12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кустова Марина Михайловна1089
10

Творческая домашняя работа по физике «Домашние эксперименты»

Творческая домашняя работа по физике

«Домашние эксперименты»

Автор: Николаева Алина,

7 класс МОУ СОШ №1 г. Пошехонье

 

Учитель: Кустова

Марина Михайловна,

учитель физики и математики

МОУ СОШ №1 г. Пошехонье

 

Задание 1. Определите верхний предел измерений, цену деления и погрешность 5-ти измерительных приборов и приспособлений, которые есть у вас дома. Опишите подробно, как вы находили цену деления шкалы каждого прибора.

 

Цена деления – это разность значений величин, соответствующих двум

соседним отметкам шкалы.

Для того чтобы определить цену деления, необходимо:
- найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины;
- вычесть из большего значения меньшее и полученное число разделить на число делений находящихся между ними.

Предел измерения – наибольшее и наименьшее значения величины, которые можно измерить данным прибором.

Погрешность измерения – оценка отклонения измеренного значения величины от её истинного значения. Погрешность измерения является характеристикой (мерой) точности измерения.

Погрешность измерений равна половине цены деления шкалы измерительного прибора.

1. Линейка

 

 

 

 

Предел измерения

Цена деления

Погрешность измерения

20 см

С = (2см-1см) : 2 = 0,1 см = 1 мм

0,1 см : 2 = 0,05 см

 

2 . Термометр

 

 

 

 

Предел измерения

Цена деления

Погрешность измерения

50°С; -50°С

С = (40°С-30°С):10 = 1°С

1°С : 2 = 0,5°С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 . Рулетка

 

 

 

 

 

 

Предел измерения

Цена деления

Погрешность измерения

150 см

С = (51см-50см):10 = 0,1 см = 1 мм

0,1см : 2 = 0,05 см

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Медицинский термометр

 

 

 

 

 

Предел измерения

Цена деления

Погрешность измерения

35°С; 42°С

С = (40°С-39°С):10 = 0,1°С

0,1°С : 2 = 0,05°С

 

8. Весы

 

 

 

 

 

 

 

 

Предел измерения

Цена деления

Погрешность измерения

120 кг

С = (20кг-10кг):10 = 1 кг

1кг : 2 = 0,5 кг

260 фунтов

С = (260ф-240ф):10 = 2 фунта

2 фунта : 2 = 1 фунт


 

 

 

 

Задание 2. Разрежьте кусок мыла, окуните срезом в воду, стряхните и сильно прижмите ко дну мелкой фарфоровой тарелки. Вы сможете поднять тарелку вверх, держа за мыло. Объясните с точки зрения физики, что удерживает тарелку?

 

Для проведения опыта мне понадобились фарфоровая тарелка и кусок мыла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я взяла кусок мыла и разрезала его на две части.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прижав сухой кусок мыла ко дну фарфоровой тарелки, я попыталась поднять тарелку вверх, держа за мыло. У меня ничего не вышло. Тарелка осталась на месте.

Затем я окунула половину куска мыла в воду, стряхнула и сильно прижала ко дну фарфоровой тарелки. Мне без проблем удалось поднять тарелку вверх, держа за мыло!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему же так происходит? Почему с помощью сухого куска мыла я не смогла поднять тарелку, а стоило смочить мыло водой и я без труда это сделала?

Известно, что все тела состоят из молекул. Между молекулами веществ существует взаимное притяжение. Каждая молекула притягивает к себе соседние молекулы, и сама притягивается ими.

Притяжение между молекулами в разных веществах неодинаково. Притяжение между молекулами становится заметным только тогда, когда они находятся очень близко друг к другу.

В случае, когда кусок мыла, смоченный водой, я плотно прижимаю к дну фарфоровой тарелки, молекулы воды находятся на очень близких расстояниях друг от друга, поэтому тарелку я легко поднимаю с помощью куска мыла. А для того, чтобы оторвать мыло от тарелки, требуется приложить усилие. Оторвав кусок мыла от тарелки, я вижу, что и на дне тарелки остался тонкий слой воды, т.е. и мыло и тарелка оказались смочены водой (смачивание твердого тела жидкостью). Значит при отрывании мыла от тарелки, я преодолеваю притяжение между молекулами воды. Разрыв произошел там, где молекулы воды соприкасаются друг с другом.

