Орфография. Принципы русской орфографии. Правописание проверяемых безударных гласных

2
0
Материал опубликован 9 December 2020



Тема урока. Орфография. Принципы русской орфографии. Правописание проверяемых безударных гласных.


Цель учебного занятия: формирование предметных и общих компетенций по теме «Орфография. Принципы русской орфографии. Правописание проверяемых безударных гласных».

Тип занятия: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид занятия: семинар. Продолжительность занятия. 1 час 30 минут.

Задачи:

Образовательная: привести в систему сведения учащихся о русской орфографии, и ее принципах, углубить представления студентов о правописании проверяемых безударных гласных, полученные студентами в средней школе.

2. Развивающая: развивать умение учащихся предупреждать ошибки в области изучаемой темы. Формировать компетентностные умения ученика через активизацию самостоятельной познавательной деятельности и творческое мышление.

3. Воспитательная: развить коммуникативные способности учащихся через совместную продуктивную деятельность.

Методическая цель:

1.Показать на уроке применение продуктивных методов обучения (работа в творческих группах, проектная деятельность, метод критического мышления, использование ИКТ).

2.Повысить эффективность обучения путем создания мотивации учащихся.

Методы и приёмы обучения:

1. Методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приёмы: лекция);

2. Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (прием: показ компьютерной презентации);

3. Методы получения информации с помощью практической деятельности студентов;

4. Рефлексивные методы (рейтинговая таблица).

Межпредметные связи: русская литература.

Принципы обучения:

1) принцип моделирования ситуаций;

2) принцип партнерства, интенсивного межличностного общения.

Методы и способы организации учебной деятельности: беседа, практикум, индивидуальная работа, самопроверка.

Оборудование и ресурсы: презентация


Этапы учебного занятия

I. Организационный момент.

II. Актуализация имеющихся знаний, мотивация и целеполагание.

III. Этап усвоения новых знаний на основе имеющихся.

IV. Подведение итогов учебного занятия.

V. Домашнее задание.

VI. Рефлексия.

Ход урока


I. Организационный момент


II. Актуализация имеющихся знаний, мотивация и целеполагание


1. Сообщение темы урока, формулирование учащимися цели занятия

– Сегодня занятие будет состоять из двух частей: семинара и практикума. (Создать ситуацию, при которой учащиеся самостоятельно формируют цель урока.)

– Сформулируйте основную цель занятия. (Видеть в слове проверяемые безударные гласные, уметь подбирать проверочные слова, обосновывать свой выбор в соответствии с принципами русской орфографии).

– Еще раз обратимся к формулировке темы урока и определим в ней ключевые слова. (Гласные, правописание, безударные, проверяемые).

– Как называется такое написание, которое выбирается из ряда возможных и соответствует орфографическому правилу? (Орфограмма – это такое написание, которое выбирается из ряда возможных и соответствует орфографическому правилу. Орфограмма возникает там, где возможны несколько вариантов написания и, следовательно, ошибки. Чтобы правильно писать, следует уметь видеть «ошибкоопасные» места в написании и уметь применять правило. Чтобы не ошибиться в написании, необходимо применять орфографическое правило, которое является инструкцией с условиями для выбора правильного написания).

– Итак, сегодня мы поговорим с вами о том, что провоцирует ошибки в слове в области гласных и как их избежать.


2.Актуализация опорных знаний

Задание 1. Опрос в игровой форме «нерадивой ученицы». Преподаватель или подготовленный студент берет на себя роль ученика и рассказывает правила сам, преднамеренно допуская 1-2 неточности. Студенты поправляют «ученицу», уточняя ее ответ.

– Что называется орфографическим правилом? (Это инструкция, в которой указываются условия выбора правильных написаний (орфограмм) в словах).

Задание 2. Проверка практических навыков в игровой форме «Верно ли, что…»


Сергей Есенин

Что это такое?


В этот лес завороженный,

По пушинкам серебра, (серебро)

Я с винтовкой заряженной (заряд)

На охоту шел вчера.

По дорожке чистой, гладкой (дорожка)

Я прошел, не наследил… (след)

Кто ж катался здесь украдкой? (кататься)

Кто здесь падал и ходил? (ходит)

Подойду, взгляну поближе: (взгляд)

Хрупкий снег изломан весь.

Здесь вот когти, дальше — лыжи…

Кто-то странный бегал здесь. (бегать)

Кабы твердо знал я тайну

Заколдованным речам, (колдун)

Я узнал бы хоть случайно,

Кто здесь бродит по ночам. (ночной)

Из-за елки бы высокой

Подсмотрел я на кругу: (смотрит)

Кто глубокий след далекий (даль)

Оставляет на снегу? (1914 г.)

