12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Яшина Валентина Александровна40


 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детской культуры (искусств) «Радуга»


 


 

Творческий проект

Панно «Богородица с младенцем»

в технике «инкрустация»

Выполнила: Левина Ольга , 12 лет,

учащаяся объединения «Лоскутная Фантазия» Руководитель проекта: Яшина Валентина Александровна


 


 

г. Выкса 2018 г.

Содержание

1. Подготовительный этап:

Выбор темы проектного задания.

Потребность.

Анализ идей и обоснование выбора.

Цели и задачи проектной работы

Проработка идеи

Оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых для проекта.

Основные пункты выполнения моего творческого проекта

Анализ моих возможностей

Инструменты и материалы.

Сбор и обработка необходимой информации для выполнения проекта.

Исторические сведения

Из истории техники «инкрустация».

Разработка идеи выполнения проекта с учетом требований дизайна, экономических и экологических ограничений.

Набор первоначальных идей

Дизайн изделия

Критерии и оценки

2. Технологический (Практический) этап: Планирование организации и выполнения проекта, текущий контроль и корректировка деятельности.

Правила безопасности работы.

Дневник выполнения задуманного.

Технологическая карта.

3. Заключительный этап: Самооценка качества выполненной работы, защита проекта, реклама.

Самооценка изделия

Экологическая оценка

Реклама

4. Список информационных источников

Выбор темы проектного задания

Потребность.


    Каждый человек чем-то интересуется с детства. Одни занимаются спортом, других привлекает хореография, третьи не представляют своего существования без музыки, четвёртые проявляют себя в живописи, пятые пишут замечательные стихи - этот перечень можно продолжать довольно долго. А я люблю заниматься рукоделием. Меня привлекают разные виды декоративно-прикладного искусства: люблю шить мягкие игрушки, вязать, но больше всего я люблю заниматься лоскутным шитьем. (Приложение 1,2)

    Применение современных материалов, соединение разных техник, делают работу оригинальной. Многие виды рукоделия позволили мне превратить разные текстильные материалы в панно, предмет украшения интерьера или использовать в качестве подарка для родных и друзей. Мои подарки всем нравятся, ведь я в них вкладываю теплоту своей души. Ко дню Православной Пасхи я решила сделать бабушке необычный подарок. Выбор моей идеи обоснован тем, что моя бабушка любит ходить в церковь.

Когда я бываю с бабушкой в церкви , восхищаюсь ее убранством, величием ее икон. Особенно мне нравится икона Пресвятой Богородицы с младенцем.

У нее в доме, конечно, есть иконы, но они все приобретенные бабушкой. Мне захотелось сделать бабушке подарок, сделанный своими руками. Это панно Пресвятой Богородицы с младенцем в технике лоскутного шитья, которое будет украшением интерьера комнаты бабушки. Я понимала, что мне простоит большая работа над проектом, но тем интереснее будет работать, ведь я узнаю много нового для себя и подарю бабушке необычный подарок, который будут для нее сюрпризом Решение проблемы

У меня возникло несколько проблемных ситуаций:

Изучить историю иконостаса

В какой технике и из чего изготовить панно?

Какую модель выбрать?

Чем украсить изделие?


 


 


 

Анализ идеи и обоснование выбора

Иконостас – это центральная часть убранства храма, стена из икон, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Он состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти.

В домашнем иконостасе используют небольшое количество икон.

Икона — не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня, которая объединяет всех членов семьи. В прошлом веке во время гонений на церковь были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы. Людям не разрешали крестить детей, иметь в доме иконы.

В настоящее время, когда восстановлены многие разрушенные храмы, построены новые, у православного христианина возникают вопросы: какие иконы необходимо иметь в доме?

Я думаю, икона Богородицы должна быть в каждом доме. Моя работа, конечно, творческая, но я думаю, бабушке будет приятно на нее смотреть.

Перед тем, как начать свой творческий проект, я обдумывала варианты работы по выполнению иконы.

В ходе выполнения проекта мне понадобятся:

информационные (библиотека, Интернет);

материальные (компьютер, ткани, инструменты и т.п.) ;

финансовые ресурсы.

В процессе работы над проектом я получу знания об истории образа Богородицы в иконографии, в каких техниках может выполняться панно, научусь находить нужную информацию и работать с ней, так же получу новые навыки и умения в области декоративно-прикладного искусства.