В случае же с сухими телами (мыло и тарелка) срастить их не получается, даже плотно прижимая их друг к другу. Из-за неровностей на их поверхностях не удается их сблизить на то расстояние, на котором частицы могут притягиваться друг к другу. То есть, большинство молекул этих двух тел находятся при прижимании на том расстоянии, при котором силы притяжения между молекулами очень малы или не действуют вовсе.

 

 

Задание 3. Опустите кусок пластилина в высокий сосуд с водой. Какое явление вы наблюдаете? Рассчитайте скорость движения пластилина в м/с и км/ч.

 

Я налила в высокий сосуд воды и опустила туда кусок пластилина. Пластилин начал опускаться на дно сосуда. Это значит, что плотность пластилина больше плотности воды, а сила тяжести больше архимедовой силы.

Я измерила путь S, пройденный пластилином (высота столба воды) и время t погружения пластилина на дно сосуда и вычислила скорость движения пластилина υ по формуле

υ = S/ t.

Дано: Найти:

 

S = 30 см = 0,3 м υ

t = 6 с

 

Решение:

υ = S/ t

υ = 0,3 м / 5 с = 0,06 м/с = 0,216 км/ч.

 

Ответ: 0,06 м/с; 0,216 км/ч.

 

Задание 4. Возьмите пачку бумаги. Измерьте её длину, ширину и толщину. Определите объем одного листа, если их количество известно. Рассчитайте массу одного листа, если плотность бумаги известна.

 

Я взяла пачку бумаги, содержащую 54 листа. Для того, что бы найти объем пачки бумаги, я измерила ее длину, ширину и толщину с помощью линейки.

Измерения показали, что длина пачки равна 29,5 см, ширина – 21 см, толщина – 1см.

Общий объем пачки я нашла по формуле:


V=a*b*c
V = 29,5 см * 21 см * 1см = 619,5 см3

 

Для того чтобы найти объем одно листа V1, я общий объем пачки разделила на количество листов в ней

V1 = 619,5 см3 : 54 = 11,5 см3.

Массу одного листа я рассчитала, зная объем одного листа и плотность бумаги (0,8 г/см3).

m = ρ * V

m = 0,8 г/см3 * 11,5 см3 = 9,2 г.

Ответ: объем одного листа равен 11,5 см3; масса одного листа равна 9,2 г.

Задание 5. Определите объем канцелярской скрепки.

 

С помощью весов я определила массу скрепки. Она оказалась равной 1,9 граммов.

В таблице плотностей твердых тел я нашла, чему равна плотность стали. Плотность стали равна 7,8 г/см3.

Объем канцелярской скрепки я вычислила по формуле

V = m : p

V = 1,9 г : 7,8 г/см3= 0,24358974см3 ≈ 0,24 см3

 

Я попробовала определить объем скрепки так же с помощью мензурки. Но оказалось, что даже погрешность измерения мензурки больше, чем объем скрепки. Поэтому, этот способ в данном случае не подходит.

 

Задание 6. Подумайте и найдите емкость любой кастрюли (на которой, естественно, она не указана), имеющейся у вас на кухне, если есть весы и набор гирь, а также справочник по физике, где вы можете найти значение плотности воды.

 

Для нахождения емкости кастрюли, мне понадобились кастрюля, весы, набор гирь, справочник по физике и вода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пользуясь весами и набором гирь, я определила массу пустой кастрюли. Она оказалась равной 1 кг.

Я наполнила кастрюлю водой по края и измерила массу кастрюли с водой. Масса кастрюли и воды вместе оказалась равной 4 кг.

Я нашла массу воды, которую вмещает кастрюля.

mв = 4 – 1 =3кг

Зная плотность воды (1000кг/м3) и массу воды, которую вмещает кастрюля, я нашла объем вмещаемой воды. А это и есть емкость кастрюли.

V= m/ ρ

V = 3кг : 1000 кг/м3 = 0,003 м3 = 3 л

 

Ответ: 3 литра емкость кастрюли.

Задание 7. Известно, что средняя плотность тела человека примерно равна плотности воды (1000 кг/м3). Зная массу своего тела, вычислите его объѐм.

 

Массу своего тела я определила с помощью весов. Она оказалась равной 40кг.

Зная среднюю плотность тела и его массу, я вычислила объем тела по формуле

V = m/ ρ

V = 40кг : 1000кг/м3 = 0,04 м3 = 40 л

 

Ответ: объем моего тела равен 40 л.

