Автор публикации: Б. Козыренко, ученик 10 класса
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОЛДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«СТАХАНОВСКАЯ МНОПРОФИЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ №15
ИМЕНИ В.А. СУХОМЛИНСКОГО»
Отделение/секция: география
«ТВОЯ ПРОФЕССИЯ – ТВОЁ БУДУЩЕЕ»
Работу выполнил:
Козыренко Богдан Сергеевич,
ученик 10 класса
ГОУ ЛНР «Стахановская
многопрофильная гимназия № 15
им. В.А. Сухомлинского»
г. Стаханов, 2024 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ I Выбор профессии сейчас - твоё будущее…………………………..……….7
1.1. Пять основных типов профессий в зависимости от предмета труда……………..7
1.2. Факторы, которые влияют на выбор профессии…………………………………...9
1.3. Мотивы в выборе профессиональной деятельности……….……………………..11
1.4. «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО» - слагаемые успеха в выборе профессии………...13
РАЗДЕЛ II Профориентация в школе – современный взгляд и современный подход…………………………………………………………………………………….17
2.1. Твой путь, твоя мечта, твоя профессия: «от успеха в школе - к успеху в жизни»……………………………………………………………………………………17
2.2. Профориентационный проект «Твоя профессия - твое будущее»...…………….20
2.3. Как помочь подростку определить свой профессиональный жизненный путь...23
РАЗДЕЛ III Моя будущая профессия – пилот гражданской авиации, как одна из востребованных профессий в РФ………………………….............................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….…………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...……….................32
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Я ученик 10 класса, и для меня, как и для всех учащихся старших классов школ, одним из самых важных и актуальных вопросов в настоящее время является вопрос выбора профессии. Ведь не за горами выпускной и мы впервые будем стоять перед необходимостью выбора своего дальнейшего жизненного пути. Часто по причине недостаточной информации о ситуации на рынке труда, отсутствия практического опыта в профессиональной деятельности и ориентации семьи на «модные» специальности, молодые люди избирают профессии, не соответствующие их интересам, склонностям, способностям, а главное – потребностям рынка труда. От обоснованного выбора профессии, качественного уровня образования, конструктивного поведения на рынке труда зависит успешность профессионального пути, а в конечном итоге – удовлетворенность человека своей жизнью.
Какие существуют типы профессий в зависимости от предмета труда? Какие факторы и мотивы влияют на выбор профессии? Какие слагаемые успеха в этом вопросе? Почему важно следовать девизу «от успеха в школе - к успеху в жизни»? Кто является участниками профориентационных процессов и когда работу в этом направлении можно назвать комплексной? Как подростку определить свой профессиональный жизненный путь?
Получить ответы на все эти вопросы и предложить модель поэтапного выбора профессии нами, учениками старших классов, я попытаюсь в ходе выполнения данной исследовательской работы.
Актуальность и научная новизна работы.
«Выбор профессии — это второе рождение человека. От того, насколько правильно выбран профессиональный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье», - утверждал доктор психологических наук Евгений Александрович Климов.
Выбор профессии — это важнейший шаг для каждого, ведь он определяет дальнейшую судьбу.
Ещё 22 января 2020 года в преддверии Дня российского студенчества В.В. Путин в ходе встречи со студентами, школьниками и преподавателями в образовательном центре «Сириус» сообщил, что для профориентации у школьников должны быть базовые знания по всем предметам. А в мае того же года президент РФ поручил Министерству образования и науки РФ актуализировать программы профориентации школьников с учётом развития современных производств и внедрения интерактивных технологий.
В рамках форума «Билет в будущее» Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов заявил, что профориентация имеет колоссальный воспитательный потенциал и в 2023 году, объявленном Годом педагога и наставника, в России будут объединены лучшие региональные практики проекта «Билет в будущее».
Единая модель профориентации была внедрена с этого учебного года во всех школах России. Ее основная задача - охватить профориентационной работой учеников 6-11 классов ( всего - около 8 млн детей, включая школьников с ограниченными возможностями здоровья). В рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" уже в этом году в мероприятиях по реализации профориентационного минимума примут участие не менее 1 млн детей, а в 2024 году - 1,5 млн. школьников. И наша гимназия не стала исключением, с 1.09.2023 года мы начали работу над введением профессионального минимума для обучающихся 6-11 классов.
Интересно отметить, что с 2023 года в России появится первая профориентационная премия, которая позволит оценить деятельность специалистов, профориентационные корпоративные практики, авторские методики и научную работу. Это еще раз говорит об актуальности и важности профориентационной работы в школе.
Обучаясь в гимназии, я еще раз убедился, что профориентационная работа в школе - это связующая нить между системой образования и экономической системой страны, потребностями учащихся с их будущим. Ведь для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда. Но ситуация осложняется тем, что в наше время обучающимся очень непросто делать выбор из-за постоянно меняющейся ситуации на рынке труда, из-за нестабильности экономики, из-за незнания того, какие профессии в будущем будут востребованными.
Вот почему мне, как будущему выпускнику, важно рассмотреть тему «Твоя профессия – твоё будущее», проанализировать типы профессий, факторы и мотивы, влияющие на ее выбор и самому оценить правильность своего профессионального выбора.
Цель данного исследования: изучить основные факторы, влияющие на выбор профессии обучающихся и возможности образовательного учреждения в оказании помощи подростку в выборе своего дальнейшего профессионального пути.
