Влияние темперамента на поведение в конфликтной ситуации

1
0
Материал опубликован 19 February в группе

Автор публикации: Ю. Миронова, ученица 8А класса

ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ»



СЕКЦИЯ «СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ»


Влияние темперамента на поведение в конфликтной ситуации


Исследовательская работа





Выполнила ученица

8 класса

МБОУ «Цнинская СОШ №2»

Миронова Юлия


Научный руководитель –

Солопова Светлана Геннадьевна,

педагог - психолог

МБОУ «Цнинская СОШ №2»










Тамбов, 2024

ОГЛАВЛЕНИЕ





ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические аспекты 5

1.1 Понятие «темперамент» 5

1.2 Типы темперамента 5

1.3 Связь темперамента и деятельности 6

1.4 Понятие «конфликт» и «конфликтная ситуация» 7

1.5 Классификация конфликтов 8

1.6 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях 9

Глава 2. Исследование влияния типа темперамента учащихся на поведение в конфликтных ситуациях 12

2.1 Методы и условия проведения исследования 12

2.2 Результаты исследования 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

Список использованных источников 15

Приложение 1. Результаты сравнительного анализа 16

Приложение 2. Памятка для педагогов 18











ВВЕДЕНИЕ

В психологии особым образом выделяется задача, заключающаяся в исследовании различных свойств личности, которые формируются и проявляются в деятельности человека и оказывают влияние на эффективность этой деятельности. Одним из этих свойств является темперамент – центральное образование психодинамической организации человека, преимущественно врожденного характера. Поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

В современном мире никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с изучением конфликтов имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес все те, кто в своей практической деятельности связан с обеспечением взаимодействия людей.

К сожалению, этот возрастающий интерес в немалой степени связан с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью, как образовательных учреждений, так и отдельных людей в практической помощи в разрешении конфликтов.

Противоречия, конфликты, кризисы, переживаемые учеником, являются источником развития его личности, определяют её конструктивный или деструктивный жизненный сценарий.

Именно поэтому мы задались вопросом, оказывает ли тип темперамента учащихся влияние на их поведение в конфликтных ситуациях.

Цель исследования: изучение влияния темперамента на поведение учащихся в конфликтных ситуациях.

Задачи исследования:

познакомиться с понятием «темперамент»;

изучить типы темперамента;

рассмотреть связь темперамента и деятельности;

дать определение понятиям «конфликт» и «конфликтная ситуация»;

рассмотреть классификацию конфликтов;

познакомиться со стратегиями поведения в конфликтной ситуации;

провести исследование среди обучающихся 8-х классов МБОУ «Цнинская СОШ №2»;

проанализировать полученные в ходе исследования данные;

разработать рекомендации для педагогов.

Гипотеза исследования: если тип темперамента взаимосвязан с некоторыми особенностями личности, то он оказывает влияние на выбор стратегии поведения в конфликте.

Методы исследования: теоретический (изучение, анализ литературы, интернет источников по теме исследования), практический (тестирование, математическая обработка данных, построение диаграмм).

























Глава 1. Теоретические аспекты Понятие «темперамент»

Темперамент – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

Мерлин В.С. даёт следующее определение понятия темперамент. Темперамент – качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности.

Немов Р.С. определяет темперамент следующим образом. Темперамент – совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

Типы темперамента

Приведем краткое описание типов темперамента человека по Гиппократу.

Сангвиник — уравновешенный, оптимистичный, жизнерадостный. Сангвинический темперамент характеризует человека веселого, эмоционального, общительного, живущего настроением. Он легко переживает неудачи, создает приятный микроклимат в любом коллективе, но не всегда выполняет свои обещания, порой слишком поспешен в делах и суждениях и излишне самоуверен.

Холерик — горячий, несдержанный, смелый, задорный. Такие люди инициативны, с азартом берутся за любую работу (кроме рутинной) и с легкостью преодолевают трудности. Они способны схватывать информацию на лету, обладают лидерскими качествами, однако нетерпеливы, вспыльчивы и подвержены эмоциональным срывам.

Флегматик — спокойный, сдержанный. Он плохо приспосабливается к новой обстановке и в неблагоприятных условиях может стать пассивным и вялым, при этом отличается самообладанием, терпеливостью, предприимчивостью. В обществе флегматик в меру общителен, не любит пустословия и не подвержен панике в стрессовых ситуациях.