 

Задание 8. Определите плотность пластилина. Все необходимые измерения проведите самостоятельно. Почему он липкий? Объясните это явление с учетом молекулярного строения вещества.

 

Для того, что бы определить плотность пластилина нужно знать его массу и объем.

Я нашла объем куска пластилина по формуле: V = a * b * c. Длину а, ширину b и высоту с куска пластилина измерила с помощью линейки.

Получила следующие результаты:

а = 6,3 см; b = 2,1 см; с = 1,2 см

V = 6,3 см * 2,1 см * 1,2 см = 15,876 см3.

Массу куска пластилина я измерила с помощью весов. Масса куска пластилина оказалась равной 20,3 г.

Зная массу и объем куска пластилина, я вычислила плотность пластилина по формуле:

ρ = m/ V

ρ = 20,3 г/ 15,876 см3 = 1,28 г/см3.

Ответ: 1,28 г/см3.

Нам известно, что между молекулами веществ существует взаимное притяжение. Притяжение между молекулами становится заметным только тогда, когда они находятся очень близко друг к другу на расстояниях сравнимых с размерами самих молекул.

Когда мы пытаемся соединить куски разбитого стекла, у нас не получается получить целое стекло. Места раскола неровные, имеют шероховатости, трещины. Значит, мы не сможем сблизить молекулы в этих местах на расстояние, на котором начинает действовать притяжение. Поэтому стекло восстановить путем прижимания одного осколка к другому не получится.

С пластилином все обстоит по-другому. Молекулы двух кусков пластилина, которые мы соединяем, находятся на очень близких расстояниях друг от друга. Поэтому пластилин такой липкий.

Задание 9. Определите плотность некоторых веществ, окружающих вас в быту. Все необходимые измерения проведите самостоятельно.

 

Я попыталась определить плотности некоторых веществ, окружающих меня в быту и вот что у меня получилось.

Приборы и материалы, использовавшиеся мной для выполнения задания: мензурка, электронные весы, мерный стакан, линейка, штангенциркуль, нитка.

 

1. Чайная ложка.

 

Массу ложки я измеряла при помощи весов, объем – с помощью мензурки. Я налила в мензурку воду и измерила её первоначальный объем V1. Затем я опустила в воду ложку и снова измерила объем воды V2. Вычислив разность объемов V1 и V2, я определила объем ложки V.

 

m, г

V, см3

ρ, г/ см3

ρ, кг/ м3

25,8

3

8,6

8600

 

2. Картофель.

 

Массу картофеля я измеряла при помощи весов, объем – с помощью мензурки. Измерения проводила таким же образом, что и в первом опыте.

 

m, г

V, см3

ρ, г/ см3

ρ, кг/ м3

17,1

15

1,14

1140

 

3. Шоколад.

 

Массу шоколада я измеряла при помощи весов, объем вычислила по формуле V=abc, где a – высота дольки шоколада, b – длина дольки шоколада, c – ширина дольки шоколада. Длину, ширину и высоту дольки шоколада я измеряла линейкой.

a = 0,75см

b = 2,8см

c = 2,2см

 

m, г

V, см3

ρ, г/ см3

ρ, кг/ м3

6

6,91

0,87

870

 

4. Мыло хозяйственное.

 

Масса мыла была указана на упаковке, объем вычислила по формуле V=abc, где a – длина куска хозяйственного мыла, b – ширина куска хозяйственного мыла , c – высота куска хозяйственного мыла. Длину, ширину и высоту куска хозяйственного мыла я измеряла линейкой.

a = 9,2см

b = 5,2см

c = 2,8см

 

m, г

V, см3

ρ, г/ см3

ρ, кг/ м3

150

133,952

1,12

1120

 

5. Кетчуп.

 

Масса и объем кетчупа были указаны на упаковке.

 

m, г

V, см3

ρ, г/ см3

ρ, кг/ м3

350

305

1,15

1150

 

6. Майонез.

 

Масса майонеза была указана на упаковке, объем я определила с помощью мензурки. Я налила воду в банку из под майонеза, а затем перелила её в мензурку и определила объем банки.

 

m, г

V, см3

ρ, г/ см3

ρ, кг/ м3

900

950

0,95

950

 

7. Сливочное масло.

