творческих работ моей мамы……………….….16
Приложение 9.Фотография. Вязание пробного образца…………...................17
Приложение 10. Диаграммы «Результаты анкетирования родителей учащихся 3а класса»……………………………………………………………………...…18
ВВЕДЕНИЕ
В наше время очень модно заниматься рукоделием. Кому-то нравится шить одежду для себя и по своему вкусу, кто-то занимается плетением, а кому-то по душе вязание или вышивка. Все эти умения вызывают восхищение. Ведь это - настоящее искусство, которое требует не только мастерства и фантазии, но и большой усидчивости и целеустремлённости. Моя бабушка- Тушонкова Анна Капитоновна всегда много вышивала и вязала - и крючком, и спицами. Она научила вязать и своих дочерей. В том числе, мою маму. Вязание- семейное увлечение, которое помогает реализовать свои творческие замыслы. Почему моя бабушка занималась рукоделием? Чем сильны традиции нашей семьи?
Чтобы ответить на все эти вопросы, я решила провести учебно-исследовательскую исследовательскую работу.
Актуальность работы: мне мало что известно о семейных традициях рукоделия.
Объект исследования: семейные реликвии, выполненные прабабушкой и бабушкой.
Продолжительность исследования - сентябрь-октябрь 2022 года.
Цель работы: изучение семейных традиций рукоделия.
Задачи:
узнать об истории рукоделия в нашей семье;
изготовить вместе с мамой красивое изделие;
провести опрос родителей учащихся 3а класса.
Гипотеза: Предположим, что рукоделие- древний вид народного творчества.
Методы исследования:
изучение и анализ научной литературы;
анализ, классификация; обобщение;
анкетирование;
выполнение практической работы.
Глава 1. Что такое рукоделие?
Как вязали в старину в Республике Коми.
Рукоделие - ручной труд, преимущественно женский (шитье, вязание и пр.) - исполненная ручным трудом вещь [1]. Рукоделие позволяет выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду. Такие изделия могут украшать интерьер и гардероб каждой модницы.
Ручное вязание - это прекрасный древний вид рукоделия. Это подлинно массовое искусство, собравшее по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание, как и любой другой вид прикладного творчества, постоянно развивается и совершенствуется, здесь всегда есть место для повышения своего профессионального уровня, освоения новых навыков и умений. И все-таки даже на начальном этапе обучения возможно создание готового изделия, пусть и наипростейшего.
Работая с различными источниками информации, часто можно встретить вместо слова рукоделие слово hand made, что буквально переводится как «сделанный своими руками». Вязание в России имеет древние традиции. В крестьянском быту его называли «тамбур». Крючком вязали кружева, которыми украшали полотенца, передники, фартуки, кофты, наволочки, блузы, или целые изделия - салфетки, скатерти, занавески, покрывала. Чаще всего такие изделия были однотонными, но в некоторых губерниях, как и в Рязанской, Брянской, Тульской, Пензенской, праздничные вязаные изделия были украшены интересными орнаментами, народными узорами… Сколько кружевниц, столько и узоров. Делились друг с другом, добавляли что-то своё, получалось новое, индивидуальное. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества. Поэтому не случайно узоры для вязания были заимствованы именно из вышивки. Учились вязать с детства, это умение для каждой девочки считалось обязательным.
Зимой трещат морозы, высоко в небе мерцают звезды, а в теплой избе при тусклом свете деревенские девушки и молодые женщины вяжут кружева или вышивают красивые узоры на самотканых изделиях. Сколько души, сколько чувств в него вложено! Испокон веков женщины "ввязывали" в изделия с помощью молитв пожелания любви и здоровья своим близким. В каждой рукотворной вещи остается "частичка души". Неизменной спутницей мастериц была русская песня, бойкая и веселая, протяжная и печальная. Вольно льется она из тесной избы, и звенят в ней и бьются и заветная мечта, и желание.
1.2. Коми народные инструменты для вязания.
В Республике Коми использовались следующие инструменты для вязания.
Прялки:
Скульптурная изобразительность отличает коми прялки, которые делали из цельного куска дерева. Лопасть вырезали из ствола, донце из корневища. Многие прялки были так называемые «белые»; лопасть не украшена орнаментальной резьбой или росписью. Говорит это отнюдь не о бедности фантазии или ограниченности мастерства резчиков. Разнообразие пластических решений обусловлено особым отношением к прялке. Мастер уподоблял прялку мировому дереву, где донце, ножка и лопасть соответсвует нижнему, среднему и верхнему миру Вселенной.
Прекрасным резчиком был Жилин Прокопий Егорович из села Турья. По всему краю шла молва о мастерстве Фалалея Жакова из Выльгорта.
1.3. Традиционное вязание в Республике Коми.
Из древних источников, легенд и преданий мы узнаем, что коми женщина была ответственна за детей и домашнее хозяйство, кроме этого в ее обязанность входила роль умелой рукодельницы.
Богато и разнообразно прикладное искусство коми. Повсеместно развито узорное вязание, плетение и ткачество: холщовые чулки, полотенца, скатерти, рубахи, передники, женские головные уборы украшались яркими геометрическими узорами, которые обычно ткались красной нитью. Только вязаные шерстяные чулки, тканые и плетеные широкие пояса (кушаки) имели многоцветный узор. У северной группы коми (ижемцев) большую роль играла меховая мозаика. Мозаичным узором из разноцветного меха украшались одежда (малица) и обувь (пимы и бурки), а также хозяйственные сумки (тучу и патку).
Большого совершенства мастерицы коми достигли в узорном вязании. Чулки, варежки, перчатки обычно вязались из шерсти, с употреблением нескольких разноцветных нитей, с помощью которых вывязывались весьма сложные , многоярусные узоры.
Вязание узорное – вид традиционного женского рукоделия в республике Коми. Вяжут вкруговую при помощи пяти металлических спиц из ручной овечьей пряжи, окрашенной в домашних условиях. По степени нарядности различалось повседневное и выходные изделия, украшенные узорами. Мастерицы традиционно выбирались цвета и узоры, располагая их в строгом порядке.
У коми-зырян существовали собственные рецепты крашения, часто у каждого мастера свои. В качестве красителей коми использовали кап (наплыв на стволе, ветвях и корнях дерева), листья, отвары трав, кору, мох, голубику и даже жижу из-под точильного камня, местные глины и другие минеральные компоненты. В качестве сырья использовались как свежие, так и высушенные растения. Но о растительных красителях помнят мастерицы старшего поколения больше по рассказам, пользоваться ими им приходилось мало.
В одежде коми важную роль играли вязаные вещи из шерстяной самодельной пряжи-узорные чулки, носки, рукавицы, перчатки их можно было встретить в каждом крестьянском доме, вязать, как и ткать, в прошлом умела каждая женщина. В Коми вязали, как правило, двумя способами: одной иглой (деревянной, костяной или металлической) и на пяти спицах. Первый более древний способ, им вязали в основном рабочие рукавицы и носки из неокрашенной шерсти. Большого мастерства достигли коми женщины в узорном вязании на пяти спицах. По характеру орнамента можно было безошибочно определить , из какого района края тот или иной человек. И ныне в республике довольно много искусных мастериц. Их изделия пользуются неизменным спросом. богатейшая коллекция одежды коми, хранящаяся в фондах Национального музея в Сыктывкаре – это история народа. Это наша живая память.
Лучшее украшение вязанной одежды - орнаменты в народном стиле, вывязанные из пряжи разных цветов. Яркие и многоцветные – для детской одежды; изящные в двух- трёхцветной гамме – для женских нарядов; строгие и сдержанные - для мужских свитеров, - они всегда в моде.
Глава 2. Традиции рукоделия в моей семье.
2.1. История семейной реликвии.
Рассказ я начну с описания семейной реликвии – льняного полотенца, сотканного из льна моей прабабушкой.
Соткано оно было в первой половине 20 века. Вышивку прабабушка тоже выполнила сама. Но со временем цветы стали неяркими. И тогда бабушка-Анна Капитоновна восстановила вышивку, сделав полотенце по-прежнему красивым и ярким.
Из детских воспоминаний бабушки я узнала, что основу для прядения они заготавливали сами. До школы нужно было насобирать замашку- волокна от конопли-чтобы взрослые могли подготовить для выделки. Процесс был трудный: мочили, сушили, мяли. Дети во всё помогали взрослым. В семье было пятеро детей-все работали.