 


 

Цель творческого проекта:

Изготовить панно Пресвятой Богородицы с младенцем в технике инкрустация на пенопласте

Задачи творческого проекта:
- учиться добывать информацию из разных источников и анализировать её при создании работы;

- сформировать общее представление об иконах Богородицы и их разнообразии;

- развить познавательный интерес к изучению иконописи.
- учиться применять полученные знания, умения и навыки в самостоятельной работе над практической частью проекта;
- совершенствовать умения и навыки в технике инкрустация;
- развивать творческие способности;
- развивать эстетический вкус;
- повышать уважение к православным святыням, культуру труда;
- воспитывать аккуратность, бережливость, предприимчивость.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Проработка идеи

Я второй год занимаюсь в объединении «Лоскутная фантазия», где научилась различным техникам лоскутного шитья: аппликация, шитье мягких игрушек, инкрустация и др. Мною уже выполнено много работ в этих техниках, но такое сложное панно я еще не выполняла. Попробую выбрать панно по дизайну и определиться с техникой выполнения. Я думаю, техника «инкрустация» очень подходит для выполнения такого панно. Надеюсь, что педагог и ребята мне в этом помогут. Мы продумали: какая ткань нам понадобиться: ведь это необычное панно. Оказалось, что у нас в объединении есть ткани, которые подходят для выполнения такого панно. Это атласная ткань разного цвета. Поэтому ткань мне покупать не надо. Конечно, нужно будет купить красивые отделочные тесьмы и стразы.


 


 

Оценка интеллектуальных,

материальных и финансовых

возможностей, необходимых для проекта


 

Основные пункты

выполнения моего творческого проекта

 


 

Модель

 

 

Техника

безопасности


 

Инструменты

 


 


 


 

Панно


 

Цветовая гамма

 

Материал

 

Модель
 


 

Себестоимость

 

Технология изготовления


 

Анализ моих возможностей

 

Что мне необходимо:

1. Рассмотреть варианты панно в различных техниках.

2. Подробнее узнать как мне изготовить панно ( в какой технике?).

3. Заготовить нужный материал

4. Изготовить или купить рамку для панно

Я умею:

1.Работать с тканью и другими материалами.

2. Выполнять панно в различных техниках

3. Эстетически оформить панно.

 

 

Инструменты и материалы

Чтобы изготовить панно, мне необходимы следующие инструменты и материалы:

Ткань атласная

Тесьма для декоративного оформления

Электрический утюг

Ножницы

Проталкиватель (распарыватель)

Сбор и обработка необходимой

информации для выполнения проекта

Исторические сведения

История появления первых чудотворных икон

Исцеляющие и помогающие изображения, по мнению церковных мужей, берут свою силу от Божьей благодати. В православной церкви признаны многие чудотворные иконы, а точнее около 1000. В основном, это образы Христа и Богородицы. Многие предания гласят, что первое чудотворное изображение – это плат, которым Иисус отер свое лицо, и на нем остался отпечаток. Его еще называют Мандилион. Изначально от него исцелился древний эдесский царь Авгарь.. Одним из первых упоминаний о чудотворных иконах является также мироточение Писидийской иконы в VI веке. Тогда от руки изображенной Богородицы заструился елей. Это явление было подтверждено на VII Вселенском Соборе.

Образ Богородицы в иконографии

Во все времена иконописцы пытались передать лику Богородицы всю красоту, нежность, достоинство и величие, на какие только было способно их воображение.
Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы, Богородица может торжественно "являть" Младенца миру, может нежно, прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его — Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы. Лиричность, просветленность и отрешенность — вот главные черты, характерные для изображения Богородицы на русских иконах. Как замужняя женщина, Пречистая имеет на голове покрывало, ниспадающее на плечи, по обычаю иудейских женщин того времени. Это покрывало, или накидка, по-гречески называется мафорий. Мафорий обыкновенно пишется красным (символ страданий и воспоминание о царском происхождении). Нижние одежды обыкновенно пишутся голубыми (знак небесной чистоты совершеннейшей из людей). 

 

Существует пять основных типов изображений Божией Матери:

 

1"Умиление"

Этот образ Богоматери с Младенцем носил в Византии название "Елеуса"

(милующая), что точно передает содержание этого типа икон. На них Богоматерь с

умилением смотрит на Сына, и Младенец с нежностью прижимается к Матери.

Спаситель может быть и на правой, и на левой стороне.

Часто иконы типа "Умиление" имеют второе название - по месту, где они

находились. Многочисленные списки с этих почитаемых и большей частью

чудотворных икон легко определяются по иконографическим признакам,

присущим каждому варианту. Одна из самых древних икон типа "Умиление"

находится в Успенском соборе Московского Кремля - это памятник XII века.

Прекрасно передающая нежность и трогательность общения Матери с Сыном, эта

икона сочетает в себе черты Одигитрии и Умиления: с одной стороны, Иисус

прижался щекой к щеке Матери, а с другой - держит правой рукой свиток, который

поставил на колено.

 

« Владимирская икона Божьей Матери. Это один из самых старых и почитаемых святых образов на Руси, тот, который должен быть в каждой православной семье. Он исцеляет тело и душу, а также защищает от зла. Чудотворные иконы, как правило, сопровождаются какими-либо знамениями или знаковыми событиями. Они приходят на помощь тогда, когда верующие особенно требуют заступничества. 

«Умиление» («Владимирская»)

От этой иконы, по преданию, совершалось множество чудотворений. Не раз Москва

была избавлена от нашествия татар заступничеством Пресвятой Богородицы,

получая неизменную помощь молитвам пред чудотворной Владимирской иконой

Казанская икона Божьей Матери. Один из известнейших образов Богородицы. В современной истории эта икона знаменита тем, что в Великую Отечественную войну она защищала наших солдат и простых жителей в блокадном Ленинграде. Говорят, что этот образ помогает в беде многим верующим.


 

2. "Молящаяся" "Оранта", "Панагия", "Знамение")

Ора́нта (от лат. orans — молящийся) — один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.

Подобная молитвенная поза известна с библейских (ветхозаветных) времён. Первые изображение Богородицы - Оранты (без Младенца) встречаются уже в римских катакомбах.

«Оранта» («Знамение»)

В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом в иконографии Эммануила (евр. — с нами Бог — одно из пророческих имен Бога-Сына, употребленное в пророчестве Исайи (Ис VII, 14), представляет Христа-отрока). Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери. В русской традиции данный тип иконографии получил особое именование — «Зна́мение».

 

3. «Одигитрия» «Путеводительница»)

Тип Богоматери Одигитрии (Одигитрия означает путеводительница, наставница) зародился в Византии. На Руси изображение было всегда поясным с Богомладенцем на левой руке. У икон Богоматери Одигитрии много различных названий: Смоленская, Тихвинская, Грузинская, Иерусалимская, Иверская, Семиезерская и другие, которые они получили по местам создания или явления. Сохраняя основной иконографический тип Одигитрии, они отличаются в деталях.

Одигитрия» «Путеводительница»)

На этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рука которой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга.
Богородица как бы говорит всему человеческому роду что путь истинный — это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению.

 

4. «Заступница»

На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо иногда со свитком в руке. В православных храмах этот образ находится на видном месте — слева от иконы "Спас в силах", главного изображения в иконостасе.

5.«Всемилостивая» («Державная»)

Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей.
Из икон этого типа в России наиболее известны — "Державная" и "Всецарица".

Из истории техники выполнения панно

Истинно японской декоративно-прикладной техникой является кинусайга. Удивительно, как из лоскутков ткани японские мастера создают картины, которые на первый взгляд кажутся нарисованными. Однако, эти картины далеки и от батика, и от вышивки. Техника кинусайга - один из древнейших видов рукоделия, в основе которого лежит идея изготовления поделок из вторсырья. Таким вторсырьем стали старые кимоно, которые всегда шили из натурального шёлка, сотканного вручную и украшенного искусной вышивкой. Поэтому, выбрасывать их было не принято, и бережливые хозяйки нашли способ продлить жизнь кимоно. Как и английский пэчворк, кинусайга – результат умения экономить.