Подведение итогов: Для проверки подбираются слова с сильными позициями для гласных.


III. Этап усвоения новых знаний на основе имеющихся.


Теоретическая часть

Формирование групп. Работа в группах. Выступление спикеров.

1 группа «Морфологический принцип»

2 группа «Традиционный принцип»

3 группа «Фонетический принцип»

4 группа «Принцип дифференцирующего написания»

(Работой в группах руководит специально подготовленный студент).

Подведение итогов: составление опорных схем, их презентация и защита.


Практическая часть

Задание 1. Выделить слова с безударными гласными, подобрать к ним проверочные слова.

Н.Старшинов

Взгляни на высохшие реки,

На вытоптанные цветы…

Какая убыль красоты!

Деревья,

трава,

цветы

и птицы


Не умеют сами защищаться.

Если погибнут они,

На планете мы останемся одни.

Неужели же выхода нету

Уберечь от несчастий планету?

Шум дубрав и течение рек?..

Мир отравлен и злобой, и газом.

Где ж он, твой божественный разум,

Человек, человек, человек?!


– Мне нравится стихотворение Николая Старшинова. Интересно, а вам понравится? Выразительно прочитайте стихотворение. О чем размышляет поэт? Какие именно слова вы выделите особо, что указывает на паузы и ритм стихотворения?

(построение

деревья,

трава,

цветы

и птицы

многоточие

вопросительные и восклицательные знаки

обращение)


– Какие образы возникают в воображении читателя?

– Укажите соответствующие формы выражения эмоциональных переживаний, чувств, которые испытывает автор стихотворения?

– Постарайтесь почувствовать и понять то настроение, которым оно пронизано. (Эти стихи необычны. Они как бы распахнуты навстречу миру. Есть в них и удивительная мудрость, которая дается опытом и знанием жизни).

– Какое отношение автора к природе? Что помогает понять авторское отношение к природе? Определите тему, идею стихотворения.

– Найдите средства художественной выразительности.

– Подчеркните орфограммы. Кто не пропустил ни одной орфограммы с безударными гласными, поднимите руку.

Бб) Проверка (по цепочке):

Высохшие – сох,

Вытоптанные – топчет, топтать

Цветы – соцветие

Какая – как

Деревья – дерево

Трава – травы

Защищаться – занавес, щит,

Погибнут – поезд, повар

Планете – традиц. принцип

останемся – опухоль,

одни – традиц. принцип

течение – течь

отравлен – отсвет, отмель

злобой – травой

газом – окном

божественный – бог

Подведение итогов проходит в форме опроса:

– Расскажите о морфологическом принципе русской орфографии.

– Какая позиция для гласных является слабой, сильной?

– Какая позиция для гласных является слабой, сильной?

– Как проверить гласную в слабой позиции?


Теоретическая часть

Первую гласную в существительном деревья можно проверить не только словом дéрево, где е действительно стоит в сильной ударной позиции. Деревья – слово с полногласием. Полногласие и неполногласие – это историческое языковое явление. Оно связано с крещением Руси, когда в древнерусский язык пришли старославянские слова. Они вошли в древнерусский язык и остались в нем. Такие соотношения существуют только с буквами р, л и в пределах одной морфемы:

Чередование

Русские слова

Старославянские слова

Пример


-оро- – -ра-

-оро-

-ра-

ворона – вран

-ере- – -ре-

-ере-

-ре-

перестать – прекратить

-оло- – -ла-

-оло-

-ла-

полотно – платок, платье

-оло- – -ле-

-оло-

-ле-

полон – плен


При четком представлении, в каких корнях происходит чередование полногласных и неполногласных сочетаний, можно использовать это чередование в качестве приема проверки безударных гласных: к полногласному сочетанию подобрать однокоренное слово с неполногласным сочетанием и наоборот.

В современном русском языке можно выделить три группы слов с полногласными и неполногласными сочетаниями:


Слова

с полногласными звукосочетаниями

Слова

с неполногласными звукосочетаниями

берег

брег, прибрежный

беречь

небрежный

волочить

влачить

ворог

враг

ворот

вращать

голова

глава

город, огород, перегородить

гражданин, ограда

дорогой

драгоценный

здоровый

здравница

золото

Злата

короткий

краткий

молодость

младенческий

молоко

Млечный путь, млекопитающее

Подведение итогов: Для проверки гласных в слабых позициях можно привлекать материал с полно- и неполногласными сочетаниями.