Меланхолик — чувствительный, неэнергичный, болезненно реагирующий на неприятности, склонный к унынию. Люди с меланхолическим темпераментом подвержены пессимизму, излишне подозрительны и ревнивы, но обладают аналитическим мышлением, творчески подходят к работе, тонко чувствуют и доводят дело до завершения.

Встретить человека с «чистым» типом темперамента по Гиппократу практически невозможно — каждый из нас представляет определенный микс сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика. Как правило, один из типов преобладает, а другие, соответственно, выражены менее ярко, вплоть до минимальных значений. Если же человек взял примерно по 25% от каждого из четырех типов темперамента, то такую личность называют тетравертом (от греч. tetra — четыре).

Связь темперамента и деятельности

Деятельность – это динамическая система взаимодействий человека с миром, в процессе которых происходит возникновение и взаимопонимание в объекте психического образа.

Именно наличие сознаваемой цели позволяет определить активность как деятельность. Все остальные стороны деятельности: мотив, планирование деятельности, переработка текущей информации, принятие решения – могут осознаваться не полностью, а также неверно. Каков бы ни был уровень осознания деятельности, осознавание цели всегда остаётся необходимым её признаком. Так трудовая деятельность всегда направлена на производство определённого продукта, действие человека всегда направлено на определённый результат.

Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях – они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности, в деятельности.

Леонтьев А.Н. особенно выделяет, что различия по темпераментам – это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию её проявлений. Независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, не стрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывают, что в зависимости от особенностей темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности.

Б.М.Теплов обратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатам действий, а способом достижения результатов. Развивая эту мысль, ряд отечественных исследователей провёл исследования с целью установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или способ решения определённой задачи, обусловленной главным образом типом нервной системы.

Результаты исследований большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервной деятельности, и, прежде всего, сила и подвижность нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определённого стиля деятельности.

Врождённые особенности темперамента проявляются у человека в таких психических процессах, которые зависят от воспитания, социальной среды и способности управлять своими реакциями. Поэтому, по словам Р.М.Грановской, конкретная реакция на ситуацию может определяться как влияние характерных отличий нервной системы, так и являться следствием обучения. Однако пределы возможного развития скорости реакции определены врождёнными свойствами нервной системы.

И так, мы определились с таким понятием, как индивидуальный стиль деятельности и выяснили некоторые особенности его формирования. Было показано, что темперамент оказывает влияние на стиль деятельности. Теперь можно предположить, что темперамент влияет и на поведение человека в конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация сама по себе является особой обстановкой, в которой акцентируются те черты и особенности человека, которые доминируют в его жизни, например стиль жизни или индивидуальный стиль деятельности.

Понятие «конфликт» и «конфликтная ситуация»

Слово «конфликт» происходит от латинского «conflictus», что означает «столкнувшийся». К наиболее распространенным синонимам слова «конфликт» относятся:

ссора;

разногласие;

столкновение;

поединок;

противостояние.

Обычно, говоря о конфликте, говорят о наиболее остром решении противоречий во взглядах, целях, интересах, которые возникают при взаимодействии людей друг с другом. В подавляющем большинстве случаев конфликт является негативным явлением, вызывающим непонимание, обиду, враждебность или угрозы.

В психологии под конфликтом понимают отсутствие согласия между несколькими сторонами (это могут быть отдельные люди или группы). Наука, занимающаяся изучением конфликтов, называется конфликтология.

В основе конфликта лежит конфликтная ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний партнеров.

Конфликтная ситуация – это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д.

Конфликтную ситуацию образуют участники деятельности, оппоненты со своими несовпадающими интересами, целями и объект конфликта, породивший конфликтную ситуацию.

Классификация конфликтов

В зависимости от сторон конфликта выделяют:

Внутриличностные конфликты  – конфликты между элементами структуры личности. Выражаются в острых негативных переживаниях личности, порожденных ее противоречивыми стремлениями. По своей природе и содержанию являются во многом психологическими, хотя они имеют и социальную окраску. Вызываются противоречиями мотивов, интересов, ценностей и самооценок личности и сопровождаются эмоциональным напряжением и негативными переживаниями сложившейся ситуации;

Межличностные конфликты –  столкновение между отдельными людьми в процессе их социального и психологического взаимодействия. Большое значение в межличностном конфликте имеют личностные качества людей, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики, их межличностная совместимость или несовместимость. Причины этих конфликтов могут быть самыми разнообразными;

Конфликты между личностью и группой – они возникают в том случае, когда одна из личностей занимает позицию, отличающуюся от позиций группы;

Межгрупповые конфликты –  наиболее частый вид конфликтов, который выражается в столкновении интересов различных групп;

Международные –  возникают между отдельными государствами или группами государств. Основой этих конфликтов являются противоречия интересов стран.

По сферам жизнедеятельности людей выделяют:

бытовые;

трудовые;

семейные;

воинские;

учебно-педагогические и др.

По направленности воздействия и распределения полномочий выделяют:

конфликты «по вертикали» (начальник – подчиненный);

конфликты «по горизонтали» (между коллегами).

По временным параметрам конфликты подразделяются на:

кратковременные;

быстротечные;

длительные.

По результативности конфликты делятся на:

конструктивные – конфликты, несущие положительные последствия (укрепление сотрудничества в группе, достижение какого-либо результата);

деструктивные – конфликты, несущие негативные последствия (распад группы, нецивилизованные формы взаимоотношений между людьми).

По характеру причин:

реалистические конфликты – конфликты, служащие средством для достижения какого-либо результата, находящегося вне конфликта;

нереалистические – объект неотделим от самого конфликта и совпадает с ним.

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях

Чтобы конструктивно преодолевать существующие конфликты, надо знать о различных способах поведения в конфликте и уметь выбрать такой способ поведения, который в наибольшей степени соответствует данной ситуации. Как правило, человек в конфликтной ситуации ведет себя единственным, привычным для него способом, и не догадывается о существовании других способов поведения.

Психолог К. Томас классифицировал все способы поведения в конфликте по двум критериям: стремление человека отстаивать собственные интересы (напористость) и стремление человека учитывать интересы другого человека (кооперация). На основании этих критериев К. Томас выделил пять основных способов поведения в конфликтной ситуации. Для удобства их можно представить и в виде образов животных:

I Соперничество (конкуренция) - «акула»;

II Приспособление (улаживание) - «плюшевый мишка»;

III Избегание (уклонение) - «черепаха»;

IV Компромисс - «лиса»;

V Сотрудничество - «сова».

Каждый из этих способов поведения имеет свои плюсы и минусы, может соответствовать одной жизненной ситуации, но быть абсолютно неподходящим для других.

Соперничество – такой вид поведения в конфликте, в котором человек стремится добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другого.

Плюсы и минусы данной стратегии: упорное отстаивание своих интересов в ущерб интересов другого человека может помочь человеку временно удержать вверх в конфликтной ситуации. Однако к длительным отношениям (будь то дружеские отношения, отношения с любимым человеком, в семье, на работе и т.д.) такой подход не применим.

Для такой стратегии характерен тип поведения, который образно можно представить поведением акулы в момент нападения. Этот тип поведения жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными затратами, что можно определить выражением «прет напролом».

Качества личности: властность, авторитарность; нетерпение к разногласиям и инакомыслию; ориентировка на сохранение того, что есть; боязнь нововведений, неоднозначных решений; боязнь критики своего стиля поведения; использование своего положения с цепью достижения власти; игнорирование коллективных мнений и оценок в принятии решений в критических ситуациях.

Приспособление – это такой способ поведения участника конфликта, при котором он готов поступиться своими интересами и уступить другому человеку ради того, чтобы избежать противостояния. Такую позицию могут занимать люди с низкой самооценкой, которые считают, что их цели и интересы не должны приниматься во внимание.
Плюсы и минусы данной стратегии: если предмет спора не так уж важен, а важнее сохранить хорошие взаимоотношения с другим человеком, то уступить, дать ему таким образом самоутвердиться может быть наиболее подходящим вариантом поведения. Но если конфликт касается важных вопросов, которые затрагивают чувства участников спора, то такую стратегию нельзя назвать продуктивной. Её результатом будет отрицательные эмоции уступившей стороны (злость, обида, разочарование и др.), а в долгосрочной перспективе потеря доверия, уважения и взаимопонимания между участниками.

Для наглядности этой стратегии поведения в конфликте дано условное название мягкой игрушки, которая безо всяких усилий с нашей стороны дает нам ощущение тепла и мягкости.

Избегание. Часто люди стараются избежать обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения «на потом». В этом случае человек не отстаивает собственные интересы, но при этом не учитывает и интересы других.

Эту стратегию поведения можно сравнить с поведением черепахи, которая в момент опасности прячется в свои панцирь. Тактический девиз «Черепахи» – «Оставьте мне немножко и не трогайте меня».

Качества личности: застенчивость в общении с людьми; нетерпение к критике; принятие ее как атаки на себя лично; нерешительность в критических ситуациях, действует по принципу: «Авось обойдется»; неумение предотвратить хаос и беспредметность в беседе.

Компромисс - это частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта.

Плюсы и минусы данной стратегии: хотя при компромиссе учитываются интересы всех конфликтующих сторон, и этот исход можно назвать справедливым, необходимо помнить, что в большинстве случаев – компромисс можно рассматривать только как промежуточный этап разрешения конфликта перед поиском такого решения, в котором обе стороны были бы удовлетворены полностью.

Для этой стратегии характерен тип поведения лисы, в котором сочетаются осторожность и хитрость. «Лиса» действует по принципу: «Я уступлю немного, если вы тоже готовы уступить».

Сотрудничество. При выборе этой стратегии участник стремиться разрешить конфликт таким образом, чтобы в выигрыше оказались все. Он не просто учитывает позицию другого участника, но и стремится добиться, чтобы другая сторона тоже была бы удовлетворена.

Плюсы и минусы данной стратегии: стремление выслушать другого человека, понять его точку зрения, учесть его интересы и найти в спорной ситуации решение, устраивающее все стороны – необходимо в любых долгосрочных отношениях.

Этой стратегии поведения в конфликте можно условно дать название птицы, которой люди издавна приписывали такие качества, как мудрость и здравый смысл. «Сова» открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода из конфликта.

Глава 2. Исследование влияния типа темперамента учащихся на поведение в конфликтных ситуациях 2.1 Методы и условия проведения исследования

Исследование проводилось в МБОУ «Цнинская СОШ №2» среди учащихся 8-х классов. Количество испытуемых составило 102 человека.

Исследование было направлено на выявление связи между типом темперамента учащихся и их поведением в конфликтных ситуациях.

В ходе исследования применялся метод тестирования, для которого были выбраны следующие методики: Личностный опросник Айзенка и методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.

Личностный опросник Айзенка применялся для определения основных типов темперамента и качеств личности типа интроверсияэкстраверсия, эмоциональная устойчивость – нейротизм, состоящий из 57 вопросов.

Методика К.Томаса предназначена для изучения стиля поведения в конфликтной ситуации. В опроснике К.Томас описывает каждый из пяти возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в тридцать пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

2.2 Результаты исследования

Данные полученные путем количественного анализа результатов психодиагностики учащихся 8-х классов Личностным опросником Айзенка представлены в таблице 1.

Таблица 1

Тип темперамента

Количество учащихся

%

холерик

17

16,7%

сангвиник

39

38,3%

меланхолик

30

29,4%

флегматик

16

15,6%

По данным в таблице 1 видно, что преобладающим типом темперамента является сангвиник.

Данные полученные в результате проведения теста Томаса представлены в таблице 2.

Таблица 2

Стратегия поведения в конфликтной ситуации

Количество учащихся

%

избегание

7

6,9%

приспособление

8

7,8%

компромисс

36

35,2%

соперничество

31

30,4%

сотрудничество

20

19,7%

По данным таблицы 2 видно, преобладающей стратегией поведения в конфликтной ситуации является компромисс.

Однако, чтобы достичь цели нашего исследования нам необходимо было провести сравнительный анализ и выявить наметившиеся тенденции стратегий конфликтного поведения для каждой группы учащихся по типу темперамента. Результаты анализа представлены в Приложении 1.

Итоги: нам удалось обнаружить влияние типа темперамента на поведение учащихся 8-х классов МБОУ «Цнинская СОШ №2» в конфликтных ситуациях. Учащиеся с холерическим типом темперамента тяготеют к стратегии типа «соперничество». Большинство учащихся с сангвинистическим типом темперамента во время конфликтной ситуации прибегают к стратегии типа «компромисс». В целом как для холериков, так и для сангвиников свойственно выбирать активные стратегии поведения.

Учащиеся с меланхолическим типом темперамента тяготеют к стратегии типа «компромисс» так же как и сангвиники, однако в целом предпочитают пассивные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Не удалось выявить ярко выраженной тенденции к какому либо типу поведения в конфликтной ситуации у испытуемых с типом темперамента «флегматик».










ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной работы мы решили поставленные перед собой задачи, а именно:

проанализировали литературные источники, определили понятие конфликт и конфликтная ситуация, а так же пришли к выводу, что, по мнению многих исследователей, тип темперамента влияет на индивидуальный стиль деятельности, что позволило нам предположить, что тип темперамента может оказывать влияние на стратегию поведения учащихся в конфликтных ситуациях;

подобрали валидные методики: Личностный опросник Айзенка для исследования типа темперамента и методику диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса;

провели тестирование и обработали полученные результаты;

нами было установлено влияние типа темперамента учащегося на выбор стратегий поведения в конфликтной ситуации. Для холериков и сангвиников предпочтительны активные стратегии поведения, при этом большинство холериков выбирает стратегию по типу «соперничество», а большинство сангвиников - стратегию по типу «компромисс». Для учащихся с типом темперамента меланхолики предпочтительнее пассивные стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Большинство «меланхоликов» прибегают к стратегии типа «компромисс», так же как и сангвиники, мы можем говорить о том, что здесь играет свою роль фактор воспитания и принятого в обществе поведения. Испытуемых с типом темперамента «флегматик» было всего 9 человек, так как это наиболее редко встречающийся тип темперамента. Возможно, этим объясняется тот факт, что нам не удалось выявить ярко выраженной тенденции к какой-либо стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

К сожалению, конструктивная стратегия «сотрудничество», не была выбрана большинством учащихся, что свидетельствует, о том, что необходимо подымать уровень осведомленности учащихся о правилах преодоления конфликта через диалог и конструктивное взаимодействие, при котором выигрывает каждый.

Результаты нашего исследования легли в основу «Памятки при разрешении конфликтной ситуации» (Приложение 2) для педагогов. Рекомендуемые социально психологические методы коррекции поведения в конфликтной ситуации описаны у Буртовой Е.В.. Мы соотнесли данные методы и результаты исследования.

Цель работы достигнута, поставленные задачи – выполнены. Гипотеза, выдвинутая в начале исследовательской работы, подтвердилась.

Список использованных источников


Андреева Т.М., Богомолова Н.Н. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. – М.: изд-во Московского университета, 1977. – 376с.

Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание конфликт! – Новосибирск: Наука, 1984. – 234с.

Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000. – 464с.

Дмитриев А.З. Конфликтология: учебное пособие. – М.: Гардарини, 2000. – 320с.

Донцов А.И. Психология конфликта. – М.: изд-во Московского университета, 1984. – 300с.

Дружинин В.В., Конторов Д.С., Конторов М.Д. Введение в теорию конфликта. – М.: Радио и связь, 1989. – 215с.

Леонтьев А.Н Деятельность. Сознание. Личность – М.: Политиздат, 1975. – 139с.

Машков В.Н. Дифференциальная психология. – СП-б.: Питер, 2008. – 288с.

Немов Р.С. Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 688с.

Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. – М.: Наука, 1984. – 160с.

Теплов Б. М., Небылицын В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. //Вопросы психологии. М.,1963. №5. – с.108-130

www.i-u.ru

https://studbooks.net/

https://school-herald.ru/ru/article/view?id=747



Приложение 1. Результаты сравнительного анализа

t1708336416aa.gif

t1708336416ab.gif

t1708336416ac.gif

t1708336416ad.gif





















Приложение 2. Памятка для педагогов


Памятка при разрешении конфликтной ситуации


Тип темперамента

Преобладающая стратегия поведения

Рекомендации

Холерик

Активная стратегия поведения. Стиль поведения - соперничество.

Характеристика: вспыльчивый, но отходчив.

Метод доброжелательности: проявление спокойствия, дать возможность успокоиться учащемуся. Затем перейти к диалогу и сотрудничеству.

Сангвиник

Активная стратегия поведения. Стиль поведения - компромисс.

Характеристика: склонен к смене впечатлений.

Метод вовлечения в общее дело: переключение внимания с конфликта на другое занятие. Затем перейти к диалогу и сотрудничеству.

Меланхолик

Пассивная (конформистская) стратегия. Стиль поведения – компромисс.

Характеристика: легко раним.

Метод психологического поглаживания: чаще поощрять, дать возможность высказаться. Затем перейти к диалогу и сотрудничеству.

Флегматик

Преобладающая стратегия не выявлена.

Характеристка: замкнут, медлителен.

Метод взаимодополнения: привлечение к сотрудничеству в паре с учеником обладающим противоположным типом темперамента (холерическим). Велика вероятность успешного выполнения поручений классного руководителя.















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации