Орфография. Принципы русской орфографии. Правописание проверяемых безударных гласных
Тема урока. Орфография. Принципы русской орфографии. Правописание проверяемых безударных гласных.
Цель учебного занятия: формирование предметных и общих компетенций по теме «Орфография. Принципы русской орфографии. Правописание проверяемых безударных гласных».
Тип занятия: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид занятия: семинар. Продолжительность занятия. 1 час 30 минут.Задачи:
Образовательная: привести в систему сведения учащихся о русской орфографии, и ее принципах, углубить представления студентов о правописании проверяемых безударных гласных, полученные студентами в средней школе.
2. Развивающая: развивать умение учащихся предупреждать ошибки в области изучаемой темы. Формировать компетентностные умения ученика через активизацию самостоятельной познавательной деятельности и творческое мышление.
3. Воспитательная: развить коммуникативные способности учащихся через совместную продуктивную деятельность.
Методическая цель:
1.Показать на уроке применение продуктивных методов обучения (работа в творческих группах, проектная деятельность, метод критического мышления, использование ИКТ).
2.Повысить эффективность обучения путем создания мотивации учащихся.
Методы и приёмы обучения:
1. Методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приёмы: лекция);
2. Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (прием: показ компьютерной презентации);
3. Методы получения информации с помощью практической деятельности студентов;
4. Рефлексивные методы (рейтинговая таблица).
Межпредметные связи: русская литература.
Принципы обучения:
1) принцип моделирования ситуаций;
2) принцип партнерства, интенсивного межличностного общения.
Методы и способы организации учебной деятельности: беседа, практикум, индивидуальная работа, самопроверка.
Оборудование и ресурсы: презентация
Этапы учебного занятия
I. Организационный момент.
II. Актуализация имеющихся знаний, мотивация и целеполагание.
III. Этап усвоения новых знаний на основе имеющихся.
IV. Подведение итогов учебного занятия.
V. Домашнее задание.
VI. Рефлексия.
Ход урокаI. Организационный момент
II. Актуализация имеющихся знаний, мотивация и целеполагание
1. Сообщение темы урока, формулирование учащимися цели занятия
– Сегодня занятие будет состоять из двух частей: семинара и практикума. (Создать ситуацию, при которой учащиеся самостоятельно формируют цель урока.)
– Сформулируйте основную цель занятия. (Видеть в слове проверяемые безударные гласные, уметь подбирать проверочные слова, обосновывать свой выбор в соответствии с принципами русской орфографии).
– Еще раз обратимся к формулировке темы урока и определим в ней ключевые слова. (Гласные, правописание, безударные, проверяемые).
– Как называется такое написание, которое выбирается из ряда возможных и соответствует орфографическому правилу? (Орфограмма – это такое написание, которое выбирается из ряда возможных и соответствует орфографическому правилу. Орфограмма возникает там, где возможны несколько вариантов написания и, следовательно, ошибки. Чтобы правильно писать, следует уметь видеть «ошибкоопасные» места в написании и уметь применять правило. Чтобы не ошибиться в написании, необходимо применять орфографическое правило, которое является инструкцией с условиями для выбора правильного написания).
– Итак, сегодня мы поговорим с вами о том, что провоцирует ошибки в слове в области гласных и как их избежать.
2.Актуализация опорных знаний
Задание 1. Опрос в игровой форме «нерадивой ученицы». Преподаватель или подготовленный студент берет на себя роль ученика и рассказывает правила сам, преднамеренно допуская 1-2 неточности. Студенты поправляют «ученицу», уточняя ее ответ.
– Что называется орфографическим правилом? (Это инструкция, в которой указываются условия выбора правильных написаний (орфограмм) в словах).
Задание 2. Проверка практических навыков в игровой форме «Верно ли, что…»
Сергей Есенин
Что это такое?
В этот лес завороженный,
По пушинкам серебра, (серебро)
Я с винтовкой заряженной (заряд)
На охоту шел вчера.
По дорожке чистой, гладкой (дорожка)
Я прошел, не наследил… (след)
Кто ж катался здесь украдкой? (кататься)
Кто здесь падал и ходил? (ходит)
Подойду, взгляну поближе: (взгляд)
Хрупкий снег изломан весь.
Здесь вот когти, дальше — лыжи…
Кто-то странный бегал здесь. (бегать)
Кабы твердо знал я тайну
Заколдованным речам, (колдун)
Я узнал бы хоть случайно,
Кто здесь бродит по ночам. (ночной)
Из-за елки бы высокой
Подсмотрел я на кругу: (смотрит)
Кто глубокий след далекий (даль)
Оставляет на снегу? (1914 г.)
Подведение итогов: Для проверки подбираются слова с сильными позициями для гласных.
III. Этап усвоения новых знаний на основе имеющихся.
Теоретическая часть
Формирование групп. Работа в группах. Выступление спикеров.
1 группа «Морфологический принцип»
2 группа «Традиционный принцип»
3 группа «Фонетический принцип»
4 группа «Принцип дифференцирующего написания»
(Работой в группах руководит специально подготовленный студент).
Подведение итогов: составление опорных схем, их презентация и защита.
Практическая часть
Задание 1. Выделить слова с безударными гласными, подобрать к ним проверочные слова.
Н.Старшинов
Взгляни на высохшие реки,
На вытоптанные цветы…
Какая убыль красоты!
Деревья,
трава,
цветы
и птицы
Не умеют сами защищаться.
Если погибнут они,
На планете мы останемся одни.
Неужели же выхода нету
Уберечь от несчастий планету?
Шум дубрав и течение рек?..
Мир отравлен и злобой, и газом.
Где ж он, твой божественный разум,
Человек, человек, человек?!
– Мне нравится стихотворение Николая Старшинова. Интересно, а вам понравится? Выразительно прочитайте стихотворение. О чем размышляет поэт? Какие именно слова вы выделите особо, что указывает на паузы и ритм стихотворения?
(построение
деревья,
трава,
цветы
и птицы
многоточие
вопросительные и восклицательные знаки
обращение)
– Какие образы возникают в воображении читателя?
– Укажите соответствующие формы выражения эмоциональных переживаний, чувств, которые испытывает автор стихотворения?
– Постарайтесь почувствовать и понять то настроение, которым оно пронизано. (Эти стихи необычны. Они как бы распахнуты навстречу миру. Есть в них и удивительная мудрость, которая дается опытом и знанием жизни).
– Какое отношение автора к природе? Что помогает понять авторское отношение к природе? Определите тему, идею стихотворения.
– Найдите средства художественной выразительности.
– Подчеркните орфограммы. Кто не пропустил ни одной орфограммы с безударными гласными, поднимите руку.
Бб) Проверка (по цепочке):
Высохшие – сох,
Вытоптанные – топчет, топтать
Цветы – соцветие
Какая – как
Деревья – дерево
Трава – травы
Защищаться – занавес, щит,
Погибнут – поезд, повар
Планете – традиц. принцип
останемся – опухоль,
одни – традиц. принцип
течение – течь
отравлен – отсвет, отмель
злобой – травой
газом – окном
божественный – бог
Подведение итогов проходит в форме опроса:
– Расскажите о морфологическом принципе русской орфографии.
– Какая позиция для гласных является слабой, сильной?
– Какая позиция для гласных является слабой, сильной?
– Как проверить гласную в слабой позиции?
Теоретическая часть
Первую гласную в существительном деревья можно проверить не только словом дéрево, где е действительно стоит в сильной ударной позиции. Деревья – слово с полногласием. Полногласие и неполногласие – это историческое языковое явление. Оно связано с крещением Руси, когда в древнерусский язык пришли старославянские слова. Они вошли в древнерусский язык и остались в нем. Такие соотношения существуют только с буквами р, л и в пределах одной морфемы:
Чередование | Русские слова | Старославянские слова | Пример |
-оро- – -ра- | -оро- | -ра- | ворона – вран |
-ере- – -ре- | -ере- | -ре- | перестать – прекратить |
-оло- – -ла- | -оло- | -ла- | полотно – платок, платье |
-оло- – -ле- | -оло- | -ле- | полон – плен |
При четком представлении, в каких корнях происходит чередование полногласных и неполногласных сочетаний, можно использовать это чередование в качестве приема проверки безударных гласных: к полногласному сочетанию подобрать однокоренное слово с неполногласным сочетанием и наоборот.
В современном русском языке можно выделить три группы слов с полногласными и неполногласными сочетаниями:
Слова с полногласными звукосочетаниями | Слова с неполногласными звукосочетаниями |
берег | брег, прибрежный |
беречь | небрежный |
волочить | влачить |
ворог | враг |
ворот | вращать |
голова | глава |
город, огород, перегородить | гражданин, ограда |
дорогой | драгоценный |
здоровый | здравница |
золото | Злата |
короткий | краткий |
молодость | младенческий |
молоко | Млечный путь, млекопитающее |
Подведение итогов: Для проверки гласных в слабых позициях можно привлекать материал с полно- и неполногласными сочетаниями.