Данная исследовательская работа направлена на определение правильности моего профессионального выбора.
Задачи исследования: изучить основные типы профессий в зависимости от предмета труда; обозначить факторы и мотивы, которые влияют на выбор профессии; проанализировать слагаемые успеха в выборе профессии «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО»; раскрыть значение проекта «Твоя профессия - твоё будущее» для организации профориентационной работы в школе; провести совместно с ТО ГКУ «Республиканским центром занятости ЛНР» в г. Стаханове профдиагностические тестирования старшеклассников школ и гимназий города и проанализировать их результаты; определить свой выбор профессиональной деятельности в будущем.
Методы исследования:
1.Поисковый метод: изучение теории вопроса по определению сущности понятий «профессия», «факторы и мотивы при выборе профессий», «профинформация», «профдиагностические тестирования».
2. Практическая работа: личные исследования и наблюдения.
3. Систематизация и анализ собранного материала.
4. Статистический метод: обработка полученных статистических данных, результатов исследования.
5. ИКТ: составление презентации.
Предмет научного исследования: предпочтения старшеклассников в профессиональном выборе.
Объект исследования: современные профессии, которые являются неотъемлемым условием дальнейшего экономического развития страны.
При проведении научно-исследовательской работы личный вклад состоит в непосредственном участии во всех этапах исследования, в анализе материалов по профориентации, изучению научной литературы, систематизации информации, организации и проведении анкетирования, обработке полученных результатов, написании и оформлении работы.
РАЗДЕЛ I ВЫБОР ПРОФЕССИИ СЕЙЧАС – ТВОЁ БУДУЩЕЕ
Пять основных типов профессий в зависимости от предмета труда
Все работы хороши –
Выбирай на вкус.
В.В.Маяковский [6]
Профессия – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессия определяет положение человека в обществе. Выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и образ жизни. В наше время человеку сложно выбрать профессию, ведь мир профессий довольно многообразен – специалисты насчитывают более 7 тысяч профессий, из них несколько сотен самых востребованных.
Слово «профессия» (от латинского profiteer – «объявлять своим делом», «говорить публично», «заявлять») означает род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся источником существования. [5]
Характер и способности – вот то сочетание, которое больше всего влияет на выбор профессии. «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?» - этот вопрос волнует не только подростков, но и их родителей. Какую профессию следует выбрать для себя так, чтобы не ошибиться с выбором?
Свой выбор я не спешил делать, пока не изучил и не проанализировал пять основных типов профессий в зависимости от предмета труда
Оказывается, что в зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов: «Человек – природа», «Человек – техника», «Человек – человек», «Человек – знаковые системы», «Человек – художественный образ». [7]
«Человек – природа». Здесь главный, ведущий предмет труда - природа.
Профессии: мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог и др. Среди профессий типа «человек - природа» можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы. Указанное деление не означает, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но всё же главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования. При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно человек относится к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой собирается отдавать все силы производству. И ещё один момент, который надо учитывать при выборе этих профессий. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении трудовых задач, заботливость, дальновидность.
«Человек – техника». Здесь главный, ведущий предмет труда - технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.
Профессии: столяр, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик и др. Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но всё же ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств. При обработке, преобразовании, перемещении и оценке технических объектов от работника требуются точность, определённость действий. Поскольку технические объекты всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.
«Человек – человек». Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.
Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др. Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.
Краткий перечень качеств, которые очень важны в этой работе: устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность понимать намерения, помыслы, настроения людей, умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей, умение находить общий язык с разными людьми.
«Человек – знаковые системы». Здесь главный, ведущий предмет труда – условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
Профессии: программист, архитектор проекта, бизнес-архитектор, переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка. Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.
«Человек – художественный образ». Здесь главный, ведущий предмет труда - художественный образ, способы его построения.
Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник. Одна из особенностей профессий этого типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остаётся скрытой от постороннего наблюдателя.
Факторы, которые влияют на выбор профессии
Если человек не знает,
к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека [6]
Изучив работы российского психолога, доктора психологических наук Е. Климова я узнал, что на выбор профессии оказывают влияние восемь основных факторов. [7]
Наличие склонностей, интересов. Человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна. Поэтому выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем нравиться заниматься, что доставляет удовольствие.
Наличие способностей. Одного интереса к какому-то делу мало, нужно еще, чтоб оно получалось. А для этого нужны определенные способности. Так, чтоб играть на скрипке, мало любить музыку, нужны еще и музыкальные способности, а также хороший слух.
Уровень притязаний или ваши предпочтения. На выбор во многом влияют актуальные установки и ценности человека, т.е. то имеет первостепенное значение в данный период жизни или важно в качестве основной жизненной цели. Иначе говоря, это то, что человек хочет достичь в процессе своей профессиональной жизни. Ситуация любого жизненного выбора предполагает влияние не только нашего мнения, но и различных внешних факторов.
Знание о профессии. Прежде чем сделать выбор типа профессий, надо основательно познакомиться со многими из них. К сожалению, незнание современных профессий чаще всего становится камнем преткновения в проблеме профессионального самоопределения. Лучший путь обзорного ознакомления с профессиями – изучение их специальных описаний – профессиограмм. Профессиограммы знакомят не только с выбором, но и с личными качествами, которые требуются от человека.
