Автор публикации: Р. Никитин, ученик 9Д класса
Муниципальная бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 города Орла
Творческий проект по Технологии:
«Алые паруса»
Выполнил:
Никитин Роман
ученик 9 класса
Руководитель:
учитель технологии
Мосин С.Е.
г.Орёл
2018г.
Содержание:
1.Введение.
1.1 Определение потребности. Цель и задачи проекта..............................3
2. Поисково – исследовательский раздел.
2.1. Из истории резьбы…………………………………………………………........................5
2.2. Анализ прототипов……………………………………………………...5
2.3. Выбор технологии изготовления и исследование материалов………...……………………………………………......................7
2.4. Мои идеи………………………………………………….........................8
2.5. Оценка интеллектуальных возможностей..............................................9
2.6. Предварительный экономический и экологический анализ…………………………………………..……………………………..10
3. Конструкторско-технологический раздел.
3.1. Выбор оборудования, инструментов и приспособлений…………….11
3.2 Выбор материалов и инструментов …………………………………..11
3.2. Организация рабочего места. …………………………………….……12
3.4. Правила техники безопасности…………………………………….. …13
3.5. Конструирование изделия. ………………………..……………….14
3.6. Технологическая последовательность изготовления изделия………16
4. Заключительный раздел.
4.1. Описание окончательного варианта изделия……………………………………………………………………. ..22
4.2. Эстетический анализ………..……………………………....................22
4.3. Экономический анализ ………………………………………………..23
4.4. Экологический анализ…………………………………………….…..24
4.5. Самооценка и готовый результат ………….…………………………26
4.6. Реклама…………………………………………………………………25
4.7. Источники информации……………………………………………….26
1.Введение.
1.1. Определение потребности. Цель и задачи проекта.
Мне нравится изготавливать вещи своими руками. Скоро Новый год, поэтому я хочу сделать необычный подарок для моей мамы. На уроках технологии я научился обрабатывать древесину, поэтому хочу применить свои знания и умения на практике. Моей маме нравится произведение А. Грина «Алые паруса», следовательно лучшим подарком будет картина на тему этого произведения.
Изучив сайты мастеров, я поставил перед собой
цель: изготовить картину для мамы.
Итак, тема проекта: «Алые паруса».
Задачи:: - перечитать произведение «Алые паруса»;
- исследовать материалы необходимые для моего изделия;
- совершенствовать навыки работы с древесиной и электроприборами.
Мода, стиль,
Критерии, которым должно удовлетворять изделие:
-эстетические
-эргономические
-технологические
-экологические
-экономические
2. Организационно-подготовительный раздел.
2.1. Из истории резьбы.
Народный художественный промысел.
История резьбы по дереву уходит своими корнями к моменту возникновения в человеческом обществе приемов и способов обработки древесины, как самого простого и распространенного материала, а также появления деревянного зодчества. Наши далекие предки знали, что древесина обладает очень ценными качествами: водонепроницаемостью, теплоизоляцией, невысокой плотностью, богатым разнообразием рисунка текстуры. К тому же, древесину удобно обрабатывать и заготавливать. В связи с этим, плоскорельефная резьба по дереву широко использовалась в быту — практически везде от строительства оборонных укреплений до кухонной утвари и сельскохозяйственных орудий.
2.2. Анализ прототипов.
№ |
Модель |
Описание модели |
1 |
|
Парусник из соломки. Красивый, но у меня нет соломки. Не подходит. |
2 |
Картина в технике ваяние из шерсти. Слишком простая. Не подходит. |
|
3 |
Картина выполненное в технике изонить. Слишком простая. Не подходит. |
|
4 |
Картина выполненная в технике плоскорельефной резьбы.. Интересный вариант, можно взять за основу. Подходит. |
|
2.3. Выбор технологии и материалов.
Картину я бы мог сделать из соломки, но ее у меня нет.
Мог бы выполнить в технике изонити или валяния из шерсти, но это просто.
Мог бы вырезать из дерева, т. к. владею этой техникой и у меня есть необходимый материал. Я выполню картину технике плоскорельефной резьбы. т. к. владею этой техникой хочу усовершенствовать свои умения.
Для картины мне понадобятся инструменты:
Ножовка.
Рубанок..
Набор акриловых красок.
Вертикально-сверлильный станок.
Сверла центровые.
Бумага для эскиза и чертежа.
Карандаш.
Линейка.
Циркуль.
Шлифовальная шкурка.
Прямые и круглые напильники.
Морилка на водной основе.
Лак по дереву бесцветный.
Кисти щетинистые №2, №4.
Крестовая отвертка.
Клей для древесины.
Саморезы 30 и 32мм.
Материалы, необходимые для изделия.
Древесина липы – наилучший материал для любого вида резьбы.
Электропровод.
Светодиодная лента.
Выключатель.
Батарейка питания.
Элемент питания – батарейка- 12в.
Клей для древесины.
Лак по дереву бесцветный.
Набор акриловых красок.
Копировальная бумага.
Бумага для эскиза и чертежа.
Набор камней для дизайна.
2.4. Мои идеи.
Идея №1. Подходит.
Идея №2. Не подходит.
Идея №3. Не подходит.
Я выбираю идею №1..Моя картина соответствует всем критериям
Она красивая, сочетаться с интерьером комнаты, у меня есть все материалы и необходимые знания и умения.
2.5 Оценка интеллектуальных возможностей.
1.Я знаю
1. Правила безопасности.
2. Как выпиливать ножовкой.
3. Как правильно закреплять заготовки на верстаке.
4. Как обрабатывать спилы выполненной заготовки.
2. Я хочу знать
1. Как пользоваться резаками.
2.Как рассчитывать количество фанеры и древесины по чертежу.
3. Как красиво оформить выполненную работу.
4. Знать технологию выполнения резьбы.
3.Где все надо узнать?
1. В книгах и журналах.
2. У учителя технологии.
2.6. Предварительный экономический и экологический анализ изделия.
№ п/п |
Наименование |
Цена за 1 шт |
Расход |
Затраты |
|||
1 |
Наждачная бумага |
25 |
1 |
25 руб |
|||
2 |
Саморезы |
48 |
1,5 |
72 руб |
|||
3. |
Диодная лента |
1 |
1м |
100 |
|||
4. |
Сверла |
4 |
3 |
24 |
|||
5. |
Лак |
88 |
200гр |
88 |
|||
6. |
Наборакриловых Красок. |
100 |
1 |
100 |
|||
Итого:332 руб |
Экологический анализ.
В данной работе я планирую использовать экологичный материал –
древесину липы.
Не очень экологичным здесь будет светодиодная лента и батарейка, для них потребуется специальная утилизация, рамка и пластик от дисков.
Применение клея ПВА, и лака с соблюдением правил техники безопасности исключит вредное воздействие материалов на организм человека в процессе выполнения проекта и дальнейшего использования изделия.
Эксплуатация изделия не нанесет вред окружающей среде.
3. Разработка конструкторской документации.
3.1. Выбор оборудования, инструментов и приспособлений.
Ножовка.
Рубанок..
Набор акриловых красок.
Вертикально-сверлильный станок.
Сверла центровые.
Бумага для эскиза и чертежа.
Карандаш.
Линейка.
Циркуль.
Шлифовальная шкурка.
Прямые и круглые напильники.
Морилка на водной основе.
Лак по дереву бесцветный.
Кисти щетинистые №2, №4.
Крестовая отвертка.
Клей для древесины.
Саморезы 30 и 32мм.
-
Выбор материалов.
Древесина липы – наилучший материал для любого вида резьбы.
Электропровод.
Светодиодная лента.
Выключатель.
Батарейка питания.
Элемент питания – батарейка- 12в.
Клей для древесины.
Лак по дереву бесцветный.
Набор акриловых красок.
Копировальная бумага.
Бумага для эскиза и чертежа.
Набор камней для дизайна.
3.3 Организация рабочего места.
Рабочее место должно быть удобным, столярный верстак должен стоять так, чтобы свет падал с левой стороны или спереди. Инструменты и приспособления располагают в правой стороне стола, а материалы – с левой. Необходимо следить за правильной осанкой и положением рук при выпиливании. Во время работы грудь не должна быть сжата, корпус слегка наклонен вперёд, расстояние от глаз до работы 25-30см.
3.4 Правила техники безопасности.
1.1 Техника безопасности при выпиливании по дереву.
1. Ножовки - опасный режущий инструмент. Обращаться с ними нужно
осторожно.
2.Не держать левую руку вблизи режущего инструмента.
3. Не применять больших усилий при резании стамеской.
4. Хранить стамески в ящике верстака или в шкафу на вырезках в рейках.
5. Каждому инструменту отводить свое место.
1.2 Техника безопасности труда при работе на станках.
До начала работы:
1 .Правильно надеть спецодежду (застегнуть рукава халата, спрятать
волосы под берет).
2.Проверить надежность закрепления инструмента (сверла в патроне,
фрезы в оправках, резца в резцедержателе).
3.Прочно закрепить обрабатываемую заготовку (в тисках, патроне,
прихватами и др.).
4.Проверить работу станка на холостом ходу.
Во время работы:
Инструмент к заготовке (у сверлильного и токарного станков) или
заготовку к вращающемуся инструменту (у фрезерного станка) надо
подавать плавно, без усилий и рывков.
Во избежание травм запрещается трогать руками патрон, сверло или
оправку, а также отходить от работающего станка, не выключив его.
Перед остановкой станка надо обязательно отвести инструмент от
заготовки, чтобы избежать его поломки или заклинивания.
После окончания работы:
При полной остановке вращения инструмента или заготовки удалить
стружку щеткой.
Протереть станок, привести в порядок инструменты и приспособления,
сдать рабочее место дежурному или учителю.
Возможные травмы: ожог (температура посин
евшей стружки более 250°С) и порезу (надломленный внешний край
стружки подобен зубьям остро заточенной пилы), травма глаз (острые
края стружки, попадание мелкой стружки в глаза), травмы рук при
неправильной работе (удерживание заготовки, неправильном закреплении
заготовки) и т.д.
1.3 Техника безопасности при лакировании.
1. Лакирование изделий производить только на накладной доске.
2. Не допускать попадания лака и растворителей на кожу рук и лица.
3. Не окрашивать изделия и не хранить лак вблизи нагревательных приборов.
4. Проветрить помещение, в котором проводится лакирование.
5. Руки после работы вымыть с мылом.
3. 5. Эскиз картины.
Корабль с красными парусами со светодиодной подсветкой.
Рамка серебристо-коричневая.
Размер: 40 на 52 см
Чертеж электросхемы с диодной лентой.
3.6. Технологическая последовательность изготовления изделия.
№ |
План работы |
Эскиз детали |
Инструменты |
|
1. |
Подобрать материал заданного размера |
сосна, ножовка, карандаш |
||
2. |
Сострогать заготовку и выпилить |
Ножовка, столярный верстак, Шлифовальная шкурка, Ножовка по металлу. Рубанок. |
||
3. |
Разместить контур изделия Выполнить плоскорельефную резьбу. |
Карандаш, Набор резаков, наждачная бумага, Эскиз. . |
||
4. |
Разметить контур изделия и выполнить рисунок. |
|
Карандаш, Линейка, Копировальная бумага, Эскиз. |
|
5. |
Зачистить детали для изделия. |
Столярный верстак, Шлифовальная шкурка, Напильники с мелкой насечкой. |
||
6. |
Соединить бруски под рамку картины . |
Отвертка, клей, саморезы. |
7. 8. 9 |
Сделать свиток на картине из кусочков диска . Закрепить камни на краях . Выполнить электропроводку с диодной лентой. |
|
Диск, клей, ножницы, карандаш. Клей, камни, сверло. Отвертка, кусачки, выключатель, изолента, молоток, гвозди, диодная лента , паяльник. |
10. 11. 12. |
Соединить и покрасить рамку для картины. Сделать проводку для блока питания. Покрыть изделие лаком. |
|
Клей, кисть, краска акриловая. Сверло, дрель, провода, штекер, паяльник. Наждачная бумага, кисть щетинистая, лак по дереву бесцветный. |
4. Заключительный раздел.
4.1. Описание окончательного варианта изделия.
Корабль с красными парусами со светодиодной подсветкой, работающей от батарейки и электричества.
Рамка серебристо-коричневая.
Размер: 40 на 52 см
4.2. Эстетический анализ.
Мое изделие получилось красивым и качественным.
Оно хорошо вписалось в интерьер комнаты и нравится всем тем, кто его видел.
4.3. Экономический анализ.
Расчет себестоимости изделия.
№ п/п |
Наименование |
Цена за 1 шт |
Расход |
Затраты |
|||
1 |
Наждачная бумага |
25 |
1 |
25 руб |
|||
2 |
Саморезы |
48 |
1,5 |
72 руб |
|||
3. |
Диодная лента |
90 |
1м |
100 руб |
|||
4. |
Сверла |
8 |
3 |
24 |
|||
5. |
Лак |
88 |
200гр |
88 |
|||
6. |
Набор акриловых красок. |
100 |
1 |
100 |
|||
Итого: 396 рублей |
Таким образом мои затраты составили 396 рублей. На рынке или в магазине я мог бы купить такой же товар по цене от 1500 рублей и выше. Стоимость изделия приятно радует, она гораздо ниже покупной, к тому же я получил индивидуальную вещь. Выгода очевидна
4.4. Экологический анализ.
В данной работе я использовал экологичный материал –
древесину липы.
Не очень экологичным здесь будет светодиодная лента и батарейка, для них потребуется специальная утилизация, рамка и пластик от дисков.
Применение клея ПВА, и лака с соблюдением правил техники безопасности исключит вредное воздействие материалов на организм человека в процессе выполнения проекта и дальнейшего использования изделия.
Эксплуатация изделия не нанесет вред окружающей среде.
4.5. Самооценка и готовый результат.
Мне понравилось работать над проектом.
Во время работы у меня не возникало трудностей, кроме расчета себестоимости изделия. Я доволен своей картиной и, думаю, маме она тоже понравится.
Работая над проектом, я изучил технологию плоскорельефной резьбы,
научился уверенно работать с инструментами по обработке древесины.
Совершенствовал умения оформлять технологическую документацию и выполнять чертежи.
4.6. Реклама.
Реклама
Выполним ! фирма «Алмаз»
5. Источники информации:
Рондели Л.Д.: Народное декоративно-прикладное искусство . - М.: Просвещение, 1990
2. Леонтьев Д.П. Сделай сам. – М.: Просвещение, 1985.
3. Логачева Л.А. Основы мастерства резчика по дереву. М.: Народное творчество, 2002.
4. Лебедева Е.И., Бургунова Е.М. Резьба по дереву.М.: Аделант, 2005
5. Хворостов А.С. Чеканка, инкрустация, резьба по дереву. М.: Просвещение, 1977.
6. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/
Акатова Ирина Анатольевна
Ивлиева Наталия Алексеевна