Доклад «Я моя семья, мой дом, мои традиции»
МБОУ «Прогимназия №15»
Доклад на тему:
«Я моя семья, мой дом, мои традиции»
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Алиева Эсмира Гахримановна
Дербент 2018г
Я моя семья, мой дом, семейные традиции
Осваивать представления о себе – своего полного имени, фамилии, возраста, пола, любимых занятий. Развивать представления об окружающем мире на основе активизации и формирования знаний о своей семье (любимые занятия, интересы членов семьи, труд взрослых, профессии, обязанности членов семьи и др.). Продолжать формировать представления о том, что такое дагестанская семья. Учить детей понимать особенность родственных отношений. Развивать представления дошкольников об особенностях семьи. Учить устанавливать некоторые родственные связи (бабушка – мамина мама, дядя – папин брат…). Овладевать умениями сравнивать членов семьи, родственников разного возраста и пола, видеть особенности внешности, прически, одежды, обуви.
Поощрять стремление ребенка к познанию родственных связей, проявлению привязанности, любви и симпатии к родным и близким людям. Осваивать представления о некоторых особенностях мальчиков и девочек, их именах, любимых занятиях, игрушках, взаимоотношениях друг с другом.
Способствовать проявлению интереса к истории своей семьи, знакомству с семейными реликвиями. Способствовать формированию гордости за свою се-мью. Формировать первичные представления об особенностях хозяйственной деятельности человека, который заботится о самом себе, своем жилище в горо-де, сельской местности: доярка доит коров, овощевод собирает урожай овощей, чабан пасет стадо овец, виноградарь подвязывает виноград, городской житель на дачном участке сажает рассаду овощей и собирает урожай и т.п.
Помочь установить связь между целью и видами труда. Дать первоначальные представления о традиционной пище в дагестанской семье.
Продолжать приобщать детей к посильному участию и подготовке семейных праздников: Укладывание малыша в люльку, Первый шаг малыша, Навруз-байрам и других, проведению обряда «Наречение имени». Учить рас-сказывать о семейных праздниках, стимулировать желание принимать участие
в подготовке к ним. Формировать представления о значимости и красоте обы-чаев, праздников, семейных традиций народов Дагестана.
Человек в истории
Развивать представления об устройстве человеческого жилья (в городе, селе). Познакомить детей с понятием «аул», «горец». Формировать представление о годекане, как о месте, где собирается мужская часть села для обсуждения новостей, решения проблемных ситуаций, касающихся жителей села. Продол-жать знакомить детей с устройством сакли. Познакомить детей с материалом, из которого строили дома в старину (саман, камень, балки).
Расширять представление детей о предметах домашнего обихода: ковры, люлька, сундук, ступка, трость, кувшины (водоносные, для омовения, для хра-нения продуктов), поднос, чираг (светильник), прялка, веретено, мерки, ступки-чесночницы, корыто для теста, поставец с боковыми отделениями для вилок и ложек и средним отделением для хранения соли.
Расширять представление об очаге как о символе, олицетворяющем семейное единство (дом – семья).Вызвать стремление узнавать новое, задавать вопросы об устройстве и назначении различных приспособлений, сделанных руками человека. Продолжать знакомить детей с предметами быта, сделанными из разных материалов (глина, дерево, металл и др.). Экспериментальным путем показывать и рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Сравнивать предметы, выделять отличия и сходства по 2 – 3 признакам, группировать (по цвету, форме, размеру, материалу, фактуре поверхности). Описывать предметы по 3 – 4 основным свойствам.
Помочь ребенку в установлении связей между назначением и особенностями строения предметов быта народов Дагестана. Учить выявлять связи между материалом, из которого изготовлен предмет, и назначением предмета (прочность – долговечность, непромокаемость – хранение жидкостей и др.).
Содействовать обогащению представлений и знаний детей о том, что человек, создавая предметы, заботился о нуждах, интересах людей. Развивать познавательный интерес к истории жизни человека, истории вещей.
Познакомить с историческим прошлым Дагестана, развивать представление о традиционной одежде народов Дагестана. Формировать первоначальные представления об отдельных элементах женской и мужской одежды народов Дагестана
Вызывать чувство восхищения красотой костюмов народов Дагестана. Обратить внимание детей на то, что в национальном костюме сочетаются ис-кусство кроя, ткачества, разнообразная вышивка, ювелирные изделия. Помо-гать находить элементы прошлого в современной одежде.
Раскрыть зависимость особенностей одежды человека от сезонных изменений. Верхняя одежда (бурка) защищала тело горца от дождя, холода и ветра.
Народные праздники
Развивать интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями дагестанского народа, истоками народной культуры.
Продолжать приобщать детей к праздничной культуре дагестанского народа. Дать первоначальные представления о Празднике цветов, Празднике черешни, их значении в жизни людей. Познакомить с понятием Навруз. Вовлекать детей в процесс подготовки к народным праздникам, проводимым в детском саду: Навруз, Праздник цветов, Праздник черешни. Развивать желание принимать участие в народных праздниках.
Познакомить детей с историей возникновения народных праздников: Курбан-байрам, Ураза-байрам, Пасха, Песах. Подвести детей к мысли о необ-ходимости совершать добрые дела и поступки. Прививать уважение и любовь к традициям своего народа.