Мнение учителей. Также немаловажный фактор, влияющий на выбор профессии учащимся. Мнение учителей обязательно стоит учитывать, так как обучая вас, они много знают о способностях своего ученика, о его интересах и умениях.
Мнение сверстников. Не стоит опираться на выбор другого человека, так как профессиональный выбор – это свободный и личный выбор.
Мнение родителей, семьи. Зачастую близкие люди стремятся принять активное участие в выборе профессии старшеклассником. Конечно, мнением людей старшего поколения не стоит пренебрегать, но, в то же время, это не единственный фактор выбора.
Личный профессиональный план. Это основная карта лабиринта под названием «Профессиональный выбор». Для его успешного прохождения должна быть цель, то есть то, что человек предполагает делать в будущем, каким хочет быть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития
В Луганской Народной Республике на период до 2024 года разработана Концепция развития системы профессиональной ориентации населения. Главное - учитывать желания и способности подрастающего поколения, каждого индивидуально. При выборе будущей профессии я и мои одноклассники руководствуются знаниями о том, востребованная та или иная профессия, престижная ли она. Некоторые прислушиваются к выбору родителей, мнению учителей и совету друзей.
В 10 классе среди своих сверстников я провёл диагностику факторов, которые влияют на выбор профессии на данном жизненном этапе. (Приложение 1.)
Результаты анкетирования следующие (Приложение 2):
Свои желания учитывают 100% опрошенных обучающихся.
Свои способности - 90%.
Берут во внимание востребованность будущей профессии - 90%.
Престижность будущей профессии-50%.
Прислушиваются к выбору родителей -20%.
К мнению учителя -10%.
К советам друзей -10%.
Мотивы в выборе профессиональной деятельности
Не профессия выбирает человека, а человек профессию.
(Сократ) [6]
Мотив – это причина, лежащая в основе выбора всех поступков человека. Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос: «Для чего я это делаю?»: «Я учусь для того, чтобы….», «Я хочу получить профессию…., чтобы…».
При выборе профессии каждый человек руководствуется своими мотивами.
Мотив – (от лат. movere - приводить в движение, толкать) [5]
побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;
побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет, ради которого она осуществляется;
осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Каждый человек, выбирая себе будущую профессию, руководствуется разными мотивами: доступностью обучения, легкостью поступления в учебное заведение, ее престижностью, высокой зарплатой, ориентируется на хорошие условия труда или следует указаниям родителей. [8]
Выделяют несколько групп мотивов выбора профессии: [3]
Социальные (желание своим трудом способствовать общественному процессу, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями);
Моральные (приносить пользу людям, оказывать им помощь, общение);
Эстетические (стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с прекрасным);
Познавательные (связаны со стремлением к овладению специальными знаниями, проникновением в сущность профессиональной деятельности);
Творческие (возможность быть оригинальным, неповторимым);
Материальные (стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы);
Престижные (стремления, позволяющие достичь видного положения в обществе, избрание профессии, обеспечивающей быстрое продвижение по службе, профессии, которая ценится среди друзей и знакомых);
Утилитарные (возможность работать в городе, иметь «чистую работу», близко к дому, легкость поступления в вуз, на работу, советы и примеры друзей и знакомых).
Таким образом, можно сказать, что сознательным выбор профессии будет лишь в том случае, если он глубоко мотивирован: человек правильно оценивает свои возможности и знает содержание той деятельности, которую ему предстоит осуществлять.
А сейчас мне хотелось бы рассказать притчу:
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому один и тот же вопрос.
У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой отвечал, что целый день возил проклятые камни.
У второго спросил: «А что ты делал целый день?» А тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу».
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
Запомните эту притчу.
На всё окружающее нас можно смотреть разными глазами, выражать разными словами, но из любой ситуации должны сделать вывод, двигающий нас вперед!
Неважно, какая профессия у человека, главное, чтобы он получал от неё удовольствие. Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо, выбирая профессию, вы выбираете судьбу. Русская пословица гласит «всяк кузнец своего счастья». Нет профессий плохих и хороших, бывают работники, совершившие ошибку при выборе профессии.
«ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО» - слагаемые успеха в выборе профессии
«То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем несравнимая», — писал о своей работе лауреат Нобелевской премии по физике академик Лев Ландау. А как этого добиться? Правильный выбор профессии позволит нам полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели. Цели должны быть: конкретными, реалистичными, ограниченными во времени. [2]
Цель – это мечта, которая должна осуществиться точно к назначенному сроку.
Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами - личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними – деньги, связи, случай.
При планировании профессиональной карьеры необходимо выделить следующие моменты:
- главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть);
- цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, возможным местом учебы или работы);
- пути и средства достижения целей (знания и умения, связи и деньги);
- внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления);
- внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье);
- запасные варианты и пути их достижения (это как запасной парашют).
Если ваша цель – выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и потребностями, задайте себе следующие вопросы:
на какой уровень образования (высшее, среднее специальное, курсы или что-то еще) я могу рассчитывать, учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности, умения;
каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать;
какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд – реальный минимум заработной платы;
какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время – или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу;
хочу я работать рядом с домом, или мне это безразлично.
Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия.
Во-первых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, личностных.
Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.