Эскиз будущей картины сначала переносят на деревянные дощечки. Затем в дереве по контуру прорезаются углубления, в них заправляются края шёлковых лоскутков. Точный подбор оттенков делает картины очень естественными, а чёткий контур заправленных лоскутков – похожими на фотографии. Как правило, сюжетами кинусайги становятся изображения цветов и пейзажи, чаще всего городские. Гораздо реже на кинусайге изображают людей, обычно спиной, т.к. черты лица изображать не принято. Картины в технике кинусайга даже в самой Японии не слишком распространены – это эксклюзивный вид искусства и очень дорогой. Работа над картиной требует терпения, кропотливости, мастерства, ловких рук, умения точно подобрать цвет ткани.

Самой известной мастерицей и законодательницей современного стиля кинусайга считается художница Маэно Такаси (Maeno Takashi). В своих работах она использует разную по фактуре ткань: вискоза, хлопковая юката, шёлк - все идет в дело. К тому же, при необходимости ткань или натягивается, или заправляется со складкой. Такие картины выглядят объемно. Кинусайга весьма распространена во многих европейских странах и представляется как техника лоскутной пластики. Современные европейские мастерицы в качестве основы используют более удобный в обработке материал – пенопласт. Поэтому традиционное японское название техники - кинусайга - звучит все реже. Сегодня название техники звучит как инкрустация по пенопласту или пэчворк без иглы.

 

Разработка идеи выполнения проекта с учетом требований дизайна, экономических и экологических ограничений.


 

Набор первоначальных идей

В интернете я нашла панно, выполненные в разных техниках декоративно-прикладного искусства.

Панно в технике

«вышивка крестиком»

Панно в технике

«вышивка бисером»

Панно в технике «лоскутного шитья»

Панно в технике

«вышивка стразами»

Панно в технике «инкрустации»

Панно в технике «живопись»


 

Критерии и оценки

Модель панно

Наличие материалов

Наличие инструментов и оборудов-я

Достаточность тьь у умения и

навыков

Цена

1

+

+

_

_

2

_

+

_

_

3

_

+

_

_

4

+

+

+

+

5

+

+

+

+

Вывод: Панно №4 в технике инкрустация мне не очень понравилось. Я нашла интересную идею! Мне понравилось панно №5. Оно очень красивое, но выполнено в технике «Живопись». А я решила такое панно выполнить в технике «инкрустация». Лицо Богородицы и младенца я выполнять не буду, а заменю цветной картинкой. А самое главное, панно должно понравиться бабушке.


 

Дизайн – специфика


 

Название изделия

Панно «Богородица с ребенком»

Единичное или массовое производство

Единичное

Внешний вид, стиль

стиль по времени

Размеры

21*29 (см) + рамка

Требование к материалу

Остатки атласной ткани, пенопласт, декоративная тесьма

Метод изготовления

В технике «инкрустация на пенопласте»

Функциональное назначение

Предмет интерьера комнаты

Требования с точки зрения безопасности использова­ния

Безопасно

Экологические требования

Использование экологически чистых материалов


 

Критерии, которым должны соответствовать панно


 

1. Назначение моего панно – декор комнаты.

2. Материалы, из которых выполнено панно, должны быть экологически безопасными

3. Ткани должны быть яркими, отделка – красивая, с блесками

4. Недорогое.

5. Прочное.


 

Планирование

организации и выполнения проекта

Правила безопасности работы:

с ножницами

1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

2. Перед работой проверь исправность инструментов.

3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.

4.  Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

5.  Работай ножницами только на своем рабочем месте.

6. Следи за движением лезвий во время работы.

7. Ножницы клади кольцами к себе.

8.  Подавай ножницы кольцами вперед.

9. Не оставляй ножницы открытыми.

10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

12. Используй ножницы по назначению.


 

с канцелярским ножом

1. Выдвигай небольшую часть лезвия.

2. Работай канцелярским ножом на рабочей доске.

3.  Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй — материал с которым работаешь.

4.  В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.


 

при работе с утюгом.

Проверить целостность шнура и чистоту подошвы утюга.

Включать и выключать утюг сухими руками за корпус вилки.

Ставить утюг на специальную подставку

Следить, чтобы шнур не касался подошвы утюга и утюг не перегревался.

с клеем

1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

2.  Бери то количество клея, которое требуется для выпол-я работы на данном этапе.

3.  Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.


 

Дневник выполнения задуманного
 

План мероприятий:


 

1. Найти информацию в Интернете

2. Сходить в магазин за декоративной отделкой и рамкой.

