Исследовательская работа «Вкусная орфография»
Автор публикации: В. Паршикова, ученица 4А класса
Вкусная орфография
исследовательская работа
по русскому языку
учащейся 4 а класса
МБОУ «СОШ № 51»
Паршиковой Валерии
Руководитель работы Данилова О.Н.
учитель начальных классов
Алтайский Край г. Барнаул
2018
Содержание
I.Цели и задачи работы.
II.Основная часть:
Введение. Актуальность работы.
Интересные факты о конфетах.
Что такое орфограмма.
История создания фантика.
Классификация орфограмм, изученных нами.
III.Опытно-экспериментальная часть.
Орфограммы, обнаруженные в словах-названиях конфет.
Анкетирование и словарный диктант.
IV.Заключение. Итоги исследования.
I.Цель и задачи исследования
Цель исследования: изучение русского языка в занимательной форме, а именно: поиск орфограмм русского языка на фантиках от конфет
Задачи:
Изучить разные названия конфет
Повторить изученные орфограммы
Развивать орфографическую зоркость
Повысить грамотность
Методы исследования: поиск фантиков и упаковок, исследование их и запись в дневнике наблюдений
Гипотеза исследования: на фантиках конфет, которые мы так любим, можно найти орфограммы, которые мы изучаем на уроках русского языка
Объекты исследования: фантики от конфет, шоколада
Предмет исследования: орфограммы русского языка
II. Основная часть
Идея изучать орфограммы по конфетным фантикам возникла тогда, когда мы ехали в автобусе после посещения губернаторской ёлки, и у нас всех были сладкие подарки от губернатора Алтайского края и кондитерской фабрики нашего города «Савинов». И мы подумали – почему бы не совместить приятное с полезным? Своей работой мы хотим доказать, что конфетные фантики достойны не только любования, но они – прекрасные помощники в изучении правил правописания в русском языке. По статистике, в России ежегодно выпускают более одного миллиона тонн конфет. Представьте, сколько в нашей стране существует названий конфет!
Начиная работу над данным исследованием, нас заинтересовал вопрос: а как появилось лакомство, которое мы все так любим и называем конфетами?Мы узнали, что более 3 тысяч лет назад древние египтяне случайно смешали мёд, инжир и орехи – так и появились первые конфеты.
На Востоке делали конфеты из миндаля и фиги, т. к. не было сахара, а в Древнем Риме конфеты варили из орехов с мёдом, маком и кунжутом, и даже иногда перчили, получалось что-то вроде нуги. А ещё есть мнение, что именно арабы впервые стали варить сахар для получения кондитерских изделий.
В Древней Руси было тоже что-то похожее на конфеты, сваренное из кленового сиропа, патоки и мёда.
В наше время существует великое множество сортов конфет, разного вкуса и формы, у каждого есть свои любимые.
Оказывается, наш любимый чупа-чупс – конфета-космонавт. В 1995 году космонавтам на станцию Мир послали не какие-нибудь конфеты, а чупа-чупс.
Конфета от латинского confectum – «изготовлено». Аптекари использовали этот термин в 16 веке, называя этим словом засахаренные или переработанные в варенье фрукты, которые использовались в лечебных целях.
А шоколадные конфеты придумал в 1857 году аптекарь Джон Нойхауз, живший в Брюсселе. Он изобретал средство от кашля и случайно получил продукт, который мы
сегодня называем шоколадными конфетами. Золотистые обёртки для них придумала его жена. А в 1912 году (100 лет назад!) его сын ввёл конфеты в продажу.
Одной из самых светских конфет является «Птичье молоко», главный ингредиент начинки – агар-агар, вещество, которое добывается из морских водорослей.
Самыми романтичными конфетами по мнению немецких психологов являются конфеты с клубничной начинкой.
Мы выяснили, что, по исследованиям психологов, решительные люди предпочитают вишнёвую начинку, застенчивые – ореховую, а творческие – кокосовую.
Самые известные конфеты – пралине. Они были изготовлены в 1663 году специально для французского посла в Германии. Они бьют рекорды по продажам в Германии и Швейцарии до сих пор.
А в наше время, главным ингредиентом для изготовления конфет является, конечно же, сахар – тростниковый или свекольный, смешанный с кукурузным сиропом, кукурузным сахаром, мятой, мёдом, мелиссой или кленовым сахаром. После этого добавляют шоколад, фрукты, орехи, яйца, молоко и молочные продукты, ванилин, красители. Запахи берут из натуральных источников, например, ванилин, лимон, мята, и искусственным путём.Вот такие интересные факты о конфетах удалось выяснить.Мы уже знакомы со многими орфограммами, и, как выяснилось, орфограммы русского языка повсюду, а особенно часто мы встречаем их на фантиках конфет, разных упаковках. Оказалось, очень увлекательно и полезно отыскивать орфограммы и изучать их. А ещё встречались незнакомые слова, значение которых надо было смотреть в толковом словаре. И фантики все такие яркие и красивые! На многих фантиках в названиях конфет можно найти не одну орфограмму, а две, и даже несколько.Орфограмма - от греч. орфо - «правильный» и грамма – «буква, запись». Многие школьники знают такое определение орфограммы - это опасное место в слове, которое прежде, чем написать, необходимо проверить. Чтобы ученики лучше запомнили орфограммы, им задают учить правила, запоминать рифмованные стихи о разных орфограммах, многократно прописывать слова с орфограммами, но во время диктанта почему-то все это вылетает из головы, и …вот она – «двойка». Многие педагоги отмечают, что знания дети имеют, но на практике применить их не всегда могут. А что, если соединить обучение с практикой, и изучать орфограммы… по фантикам.
История создания фантика. Заворачивать конфеты в бумажные обертки начали довольно давно. Первые двуслойные, из фольги и бумаги, обертки для конфет появились в 1850 году. Серьезный толчок этому делу дал великий американский изобретатель Томас Эдисон. Эдисон — удивительный человек. По его проекту в 1882 году Нью-Йорке была построена первая в мире электростанция постоянного тока. Он создал прибор, явившийся прототипом диктофона, аппарат для записи телефонных разговоров, фонограф, пишущая машинка, биржевой телеграф, генератор переменного тока и, конечно, лампочку и много чего еще (всего около 1000 изобретений). И среди всего этого великолепия мало кто вспоминает, что в 1872 году Эдисон придумал еще и парафинированную бумагу, служившую первой оберткой для конфет. Моду на упаковку своих изделий в бумажные фантики российские кондитеры подхватили довольно быстро - в конце позапрошлого века. Над разработкой дизайна кондитерских упаковок в России работали такие известные художники, как Васнецов, Билибин, Бенуа, Врубель, Андреев и многие другие, что делало их настоящими произведениями прикладного искусства. Только понято это было достаточно поздно. Слово « фантик», уменьшительно-разговорное, произошло от «фант», заимствованного в немецком языке. Pfand означает «залог».Фантик для конфеты – это её визитная карточка. По нему можно узнать, как называется конфета, из чего сделана и откуда к нам приехала.
Классификация орфограмм, изучаемых в начальной школе
Вспомнив и проанализировав орфограммы, которые мы уже изучили, мы составили такую классификацию орфограмм. На многих фантиках мы обнаружили не одну, а две и даже несколько орфограмм.
Заглавная буква в начале предложения
Заглавная буква в именах собственных
Буквы и, у, а после шипящих (сочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ)
Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ
Безударные проверяемые гласные в корне слова
Проверяемые согласные в корне слова
Непроверяемые гласные и согласные буквы в корне слова
Непроизносимая согласная в корне слова
Раздельное написание предлогов с другими словами и слитное написание приставок со словами
Правописание приставок
Разделительные Ъ и Ь
Гласные буквы после шипящих в суффиксах существительных
Употребление Ь на конце существительных после шипящих
Не с глаголами
Удвоенные согласные в корне слова
Правописание сложных слов
III.Опытно-экспериментальная часть.
Орфограммы, обнаруженные в словах-названиях
Буквосочетания ЧК, ЧН.
Бабаевская белочка
Нежное облачко
Молочная конфета
Облачко
Школьные молочные
Городская ласточка
Буквы И, А, У после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу)
Рыжая-пушистая
Ореховая роща
Очумелый шмелик
Живинка
Проверяемая безударная гласная в корне слова.
Снеговичок
Зернушка
Украшение
Золотой конёк
Ледок
Весёлым детишкам
Трепет
Непроверяемая безударная гласная в корне (словарные слова).
Хорошая компания
Лимонная конфета
Сгущённое молоко
Белая черёмуха
Метелица
Ореховая
Мечталка
Йогурт
Астрология
Зелёное яблоко
Яшкинская картошка
Парные согласные в корне слова (проверяемые согласные в корне слова)
Желе со вкусом лесных ягод
Желе вкус арбуз
Желе вкус виноград
Сладкая карусель
Конфета на сливках
Коровка
Сливки аромат
Заглавная буква в именах собственных
Озорник Ерошка
Сказки кота Ерофея
Вовчик
Курага Петровна
Фундук Петрович
Миндаль Иванович
Машенька
Мишка на Юге
Маша и Медведь
Царство Нептуна
Мишка на Севере
Непроизносимая согласная в корне слова.
Парящий буревестник
Сердце востока
Разделительное написание предлогов с другими словами .
Мишки в лесу
Конфета на сливках
Мишка на Севере
С Новым годом!
Мишка на Юге
Правописание приставок.
Сгущённое молоко
Украшение
Забодайка
Незабудка
Правописание сложных слов.
Мишка косолапый
Парящий буревестник
Желе вкус виноград
Разделительный Ь.
Медвежонок с печеньем
Шоколадный кутюрье
Ь для обозначения мягкости согласных.
Испанская ночь
Школьные молочные
Гласные буквы после шипящих в суффиксах существительных
Медвежонок с печеньем
Бочонок со сливочной начинкой
Золотой ключик
Заглавная буква в начале предложения
Я от дедушки ушёл.
В орешках спрятались бурундучки.
Котики хотят молочка.
Удвоенные согласные в корне слова
Ассорти
Пятнадцать грамм золота
Некоторые образцы фантиков с орфограммами
Правописание чк, чн
облачко белочка
сливочный молочная ласточка
Правописание чу,ча
очумелый чаровница
Правописание ши, ща
пушистая роща
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением
украшение зернушка
золотой конёк ледок
Словарные слова
хорошая компания карамель лимонная
Парная согласная в корне слова
виноград вкус арбуз
сладкая со вкусом ягод
Большая буква в именах собственных
Ерошка Вовчик
Алёнка Курага Петровна
Непроизносимая согласная в корне слова
буревестник сердце
Словарные слова
метелица черёмуха
Правописание предлогов
на сливках мишки в лесу
Правописание приставок
забодайка незабудка
В ходе исследования мы нашли 72слова-названия с орфограммами на фантиках любимых конфет.
Нами было установлено, что наибольшее количество слов-названий конфет приходится на следующие орфограммы:
« Непроверяемая безударная гласная в корне» - 15 %
« Собственные имена существительные» - 15 %
«Проверяемая безударная гласная в корне» - 9 %
«Проверяемая согласная в корне» - 9 %
«Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ» - 8 %
5 – 6 % слов-названий конфет включают в себя орфограммы:
«Раздельное написание предлогов со словами-6 %
«Буквы и, у, а после шипящих» - 5 %
Правописание приставок» -5 %
Наименьшее количество слов-названий конфет составляют орфограммы:
«Заглавная буква в начале предложения»- 4%
«Гласные буквы после шипящих в суффиксах существительных»-4%
«Разделительный ь» - 3 %
«Правописание сложных слов» - 2 %
«Непроизносимая согласная в корне слова» - 2 %
«Удвоенная согласная» - 2 %
« Ь для обозначения мягкости согласного» - 2 %
Таблица 1. «Сравнение по количеству орфограмм»
Количество орфограмм, изучаемых в начальной школе -16
Количество орфограмм, обнаруженных на фантиках -15
Вывод: Проанализировав и сравнив, мы пришли к выводу, что почти все орфограммы, изучаемые в начальной школе, присутствуют в названиях различных конфет.
2.Анкетирование и словарный диктант.
Распределив слова-названия конфет на группы по видам орфограмм, провели анкетирование среди учащихся 3-4-х классов.
В анкету включили два вопроса: 1. Любите ли вы конфеты? 2. Обращаете ли вы внимание на правописание слов-названий конфет?
Нами было исследовано 46 анкет. Результаты анкетирования показали, что все учащиеся любят конфеты. 26 % учащихся (12 ч.) иногда обращают внимание на правописание слов-названий конфет. 41 % учащихся (28 ч.), съедают конфеты, не обращая внимания на правописание их названий. 32% (15 ч.) обращают внимание на правописание названий конфет. Для того чтобы проверить данные результаты, этой же группе учащихся было предложено написать орфографический диктант.
В него включили 18 слов – названий конфет с разными орфограммами: молочная конфета, рыжая-пушистая, роща, украшение, золотой конёк, ледок, сладкая карусель, Алёнка, сердце, метелица, незабудка, бочонок с печеньем, буревестник.
Проанализировав результаты орфографического диктанта, выяснили, что 33 % (5) учащихся – те ученики, которые обращают внимание на правописание слов-названий конфет – допустили в диктанте 1 ошибку. 13%(2)учащихся не допустил ни одной ошибки. 57 % учащихся (11ч) – учащиеся, которые съедают конфеты, не обращая внимания на их правописание – допустили 3 и более ошибок.
Вывод: Сравнивая результаты анкетирования и результаты орфографического диктанта, мы видим, что учащихся, которые не обращают внимания на правописание слов-названий конфет и допустивших наибольшее количество ошибок, больше, чем учащихся, которые запоминают правописание этих же слов и допустивших 1 ошибку или не допустивших ошибок. Действительно, те учащиеся, которые не обращают внимания на правописание слов-названий конфет, на письме допускают много ошибок.
IV.Заключение. Итоги исследования.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
- можно совмещать приятное с полезным и получать «вкусное» образование;
-можно тренировать зрительную память, употребляя вкусный продукт;
-можно закреплять орфографические навыки;
-можно изучать новые слова;
-фантики от конфет можно использовать на уроке русского языка в качестве дидактического материала при изучении орфографии.
Совмещайте приятное с полезным!
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Большой толковый словарь русского языка под редакцией С.А. Кузнецова. Издательство: Норинт, 2000г
Большой энциклопедический словарь
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка
Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Универсальный школьный словарь младшего школьника 5 в 1. ЭКСМО-Пресс, 2012г
Сеть Интернет.