В-третьих, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.
| |
До окончания школы осталось совсем немного. Время пролетит - и не заметим, и совсем скоро нам предстоит сделать один из самых ответственных выборов в жизни - выбор будущей профессии. Как не ошибиться, чтобы потом не сожалеть, не раскаиваться? Ведь правильно выбрать профессию - значит найти свое место в жизни.
Что мы ожидаем от своей будущей профессии? И соответственно, что именно нужно изучать и оценивать в процессе выбора?
Многие специалисты рекомендуют представлять выбор профессии в виде равностороннего треугольника, стороны которого - понятия «я хочу», «я могу» и «надо».
«ХОЧУ» - это наши интересы и склонности, которые могут проявиться уже в самом раннем возрасте (о них точно знают наши учителя, можно спросить у них), например, склонность к работе с людьми, техникой, природой. Перечислив свои любимые занятия: общение с друзьями, рисование, составление гербария, сбор технических конструкторов, ведение личного дневника. Все они могут указать, с чем связать будущую профессию - с техникой, творчеством, биологией.
«МОГУ» - это способности человека к освоению и выполнению определенной профессиональной деятельности. Причем, выполнению быстрому и качественному. Надо подумать, какой предмет в школе интереснее и легче других дается тебе, что ты умеешь делать действительно хорошо.
«НАДО» - это, так сказать, социальный заказ, то есть потребность общества в людях определенных специальностей. Можно на уроках, через интернет насколько велик спрос на выбранную тобой профессию.
Определив соотношение всех трех сторон (какая их них будет длиннее, какая короче - в зависимости от того, чего больше - "хочу", "могу" или "надо"), можно заняться жизненной геометрией и нарисовать треугольник.
Не трудно догадаться, что выбранная профессия станет действительно любимой только в том случае, если нам удастся соединить все эти стороны в стройную геометрическую конструкцию - желательно, чтобы "хочу", "могу" и "надо" были действительно равны друг другу (то есть, наши желания должны совпадать с возможностями и со спросом общества).
Я понял, что, если стороны получаются слишком неравнозначными, например, интерес велик, а в способностях ты и твои родители сомневаетесь, значит, нужно пересмотреть свой выбор. Чтобы скорректировать свой профессиональный выбор, можно использовать такие способы диагностики, как различные тесты и анкеты, обратиться к психологу.
РАЗДЕЛ II ПРОФОРИТЕНТАЦИЯ В ШКОЛЕ - СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД И СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД
2.1. Твой путь, твоя мечта, твоя профессия: «от успеха в школе - к успеху в жизни»
Прекрасных профессий на свете не счесть,
и каждой профессии слава и честь. [6]
«От успеха в школе - к успеху в жизни» - девиз нашей гимназии и мой тоже. В настоящее время невозможно оспорить его значимость и актуальность.
Сколько существует на земле человек, столько он стоит перед выбором. И один
из главных выборов, который он делает, кем быть и каким быть.
От ответа на вопрос «Кем быть?», который человек должен дать уже в школе,
зависит благополучие всей его дальнейшей жизни. Почему же так важно не ошибиться в выборе профессии? У каждого взрослого человека есть своя история выбора профессии.
Результаты социологического опроса студентов средних специальных и высших образовательных учреждений свидетельствуют, что только 15% обучающихся выбрали профессию еще в школе и дают основание утверждать, что к этому выбору далеко не все подходили взвешенно и по собственному решению.
Ситуация осложняется еще и тем, что в наше время обучающимся очень непросто делать выбор из-за постоянно меняющейся ситуации на рынке труда, из-за нестабильности экономики, из-за незнания того, какие профессии в будущем будут востребованными.
А еще сегодня молодежь в большинстве своем видит смысл выбора профессии вне ее содержания. На первое место выходят факторы престижа, популярности в обществе
и зарплаты (дохода). Разъединение человека и его профессии ведет к серьезным
внутренним противоречиям, делая его несчастным, потому что он тратит жизнь
на работу, которую не любит.
Современная ситуация в Республике, цели и задачи, которые ставит перед образовательными учреждениями обновленный Федеральный образовательный стандарт начального общего и основного общего образования, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении, заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе.
Так что же представляет собой профориентация в широком смысле слова?
Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять осознанный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственным за свой выбор, быть профессионально мобильным.
Профориентационная работа в образовательном учреждении – это система учебно-воспитательной работы, направленная на усвоение учащимися необходимого объема знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий, система мероприятий, обеспечивающих научно - обоснованный выбор профессии.
Основная цель профориентационной работы, которую ставит пред нами ФГОС: развитие ценностного отношения обучающихся к труду как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни.
Основная задача - формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности.
Совместная деятельность педагогов и школьников гимназии по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Для практической реализации данных направлений в нашей гимназии созданы оптимальные условия: заключены договоры о сотрудничестве со всеми образовательными организациями среднего профессионального образования нашего города, реализуется план совместных мероприятий с ТО ГКУ «Республиканским центром занятости ЛНР» в г. Стаханове, оформлен уголок по профориентации, постоянно обновляется страничка на сайте образовательного учреждения в разделе «Профориентация».
Основные организационные формы, которые используют наши учителя в работе с обучающимися:
• профориентационные часы общения;
• профориентационные игры;
• экскурсии на предприятия города;
• посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
• совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн- курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
• участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых уроков («Проектория»);
• индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
• освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования;
• сотрудничество с центром занятости города;
• реализация гимназического проекта «Твоя профессия - твое будущее».
Основное содержание профориентационной работы направлено не только на знакомство с миром профессий и способами получения профессионального образования, но и на создание условий для развития надпрофессиональных навыков (общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации), создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности. А это влечёт за собой необходимость в педагогическом сопровождении профессионального самоопределения школьников, в развитии мотивации школьника к осуществлению трудовой деятельности, в формировании готовности школьников к выбору профессионального пути и к обучению в течение всей жизни. [3]
С этой целью Институтом стратегии развития образования Российской академии образования была разработана Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Профориентация», которую наши учителя успешно реализуют с 1 сентября этого учебного года. Данная программа позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.
Сейчас в гимназии успешно решается задача организации профориентационной работы в соответствии с профильным обучением в старших классах. Я обучаюсь в 10 классе, где мы углубленно изучаем химию и биологию, помимо этих учебных предметов не менее интересные следующие курсы - «Химия в задачах» и «Биохимия».
2.2. Профориентационный проект «Твоя профессия - твое будущее»
Нет профессий с большим будущим,
но есть профессионалы с большим будущим. [6]
Опираясь на отечественные и зарубежные исследования, результаты
экспериментальной работы, опыт российских школ по вопросу профориентации (в частности новый проект, предложенный президентом РФ В.В. Путиным «Билет в будущее», в котором ведется речь о ранней профориентации школьников), учитывая современные особенности социально-экономического развития республики и задачи, которые поставило правительство перед образовательными учреждениями, наша гимназия создала и реализует свой проект «Твоя профессия - твое будущее».
Айзек Азимов, американский популяризатор науки, биохимике писал: «Сейчас - как раз то самое время, когда настоящее прямо на наших глазах превращается в будущее». Именно эти слова являются главным тезисом данного проекта.
Его целью является разработка и реализация в системе учебно-воспитательной работы инновационного профориентационного проекта в соответствии с возрастными, личностными, познавательными и творческими способностями обучающихся, которые будут способствовать формированию профессионального самоопределения учащихся с учетом современной социокультурной и экономической ситуации, совершенствовать систему развития профессиональных навыков будущего у подрастающего поколения.
Задачи проекта следующие:
1. Изучить и организовать информационное пространство, с целью получить максимум сведений о рынке современных профессий, перспективах их развития, спросе на них в регионе и городе.
2. Скоординировать деятельность педагогов, родительской общественности, социальных партнеров по повышению эффективности работы по профессиональному самоопределению обучающихся.
3.Разработать систему инновационных профориентационных инструментов, способствующих формированию профессионального самоопределения обучающихся в соответствии с возрастными особенностями, личностными интересами, способностями, запросами и с учетом регионального рынка труда.
4. Реализовать профориентационные инновационные мини-проекты с учащимися.
5.Проанализировать результативность участия обучающихся различных возрастных групп в реализации профориентационных инновационных проектов в части формирования готовности к профессиональному самоопределению.
6. Подготовить сборник методических материалов и провести научно-методический семинар для педагогов образовательных учреждений Луганской Народной Республики в целях трансляции инновационных профориентационных практик.
Основными целевыми группами, на которые направлен проект, являются обучающиеся 1-11 классов, родительская общественность, социальные партнеры.
Основным условием реализации профориентационного проекта «Твоя профессия – твое будущее!» является создание системы профориентационной работы, функционирующей по следующим направлениям:
• охват и активность обучающихся на всех уровнях образования (1-11классы) с соблюдением преемственности;
• включение профориентационной работы во внеклассную и внеурочную деятельность;
• расширение профориентационного пространства за счет связей с общественными организациями, образовательными учреждениями среднего специального образования и предприятиями;
• включение родителей в проектирование будущей профессиональной деятельности обучающихся.
Проект предусматривает введение элементов профориентационной работы на всех этапах образовательного процесса: в урочной деятельности, при организации работы творческих объединений и во внеурочной деятельности.
Реализация проекта в урочной деятельности предполагает введение в план урока элементов профориентационной работы, использование мозгового штурма и дебатов для обсуждения нестандартных вопросов. Например, на географии - обсуждаем, какие специалисты потребуются в том или ином регионе Луганской Народной республики и России, на литературе – анализируем, какие надпрофессиональные навыки были развиты у Евгения Онегина, а какие ему не помешало бы развить, на истории — каким специалистом мог бы стать Оливер Кромвель, попади он в 2035 год, на физике – какие навыки Soft skills или Нard skills были сильнее развиты у А.Эйнштейна.
Реализация проекта во время занятий внеурочной деятельностью предполагает организацию системы тренингов и турниров по специальным профориентационным разработкам, а также организацию встреч со студентами ВУЗов, специалистами, представителями разных профессий и сфер, интересных подросткам.
В 2022-2023 учебном году с целью успешной реализации профориентационного проекта «Твоя профессия - твое будущее» и в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов организованы занятий внеурочной деятельностью «Моя будущая профессия» в 10-11 классах, «Профориентация» в 5-9 классах, «Введение в мир профессий» в 1-4 классах. Реализуется план совместных мероприятий с Центром занятости города Стаханова. Инновационной формой работы стали занятия обучающихся 1-11 классов на сайте «Проектория».
С 2023-2024 учебного года в 6-11 классах реализуется программа внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты».