 

Масса масла была указана на упаковке, объем масла я вычислила по формуле V=abc, где a – высота куска сливочного масла, b – длина куска сливочного масла, c – ширина куска сливочного масла.

a=2,7см

b=9,8см

c=7,3см

 

m, г

V, см3

ρ, г/ см3

ρ, кг/ м3

180

193,158

0,93

930

 

8. Деревянная линейка.

 

Массу линейки я определила с помощью весов, объем вычислила по формуле V=abc, где a – высота линейки, b – ширина линейки, c – длина линейки (длину и ширину измерила линейкой, высоту – штангенциркулем).

a=0,2см

b=2,5см

c=40,72см

 

m, г

V, см3

ρ, г/ см3

ρ, кг/ м3

13,8

20,36

0,68

680

 

9. Манная крупа.

 

Массу и объем крупы определила с помощью мерного стакана.

m, г

V, см3

ρ, г/ см3

ρ, кг/ м3

77

100

0,77

770

 

10. Тетрадный лист.

 

Массу листа я определила с помощью весов, объем вычислила по формуле V=abc Длину и ширину листа я измерила линейкой (а=166мм, b=203мм). Высоту листа я определила методом рядов. Для этого я измерила линейкой высоту тетради без обложки (2,8 мм), затем посчитала количество листов в тетради. Поделив высоту тетради на количество листов, я определила высоту одного листа (0,07 мм).

V = 203мм * 166м * 0,07мм = 2358,86мм3 = 23,5886см3 ≈ 23,6см3

 

m, г

V, см3

ρ, г/ см3

ρ, кг/ м3

2

23,6

0,08

80

 

11. Мел (цилиндрической формы).

 

Массу мела я измерила весами, а объем вычислила по формуле V = Sосн*h, где Sосн – площадь основания цилиндра, h – высота цилиндра. Площадь основания цилиндра нашла по формуле SоснR2, выразив радиус из формулы длины окружности с=2 πR. Длину окружности определила с помощью нитки.

Получились следующие результаты:

с=3см

h=8см

R=0,48см

Sосн=0,72см2

 

m, г

V, см3

ρ, г/ см3

ρ, кг/ м3

10

5,8

1,7

1700

 

 

Задание 10. В стакан с теплой водой опустите несколько кусочков сахара. Уровень воды при этом повысится. Почему после того, как вы размешаете сахар, уровень воды станет прежним? Почему чай заваривают горячей, а не холодной водой?

 

Я налила в стакан теплой воды и опустила в воду несколько кусочков сахара. Уровень воды в стакане обозначила красной линией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После того, как я опустила в воду сахар, уровень воды в стакане повысился.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я размешала сахар, и уровень воды в стакане стал прежним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему так произошло?

Когда я отпустила в стакан кусочки сахара, то сахар вытеснил часть воды и занял ее место. Из-за этого уровень воды поднялся. Через некоторое время сахар начал растворятся в теплой воде и уровень воды стал понижаться.

Наблюдаемое явление объясняется тем, что молекулы воды и сахара движутся непрерывно и беспорядочно и распространяются по всему объему жидкости. Жидкость становится однородной, получается сладкая вода. Между молекулами воды существуют промежутки, в эти промежутки и проникают молекулы сахара. В результате, объем воды не изменяется, а остается прежним. Наблюдаемое явление называется диффузией. Диффузия – это явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.

Процесс диффузии ускоряется с повышением температуры. Это происходит потому, что с повышением температуры увеличивается скорость движения молекул.

Именно поэтому чай заваривают горячей водой. В холодной воде диффузия происходит намного медленнее. Если опустить пакетик чая в холодную воду, то чай будет настаиваться около 20 минут, но вкус и цвет его будут менее насыщенными, чем у чая, заваренного в горячей воде.

Горячая вода: вода окрашивается моментально

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Холодная вода: вода практически не окрашивается

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Задание 11. Какой вес будет иметь слиток золота, размеры которого соответствуют размерам вашего школьного рюкзака?

 

Для решения этой задачи мне необходимо было провести некоторые измерения. Я измеряла длину, ширину и высоту своей школьной сумки. Эти измерения мне были необходимы для того, чтобы узнать объем сумки.

В условии задачи сказано, что размер (объем) слитка золота соответствует размеру школьной сумки. Зная объем золота и его плотность, я вычислила массу слитка. А зная массу и ускорение свободного падения, я рассчитала вес слитка золота.