4.Практическая часть

Задание 1. Подберите слова с неполногласием. Они могут быть проверочными:

Полотно, полотенце – платок, платье

Порожний –

Порох –

Привередничать –

Середина –

Солодовый –

Сторож –

Сторона –

Холод –

Хоромы –

Хоронить –

Подведение итогов: Для проверки гласных в слабых позициях можно привлекать материал с полно- и неполногласными сочетаниями.

Задание 2. Следующее задание выполним по вариантам (задание выполняется одновременно).


1 вариант

– Придумайте слова с -оро- – -ра-, -ере- – -ре-.


2 вариант

– Придумайте слова с -оло- – -ла-, -оло- – -ле-.


Задание 3. Составьте текст с использованием

1 вариант

– с неполногласными звукосочетаниями

2 вариант

– с полногласными звукосочетаниями

Подведение итогов: Текст с полногласными звукосочетаниями будет звучать торжественно.


5. Словарная работа.

Молоко – слово с полногласием, в котором первая гласная не проверяется. В школе это слово рекомендуется к запоминанию, так как относится к словарным словам. Однако проверка с помощью слова с неполногласным сочетанием млекопитающиеся поможет избежать ошибки.

Облако – слово с неполногласием, в котором вторая гласная не проверяется. В школе это слово рекомендуется к запоминанию, так как относится к словарным словам. Однако проверка с помощью слова с полногласным сочетанием обволакивать поможет избежать ошибки.

Так, утрачены варианты с полногласными вариантами болото, корова, дорога, мороз, соловей, горох, мороз, корова, молот и неполногласными вариантами зрачок, враг, храбрый, глагол, время. Но иногда возможно определить пару с полногласием\неполногласием:

борода – брадобрей,

волос – власяной (покров)

ворон – (семейство) врановых

колодец и колокол – от древнерусского КОЛО (+ кольцо, колесо)

влага – волога (диал.), Вологда, Волга

гласные (звуки) – голос

Подведение итогов: Для проверки непроверяемых написаний также следует обращаться к материалу с полно- и неполногласными сочетаниями.


6. Объяснительный диктант с опорой на алгоритм

Прекращать, жеребьёвка, распространенное, очередь, через, вопреки.


Алгоритм работы по проверке безударных гласных в этом случае следующий:


Алгоритм

Проверим безударные гласные в корне существительного горожанин, в данном существительном их две: горожáнин.

Есть 2 способа проверки.

Первый, в соответствии с морфологическим принципом русской орфографии, вариант проверки безударных гласных в данном слове позволит легко проверить первую безударную о – гóрод.

Вторая безударная гласная о тоже проверяется существительным загорóдка, т. к. в современном русском языке эти слова разошлись в лексическом значении.

Таким образом, можно доказать, что вторая безударная гласная в корне данного слова о.

Второй способ. В случае с неполногласиями и полногласиями можно прибегнуть к другому способу проверки – подбору неполногласного варианта:

горожанин – гражданин.

Подведение итогов: Для проверки гласных в слабых позициях можно привлекать материал с полно- и неполногласными сочетаниями.


7. Задание повышенной трудности. Некоторые старославянизмы со временем вытеснили исконные русские формы с полногласными сочетаниями. Попробуйте подобрать пару с полногласием к словам с неполногласными сочетаниями:

Прага, срам, время, благо, вред, пламя, зрачок, сладкий, храбрый, нрав.


VI. Подведение итогов учебного занятия. Оценивание

1. Преподаватель (просит студентов вспомнить цели занятия):

– Выполнены ли цели занятия?

2. Заключительное слово учителя.

– Какая информация была новой для вас?

– По результатам шестого задания сделайте вывод, насколько успешно вы усвоили данную тему, какие проблемы в знаниях у вас еще остались.

– Ответы каких учеников мы отметим сегодня на уроке?


V. Домашнее задание

Из Пролога к поэме «Руслан и Людмила» выпишите слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.


VI. Рефлексия

– Ребята, в чем заключался смысл нашей работы на уроке?

– Где вы сможете применить полученные знания?

– Какие выводы вы сделаете лично для себя после этого урока?

– Узнали ли что-то новое?

– Хочется, ребята, чтобы вы осознали, что русский язык – это не только свод правил правописания, но и величайшее сокровище, которым вы можете научиться владеть.

– Подумайте, достигли ли вы поставленной цели?

– Оцените свою работу, используя слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Я начну первая. Желая оградить вас от ошибок и повысить вашу орфографическую обороноспособность, научить извлекать пользу из головоломных сочетаний с полногласными и неполногласными вариантами, я из предосторожности возложила на вас бремя нового знания!!! Спасибо!




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации