12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Малько Надежда Николаевна655
Работаю в школе уже 34 года. За это время сложились доверительные, дружеские отношения с четырьмя выпусками. С каждым из них я работала в течение семи лет! Победитель ПНПО-2008г. Автор методического пособия "Использование ИКТ на уроках литературы".
Россия, Ставропольский край, с. Арзгир
Материал размещён в группе «Творческие работы старшеклассников»
4

Творческая работа в номинации «Я рисую литературу» «Объяснение Чацкого с Софией»

Название работы: «Объяснение Чацкого с Софией»

Вид работы: сочинение

Сведения об авторе: Кабалалиева Валерия, учащаяся 9 «А» класса МБОУ СОШ №1 с. Арзгир Ставропольского края.

Сведения о консультанте: Малько Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 с.Арзгир Ставропольского края

 

«Объяснение Чацкого с Софией».

(сочинение)

Между фамусовским лагерем и Чацким стоит одна из основных фигур комедии – Софья, также пережившая своё “горе от ума”

“Софья начертана неясно…” – заметил Пушкин. Действительно, в её поведении и настроениях ощущается противоречие между трезвым умом и сентиментальными переживаниями. Прекрасное понимание характеров отца и Скалозуба сочетается у неё с полной слепотой в отношении Молчалина. Софья гораздо выше своих сверстниц, столь ядовито изображенных Грибоедовым в лице шестерых княжон Тугоуховских. Для них важна не любовь, а богатый “муж - мальчик”, “ муж – слуга “. Софья живет только любовью.

Она всегда искренна. “Что мне молва? Кто хочет так и судит “, - говорит она. Софья не чужда духовных интересов, не увлекается светской суетой. Чтение ею книг Фамусов называет “ прихотью”. Действительно, тогда это было новостью для дворянской девушки. Софья в ужасе от того, что отец прочит ей в женихи Скалозуба, который “ слова умного не выговорит сроду”. Не любит она и пустое умничанье, острословие и злоязычие, которыми отличались светские люди XVIII в. Однако ей чужда и неприятна беспощадно логичная, острая мысль Чацкого. Софья не доросла до неё, она слишком полна “чувствительности”. Она воспиталась в век Кармазина и Жуковского. Ей идеал – робкий, мечтательный юноша, образ которого рисовала сентиментально – романтическая литература конца XVIII и начала XIX в. Именно таким представляется Софье Молчалин. Не разглядев его, она не сумела оценить Чацкого, не увидела, как увидела горничная Лиза, что Чацкий не только “весел и острён ”, но и “чувствителен”, то есть не только умен, но и нежен. Софья любит Чацкого. Это и есть глубокая подоснова образа и поведения героини.

Чацкий возвращается в Москву, полный надежд и мечтаний. В чужих краях он истосковался по родине, “и дым отечества” ему “сладок и приятен”

Он оживлен свиданием с Софьей. Его остроты веселы, но не желчны. Чацкий очень удивлен, когда Софья, раздражена его колкими словами о Молчалине, спрашивает: “Случалось ли, чтоб Вы, смеялись? Или печали? Ошибкою? Добро о ком-нибудь сказали?”

Сначала он ответил было нежной шуткой, но потом, почувствовав раздражение Софьи, после минутного молчания говорит уже серьёзно:

Послушайте, уже слова мои все колки?

И клонятся к чьему-нибудь вреду?

Но если так: ум с сердцем не в ладу.

Я в чудаках иному чуду

Раз посмеюсь, потом забуду:

Велите ж мне в огонь: пойду как на обед.

У Чацкого появляется сомнение в любви к нему Софьи и в связи с этим меняется настроение, появляется нервозность напряжение. Соответственно с личной драмой растет его общественная драма.

В третьем действии драма героя – и сердечная и общественная – достигает предельного напряжения. Измученный сомнениями, но все ещё надеющийся, он узнает, наконец, горькую истину. Не называя имени, Софья признается, что “иные” ей милее Чацкого. Он глубоко взволнован приговором, и ему больно от её улыбки:

И я чего хочу, когда все решено?

Мне в петлю лезть, а ей смешно.

Кого любит Софья? Молчалина? Скалозуба? И все же он не теряет надежды. Ведь Чацкий любит страстно, безумно и говорит Софье правду о своих чувствах:

Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!?

Он слишком любил Софья, чтобы думать только о себе, и здесь начинается ещё одно горе Чацкого – горе от высокого понимания им человеческого достоинства. Его страшит, что любимая может стать жертвой корыстолюбивых расчетов отца или сама полюбит пошлое и жалкое ничтожество вроде Молчалина или Скалозуба. Он пытается предостеречь её ссылаясь на свои права друга и брата: “ Но вас он стоит ли?” Этот момент изображён на моем рисунке.

Не для себя притворяется Чацкий, а для Софьи. Любовь у него неотделима от его морального идеала. Он может понятиям о чести, благородстве, нравственности. В этом отношении Чацкий более близок к людям 60-x гг., чем к Онегину и Печорину. Для последних любовь главным образом “наука страсти нежной”, для Чацкого целый мир, возвышенный и благородный.

Опубликовано в группе «Творческие работы старшеклассников»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.