4.Практическая часть
Задание 1. Подберите слова с неполногласием. Они могут быть проверочными:
Полотно, полотенце – платок, платье
Порожний –
Порох –
Привередничать –
Середина –
Солодовый –
Сторож –
Сторона –
Холод –
Хоромы –
Хоронить –
Подведение итогов: Для проверки гласных в слабых позициях можно привлекать материал с полно- и неполногласными сочетаниями.
Задание 2. Следующее задание выполним по вариантам (задание выполняется одновременно).
1 вариант
– Придумайте слова с -оро- – -ра-, -ере- – -ре-.
2 вариант
– Придумайте слова с -оло- – -ла-, -оло- – -ле-.
Задание 3. Составьте текст с использованием
1 вариант
– с неполногласными звукосочетаниями
2 вариант
– с полногласными звукосочетаниями
Подведение итогов: Текст с полногласными звукосочетаниями будет звучать торжественно.
5. Словарная работа.
Молоко – слово с полногласием, в котором первая гласная не проверяется. В школе это слово рекомендуется к запоминанию, так как относится к словарным словам. Однако проверка с помощью слова с неполногласным сочетанием млекопитающиеся поможет избежать ошибки.
Облако – слово с неполногласием, в котором вторая гласная не проверяется. В школе это слово рекомендуется к запоминанию, так как относится к словарным словам. Однако проверка с помощью слова с полногласным сочетанием обволакивать поможет избежать ошибки.
Так, утрачены варианты с полногласными вариантами болото, корова, дорога, мороз, соловей, горох, мороз, корова, молот и неполногласными вариантами зрачок, враг, храбрый, глагол, время. Но иногда возможно определить пару с полногласием\неполногласием:
борода – брадобрей,
волос – власяной (покров)
ворон – (семейство) врановых
колодец и колокол – от древнерусского КОЛО (+ кольцо, колесо)
влага – волога (диал.), Вологда, Волга
гласные (звуки) – голос
Подведение итогов: Для проверки непроверяемых написаний также следует обращаться к материалу с полно- и неполногласными сочетаниями.
6. Объяснительный диктант с опорой на алгоритм
Прекращать, жеребьёвка, распространенное, очередь, через, вопреки.
Алгоритм работы по проверке безударных гласных в этом случае следующий:
Алгоритм
Проверим безударные гласные в корне существительного горожанин, в данном существительном их две: горожáнин.
Есть 2 способа проверки.
Первый, в соответствии с морфологическим принципом русской орфографии, вариант проверки безударных гласных в данном слове позволит легко проверить первую безударную о – гóрод.
Вторая безударная гласная о тоже проверяется существительным загорóдка, т. к. в современном русском языке эти слова разошлись в лексическом значении.
Таким образом, можно доказать, что вторая безударная гласная в корне данного слова о.
Второй способ. В случае с неполногласиями и полногласиями можно прибегнуть к другому способу проверки – подбору неполногласного варианта:
горожанин – гражданин.
Подведение итогов: Для проверки гласных в слабых позициях можно привлекать материал с полно- и неполногласными сочетаниями.
7. Задание повышенной трудности. Некоторые старославянизмы со временем вытеснили исконные русские формы с полногласными сочетаниями. Попробуйте подобрать пару с полногласием к словам с неполногласными сочетаниями:
Прага, срам, время, благо, вред, пламя, зрачок, сладкий, храбрый, нрав.
VI. Подведение итогов учебного занятия. Оценивание
1. Преподаватель (просит студентов вспомнить цели занятия):
– Выполнены ли цели занятия?
2. Заключительное слово учителя.
– Какая информация была новой для вас?
– По результатам шестого задания сделайте вывод, насколько успешно вы усвоили данную тему, какие проблемы в знаниях у вас еще остались.
– Ответы каких учеников мы отметим сегодня на уроке?
V. Домашнее задание
Из Пролога к поэме «Руслан и Людмила» выпишите слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.
VI. Рефлексия
– Ребята, в чем заключался смысл нашей работы на уроке?
– Где вы сможете применить полученные знания?
– Какие выводы вы сделаете лично для себя после этого урока?
– Узнали ли что-то новое?
– Хочется, ребята, чтобы вы осознали, что русский язык – это не только свод правил правописания, но и величайшее сокровище, которым вы можете научиться владеть.
– Подумайте, достигли ли вы поставленной цели?
– Оцените свою работу, используя слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Я начну первая. Желая оградить вас от ошибок и повысить вашу орфографическую обороноспособность, научить извлекать пользу из головоломных сочетаний с полногласными и неполногласными вариантами, я из предосторожности возложила на вас бремя нового знания!!! Спасибо!