12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Данилова Ольга499

Вкусная орфография

исследовательская работа

по русскому языку

учащейся 4 а класса

МБОУ «СОШ № 51»

Паршиковой Валерии

Руководитель работы Данилова О.Н.

учитель начальных классов

 

Алтайский Край г. Барнаул

2018


 

Содержание

I.Цели и задачи работы.

II.Основная часть:

Введение. Актуальность работы.

Интересные факты о конфетах.

Что такое орфограмма.

История создания фантика.

Классификация орфограмм, изученных нами.

III.Опытно-экспериментальная часть.

Орфограммы, обнаруженные в словах-названиях конфет.

Анкетирование и словарный диктант.


 

IV.Заключение. Итоги исследования.


 

I.Цель и задачи исследования

Цель исследования: изучение русского языка в занимательной форме, а именно: поиск орфограмм русского языка на фантиках от конфет

Задачи:

Изучить разные названия конфет

Повторить изученные орфограммы

Развивать орфографическую зоркость

Повысить грамотность


 

Методы исследования: поиск фантиков и упаковок, исследование их и запись в дневнике наблюдений

Гипотеза исследования: на фантиках конфет, которые мы так любим, можно найти орфограммы, которые мы изучаем на уроках русского языка

Объекты исследования: фантики от конфет, шоколада

Предмет исследования: орфограммы русского языка


 

II. Основная часть

Идея изучать орфограммы по конфетным фантикам возникла тогда, когда мы ехали в автобусе после посещения губернаторской ёлки, и у нас всех были сладкие подарки от губернатора Алтайского края и кондитерской фабрики нашего города «Савинов». И мы подумали – почему бы не совместить приятное с полезным? Своей работой мы хотим доказать, что конфетные фантики достойны не только любования, но они – прекрасные помощники в изучении правил правописания в русском языке. По статистике, в России ежегодно выпускают более одного миллиона тонн конфет. Представьте, сколько в нашей стране существует названий конфет!
Начиная работу над данным исследованием, нас заинтересовал вопрос: а как появилось лакомство, которое мы все так любим и называем конфетами?Мы узнали, что более 3 тысяч лет назад древние египтяне случайно смешали мёд, инжир и орехи – так и появились первые конфеты.

На Востоке делали конфеты из миндаля и фиги, т. к. не было сахара, а в Древнем Риме конфеты варили из орехов с мёдом, маком и кунжутом, и даже иногда перчили, получалось что-то вроде нуги. А ещё есть мнение, что именно арабы впервые стали варить сахар для получения кондитерских изделий.

В Древней Руси было тоже что-то похожее на конфеты, сваренное из кленового сиропа, патоки и мёда.

В наше время существует великое множество сортов конфет, разного вкуса и формы, у каждого есть свои любимые.

Оказывается, наш любимый чупа-чупс – конфета-космонавт. В 1995 году космонавтам на станцию Мир послали не какие-нибудь конфеты, а чупа-чупс.

Конфета от латинского confectum – «изготовлено». Аптекари использовали этот термин в 16 веке, называя этим словом засахаренные или переработанные в варенье фрукты, которые использовались в лечебных целях.

А шоколадные конфеты придумал в 1857 году аптекарь Джон Нойхауз, живший в Брюсселе. Он изобретал средство от кашля и случайно получил продукт, который мы

сегодня называем шоколадными конфетами. Золотистые обёртки для них придумала его жена. А в 1912 году (100 лет назад!) его сын ввёл конфеты в продажу.

Одной из самых светских конфет является «Птичье молоко», главный ингредиент начинки – агар-агар, вещество, которое добывается из морских водорослей.

Самыми романтичными конфетами по мнению немецких психологов являются конфеты с клубничной начинкой.

Мы выяснили, что, по исследованиям психологов, решительные люди предпочитают вишнёвую начинку, застенчивые – ореховую, а творческие – кокосовую.

Самые известные конфеты – пралине. Они были изготовлены в 1663 году специально для французского посла в Германии. Они бьют рекорды по продажам в Германии и Швейцарии до сих пор.

А в наше время, главным ингредиентом для изготовления конфет является, конечно же, сахар – тростниковый или свекольный, смешанный с кукурузным сиропом, кукурузным сахаром, мятой, мёдом, мелиссой или кленовым сахаром. После этого добавляют шоколад, фрукты, орехи, яйца, молоко и молочные продукты, ванилин, красители. Запахи берут из натуральных источников, например, ванилин, лимон, мята, и искусственным путём.Вот такие интересные факты о конфетах удалось выяснить.Мы уже знакомы со многими орфограммами, и, как выяснилось, орфограммы русского языка повсюду, а особенно часто мы встречаем их на фантиках конфет, разных упаковках. Оказалось, очень увлекательно и полезно отыскивать орфограммы и изучать их. А ещё встречались незнакомые слова, значение которых надо было смотреть в толковом словаре. И фантики все такие яркие и красивые! На многих фантиках в названиях конфет можно найти не одну орфограмму, а две, и даже несколько.Орфограмма - от греч. орфо - «правильный» и грамма – «буква, запись». Многие школьники знают такое определение орфограммы - это опасное место в слове, которое прежде, чем написать, необходимо проверить. Чтобы ученики лучше запомнили орфограммы, им задают учить правила, запоминать рифмованные стихи о разных орфограммах, многократно прописывать слова с орфограммами, но во время диктанта почему-то все это вылетает из головы, и …вот она – «двойка». Многие педагоги отмечают, что знания дети имеют, но на практике применить их не всегда могут. А что, если соединить обучение с практикой, и изучать орфограммы… по фантикам.


