Война в истории моей семьи
Автор публикации: Е. Усанин, ученик 6В класса
Исследовательский проект
«Война в истории моей семьи»
Автор: Усанин Егор,
МАОУ «СОШ №29», 6-В класс
Руководитель: Усанина Лиана Валерьевна учитель биологии
Приезжева Елена Павловна,
учитель начальных классов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение 1
«Средняя общеобразовательная школа №29» 1
о Седьмом кавалерийском Бранденбургском корпусе 14
«Наши прадеды – герои Великой Отечественной войны» 16
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»
М.В.Ломоносов
2 020 год в нашей стране объявлен Годом памяти и славы и посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Целая человеческая жизнь отделяет нас – сегодняшних школьников от тех страшных событий. Россия тогда была частью большой страны Советского союза (СССР), а наши прадеды и прабабушки защищали свою Родину от Фашистской Германии. Что мы и наши родители знаем о подвиге наших предков?
Я заинтересовался этой темой, потому что каждый год со своими родителями участвую в шествии Бессмертного полка, смотрю фильмы о Великой Отечественной войне и слушаю рассказы дедушки о его отце – моем прадеде.
Эта страшная война коснулась не только моей семьи, у многих ребят класса в этой страшной войне так же принимали участие родные, поэтому считаю, что тема моего проекта заинтересует одноклассников и их родителей. Это мой первый опыт исследовательской работы, поэтому мне помогали родители, направляла нашу деятельность моя учительница Приезжева Елена Павловна.
Целью нашего исследования стало: сохранение памяти об участии в Великой Отечественной войне моих предков.
Объект исследования: история Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: подвиг моего прадеда Перепеченова Петра Николаевича.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1) изучить литературу о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., познакомиться с основными событиями и фактами;
2) собрать информацию об участии в Великой Отечественной войне своего прадеда Перепеченова Петра Николаевича;
3) выступить с материалами исследования на классном часе.
Методы исследования:
сбор и анализ информации
интервью с родными прадеда
анкетирование одноклассников и родителей
Гипотеза (предположение): исследование поможет мне сохранить память о военном подвиге прадеда и заинтересует одноклассников в поиске информации о подвигах своих предков.
Продукт проекта: видеоролик с рассказом о прадеде на основе результатов исследований.
Основная часть1. В начале работы, мы провели анкетирование среди сверстников и их родителей (Приложение 1). Нам хотелось понять, интересует ли наша тема одноклассников, знают ли они о подвиге своих прадедов. В нашем исследовании приняло участие 48 человек, я подсчитал количество совпавших ответов, а мама помогла мне оформить результаты в виде диаграмм.
Мы получили такие результаты:
1. Большинство опрошенных считают себя причастными к Великому празднику Победы, чувствуют гордость за свою Родину.
2. Многие знают о том, как сложилась судьба их родных во время Великой Отечественной войны.
3. Оказалось, что более половины не знают о том, где воевал его родственник.
На устный вопрос, хотели бы ребята узнать (узнать больше) о том, что это была за война и какое участие принимали прадедушки в войне, все дали положительный ответ.
2. На втором этапе исследования мы изучали литературу о ходе Великой Отечественной войны, чтобы иметь представление о том, на каком фронте, в какой момент воевали наши родные.
22 июня 1941 года в 4 утра без объявления войны фашистская Германия и её союзники напали на Советский Союз. Бомбардировкам подверглись многие города, железнодорожные узлы, аэродромы, военно-морские базы СССР, пограничные укрепления от Балтийского моря до Карпат. В 5-6 часов немецко-фашистские войска перешли Государственную границу СССР и повели наступление в глубь советской территории. Началась Великая Отечественная война.
За четыре года войны в СССР погибло 27 миллионов человек, разрушено 1710 городов, более 70 тысяч деревень. Некоторые сражения навечно вошли в военную историю как битвы, определившие исход самой страшной войны в истории человечества. Среди них оборона Брестской крепости, Смоленское сражение, Битва за Москву, Блокада Ленинграда. Переломным этапом войны стала Сталинградская битва (ноябрь 1942- февраль 1943 годов). Одним из главных сражений Великой Отечественной войны историки называют Курскую битву, в которой были задействованы танки , собранные на Урале. Окончанием войны считается 9 мая 1945 года, когда советские войска победно завершили войну в Берлине.
Анализируя прочитанное, заметили, что чаще в литературе наибольшее внимание уделяется истории боевых действий, а не судьбам людей – участников тех страшных событий.
3. Где же воевал мой прадед? Участие в каких боевых действиях принимал? Ответ мы нашли в интернете, на странице Бессмертного полка (Приложение 2).
И нформации было немного, чтобы дополнить ее, мы решили записать воспоминания моего деда Перепеченова Валерия Петровича. Он бережно хранит в памяти рассказы своего отца о событиях той далекой и страшной войны.
«Мой отец не любил рассказывать о войне. Он был призван в армию в начале 1943 года, в 17 лет. Служил твой дед Петр в Кавалерийском полку (Приложение 3), это такое воинское подразделение, где вместо машин используют лошадей. Они и грузы, и орудия, и людей на фронте перевозили. А попал он в конную дивизию потому, что имел личного коня Орлика. Первые полгода с февраля по октябрь, Петр Николаевич находился в учебной дивизии в Камышином (поселок на правом берегу Волги, под Волгоградом), где ему было присвоено звание младшего сержанта. Твой прадед был командиром миномётного расчёта – на тачанках устанавливались миномёты, и такие «летучие батареи» выполняли боевые задачи на передовой фронта. В подчинении молодого командира Перепеченова оказалось 9 человек, таких же 17-18 летних мальчишек, 3 орудия и тачанка с лошадью. Уже во время учений мой отец столкнулся со смертью. Во время тренировочной стрельбы молодые солдаты заложили в ствол миномета снаряд, закрыли уши и произвели выстрел, но из-за общего шума учений, они не поняли, что срабатывание мины не произошло. Второй снаряд разорвал орудие, погибло 3 человека, один был тяжело ранен в шею. Этот случай остался в памяти отца, он впервые потерял своих друзей. Тогда же погиб и его конь Орлик.
В ноябре 1943 года Кавалерийский корпус вступил в военные действия под городом Харьков (Украина). За участие в этих боях твой прадед был награжден Орденом солдатской славы III степени. Это героическое обстоятельство обернулось трагедией. Дело в том, что освобождаемая территория была очень узкой, ее называли «горловиной», она уходила вглубь тыла противника и со всех сторон простреливалась снайперами. На вечернем отдыхе, когда солдаты сидели у костра, один из немецких снайперов заметил лычку с орденом на груди деда, принял его за офицера и выстрелил. Пуля прошла под левой ключицей. Раненного сержанта из зоны боевых действий, на повозке в течении нескольких дней вывозил молоденький солдат – повар полевой кухни. В медсанбате Ярославля было решено отправить прадеда на лечение в Москву. Пуля оказалась разрывной, 5 операций лишили деда левого легкого, сказались осложнением на сердце. Победу Перт Николаевич встречал в госпитале, из которого был выписан только в 1946 году».
Сопоставив факты, мы подумали, что раненного прадеда вывезли с поля боя незадолго до окружения в районе Дебальцево. Эта операция была одной из важнейших, освободить Украину – приграничную часть Советского союза было крайне важно.
В процессе сбора информации и исследования военной истории моего прадеда, я нашёл удобный интернет ресурс, который объединяет сразу несколько сайтов по поиску разных сведений о солдатах Великой Отечественной войны (учётные карточки, наградные документы, без вести пропавшие, погибшие на войне, дожившие до наших дней ветераны). В одном из разделов данного ресурса - «Память народа» я нашел архивное подтверждение о награждении моего прадедушки Орденом Отечественной войны 1 степени (Приложение 4).