 

Дано:

g = 9,8 Н/кг

ρ = 19300 кг/м3

a = 0,36 м

b = 0,28 м

c = 0,13 м

Найти:

P

Решение:

1)V=a*b*c

2)m=Vρ

3)P=gm

 

 

Вычисления: 1)V = 0,36 м*0,28 м*0,13 м = 0,013104 м3 2)m = 0,013104 м3 *19300 кг/м3 = 252,9072 кг 3)P = 9,8Н/кг*252,9072кг = 2478,4906 Н
 

Ответ: P=2478, 4906Н

 

Задание 12. Рассчитайте давление, которое оказывает лезвие ножа на капусту, при нажатии с силой 50 Н. Длину и толщину режущего края ножа осторожно измерьте самостоятельно. Сравните это давление со своим давлением на лёд, если вы наденете коньки. Длина лезвия 20 см, а ширина – 4 мм.

 

Для того, чтобы рассчитать, какое давление, оказывает лезвие ножа на капусту, вначале я измерила длину и толщину режущего края ножа. Зная длину и толщину режущего края ножа, я вычислила, чему равна площадь режущего края. По известным площади режущего края ножа и силе нажатия на нож, я вычислила давление, оказываемое ножом на капусту.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Дано:

F=50Н

a=10см

b=1мм

Найти:

р

CИ:

 

0, 1м

0, 001м

 

Решение:

1) S=a*b

2)р = F / S

 

 

Вычисления:

1)S = 0,1м * 0,001м = 0,0001м2

2)P = 50Н / 0,0001м2 = 500000Па = 500кПа
 

 

Ответ: р = 500000Па = 500кПа.
 

Таким же образом я рассчитала, какое давление я буду оказывать на лед, если надену коньки.

Массу своего тела я измерила на весах. Она оказалась равной 45 кг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Дано:

a = 20см

b = 4мм

m = 45кг

g =9,8Н/кг

Найти:

р

СИ:

0,2 м

0,004 м

 

 

Решение:

1)S=a*b

2)F тяж = mg

3) р = F / S

 

Вычисления:

1)S = 0,2м*0,004м = 0,0008м2

2)Fтяж = 45кг*9,8Н/кг = 441Н

3)р = 441Н / 0,0008м2 =551250Па = 551,250кПа – если я стою на одной ноге

4) р = 441Н / (2 * 0,0008м2) = 275625 Па = 275,625 кПа – если я стою на двух ногах

 

Ответ: р = 275625 Па = 275,625 кПа

500000 Па > 275625 Па

Лезвие ножа оказывает на капусту большее давление, чем я, когда стою в коньках на льду на двух ногах. Если я буду стоять на одной ноге, то большее давление буду оказывать я.

 

Задание 13. Определите силу давления атмосферы на поверхность учебника по физике. Атмосферное давление считать нормальным.

 

С помощью линейки я измерила длину (а) и ширину (b) учебника по физике. Записала результаты в таблицу и перевела их в систему СИ. По полученным данным я рассчитала площадь поверхности учебника, пользуясь формулой

S = a * b.

 

a, см

a, м

b, см

b, м

S, м2

16,7

0,167

22,8

0,228

0,038076

 

Считая атмосферное давление нормальным (760мм.рт.ст.=101300Па), я рассчитала силу давления атмосферы на учебник физики по формуле

 

F = p * S

 

и получила следующие результаты

 

F = 101300Па * 0,038076 =3857,0988Н.

После проделанной работы, я пришла к выводу: сила давления атмосферы на поверхность учебника по физике равна 3857,0988Н или примерно равна 3,9кН (при нормальном атмосферном давлении).

 

 

 

 


 

Автор материала: А. Николаева (7 класс)
Опубликовано


Комментарии (3)

Забелина Маргарита Владимировна, 04.08.19 в 16:46 1Ответить Пожаловаться
Замечательная работа!!! Люблю такие задания!!! Спасибо!!!
Кустова Марина Михайловна, 04.08.19 в 16:51 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Маргарита Владимировна! Может быть, из заданий что-то и Вам пригодится в работе!
Забелина Маргарита Владимировна, 04.08.19 в 17:30 1Ответить Пожаловаться
Да, несколько заданий присмотрела. Особенно понравилась задача про нож и капусту.

Отредактировано 04-08-2019 17:30

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.