 

История создания фантика. Заворачивать конфеты в бумажные обертки начали довольно давно. Первые двуслойные, из фольги и бумаги, обертки для конфет появились в 1850 году. Серьезный толчок этому делу дал великий американский изобретатель Томас Эдисон. Эдисон — удивительный человек. По его проекту в 1882 году Нью-Йорке была построена первая в мире электростанция постоянного тока. Он создал прибор, явившийся прототипом диктофона, аппарат для записи телефонных разговоров, фонограф, пишущая машинка, биржевой телеграф, генератор переменного тока и, конечно, лампочку и много чего еще (всего около 1000 изобретений). И среди всего этого великолепия мало кто вспоминает, что в 1872 году Эдисон придумал еще и парафинированную бумагу, служившую первой оберткой для конфет. Моду на упаковку своих изделий в бумажные фантики российские кондитеры подхватили довольно быстро - в конце позапрошлого века. Над разработкой дизайна кондитерских упаковок в России работали такие известные художники, как Васнецов, Билибин, Бенуа, Врубель, Андреев и многие другие, что делало их настоящими произведениями прикладного искусства. Только понято это было достаточно поздно. Слово « фантик», уменьшительно-разговорное, произошло от «фант», заимствованного в немецком языке. Pfand означает «залог».Фантик для конфеты – это её визитная карточка. По нему можно узнать, как называется конфета, из чего сделана и откуда к нам приехала.


Классификация орфограмм, изучаемых в начальной школе

Вспомнив и проанализировав орфограммы, которые мы уже изучили, мы составили такую классификацию орфограмм. На многих фантиках мы обнаружили не одну, а две и даже несколько орфограмм.

Заглавная буква в начале предложения

Заглавная буква в именах собственных

Буквы и, у, а после шипящих (сочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ)

Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ

Безударные проверяемые гласные в корне слова

Проверяемые согласные в корне слова

Непроверяемые гласные и согласные буквы в корне слова

Непроизносимая согласная в корне слова

Раздельное написание предлогов с другими словами и слитное написание приставок со словами

Правописание приставок

Разделительные Ъ и Ь

Гласные буквы после шипящих в суффиксах существительных

Употребление Ь на конце существительных после шипящих

Не с глаголами

Удвоенные согласные в корне слова

Правописание сложных слов


III.Опытно-экспериментальная часть.

Орфограммы, обнаруженные в словах-названиях

Буквосочетания ЧК, ЧН.

Бабаевская белочка

Нежное облачко

Молочная конфета

Облачко

Школьные молочные

Городская ласточка

Буквы И, А, У после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу)

Рыжая-пушистая

Ореховая роща

Очумелый шмелик

Живинка


 

Проверяемая безударная гласная в корне слова.

Снеговичок

Зернушка

Украшение

Золотой конёк

Ледок

Весёлым детишкам

Трепет

Непроверяемая безударная гласная в корне (словарные слова).

Хорошая компания

Лимонная конфета

Сгущённое молоко

Белая черёмуха

Метелица

Ореховая

Мечталка

Йогурт

Астрология

Зелёное яблоко

Яшкинская картошка

Парные согласные в корне слова (проверяемые согласные в корне слова)

Желе со вкусом лесных ягод

Желе вкус арбуз

Желе вкус виноград

Сладкая карусель

Конфета на сливках

Коровка

Сливки аромат

Заглавная буква в именах собственных

Озорник Ерошка

Сказки кота Ерофея

Вовчик

Курага Петровна

Фундук Петрович

Миндаль Иванович

Машенька

Мишка на Юге

Маша и Медведь

Царство Нептуна

Мишка на Севере


 

Непроизносимая согласная в корне слова.

Парящий буревестник

Сердце востока

Разделительное написание предлогов с другими словами .

Мишки в лесу

Конфета на сливках

Мишка на Севере

С Новым годом!

Мишка на Юге

Правописание приставок.

Сгущённое молоко

Украшение

Забодайка

Незабудка

Правописание сложных слов.

Мишка косолапый

Парящий буревестник

Желе вкус виноград

Разделительный Ь.

Медвежонок с печеньем

Шоколадный кутюрье

Ь для обозначения мягкости согласных.

Испанская ночь

Школьные молочные


 

Гласные буквы после шипящих в суффиксах существительных

Медвежонок с печеньем

Бочонок со сливочной начинкой

Золотой ключик

Заглавная буква в начале предложения

Я от дедушки ушёл.