3. Выпустить картину – панно через принтер

4. Подобрать материал


 

Цель деятельности: подарок бабушке к празднику Пасхи – панно Богородицы с младенцем.


 

Сроки выполнения: март – апрель 2018 г


 


 

Требования к изделию:

Изделие должно быть сделано аккуратно.

Изделие должно подходить выбранной теме.

Изделие должно вписаться в интерьер комнаты.

 


 

Технологическая карта

Последовательность выполнения

Графическое изображение, инструменты

Рекомендации

Готовим основу панно: вырезаем пенопласт по размеру (А4) , укрепляем пенопласт на картон с помощью клея

Дать основе хорошо прикрепиться (положить на панно гнет)

Прикалываем рисунок панно на пенопласт Прорезаем по контурам рисунка

Нож канцелярский

Укрепляем булавками Прорезаем на 0,5 см пенопласта Соблюдаем технику безопасности при работе с ножом

Убираем рисунок с панно

Должны получится четкие линии рисунка

Заполняем фон панно и контуры по рисунку тканью

Прикрепляем с помощью клея декоративную отделку

Аккуратно вставляем ткань в прорези. Лишнюю ткань обрезаем ножницами.

Соблюдаем аккуратность при работе с клеем

Вырезаем из цветного рисунка лицо Богородицы и младенца и приклеиваем на панно

Соблюдаем аккуратность в работе

Вставляем панно в рамку. Панно готово!

Укрепляем рамку

 

Фото готового панно

 

Самооценка качества выполненной работы, защита проекта, реклама.

Самооценка изделия

Считаю что с задачами, которые ставила перед началом работы, я справилась. Панно получилось очень красивым, а главное эксклюзивным! Мой подарок бабушке очень понравится и будет для нее сюрпризом. Работая над своим проектом, я узнала много информации об иконах, получила огромное удовольствие от работы. Пополнила знания, умения и навыки по технике «инкрустация». Моя работа экономически обоснована тем, что моё изделие оказалось намного дешевле, чем в магазинах.

Вывод: изготовленное изделие своими руками дает экономию семейного бюджета.

Экологическое обоснование Экологическая проблема является одной из основных проблем на сегодняшний день. Поэтому, выполняя проект, необходимо учитывать, чтобы изделие было экологически чистым и не приносило вреда окружающей среде.

Моё изделие изготовлено из лоскутков ткани различных цветов, которые являются лишь остатками от материала, это экологически чистый продукт. Пенопласт считается абсолютно безопасным для человека, так как даже то малое количество вредных веществ, которое может выделиться из этого материала, при контакте с теплым воздухом или влагой полностью растворяется в воздухе. Относительно качественного пенопласта в обычных условиях его применения можно быть спокойными, так как он не выделяет вредных для человека веществ в опасных концентрациях. Пенопласт благоприятно влияет на экологический баланс в теме строительства, может быть использован для улучшения структуры почвы.
Поэтому, изготовление и дальнейшее использование изделия не влечет за собой изменения и нарушения в жизнедеятельности человека. Считаю, что я выполнила экологически чистое панно.

Реклама

Подарок, сделанный своими руками – лучший подарок!

Хочешь получить удовольствие от работы – сделай такое же панно.

Продемонстрирую друзьям и посоветую им изготовить такое же панно в подарок своим родным.

Свою работу выставлю на выставке в учреждении.


 

Список

информационных источников

1. Вали Б.Д., Рикольфи Р. Лоскутное шитье. – Пер. с итал.,– М. : ООО Мир книги, 2002. – 80 с. : ил.

2. Зайцева А.А. Лоскутное шитьё без нитки и иголки / Анна Зайцева. – М.: Эксмо, 2010. – 64 с. : ил. – (Азбука рукоделия)

3. Нестеров Д.В. Рукоделие Энциклопедия. ООО «Издательство АСТ»,2007г.

4. Таран Р.Ф Лоскутная фантазия. Художественная аппликация., АСТ – Сталкер 2007г.

5. blogs/LadyBloom310/5921/

6. index.php/kinusayga-loskutnie-kartini

7. hobby/pechvork-bez- igolki.html


 

Приложение 1

Мои работы


 

2

 

Приложение 2

Мои работы

Автор материала: О. Левина (7 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.