Исследовательская работа студентки ГБОУ СПО ЛНР "РТЭК", группы ЭиБУ-23 Пациковой С.А. в номинации «Наука в лицах» на тему "Иван Тихонович Посошков – выдающийся русский экономист"

8
0
Материал опубликован 11 February 2024 в группе

Пояснительная записка к презентации

Автор публикации: С. Пацикова, студентка 1 курса

Иван Тихонович Посошков – выдающийся русский экономист

Содержание доклада

Введение

Биография

Научный вклад в российскую экономическую науку

Вывод

Список источников

Введение

Иван Тихонович Посошков – один из выдающихся русских государственных деятелей XVIII века, ставший известным благодаря своим реформам в сфере земледелия и экономики. Благодаря своему таланту и энергии, он смог внести значительный вклад в развитие сельского хозяйства и улучшение жизни крестьян. В данной работе мы рассмотрим биографию, деятельность и вклад Ивана Тихоновича Посошкова в развитие Российского государства.

Биография

О Посошкове известно очень мало. Первое упоминание о нём в документах встречается по делу строителя Андреевского монастыря Аврамия, который подал императору Петру I документы, в которых раскрывались причины недовольства в народе. По этому делу были привлечены к ответу, среди прочих, и крестьяне «Ивашка да Ромашка Посошковы». В последующие годы Посошков много работает, успевает сделаться состоятельным человеком, однако высокого места среди петровских сподвижников он так и не получил. Родился в семье ремесленника, занимался ремеслами, стал купцом, в конце жизни приобрёл имение. У него была дочь.

Вместе с братом владел водочным заводом в провинции, затем получил в Москве заказ на изготовление в подарок царю модели станка для чеканки денег. Безуспешно пытался получить от властей на откуп изготовление медных денег и выпуск игральных карт. Более успешное занятие водочной торговлей позволило ему обзавестись собственными домами в Великом Новгороде и Санкт-Петербурге, а также несколькими деревнями.

Посошков скончался в Петропавловской крепости, причиной его ареста был, вероятнее всего, написанный им «Трактат о скудости и богатстве», выступавший за ограничение дворянского землевладения. Кроме того, Посошкову принадлежат записка «О ратном поведении» (1701), «Завещание отеческое» и «Зерцало суемудрия раскольнича».

Вклад в экономическую науку

В эпоху конца XVII — начала XVIII века, именно благодаря И. Т. Посошкову, русская экономическая мысль достигла мировых стандартов. Он стал первым последовательным институционалистом в истории экономических учений, а его труды о невещественном богатстве страны, основанные на значимости институтов для развития экономики и общества, отличались новаторством. Посошков первым поднял вопрос о материальном богатстве, который сейчас можно отождествить с валовым продуктом, и уделил особое внимание развитию русской промышленности, предлагая строительство заводов за счет государства. Благодаря своей работы, Посошков поддерживал интересы как купечества, так и крестьянства, несмотря на отсутствие открытого требования об отмене крепостного права, и сумел верно исследовать основные задачи России для своего времени. Его идеи, изложенные в книге "О скудости и богатстве", демонстрировали новаторство не только на российской, но и на мировой арене, делая его выдающимся экономистом, чьи взгляды остаются актуальными до сегодняшнего времени.

Научный вклад в российскую экономическую науку

Иван Тихонович Посошков стал известным экономистом благодаря своему сочинению "Книга о скудости и богатстве", которое было опубликовано лишь в 1842 году, хотя было написано им в 1724 году. В этой книге он излагал идеи по улучшению ситуации в экономике, политике, праве, религии и военном деле. Его труд вызвал большой интерес и стал важным источником в истории русской культуры. Посошков предложил царю Петру I методы по повышению богатства и предложил программу перестройки государства.

Иван Тихонович Посошков также обратил внимание на необходимость улучшения образования населения, чтобы повысить производительность труда и укрепить экономику. Посошков вместе с духовенством пытается инициировать перемены в стране. По воскресеньям и праздничным дням большинство жителей деревни собирались в церкви. Это была хорошая возможность чему-то научить крестьян и в чем-то их убедить. Конечно, и без Посошкова государство это знало. По крайней мере, манифест об отмене крепостного права зачитывался во всех церквях. Но Иван Посошков видел в священниках не только богомольцев, но и главных просветителей русской деревни. Однако необразованность и бедность духовенства мешали им. По мнению Посошкова, это была проблема, которую нужно было решать в первую очередь.

Он предлагал ряд мероприятий, направленных на сокращение бюрократии и уменьшение налогового бремени на население.

Посошков выдвинул идеи о необходимости развития свободного предпринимательства, стимулировании сельского хозяйства и промышленности, а также об укреплении государственной власти для обеспечения стабильности и процветания общества.

Иван Посошков считал дурным тоном вывоз денег из страны и предлагал запретить иностранным купцам торговать в России, если они не покупают на вырученные деньги русские товары. Русским купцам также не разрешалось устанавливать собственные цены и снижать их. Кроме того, Посошков предлагал поставить иностранцев в зависимость от времени и запретить им предоставлять склады несговорчивым иностранным купцам.

Иван Посошков считал, что ввоз иностранных товаров нужно сократить, покупать только товары которые служат долго, а вино и дорогие продукты - категорически запретить.

Иван Тихонович Посошков также предложил принципы реформирования судебной системы и укрепления законности в государстве. Он обращал внимание на необходимость справедливости и равноправия перед законом, что способствовало укреплению правового сознания в обществе. Сначала Посошков предлагает кодифицировать русское право, приведя к общему знаменателю как русские уставы, так и полезные для России иностранные законодательные акты. Но самое интересное оказалось гораздо позже. Иван Посошков предложил сначала обсудить проект нового Судебного устава с народом, а уже потом воплощать его в жизнь. Чтобы отстоять эту идею и убедить царя в том, что крестьяне могут принять участие в таких обсуждениях, Посошков, например, писал: " Я видел, что и в мордве разумные люди есть, то како во крестьянах не быть людям разумным?" Но для системы государства, которую строил Петр I, такой способ обсуждения законодательных актов не годился.

Посошков также выступал за модернизацию армии и вооруженных сил, предлагая меры по повышению их эффективности и боеспособности. Посошков предложил ввести для солдат дифференцированную систему оплаты. "Рядовому солдату,– пишет он,–в год жалования 16 рублев, а тем, которые будут из фузеи с руки в 20 саженях по шапке бить без погрешения, то таковым, видится, мочно дать и по 20 рублев на год, дабы, на то смотря, и иные острились на такое умение. А буди же таковой по подвижной цели будет убивать без прегрешения, мочно и по 25 рублев в год дать".

Он призывал к развитию науки и техники, внедрению новых методов производства и улучшению образования для подготовки квалифицированных специалистов.

В целом, идеи и концепции Ивана Тихоновича Посошкова охватывали широкий спектр областей общественной жизни и экономической деятельности. Его труды продолжают оставаться актуальными и вдохновляют на размышления о путях модернизации и развития российского общества.

Вывод

Научный вклад Ивана Тихоновича Посошкова в российскую экономическую науку заключается в том, что он был одним из первых русских исследователей, который систематически изучал проблемы экономики и социальной политики, разрабатывал стратегии улучшения экономической ситуации и предлагал конкретные меры для их реализации. Несмотря на то, что его работы были опубликованы лишь много лет спустя после написания, их значение и влияние на развитие экономической мысли в России трудно переоценить.

Иван Тихонович Посошков внес значительный вклад в понимание экономических процессов, роли государства, справедливости и развития общества. Его идеи и концепции стали отправной точкой для дальнейших исследований в области экономики, социологии, права и политики. Работы Посошкова остаются актуальными для современных исследователей и специалистов, желающих развивать экономическую науку и содействовать социальному прогрессу.

Список источников

https://ru.wikipedia.org/wiki/Посошков,_Иван_Тихонович

http://champ.proftest.ru/247/l.php?id=257

Предварительный просмотр презентации

ПОСОШКОВ Иван Тихонович ПОСОШКОВ Иван Тихонович Выдающийся русский экономист, автор «Книги о скупости и богатстве» – одной из вершин русской экономической мысли XVII века. ПОСОШКОВ Иван Тихонович ПОСОШКОВ Иван Тихонович Подготовила: Ст. гр ЭБУ-23 Пацикова С. А. Преподаватель: Вовк Е. А. ГБОУ СПО ЛНР «РТЭК»

Основатель политической экономии. Задолго до А. Смита сформулировал базовые принципы трудовой теории стоимости. «Первый из русских людей дал развернутую и стройную систему экономических взглядов» (А.И. Пашков). Родился в крестьянской семье. Был обучен грамоте, различным ремеслам: монетному, пушкарному и строительному делу, вел в Новгороде широкую предпринимательскую деятельность. В 1697 г. имел личную аудиенцию у Петра I, стал членом его «Ученой дружины», сторонником проводимых им преобразований. Перу Посошкова принадлежит, помимо прочего, ряд проектов и социально-экономических сочинений: «О денежном деле» (1699–1700), «О ратном поведении» (1700–1701), «О новоначинающихся деньгах» (1708) и др.; в 1724 г. он завершил свой главный труд – «Книгу о скудости и богатстве».

В своих экономических взглядах Посошков, с одной стороны, является продолжателем хозяйственной традиции Древней Руси, выраженной в «Домострое» и практической жизни общин и артелей, а с другой, принимает и многие новшества. Из основополагающих ценностей Древней Руси он принимает почти все. Прежде всего идею домостроительства (экономики, хозяйства), цель которого, по его мнению, – в достижении изобильного богатства, то есть определенного достатка человеческих вещественных и невещественных благ. Источником богатства является только труд.

Изобильное богатство понимается им не как средство к роскошной жизни, а как средство обеспечения некоторого достатка для прокормления своей семьи, церковного богослужения и выплаты царских налогов. Изобильное богатство может быть очень скромным, и дело совсем не в величине его, а в том, что каждый человек должен обязательно трудиться, приносить «прибыток». Трудом создается «всенародное богатство», состоящее из «домовых внутренних богатств». Некоторые «избытки» во «внутреннем домовом хозяйстве» предполагают продажу их вне хозяйства. Посошков стоял на позициях регулирования внешнеторговой деятельности в сторону таможенного ограничения вывоза за границу сырья. Он полагал, что продавать надо преимущественно готовые продукты. Ученый стоял за независимость русского хозяйства от иностранного рынка, предлагая использовать для этого таможенную политику.

Посошков неоднократно высказывает идеи экономической автаркии, независимости русского хозяйства от внешних рынков. Богатство народа состоит не в том, что он получает из-за границы, а в том, что он создает внутри своего хозяйства, обеспечивая себя всем необходимым. Во времена Посошкова крестьяне составляли не менее 95% всего населения страны. От их «изобильного богатства» (т.е. богатства, дающего «избыток» для дальнейшего роста и формирования запасов) зависело русское царство. «Крестьянское богатство, – говорил Посошков, – царственное, а нищета – крестьянское оскудение царственное».

Крестьянский экономист считал крестьян такими же землевладельцами, как и помещиков. «Под всеми ими земля вековая царева, а помещикам дается ради пропитания на время». Земля, которую обрабатывают крестьяне, принадлежит им по обычному праву ее распределения и перераспределения, регулируется общиною. Для осуществления справедливого землевладения, по мнению Посошкова, нужно ввести всеобщий поземельный налог не только с крестьян, но и с других «чинов».

Как реформатор из народа бросил вызов Петру I Посошков призывал Петра I минимизировать покупки иностранных товаров и всячески усложнять жизнь заморских купцов

Как реформатор из народа бросил вызов Петру I Посошков предложил Петру "рогатку", то есть новый тип пушки.

"Доношение об исправлении всех неисправ" Экономическая мысль Ивана Посошкова противоречит как российской действительностью того времени, так и принципам, на которых базировались реформы Петра. Принципиальная для Посошкова идея, что государственное благосостояние определяется не количеством собираемых налогов, а доходами граждан, была прямо противоположна по смыслу тому, что делал Петр I. Тот создавал сильное государство и заботился о государственной казне, а не о благосостоянии подданных.

Накормить, помыть, одеть, научить Именно с духовенства Посошков собирается начинать преобразования в стране, что, в общем-то, вполне логично. По воскресеньям и праздникам большая часть жителей села собиралась в церкви — хорошая возможность чему-то крестьян научить и в чем-то убедить. Конечно, государство знало это и без Посошкова. Вплоть до начала XX века наиболее важные обращения власти к народу зачитывались именно в храмах — вспомнить хотя бы манифест об отмене крепостного права, который читали во всех церквях. Однако Иван Посошков видел в священнике не только совершителя богослужений, но и главного просветителя русской деревни. Однако мешали необразованность и нищета духовенства — по мнению Посошкова, это было проблемой, которую следовало решать в первую очередь.

Накормить, помыть, одеть, научить Разобравшись с духовенством, Иван Посошков берется за армию. Его принципы неизменны: накормить, обмундировать, вооружить. Начинает он со страшилки про солдата из Вышнего Волочка, который, получив жалование, "вынял нож, да брюхо у себя и перерезал". Объяснив, что солдат нужно кормить, он переходит к вооружению и вполне профессионально размышляет об огнестрельном оружии и о том, что в идеале армия вообще не соприкасается с противником, а открывает по нему огонь с некоторого расстояния. А чтобы огонь велся с максимальным успехом, Посошков предложил ввести для солдат дифференцированную систему оплаты. "Рядовому солдату,— пишет он,— в год жалования 16 рублев, а тем, которые будут из фузеи с руки в 20 саженях по шапке бить без погрешения, то таковым, видится, мочно дать и по 20 рублев на год, дабы, на то смотря, и иные острились на такое умение. А буди же таковой по подвижной цели будет убивать без прегрешения, мочно и по 25 рублев в год дать".

Накормить, помыть, одеть, научить На третье место после духовенства и армии Иван Посошков ставит судопроизводство. И здесь, как и следует прожектеру, он весьма радикален. Во-первых, Посошков предлагает кодифицировать русское право, приведя к общему знаменателю как русские уложения, так и полезные России иностранные законодательные акты, которые предварительно следовало бы перевести на русский — причем не только европейские, но и турецкие. Но самое интересное начиналось потом. Проект нового Судебника Иван Посошков предлагал сначала всенародно обсудить, а уже потом ввести в действие.

"Таких товаров не принимать, ..." Иван Посошков считал, что вывоз денег из страны — зло, и потому предлагал запретить иностранным купцам торговать в России, если на вырученные средства они не будут покупать русские товары. Причем цену русские купцы должны были установить сами и снижать ее не допускалось. Ввоз товаров из-за рубежа следует сокращать, покупать только то, что служит долго и категорически не покупать вина и дорогой еды. "И наипаче таких товаров не принимать,— писал Посошков,— которые, купя, выпить да выссати". Так что с европейскими винами и деликатесами надо было попрощаться. Иноземное вино разрешалось пить лишь тогда, когда иностранец угощает. Если же иностранец нарушит запрет и попытается свое вино продать, то его следует оштрафовать, а вино забрать и передать для царского стола, что, по всей видимости, казалось наиболее рациональным способом уничтожения импортных продуктов. Уважал Посошков и идею импортозамещения.

"Таких товаров не принимать, ..." Иван Посошков считал, что купечество должно быть хорошо организованным сообществом, контролирующим не только бизнес своих членов, но и их личные траты. Например, одеваться купцы должны в соответствии с достатком, одежда дороже положенной должна быть конфискована. Но богатым купцам, которые одеваются слишком бедно, пришлось бы еще хуже. Посошков предлагал описывать имущество купцов, которые одеваются слишком бедно, и большую часть конфисковывать, причем 1/10 часть конфискованного отдавать доносчику. Зачем человеку деньги, если он их потратить по-человечески не может?!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации