12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Михайловна Гапонова51
Я, учитель технологии с 30 - летним стажем. Увлекаю творчеством своих учеников
Россия, Свердловская обл., г. Ревда


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29»





Исследовательский проект

«Война в истории моей семьи»







Автор: Усанин Егор,

МАОУ «СОШ №29», 6-В класс

Руководитель: Усанина Лиана Валерьевна учитель биологии

Приезжева Елена Павловна,

учитель начальных классов









Содержание

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение 1

«Средняя общеобразовательная школа №29» 1

Введение 3

Основная часть 5

Заключение 10

Список литературы 11

Анкета 12

История солдата 13

Краткая справка 14

о Седьмом кавалерийском Бранденбургском корпусе 14

О наградах 15

Классный час 16

«Наши прадеды – герои Великой Отечественной войны» 16

Видеорассказ 17

о героическом подвиге моего прадеда 17

Перепеченова Петра Николаевича во время войны 17







Введение

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»

М.В.Ломоносов

2t1712124548aa.png 020 год в нашей стране объявлен Годом памяти и славы и посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Целая человеческая жизнь отделяет нас – сегодняшних школьников от тех страшных событий. Россия тогда была частью большой страны Советского союза (СССР), а наши прадеды и прабабушки защищали свою Родину от Фашистской Германии. Что мы и наши родители знаем о подвиге наших предков?

Я заинтересовался этой темой, потому что каждый год со своими родителями участвую в шествии Бессмертного полка, смотрю фильмы о Великой Отечественной войне и слушаю рассказы дедушки о его отце – моем прадеде.

Эта страшная война коснулась не только моей семьи, у многих ребят класса в этой страшной войне так же принимали участие родные, поэтому считаю, что тема моего проекта заинтересует одноклассников и их родителей. Это мой первый опыт исследовательской работы, поэтому мне помогали родители, направляла нашу деятельность моя учительница Приезжева Елена Павловна.

Целью нашего исследования стало: сохранение памяти об участии в Великой Отечественной войне моих предков.

Объект исследования: история Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: подвиг моего прадеда Перепеченова Петра Николаевича.

Для достижения цели были поставлены задачи:

1) изучить литературу о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., познакомиться с основными событиями и фактами;

2) собрать информацию об участии в Великой Отечественной войне своего прадеда Перепеченова Петра Николаевича;

3) выступить с материалами исследования на классном часе.

Методы исследования:

сбор и анализ информации

интервью с родными прадеда

анкетирование одноклассников и родителей

Гипотеза (предположение): исследование поможет мне сохранить память о военном подвиге прадеда и заинтересует одноклассников в поиске информации о подвигах своих предков.

Продукт проекта: видеоролик с рассказом о прадеде на основе результатов исследований.



Основная часть

t1712124548ab.png1. В начале работы, мы провели анкетирование среди сверстников и их родителей (Приложение 1). Нам хотелось понять, интересует ли наша тема одноклассников, знают ли они о подвиге своих прадедов. В нашем исследовании приняло участие 48 человек, я подсчитал количество совпавших ответов, а мама помогла мне оформить результаты в виде диаграмм.

t1712124548ac.png

t1712124548ad.png


Мы получили такие результаты:

1. Большинство опрошенных считают себя причастными к Великому празднику Победы, чувствуют гордость за свою Родину.

2. Многие знают о том, как сложилась судьба их родных во время Великой Отечественной войны.

3. Оказалось, что более половины не знают о том, где воевал его родственник.

На устный вопрос, хотели бы ребята узнать (узнать больше) о том, что это была за война и какое участие принимали прадедушки в войне, все дали положительный ответ.

2. На втором этапе исследования мы изучали литературу о ходе Великой Отечественной войны, чтобы иметь представление о том, на каком фронте, в какой момент воевали наши родные.

22 июня 1941 года в 4 утра без объявления войны фашистская Германия и её союзники напали на Советский Союз. Бомбардировкам подверглись многие города, железнодорожные узлы, аэродромы, военно-морские базы СССР, пограничные укрепления от Балтийского моря до Карпат. В 5-6 часов немецко-фашистские войска перешли Государственную границу СССР и повели наступление в глубь советской территории. Началась Великая Отечественная война.

За четыре года войны в СССР погибло 27 миллионов человек, разрушено 1710 городов, более 70 тысяч деревень. Некоторые сражения навечно вошли в военную историю как битвы, определившие исход самой страшной войны в истории человечества. Среди них оборона Брестской крепости, Смоленское сражение, Битва за Москву, Блокада Ленинграда. Переломным этапом войны стала Сталинградская битва (ноябрь 1942- февраль 1943 годов). Одним из главных сражений Великой Отечественной войны историки называют Курскую битву, в которой были задействованы танки , собранные на Урале. Окончанием войны считается 9 мая 1945 года, когда советские войска победно завершили войну в Берлине.

Анализируя прочитанное, заметили, что чаще в литературе наибольшее внимание уделяется истории боевых действий, а не судьбам людей – участников тех страшных событий.

t1712124548ae.jpg3. Где же воевал мой прадед? Участие в каких боевых действиях принимал? Ответ мы нашли в интернете, на странице Бессмертного полка (Приложение 2).

Иt1712124548af.jpg нформации было немного, чтобы дополнить ее, мы решили записать воспоминания моего деда Перепеченова Валерия Петровича. Он бережно хранит в памяти рассказы своего отца о событиях той далекой и страшной войны.

«Мой отец не любил рассказывать о войне. Он был призван в армию в начале 1943 года, в 17 лет. Служил твой дед Петр в Кавалерийском полку (Приложение 3), это такое воинское подразделение, где вместо машин используют лошадей. Они и грузы, и орудия, и людей на фронте перевозили. А попал он в конную дивизию потому, что имел личного коня Орлика. Первые полгода с февраля по октябрь, Петр Николаевич находился в учебной дивизии в Камышином (поселок на правом берегу Волги, под Волгоградом), где ему было присвоено звание младшего сержанта. Твой прадед был командиром миномётного расчёта – на тачанках устанавливались миномёты, и такие «летучие батареи» выполняли боевые задачи на передовой фронта. В подчинении молодого командира Перепеченова оказалось 9 человек, таких же 17-18 летних мальчишек, 3 орудия и тачанка с лошадью. Уже во время учений мой отец столкнулся со смертью. Во время тренировочной стрельбы молодые солдаты заложили в ствол миномета снаряд, закрыли уши и произвели выстрел, но из-за общего шума учений, они не поняли, что срабатывание мины не произошло. Второй снаряд разорвал орудие, погибло 3 человека, один был тяжело ранен в шею. Этот случай остался в памяти отца, он впервые потерял своих друзей. Тогда же погиб и его конь Орлик.

t1712124548ag.jpg В ноябре 1943 года Кавалерийский корпус вступил в военные действия под городом Харьков (Украина). За участие в этих боях твой прадед был награжден Орденом солдатской славы III степени. Это героическое обстоятельство обернулось трагедией. Дело в том, что освобождаемая территория была очень узкой, ее называли «горловиной», она уходила вглубь тыла противника и со всех сторон простреливалась снайперами. На вечернем отдыхе, когда солдаты сидели у костра, один из немецких снайперов заметил лычку с орденом на груди деда, принял его за офицера и выстрелил. Пуля прошла под левой ключицей. Раненного сержанта из зоны боевых действий, на повозке в течении нескольких дней вывозил молоденький солдат – повар полевой кухни. В медсанбате Ярославля было решено отправить прадеда на лечение в Москву. Пуля оказалась разрывной, 5 операций лишили деда левого легкого, сказались осложнением на сердце. Победу Перт Николаевич встречал в госпитале, из которого был выписан только в 1946 году».

t1712124548ah.jpgСопоставив факты, мы подумали, что раненного прадеда вывезли с поля боя незадолго до окружения в районе Дебальцево. Эта операция была одной из важнейших, освободить Украину – приграничную часть Советского союза было крайне важно.

В процессе сбора информации и исследования военной истории моего прадеда, я нашёл удобный интернет ресурс, который объединяет сразу несколько сайтов по поиску разных сведений о солдатах Великой Отечественной войны (учётные карточки, наградные документы, без вести пропавшие, погибшие на войне, дожившие до наших дней ветераны). В одном из разделов данного ресурса - «Память народа» я нашел архивное подтверждение о награждении моего прадедушки Орденом Отечественной войны 1 степени (Приложение 4).

Анализируя информацию, которую мне удалось собрать о моём прадеде, я могу сделать вывод, что мой прадед – Перепечёнов Пётр Николаевич – настоящий герой Великой Отечественной войны, один из многих, кто смело защищал нашу Родину.

4. О результатах своего исследования, я рассказал своим одноклассникам на классном часе, посвященном Дню защитника Отечества. Многие задались вопросом «А где воевал мой родственник?» «Как прошёл войну?», «Какими медалями награжден?», «А как переживали военное время в тылу?».

Тема «Война в истории моей семьи» заинтересовала многих одноклассников, поэтому наша учительница Елена Павловна предложила провести классный час «Наши прадеды – герои Великой Отечественной войны» к 9 мая, по мере готовности ребят рассказать о военных подвигах родных. Ребята с удовольствием откликнулись и начали собирать материал. Некоторые уже поделились с классом военными историями своей семьи. (Приложение 5).

Чтобы сохранить в памяти семьи то, что я узнал, работая над проектом, мы с мамой записали на видео мой рассказ о героическом подвиге моего прадеда во время войны. (Приложение 6).

И я думаю, что подарю эту видеозапись своему дедушке Валерию Петровичу Перепечёнову.


Заключение

Во время Великой Отечественной войны каждая семья, жившая в нашей стране, внесла свой вклад в Великую Победу. У кого-то на фронте воевали братья, сестры, отцы, деды…Кто-то трудился в тылу. Нашу семью война тоже не обошла стороной.

В своей работе, мы освятили военную пору жизни только одного героя. Мой прадед Перепеченов Петр Николаевич воевал в составе Седьмого гвардейского кавалерийского Бранденбургского ордена Ленина Краснознамённого ордена Суворова корпуса. Он вступил в ряды Красной армии в переломный период Великой Отечественной войны, когда советские войска освободили Сталинград (сегодня Волгоград) и перешли в наступление по всей линии фронта. Командовал минометным расчетом, за проявленное мужество в боях под Харьковом, награжден Орденом Славы III cтепени, Орденом Отечественной войны I степени и юбилейными медалями в честь Победы над фашистской Германией, и медалями Вооружённых Сил СССР.

Работая над этим проектом, я узнал о ходе Великой Отечественной войны, об участии в ней моего предка. Научился проводить анкетирование и обрабатывать результаты, проводить интервью, выбирать необходимую информацию, приобрел опыт выступления на публике. Самое ценное – это то, что все это время вместе со мной работали мои родители, учитель и одноклассники.

Считаем, что мы достигли цели. В дальнейшем, возможно, продолжить работу по поиску информации о своих родных: участник Великой Отечественной войны Косимцев Андрей Прохорович (1903-1967), труженик тыла Усанин Кирилл Андреевич (1923-1993).

Наша работа помогла одноклассникам осознать свою причастность к Великой победе 1945 года, почувствовать связь судьбы своей семьи и своей Родины. Кроме этого, результаты работы можно использовать и в других классах при проведении мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне.

Список литературы

1. Школьный справочник о войне. Замотина М; Стрекоза, 2019 г

2.https://www.moypolk.ru/enotaevskiy-rayon/soldiers/perepechenov-petr-nikolaevich)

3.https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_yubileinaya_kartoteka1514350007/

4.https://ru.wikipedia.org/wiki/



Приложение 1

Анкета

Дорогие ребята и родители!

Мы просим вас ответить на несколько вопросов этой анкеты.

Она поможет нам написать проект «Война в истории моей семьи».

Спасибо за участие.

1. В 2020 году мы отмечаем 75-летие победы в Великой Отечественной Войне. Вы ощущаете свою причастность к Великому празднику, чувствуете гордость за свою Родину?

а) Да

б) Нет

в) Не задумывались

г) Другие варианты ответа

 _____________________________________________________________

2. Воевал ли кто-нибудь из Ваших родственников в ВОВ?

а) Да

б) Нет

в) Не знаем

г) Другие варианты ответа

 _____________________________________________________________

3. Какова судьба тех, кто воевал?

а) Возвратился с фронта

б) Погиб в боях

в) Пропал без вести

г) Не можем ответить

д) Другие варианты ответа

 _____________________________________________________________

4. Знаете ли Вы, где воевал Ваш родственник (родственники)?

а) Да

б) Нет

в) Точно не знаем

г) Другие варианты ответа

_____________________________________________________________




Приложение 2

История солдата

t1712124548ai.jpg

Родился 22 сентября 1925 года в селе Енотаевка. В армию призван в 1942 году (в возрасте 17 лет), был зачислен в Кавалерийский корпус, сформированный в селе Началово, Астраханской области, позднее переименован в "Седьмой кавалерийский Бранденбургский корпус". Пётр Николаевич был командиром миномётного расчёта - на тачанках устанавливались миномёты, и такие "летучие батареи" выполняли боевые задачи на передовой фронта.

В 1943 году солдат получил тяжёлое ранение от выстрела снайпера. Почти год лечился в госпиталях, лишился правого лёгкого. По инвалидности, в 1944 году, был уволен из рядов Красной Армии. За участие в боях награждён Орденом Славы III степени. Но, к сожалению, эта награда "нашла" своего хозяина только в середине 70-х годов. Так же Пётр Николаевич заслужил Орден Отечественной войны I степени и юбилейные медали в честь Победы над фашистской Германией, и медали Вооружённых Сил СССР.

После демобилизации вернулся в Енотаевку, начал трудовую деятельность на районном узле связи, а с конца 40-х годов, выполнял инструкторскую работу в райкоме партии. Работал и учился, заочно окончил техникум и до пенсии был заведующим Районным отделом социального обеспечения. Удостоен звания - Ветеран Труда. Умер в апреле 1988 года.

Приложение 3

Краткая справка о Седьмом кавалерийском Бранденбургском корпусе

Сформирован в январе-июне 1942 года в Орловской и Тульской областях. Впервые в бой с гитлеровцами корпус вступил 2 июля 1942 года на Брянском фронте, юго-западнее г. Елец. В последующем в составе войск Воронежского и Юго-Западного фронтов участвовал в боях под ВоронежемСталинградом, на Среднем Дону, в Донбассе, совершал рейды по тылам гитлеровских войск.

Сt1712124548aj.jpg разу после разгрома немцев под Сталинградом, в феврале 1943 года корпус, прорвав фронт гитлеровцев, совершил героический рейд по немецким тылам в Донбассе. Башкирские конники углубились в расположение врага на сотню километров, уничтожая его живую силу, громя гарнизоны и штабы, технику и коммуникации. Особенно успешным был рейд в тыл противника в районе Дебальцево в феврале 1943 года. Врагу был нанесён значительный урон в живой силе и военной технике, освобождено 1480 военнопленных и советских граждан. На южном участке фронта немцам удалось отразить наступление советских войск на линии реки Миусс. Попавшие в окружение в районе Дебальцево части кавалерийского корпуса после неудачной попытки вырваться из окружения были вынуждены сдаться в плен. В плен попал и раненый командир корпуса генерал-майор М. Д. Борисов.

За образцовое выполнение заданий командования, мужество и героизм личного состава в боях под Сталинградом корпус 14 февраля 1943 года был преобразован в 7-й гвардейский кавалерийский корпус, а его дивизии — в 14, 15 и 16-ю гвардейские. Войну закончил как 7-й гвардейский кавалерийский Бранденбургский ордена Ленина Краснознамённый ордена Суворова корпус.

Приложение 4

О наградах

t1712124548ak.jpg


t1712124548al.png




Приложение 5

Классный час «Наши прадеды – герои Великой Отечественной войны»

t1712124548am.jpg

t1712124548an.jpgt1712124548ao.png

























Приложение 6

Видеорассказ о героическом подвиге моего прадеда Перепеченова Петра Николаевича во время войны



https://yadi.sk/i/-0o6p2smCRQY5A



t1712124548ap.png

18


Автор материала: Е. Усанин (6 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Легоцкая Вера Сергеевна, 03.04.24 в 10:28 0Ответить Пожаловаться
Замечательная работа, спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.