Знакомить детей с народными музыкальными инструментами: кумуз, бубен, гармонь. Вызывать интерес у детей к народным музыкальным инструментам.
Формировать чувство сопричастности к событиям, которые происходят в детском саду, городе, республике, стране. Воспитывать любовь к малой родине – Дагестану.
Дерево ценится плодами, человек трудами
Формировать первоначальные представления об основных видах традиционного (сельскохозяйственного) труда в Дагестане (выращивание и сбор урожая): земледелие (о труде хлеборобов); виноградарство, пчеловодство. Формировать представление о соответствующих орудиях труда и техники (гор-ский плуг, мотыга, борона, серп, коса, молотильные доски, каменные зернотер-ки, ручные и водяные мельницы, национальные печи (корюк, садж, тандыр, та-рум). Дать первоначальные представления о скотоводстве (разведение овец и коз), рыболовстве (ловля морской, речной рыбы), животноводстве (разведение коров, быков, лошадей и ослов), пчеловодстве, как об основных видах традици-онного труда дагестанцев. Обучить детей устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к труду. Формировать эле-ментарные представления о жизни и особенностях труда в городе (селе). Зна-комить с некоторыми профессиональными праздниками: День рыбака, День лесника, День виноградаря и др. Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.
Формировать представление детей о труде балхарских мастериц керами-ки. Продолжать знакомить детей с балхарскими глиняными изделиями.
Формировать первичные представления о труде ковровщиц и используе-мом оборудовании: прялки, ткацкие станки, орудия для выделки шерсти и изго-товления ниток, гребни для чесания шерсти, уплотнители шерсти при ткаче-стве. Познакомить детей с изделиями ковровщиц (ковры, паласы, хурджины). Познакомить детей со спицами и вязанием на них. Рассказать детям, откуда бе-рется шерсть (козья, овечья), как изготавливают шерстяные изделия (джурабы, носки).Познакомить детей с унцукульским народным промыслом, искусством кубачинских златокузнецов. Способствовать осознанию того, что инструментымастера – это компоненты трудового процесса, позволяющие человеку легче, лучше и быстрее выполнять работу. Развивать умение обобщать, устанавливать связи между назначением инструмента и материалом, из которого он сделан. Воспитывать уважение к народным мастерам и результатам их труда.
Культура и традиции
Формировать навыки вежливости, характерные дагестанскому обществу: называть взрослых по имени и отчеству, обращаться на «Вы», здороваться, прощаться, разговаривать друг с другом в приветливой форме. Учить использо-вать «вежливые» слова в повседневной жизни. Продолжать знакомить детей с основной формой приветствия, принятой у народов Дагестана – «салам аллей-кум». Объяснить значение приветствия «Мир вам!».
Формировать элементарные представления о доброте, взаимопомощи, дружбе, справедливости. Быть приветливыми при встрече родственников, друзей семьи. Обратить внимание на то, что младшим детям не следует вмешиваться в разговор старших по возрасту. Учить уступать пожилым людям свое место, первыми с ними здороваться, предлагать свою помощь. Продолжать знакомить с правилами поведения в гостях, на дне рождения у друга, народном празднике, в помещении. Показать детям, что люди, проживающие в Дагестане, говорящие на разных языках, имеющие разную культуру, интересны друг другу. Создавать условия для доверительного общения с людьми разных национальностей. Формировать простые нравственные нормы поведения и знакомить с тра-дициями: гостеприимство дагестанского народа, чувство любви и уважения к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, людям разных националь-ностей, населяющим Дагестан.
Мой город (село), республика»
Формирование первоначальных представлений о родном городе (селе) и республике, о достопримечательностях, истории, культуре жителях. Расширение представлений о видах транспорта и его назначении на территории республики. Знакомство с некоторыми выдающимися людьми, прославившими род-ной край. Ребенка должен знатьо том, что он живет в Республике Дагестан, что в его городе (селе) проживают люди разных национальностей: аварцы, даргинцы, лакцы, лезгины, кумыки, русские, табасаранцы и др.
Формировать и обогащать первоначальные представления о родном городе (селе) (дне его рождения, главных улицах, отдельных исторических, культурных памятниках) как части родного края Республики Дагестан.Совершенствовать умение детей правильно называть республику, родной город (село, поселок), улицу, на которой он живет.Освоение представлений о месторасположении родного города (села): на берегу Каспийского моря, у подножия горы, в горах, в степи, на равнине и т.д.
Формировать первоначальные представления о символике родного города (села), республики. Освоение представлений о некоторых социальных объектах города (села), расположенных около детского сада (школа, театр, больница), и их назначении. Овладение отдельными правилами поведения на улице, в зда-нии родного города (села).Развивать познавательный интерес к родному горо-ду, его росту и благоустройству: строятся новые дома, появляются новые ули-цы. Расширять представление об улице, на которой живет ребенок, о микрорай-оне. Рассказать об истории названия улицы. Уточнять представления о своей причастности к городу (селу). Способствовать проявлению интереса к инфор-мации о родных местах (родной город, родное село).
Познакомить детей с архитектурой. Дать детям представление о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания) – это архитек-
турные сооружения. Вызывать интерес к различным строениям, находящимся вокруг детского сада: дом, в котором живет ребенок и его друзья, школа, кино-театр. Обращать внимание на сходство и различие разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей. Учить замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей). Учить выделять отличительные признаки в украшении фасадов.