Вся работа, которая ведётся в гимназии по профориентации мне, как ученику 10 класса, очень помогает определить свой выбор профессиональной деятельности в будущем.
2.3. Как помочь подростку определить свой профессиональный жизненный путь
Как хорошо, когда у человека есть возможность
выбрать себе профессию не по необходимости,
а сообразуясь с душевными склонностями. (Али Апшерони) [6]
Совместно с ТО ГКУ «Республиканским центром занятости ЛНР» в г. Стаханове в школах и гимназиях города проводятся профдиагностические исследования.
За основу взяли тест Климова на определение предрасположенности человека к определенным типам профессий: человек-человек, человек – техника, человек – художественный образ и так далее. При выборе ответа на одно из 20 альтернативных суждений на экране представлены и вопрос, и картинки, которые позволяют визуализировать предложенные варианты. (Приложение 3.) Результат теста – простая, красочная и запоминающаяся картинка-схемограмма, которая еще ни одного подростка не оставила равнодушным. А еще - рекомендации по выбору профессии, согласно определенному в результате прохождения теста типу профессии. В среднем на прохождение теста и получение результата отводиться от 2 до 5 минут, то есть порядка - 180 секунд. Дифференциально-диагностический опросник Климова – это своего рода введение в системную профориентационную работу. [7]
Представляю вашему вниманию анализ результатов диагностики по типу профессий среди учеников школ и гимназий в г. Стаханов, Ирмино, Алмазная. (Приложение 4.)
В данном профдиагностическом тестировании принимали участие 17 школ и гимназий – это 1579 учеников.
К профессиям по типу «Человек - человек» - наибольшее количество предпочтений у учеников ГОУ ЛНР СГ №26 и ГОУ ЛНР СОШ №1.
Большая предрасположенность у обучающихся к профессиям по типу «Человек – техника» в ГОУ ЛНР СГ №7, ГОУ ЛНР УВК №29 и ГОУ ЛНР СОШ №32.
В ГОУ ЛНР ССШ№9, ГОУ ЛНР СОШ №25 и ГОУ ЛНР СОШ№28 ученикам больше по душе профессии, связанные с типом «Человек - природа».
Профессии, связанные со знаковыми системами больше привлекают учеников из ГОУ ЛНР СГ№11, ГОУ ЛНР СГ №7, ГОУ ЛНР СМГ №15.
Тип профессий «Человек – художественный образ» лидирует в ГОУ ЛНР СОШ №25, ГОУ ЛНР СОШ№10, ГОУ ЛНР СОШ№28.
В моей гимназии №15 все типы профессий ученики выбрали практически в равном соотношении, но немного преобладает тип «Человек – человек». «Человек – знаковая система».
Интересно, что в ГОУ ЛНР СОШ №1 нет вообще предпочтения к типу профессии «Человек - природа», а в ГОУ ЛНР СОШ №12, ГОУ ЛНР СОШ №25, ГОУ ЛНР СОШ №28 – к типу профессий «Человек – знаковая система».
Итоговые результаты по опроснику Климова «Типы профессий» следующие (Приложение 5):
«Человек - человек» - 35%.
«Человек - техника» - 20 %.
«Человек - природа» - 15 %.
«Человек – знаковая система» -12 %.
«Человек – художественный образ» - 18%.
Обучающимся также можно воспользоваться диагностикой Соционика на определение типа личности, более детальный анализ и изучение механизма, с помощью которого человек воспринимает и оценивает поступающую информацию. Отвечая на предложенные варианты теста, подросток непроизвольно познает себя, что дает возможность задуматься о будущем векторе выбора будущей профессии. Результат на экране сразу же после прохождения теста. (Приложение 6.)
По такому же принципу проводится диагностика на определение профессиональной направленности личности (Тест Голланда). Предлагается 42 пары профессий, из которых необходимо выбрать одну, более желаемую в будущем. Результат и рекомендации по выбору профессии сразу же на экране. (Приложение 7.)
Не стоит забывать о том, что профориентационная работа – это непрерывный процесс, который тесно переплетается с изучением школьных предметов. Специалистами ТО ГКУ «Республиканского центра занятости ЛНР» в г. Стаханове совместно с представителями образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования города. выпустил «Атласа профессий города Стаханова». На страницах атласа существуют деления по типам профессий, краткое описание профессии, ее востребованность, а также профессионально важные качества. Наличие QR-кода на атласе дает возможность беспрепятственно каждому желающему в любое время ознакомиться с профориентационными материалами. Данным атласом мы пользуемся на разных уроках и занятиях внеурочной деятельности. [1]
Для меня «Атлас профессий» - это поле возможностей, в котором я смогу построить траекторию движения в будущее. А какой эта траектория будет, зависит только от меня, ведь недаром одна из формул счастья звучит так: «Счастлив тот, кто утром с удовольствием идёт на работу, а вечером с радостью возвращается домой». Мне так хочется, чтобы в будущем у меня в жизни было именно так. Моё будущее в моих руках!
РАЗДЕЛ III МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ – ПИЛОТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ, КАК ОДНА ИЗ ВОСТРЕБОВАННЫХ ПРОФЕССИЙ В РФ
«Авиация является доказательством того,
что при желании мы можем достичь невозможного».