Анализируя информацию, которую мне удалось собрать о моём прадеде, я могу сделать вывод, что мой прадед – Перепечёнов Пётр Николаевич – настоящий герой Великой Отечественной войны, один из многих, кто смело защищал нашу Родину.
4. О результатах своего исследования, я рассказал своим одноклассникам на классном часе, посвященном Дню защитника Отечества. Многие задались вопросом «А где воевал мой родственник?» «Как прошёл войну?», «Какими медалями награжден?», «А как переживали военное время в тылу?».
Тема «Война в истории моей семьи» заинтересовала многих одноклассников, поэтому наша учительница Елена Павловна предложила провести классный час «Наши прадеды – герои Великой Отечественной войны» к 9 мая, по мере готовности ребят рассказать о военных подвигах родных. Ребята с удовольствием откликнулись и начали собирать материал. Некоторые уже поделились с классом военными историями своей семьи. (Приложение 5).
Чтобы сохранить в памяти семьи то, что я узнал, работая над проектом, мы с мамой записали на видео мой рассказ о героическом подвиге моего прадеда во время войны. (Приложение 6).
И я думаю, что подарю эту видеозапись своему дедушке Валерию Петровичу Перепечёнову.
Во время Великой Отечественной войны каждая семья, жившая в нашей стране, внесла свой вклад в Великую Победу. У кого-то на фронте воевали братья, сестры, отцы, деды…Кто-то трудился в тылу. Нашу семью война тоже не обошла стороной.
В своей работе, мы освятили военную пору жизни только одного героя. Мой прадед Перепеченов Петр Николаевич воевал в составе Седьмого гвардейского кавалерийского Бранденбургского ордена Ленина Краснознамённого ордена Суворова корпуса. Он вступил в ряды Красной армии в переломный период Великой Отечественной войны, когда советские войска освободили Сталинград (сегодня Волгоград) и перешли в наступление по всей линии фронта. Командовал минометным расчетом, за проявленное мужество в боях под Харьковом, награжден Орденом Славы III cтепени, Орденом Отечественной войны I степени и юбилейными медалями в честь Победы над фашистской Германией, и медалями Вооружённых Сил СССР.
Работая над этим проектом, я узнал о ходе Великой Отечественной войны, об участии в ней моего предка. Научился проводить анкетирование и обрабатывать результаты, проводить интервью, выбирать необходимую информацию, приобрел опыт выступления на публике. Самое ценное – это то, что все это время вместе со мной работали мои родители, учитель и одноклассники.
Считаем, что мы достигли цели. В дальнейшем, возможно, продолжить работу по поиску информации о своих родных: участник Великой Отечественной войны Косимцев Андрей Прохорович (1903-1967), труженик тыла Усанин Кирилл Андреевич (1923-1993).
Наша работа помогла одноклассникам осознать свою причастность к Великой победе 1945 года, почувствовать связь судьбы своей семьи и своей Родины. Кроме этого, результаты работы можно использовать и в других классах при проведении мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне.
Список литературы1. Школьный справочник о войне. Замотина М; Стрекоза, 2019 г
2.https://www.moypolk.ru/enotaevskiy-rayon/soldiers/perepechenov-petr-nikolaevich)
3.https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_yubileinaya_kartoteka1514350007/
4.https://ru.wikipedia.org/wiki/
Приложение 1
АнкетаДорогие ребята и родители!
Мы просим вас ответить на несколько вопросов этой анкеты.
Она поможет нам написать проект «Война в истории моей семьи».
Спасибо за участие.
1. В 2020 году мы отмечаем 75-летие победы в Великой Отечественной Войне. Вы ощущаете свою причастность к Великому празднику, чувствуете гордость за свою Родину?
а) Да
б) Нет
в) Не задумывались
г) Другие варианты ответа
_____________________________________________________________
2. Воевал ли кто-нибудь из Ваших родственников в ВОВ?
а) Да
б) Нет
в) Не знаем
г) Другие варианты ответа
_____________________________________________________________
3. Какова судьба тех, кто воевал?
а) Возвратился с фронта
б) Погиб в боях
в) Пропал без вести
г) Не можем ответить
д) Другие варианты ответа
_____________________________________________________________
4. Знаете ли Вы, где воевал Ваш родственник (родственники)?
а) Да
б) Нет
в) Точно не знаем
г) Другие варианты ответа
_____________________________________________________________
Приложение 2
История солдата
Родился 22 сентября 1925 года в селе Енотаевка. В армию призван в 1942 году (в возрасте 17 лет), был зачислен в Кавалерийский корпус, сформированный в селе Началово, Астраханской области, позднее переименован в "Седьмой кавалерийский Бранденбургский корпус". Пётр Николаевич был командиром миномётного расчёта - на тачанках устанавливались миномёты, и такие "летучие батареи" выполняли боевые задачи на передовой фронта.
В 1943 году солдат получил тяжёлое ранение от выстрела снайпера. Почти год лечился в госпиталях, лишился правого лёгкого. По инвалидности, в 1944 году, был уволен из рядов Красной Армии. За участие в боях награждён Орденом Славы III степени. Но, к сожалению, эта награда "нашла" своего хозяина только в середине 70-х годов. Так же Пётр Николаевич заслужил Орден Отечественной войны I степени и юбилейные медали в честь Победы над фашистской Германией, и медали Вооружённых Сил СССР.
После демобилизации вернулся в Енотаевку, начал трудовую деятельность на районном узле связи, а с конца 40-х годов, выполнял инструкторскую работу в райкоме партии. Работал и учился, заочно окончил техникум и до пенсии был заведующим Районным отделом социального обеспечения. Удостоен звания - Ветеран Труда. Умер в апреле 1988 года.
Приложение 3
Краткая справка о Седьмом кавалерийском Бранденбургском корпусеСформирован в январе-июне 1942 года в Орловской и Тульской областях. Впервые в бой с гитлеровцами корпус вступил 2 июля 1942 года на Брянском фронте, юго-западнее г. Елец. В последующем в составе войск Воронежского и Юго-Западного фронтов участвовал в боях под Воронежем, Сталинградом, на Среднем Дону, в Донбассе, совершал рейды по тылам гитлеровских войск.
С разу после разгрома немцев под Сталинградом, в феврале 1943 года корпус, прорвав фронт гитлеровцев, совершил героический рейд по немецким тылам в Донбассе. Башкирские конники углубились в расположение врага на сотню километров, уничтожая его живую силу, громя гарнизоны и штабы, технику и коммуникации. Особенно успешным был рейд в тыл противника в районе Дебальцево в феврале 1943 года. Врагу был нанесён значительный урон в живой силе и военной технике, освобождено 1480 военнопленных и советских граждан. На южном участке фронта немцам удалось отразить наступление советских войск на линии реки Миусс. Попавшие в окружение в районе Дебальцево части кавалерийского корпуса после неудачной попытки вырваться из окружения были вынуждены сдаться в плен. В плен попал и раненый командир корпуса генерал-майор М. Д. Борисов.
За образцовое выполнение заданий командования, мужество и героизм личного состава в боях под Сталинградом корпус 14 февраля 1943 года был преобразован в 7-й гвардейский кавалерийский корпус, а его дивизии — в 14, 15 и 16-ю гвардейские. Войну закончил как 7-й гвардейский кавалерийский Бранденбургский ордена Ленина Краснознамённый ордена Суворова корпус.
Приложение 4
О наградах
Приложение 5
Классный час «Наши прадеды – герои Великой Отечественной войны»
Приложение 6
Видеорассказ о героическом подвиге моего прадеда Перепеченова Петра Николаевича во время войныhttps://yadi.sk/i/-0o6p2smCRQY5A
18
Ирина Владимировна Казарцева
Легоцкая Вера Сергеевна