После уборки урожая в дом заносили ткацкий станок. Осенними вечерами женская половина семьи занималась рукоделием. Вышивать, вязать собирались в доме соседей. Бабушка всегда ходила смотреть, как женщины рукодельничают. И училась сама выполнять сначала простые, а затем и сложные узоры в вышивании, вязании.
2.2. Выполнение мамой творческих работ.
Моя мама. Чичкань Вера Викторовна, всегда рукодельничала. Сначала это было вышивание крестиком. Работы получились аккуратные, выполнены с любовью. Когда родилась я, мама вязала для меня рукавички и носки из овечьей шерсти. Я помню, как мне нравилось носить связанные мамой вещи. Только она, не как бабушка, занималась только вязанием и вышивкой. При возможности занималась и другими видами рукоделия.
2.3. Я тоже рукодельничаю!
Когда я подросла, мама предложила выполнить алмазную мозаику совместно с ней. Я не отказалась! Такая радость-совместное творчество. Результат превзошёл все ожидания!
При изучении темы вязания и вышивки мне захотелось попробовать свои силы. Я посещаю объединение «Лоскутное шитьё» в МБДОУ «Центр дополнительного образования детей» пгт.Нижний Одес. Кроме того, с мамой мы начали вязать пробный образец вязания с помощью спиц. Материал - овечья пряжа. У меня всё получается!
Глава 3. Анкетирование родителей учащихся 3а класса.
3.1. Результаты анкетирования родителей по теме исследования.
Мы провели анкетирование-чем занимаются родители нашего класса?
Были предложены такие вопросы:
1. Занимаетесь ли Вы рукоделием?
2.Хотели бы Вы научиться рукоделию (вязанию)?
3.Какой вид рукоделия Вы предпочитаете?
Обработав анкеты, получили такие результаты:
Рукоделием занимается 15 человек из 21.
Рукоделию хотели бы научиться 21 человек, это почти все родители.
Увлекаются вязанием большинство родителей. Также выполняют алмазную мозаику и рисуют картины по номерам.
По результатам анкетирования мы видим, что многие родители нашего класса увлекаются рукоделием, особенно вязанием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая с литературой, в беседах с родными я узнала много нового. Выполняя вязание, я получила большое удовольствие. Результат полностью оправдал мои ожидания. Мне было трудно на первом этапе, но всё получилось. В дальнейшем я планирую вязать крючком и спицами.
В наши дни это искусство продолжает развиваться, обогащаясь новыми мотивами и приемами, современными материалами. В наше время вязание - незаменимая часть нашей жизни и очень популярное хобби. Приложив немного терпения и труда, с помощью простого крючка или спиц и мотка пряжи вы сможете подарить любовь и радость родным людям и порадовать себя! Этим с удовольствием занимаются мои родные-бабушка и мама. А за ними и я!
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.
В результате работы получился я узнала много нового, приобрела практический навык вязания спицами.
Литература
Грибова Л.С. «Народное искусство Коми» Коми книжное издательство 1973 г.
ЖеребцовЛ.Н., Конаков, Н.Д. Королев К.С. «Из жизни древних Коми». Коми книжное издательство. 1985 г.
Климова Г.Н. Узорное вязание коми. Коми книжное издательство. Сыктывкар,1978.
Фомичева Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком. «Москва. «Просвещение» 1991.
Приложение 1. Фотография Тушонковой Анны Капитоновны, моей бабушки.
Приложение 2. Фотография рукавиц, связанных в национальных традициях Республики Коми
Приложение 3. Фотография ткацкого станка периода первой половины
ХХ века (из интернета)
Приложение 4.Фотография полотенца, сотканного прабабушкой Варей.
Приложение 5. Фотография скатерти и наволоческ, вышитых бабушкой гладью.
Приложение 6. Фотографии изделий, связанных бабушкой для своих дочерей.
Приложение 7. Фотографии изделий, связанных бабушкой крючком.
Приложение 8. Фотографии творческих работ моей мамы.
Приложение 9. Пробный образец вязания, выполненного мной.
Приложение 10. Диаграммы. Результаты анкетирования родителей учащихся 3а класса.
19