Исследовательская работа студентки ГБОУ СПО ЛНР "РТЭК", группы ЭиБУ-23 Пациковой С.А. в номинации «Наука в лицах» на тему "Иван Тихонович Посошков – выдающийся русский экономист"
Автор публикации: С. Пацикова, студентка 1 курса
ПОСОШКОВ Иван Тихонович ПОСОШКОВ Иван Тихонович Выдающийся русский экономист, автор «Книги о скупости и богатстве» – одной из вершин русской экономической мысли XVII века. ПОСОШКОВ Иван Тихонович ПОСОШКОВ Иван Тихонович Подготовила: Ст. гр ЭБУ-23 Пацикова С. А. Преподаватель: Вовк Е. А. ГБОУ СПО ЛНР «РТЭК»
Основатель политической экономии. Задолго до А. Смита сформулировал базовые принципы трудовой теории стоимости. «Первый из русских людей дал развернутую и стройную систему экономических взглядов» (А.И. Пашков). Родился в крестьянской семье. Был обучен грамоте, различным ремеслам: монетному, пушкарному и строительному делу, вел в Новгороде широкую предпринимательскую деятельность. В 1697 г. имел личную аудиенцию у Петра I, стал членом его «Ученой дружины», сторонником проводимых им преобразований. Перу Посошкова принадлежит, помимо прочего, ряд проектов и социально-экономических сочинений: «О денежном деле» (1699–1700), «О ратном поведении» (1700–1701), «О новоначинающихся деньгах» (1708) и др.; в 1724 г. он завершил свой главный труд – «Книгу о скудости и богатстве».
В своих экономических взглядах Посошков, с одной стороны, является продолжателем хозяйственной традиции Древней Руси, выраженной в «Домострое» и практической жизни общин и артелей, а с другой, принимает и многие новшества. Из основополагающих ценностей Древней Руси он принимает почти все. Прежде всего идею домостроительства (экономики, хозяйства), цель которого, по его мнению, – в достижении изобильного богатства, то есть определенного достатка человеческих вещественных и невещественных благ. Источником богатства является только труд.
Изобильное богатство понимается им не как средство к роскошной жизни, а как средство обеспечения некоторого достатка для прокормления своей семьи, церковного богослужения и выплаты царских налогов. Изобильное богатство может быть очень скромным, и дело совсем не в величине его, а в том, что каждый человек должен обязательно трудиться, приносить «прибыток». Трудом создается «всенародное богатство», состоящее из «домовых внутренних богатств». Некоторые «избытки» во «внутреннем домовом хозяйстве» предполагают продажу их вне хозяйства. Посошков стоял на позициях регулирования внешнеторговой деятельности в сторону таможенного ограничения вывоза за границу сырья. Он полагал, что продавать надо преимущественно готовые продукты. Ученый стоял за независимость русского хозяйства от иностранного рынка, предлагая использовать для этого таможенную политику.
Посошков неоднократно высказывает идеи экономической автаркии, независимости русского хозяйства от внешних рынков. Богатство народа состоит не в том, что он получает из-за границы, а в том, что он создает внутри своего хозяйства, обеспечивая себя всем необходимым. Во времена Посошкова крестьяне составляли не менее 95% всего населения страны. От их «изобильного богатства» (т.е. богатства, дающего «избыток» для дальнейшего роста и формирования запасов) зависело русское царство. «Крестьянское богатство, – говорил Посошков, – царственное, а нищета – крестьянское оскудение царственное».
Крестьянский экономист считал крестьян такими же землевладельцами, как и помещиков. «Под всеми ими земля вековая царева, а помещикам дается ради пропитания на время». Земля, которую обрабатывают крестьяне, принадлежит им по обычному праву ее распределения и перераспределения, регулируется общиною. Для осуществления справедливого землевладения, по мнению Посошкова, нужно ввести всеобщий поземельный налог не только с крестьян, но и с других «чинов».
Как реформатор из народа бросил вызов Петру I Посошков призывал Петра I минимизировать покупки иностранных товаров и всячески усложнять жизнь заморских купцов
Как реформатор из народа бросил вызов Петру I Посошков предложил Петру "рогатку", то есть новый тип пушки.
"Доношение об исправлении всех неисправ" Экономическая мысль Ивана Посошкова противоречит как российской действительностью того времени, так и принципам, на которых базировались реформы Петра. Принципиальная для Посошкова идея, что государственное благосостояние определяется не количеством собираемых налогов, а доходами граждан, была прямо противоположна по смыслу тому, что делал Петр I. Тот создавал сильное государство и заботился о государственной казне, а не о благосостоянии подданных.
Накормить, помыть, одеть, научить Именно с духовенства Посошков собирается начинать преобразования в стране, что, в общем-то, вполне логично. По воскресеньям и праздникам большая часть жителей села собиралась в церкви — хорошая возможность чему-то крестьян научить и в чем-то убедить. Конечно, государство знало это и без Посошкова. Вплоть до начала XX века наиболее важные обращения власти к народу зачитывались именно в храмах — вспомнить хотя бы манифест об отмене крепостного права, который читали во всех церквях. Однако Иван Посошков видел в священнике не только совершителя богослужений, но и главного просветителя русской деревни. Однако мешали необразованность и нищета духовенства — по мнению Посошкова, это было проблемой, которую следовало решать в первую очередь.
Накормить, помыть, одеть, научить Разобравшись с духовенством, Иван Посошков берется за армию. Его принципы неизменны: накормить, обмундировать, вооружить. Начинает он со страшилки про солдата из Вышнего Волочка, который, получив жалование, "вынял нож, да брюхо у себя и перерезал". Объяснив, что солдат нужно кормить, он переходит к вооружению и вполне профессионально размышляет об огнестрельном оружии и о том, что в идеале армия вообще не соприкасается с противником, а открывает по нему огонь с некоторого расстояния. А чтобы огонь велся с максимальным успехом, Посошков предложил ввести для солдат дифференцированную систему оплаты. "Рядовому солдату,— пишет он,— в год жалования 16 рублев, а тем, которые будут из фузеи с руки в 20 саженях по шапке бить без погрешения, то таковым, видится, мочно дать и по 20 рублев на год, дабы, на то смотря, и иные острились на такое умение. А буди же таковой по подвижной цели будет убивать без прегрешения, мочно и по 25 рублев в год дать".
Накормить, помыть, одеть, научить На третье место после духовенства и армии Иван Посошков ставит судопроизводство. И здесь, как и следует прожектеру, он весьма радикален. Во-первых, Посошков предлагает кодифицировать русское право, приведя к общему знаменателю как русские уложения, так и полезные России иностранные законодательные акты, которые предварительно следовало бы перевести на русский — причем не только европейские, но и турецкие. Но самое интересное начиналось потом. Проект нового Судебника Иван Посошков предлагал сначала всенародно обсудить, а уже потом ввести в действие.
"Таких товаров не принимать, ..." Иван Посошков считал, что вывоз денег из страны — зло, и потому предлагал запретить иностранным купцам торговать в России, если на вырученные средства они не будут покупать русские товары. Причем цену русские купцы должны были установить сами и снижать ее не допускалось. Ввоз товаров из-за рубежа следует сокращать, покупать только то, что служит долго и категорически не покупать вина и дорогой еды. "И наипаче таких товаров не принимать,— писал Посошков,— которые, купя, выпить да выссати". Так что с европейскими винами и деликатесами надо было попрощаться. Иноземное вино разрешалось пить лишь тогда, когда иностранец угощает. Если же иностранец нарушит запрет и попытается свое вино продать, то его следует оштрафовать, а вино забрать и передать для царского стола, что, по всей видимости, казалось наиболее рациональным способом уничтожения импортных продуктов. Уважал Посошков и идею импортозамещения.
"Таких товаров не принимать, ..." Иван Посошков считал, что купечество должно быть хорошо организованным сообществом, контролирующим не только бизнес своих членов, но и их личные траты. Например, одеваться купцы должны в соответствии с достатком, одежда дороже положенной должна быть конфискована. Но богатым купцам, которые одеваются слишком бедно, пришлось бы еще хуже. Посошков предлагал описывать имущество купцов, которые одеваются слишком бедно, и большую часть конфисковывать, причем 1/10 часть конфискованного отдавать доносчику. Зачем человеку деньги, если он их потратить по-человечески не может?!