В орешках спрятались бурундучки.

Котики хотят молочка.

Удвоенные согласные в корне слова

Ассорти

Пятнадцать грамм золота

 

Некоторые образцы фантиков с орфограммами

Правописание чк, чн

облачко белочка

сливочный молочная ласточка

Правописание чу,ча

очумелый   чаровница

Правописание ши, ща

пушистая роща

 

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением

украшение   зернушка


 


 

 

золотой конёк ледок
 

 

Словарные слова

хорошая компания карамель лимонная

Парная согласная в корне слова

виноград вкус арбуз

сладкая со вкусом ягод

 

Большая буква в именах собственных

Ерошка   Вовчик

Алёнка Курага Петровна

Непроизносимая согласная в корне слова

буревестник сердце

Словарные слова

метелица черёмуха

Правописание предлогов

на сливках мишки в лесу


 

Правописание приставок

забодайка незабудка


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

В ходе исследования мы нашли 72слова-названия с орфограммами на фантиках любимых конфет.

Нами было установлено, что наибольшее количество слов-названий конфет приходится на следующие орфограммы:

« Непроверяемая безударная гласная в корне» - 15 %

« Собственные имена существительные» - 15 %

«Проверяемая безударная гласная в корне» - 9 %

«Проверяемая согласная в корне» - 9 %

«Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ» - 8 %

5 – 6 % слов-названий конфет включают в себя орфограммы:

«Раздельное написание предлогов со словами-6 %

«Буквы и, у, а после шипящих» - 5 %

Правописание приставок» -5 %

Наименьшее количество слов-названий конфет составляют орфограммы:

«Заглавная буква в начале предложения»- 4%

«Гласные буквы после шипящих в суффиксах существительных»-4%

«Разделительный ь» - 3 %

«Правописание сложных слов» - 2 %

«Непроизносимая согласная в корне слова» - 2 %

«Удвоенная согласная» - 2 %

« Ь для обозначения мягкости согласного» - 2 %


 


 

Таблица 1. «Сравнение по количеству орфограмм»

Количество орфограмм, изучаемых в начальной школе -16

Количество орфограмм, обнаруженных на фантиках -15

Вывод: Проанализировав и сравнив, мы пришли к выводу, что почти все орфограммы, изучаемые в начальной школе, присутствуют в названиях различных конфет.

2.Анкетирование и словарный диктант.

Распределив слова-названия конфет на группы по видам орфограмм, провели анкетирование среди учащихся 3-4-х классов.

В анкету включили два вопроса: 1. Любите ли вы конфеты? 2. Обращаете ли вы внимание на правописание слов-названий конфет?

Нами было исследовано 46 анкет. Результаты анкетирования показали, что все учащиеся любят конфеты. 26 % учащихся (12 ч.) иногда обращают внимание на правописание слов-названий конфет. 41 % учащихся (28 ч.), съедают конфеты, не обращая внимания на правописание их названий. 32% (15 ч.) обращают внимание на правописание названий конфет. Для того чтобы проверить данные результаты, этой же группе учащихся было предложено написать орфографический диктант.

В него включили 18 слов – названий конфет с разными орфограммами: молочная конфета, рыжая-пушистая, роща, украшение, золотой конёк, ледок, сладкая карусель, Алёнка, сердце, метелица, незабудка, бочонок с печеньем, буревестник.

Проанализировав результаты орфографического диктанта, выяснили, что 33 % (5) учащихся – те ученики, которые обращают внимание на правописание слов-названий конфет – допустили в диктанте 1 ошибку. 13%(2)учащихся не допустил ни одной ошибки. 57 % учащихся (11ч) – учащиеся, которые съедают конфеты, не обращая внимания на их правописание – допустили 3 и более ошибок.

Вывод: Сравнивая результаты анкетирования и результаты орфографического диктанта, мы видим, что учащихся, которые не обращают внимания на правописание слов-названий конфет и допустивших наибольшее количество ошибок, больше, чем учащихся, которые запоминают правописание этих же слов и допустивших 1 ошибку или не допустивших ошибок. Действительно, те учащиеся, которые не обращают внимания на правописание слов-названий конфет, на письме допускают много ошибок.
 


 


 


 


 

IV.Заключение. Итоги исследования.

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

- можно совмещать приятное с полезным и получать «вкусное» образование;

-можно тренировать зрительную память, употребляя вкусный продукт;

-можно закреплять орфографические навыки;

-можно изучать новые слова;

-фантики от конфет можно использовать на уроке русского языка в качестве дидактического материала при изучении орфографии.

Совмещайте приятное с полезным!

 


 


 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Большой толковый словарь русского языка под редакцией С.А. Кузнецова. Издательство: Норинт, 2000г

Большой энциклопедический словарь

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка

Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Универсальный школьный словарь младшего школьника 5 в 1. ЭКСМО-Пресс, 2012г

Сеть Интернет.

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Автор материала: В. Паршикова (4 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.