(Эдди Рикенбакер) [6]
Определиться с будущей профессией мне помогло прохождение теста Климова, результат которого показал, что мне подходит работа с техникой – категория «Человек - техника». (Приложение 8.), (Приложение 9.) [7]
Результаты моего тестирования следующие: на 90% мне подходят профессии, относящиеся к типу «Человек - техника», куда и входит выбранная мною будущая профессия – пилот гражданской авиации.
Я понял, что мне более интересны и легче даются такие предметы, как математика, физика, география, английский язык.
Пилот - это человек, управляющий самолётом, вертолётом или космическим кораблём. [5] Многие дети в детстве мечтают стать лётчиками, но для этого нужно не только желание, но и врождённые задатки. В детстве мне приходилось управлять виртуальным самолетом сидя перед компьютером, но это игра, а в действительности профессия пилота одна из самых технически сложных. Впервые меня посетила идея стать пилотом гражданской авиации и управлять самолётом ещё в 8 классе. Меня заинтересовала история возникновения данной профессии и я узнал, что братья Райт первыми изобрели самолёт, который не был просто красивой «махиной», которую невозможно поднять в небо. Изучению системы управления самолётом братья посвятили не один десяток лет. Поэтому, не удивительно, что основателями профессии лётчика можно считать именно этих изобретателей-авиаконструкторов. Они в 1903 году совершили первый полёт на Флайере-1.
В обязанности пилота входит контроль за самолетом во время всего пути. Получив указания и маршрут от авиадиспетчера, пилот обязан прикладывать все усилия, чтобы самолет оказался в заданное время точно в том месте, которое указано в расчетной траектории. Чтобы следовать заданному маршруту и не допустить столкновения в воздухе, пилот обязан постоянно в течение всего полета сравнивать показания приборов с расчетными данными. Приборов, к слову, большое множество.
Какими качествами должен обладать пилот? Отменное здоровье, 100 % зрение, устойчивая психика, спокойствие, внутренняя концентрация, быстрая реакция, хороший слух и вестибулярный аппарат, отличная физическая подготовка, ответственность, пунктуальность. Считаю, что я обладаю всеми этими качествами.
Данная профессия считается одной из наиболее технически сложных, так как пилот должен держать под контролем показания огромного множества измерительных приборов и, ориентируясь на них, принимать решения, а также координировать свои действия со вторым пилотом, диспетчером аэропорта и пилотами других летательных аппаратов, находящихся поблизости. Взлет и посадка - наиболее напряженные периоды полета. Даже на легкомоторных самолетах в эти отрезки полета пилот около 300 раз переключает свое внимание с прибора на прибор. Ему отводятся доли секунды, чтобы воспринять показания приборов, проанализировать обстановку и принять грамотное решение.
Меня привлекла данная профессия потому, что я люблю работать в команде, люблю риск в разумных пределах, мне очень нравится дисциплина, аккуратный внешний вид человека - форма. Ещё моя мечта – побывать во многих странах мира!
Но главное – благодаря данной профессии я буду востребован, у меня будет возможность помогать людям.
Хочу отметить, что мой прадедушка Луцык Николай Андреевич перед самым началом Великой Отечественной войны прошёл ускоренные курсы в г. Чернигов и получил специальность «военный лётчик». В 1941 году он ушёл на фронт, был лётчиком-истребителем и в том же году героически погиб, выполняя очередное боевое задание.
Выполняя данную работу, я изучил историю авиации родного края, биографии выдающихся лётчиков-испытателей, лётчиков-героев Великой Отечественной войны и узнал много интересных фактов.
С 1936 по 1939 годы на территории нашего родного города функционировал аэроклуб. За такой, казалось бы, небольшой период своего существования клуб выпустил слушателей, которые в дальнейшем стали военными лётчиками и сражались в годы Великой Отечественной войны – Иван Харлампович Михайличенко и Виктор Иванович Колядин.
И.Х. Михайличенко (1920-1982) – наш земляк, был пилотом 10-го запасного авиаполка (в Приволжском военном округе), участник Великой Отечественной войны Бронзовый бюст установлен на родине. ГОУ ЛНР ССШ№1 в г.Алмазная сейчас им. И.Х. Михайличенко. [11]
В.И. Колядин (1922-2008) – наш земляк, лётчик-ас истребительной авиации, участник Великой Отечественной войны. ГОУ ЛНР ССШ № 3 г.Стаханова названа в честь В.И. Колядина. [10]
Я уверен, если понадобится, я тоже, получив высшее образование в гражданском ВУЗе по специальности «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения», не задумываюсь, встану на защиту Родины и буду управлять военным самолётом-истребителем.
Для осуществления своей мечты я выбрал один из основных "пилотных" ВУЗов, который находится в г.Ульяновск – Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева. В нем восемь направлений подготовки, средний срок обучения четыре года. Выпускники института после окончания учебы призваны пилотировать судна гражданской авиации. Для успешной сдачи вступительных экзаменов институт предлагает подготовительные курсы по основным предметам, я планирую их пройти в 11 классе. Пилот ответственен не только за свою жизнь, но и за жизни пассажиров. Он подготовлен к экстренным и чрезвычайным ситуациям. Я считаю, что без этой профессии не возможна современная жизнь, она востребована, важна, опасна и достойна уважения. Я обязательно окончу институт, стану грамотным и востребованным летчиком и буду честно трудиться на благо Родине и своего народа. Главное - желание и стремление, которые у меня есть!
Я понимаю, что достижение этой мечты потребует больших усилий и преданности. Но я готов к этому вызову. Я буду изучать авиацию, получать необходимые квалификации и обучение. Буду искать возможности для практики и опыта. Я верю, что с постоянным трудом и настойчивостью, я смогу достичь своей мечты.
Как сказал советский авиаконструктор, генерал-майор-инженер, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Герой Социалистического Труда В.М. Мясищев: «Мало полюбить небо, надо чтобы небо полюбило тебя. А оно любит смелых, знающих, трудолюбивых». И я всё сделаю для того, чтобы стать именно таким, чтобы небо действительно полюбило меня! Стать пилотом для меня — это не просто профессия, это образ жизни. Это то, о чем я всегда мечтал и чего буду добиваться. Я готов воплотить любовь к полетам в жизнь. Я верю, что смогу преодолеть все трудности и достичь своей цели. И однажды буду лететь с высоко поднятой головой, зная, что я сделал свою мечту реальностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения исследовательской работы я изучил основные типы профессий в зависимости от предмета труда: «Человек – природа», «Человек – техника», «Человек – человек», «Человек – знаковые системы», «Человек – художественный образ».; обозначил факторы, которые влияют на выбор профессии: наличие склонностей, интересов, способностей, уровень предпочтений, знание о профессии, мнение учителей, сверстников, родителей, семьи, личный профессиональный план. Я провёл диагностику со своими одноклассниками о факторах, которые влияют на определение их будущей профессиональной деятельности; рассмотрел мотивы – социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, материальные, престижные, утилитарные. Проанализировав слагаемые успеха в выборе профессии «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО» я понял, что, если стороны получаются слишком неравнозначными, например, интерес велик, а в способностях ты и твои родители сомневаетесь, значит, нужно пересмотреть свой выбор. Чтобы скорректировать свой профессиональный выбор, можно использовать такие способы диагностики, как различные тесты и анкеты, обратиться к психологу. Также я раскрыл значение проекта «Твоя профессия - твое будущее» для организации профориентационной работы в школе, которая мне, как ученику 10 класса, очень помогает определить свой выбор профессиональной деятельности в будущем. Провел совместно с ТО ГКУ «Республиканским центром занятости ЛНР» в г. Стаханове профдиагностические тестирования старшеклассников школ и гимназий города и проанализировал их результаты. А самое главное - определил свой выбор профессиональной деятельности. Я хочу стать пилотом гражданской авиации.
Я доказал актуальность темы «Твоя профессия – твоё будущее». Выбор профессии - это важнейший шаг для каждого, ведь он определяет дальнейшую судьбу. Обучаясь в гимназии, я понял, что профориентационная работа в школе – это связующая нить между системой образования и экономической системой страны, потребностями учащихся с их будущим.
Я считаю, что результаты моей исследовательской работы будут полезны как дополнительный материал при изучении школьных предметов «География», «Обществознание», на занятиях внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты».
В ходе написания данной работы изучил возможности образовательного учреждения в оказании помощи подростку в выборе своего дальнейшего профессионального пути. И мне, как будущему выпускнику гимназии, это очень помогло определиться со своим выбором профессиональной деятельности. Ведь правильно выбрать профессию – значит найти своё место в жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Атлас профессий города Стаханова.
2. Энциклопедия для детей «Выбор профессии»/глав.ред. Е.Ананьева. – М.: Мир энциклопедий «Аванта+», Астрель, 2016 г. – 428 с.
3. Грецов А. Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2018. – 10с.
4. Грецов А.Г., Бедарева Т.А. «100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов»». – Питер. - Санкт-Петербург - 2019 г. – 272 с.
5. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия - М: Эксмо-Пресс, 2021. – 797 с.
6. Дворников С.И. Мудрость: цитаты, афоризмы, пословицы, поговорки – М.: Дашков и К, 2017. – 196 с.
7. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий: вопросы выбора или перемены профессий. – Москва – 2020 г. – 350с.
8. Морева А.М., Подкова К.Ю. Основы профессионального самоопределения», Красноярск 2016 – 24с.
9. Серговский аэроклуб: карточка оператора. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://russianplanes.net/airline/5409?ysclid=lq9wgurb3r868713776
10.Колядин В.И. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Колядин,_Виктор_Иванович
11. Михайличенко И.Х. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Михайличенко,_Иван_Харлампович
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Анкета «Факторы, влияющие на выбор будущей профессии».
При выборе будущей профессии я буду учитывать: (можно выбрать несколько вариантов, возле нужного – поставьте +)
1. Свои желания.
2. Свои способности.
3. Востребованность будущей профессии.
4. Престижность будущей профессии.
5. Выбор родителей.
6. Мнение учителя.
7. Советы друзей.
Приложение 2. Результаты диагностики факторов, которые влияют на выбор профессии учеников 10 класса ГОУ ЛНР СМГ №15 им. В.А. Сухомлинского.
Приложение 3. Образец опросника Климова.
Приложение 4. Анализ результатов диагностики по типу профессий в
г. Стаханов, Ирмино, Алмазная.
Приложение 5. Типы профессий по опроснику ДДО (итог).
Приложение 6. Образец опросника «Соционика».
Приложение 7. Образец опросника «Голланда».
Приложение 8. Результаты тестирования по Е. Климову: «Человек - техника».
Приложение 9. Описание результата тестирования по Е. Климову: «Человек - техника».