«Война в моей семье» (учебно-исследовательская работа)

14
6
Материал опубликован 10 January в группе

Автор публикации: И. Грищенко, ученик 7Г класса

Региональная научно-практическая конференция «Наше наследие»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новомеловатская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Ф.П. Зацепилова

Калачеевского муниципального района Воронежской области




Секция: «Краеведение»

Подсекция: «Мы помним, мы гордимся»






Учебно-исследовательская работа

«Война в моей семье»











Автор работы:

Грищенко Иван, 7 класс,

МБОУ Новомеловатская СОШ им. Ф.П. Зацепилова.

Руководитель:

Медведева Татьяна Петровна,

куратор кружка «Мастерская добрых дел».



х. Хвощеватое

2023

Оглавление

1

Введение

3 - 4

2

Основная часть

5 - 6

2.1

Жизненный путь моей бабушки.


3

Заключение

7

4

Список источников

8

5

Приложения

9 - 11

5.1

Грищенко Мария Петровна – боец Красной армии (1943 год)

9

5.2

5.3

Наступление немцев на Ленинград

Богатое наследие нашей семьи.

10

11

Введение

Великая Отечественная война.…

Беспощадная, жестокая и самая кровавая война двадцатого столетия. Нет ни одной семьи, которой бы она не коснулась. В каждой семье есть своя история: подвиг, потеря, несбывшаяся мечта, предательство, надежда.

Я не могу в полной мере ощутить ту боль и страдания, которые выпали на долю участников войны, но хочу понять, что позволило в «сороковые роковые» не просто выстоять, но и вырвать победу из лап коварного врага.

С каждым годом остаётся всё меньше ветеранов. Уходит поколение, которое было очевидцем и участником страшных событий, но пока есть свидетели тех жестоких испытаний, тем дороже для нас каждое воспоминание.

Моя бабушка, Грищенко Марии Петровны, была бойцом Красной армии долгие три года и не понаслышке знала о Великой Отечественной войне.

Цель работы: изучение жизненного пути бабушки по семейным архивным материалам: документам, письмам, фотографиям, наградам.

Задачи:

систематизировать материалы семейного архива;

формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому и будущему на основе исторических ценностей;

привлечь обучающихся школы к изучению истории своих родственников

и односельчан - участников Великой Отечественной войны.

Гипотеза: я предполагаю, что моя работа у обучающихся школы вызовет интерес к военному прошлому своих семей.

Методы исследования:

- работа с семейным архивом, Интернет - ресурсами;

- опрос родственников;

- проектная деятельность;

- обобщение.

Объект исследования: события Великой Отечественной войны, непосредственно связанные с моей семьёй.

Предмет исследования: жизненный путь моей бабушки.

Основная часть

2.1 Жизненный путь моей бабушки.

19 апреля 1924 года в семье колхозников Грищенко Петра Федотьевича и Анны Епифановны родился четвёртый ребёнок - моя бабушка. Всего у них было пятеро детей. В тяжёлое время тридцатых годов она окончила начальную школу. Трудовую деятельность начала в пятнадцатилетнем возрасте.

К числу не очень многочисленных даров петербургской земли отнесли… торф. Не случайно в 20-40 годах XX века во многих местах Ленинградской области велись торфоразработки. [1]

Когда люди услышали из репродукторов страшное слово «война»,
бабушка Маша как раз была там.

Летом 1941 года началось крупнейшее наступление немецко-фашистских захватчиков на Ленинград. В августе противником были захвачены Новгород, Чудово, Мга. Шестого сентября город на Неве впервые подвергся массированной бомбёжке. [2]

Чтобы не попасть в окружение и избежать захвата в плен, бабушке вместе с другими людьми пришлось спешно покинуть Ленинградскую область. Долгих три недели шли день и ночь, лишь иногда были короткие передышки.

Домой вернулась в начале 1942 года. До весны работала в колхозе, а, едва исполнилось 18 лет, была мобилизована Меловатским райвоенкоматом в ряды Красной армии. Сначала была в запасном полку, а в мае 1943 года - направлена в действующую армию.

Свою боевую деятельность бабушка начала в Днепропетровской области в составе сто двадцать восьмого фельдшерского лазарета Второго Украинского фронта.

Противник выстроил сильную линию обороны, которая долго сдерживала советское наступление. Шли тяжёлые бои: рвались вражеские снаряды, кругом воронки и … стоны и голоса: «Сестричка, миленькая, помоги». А юная хрупкая девушка, не обращая внимания на весь этот ужас, перевязывала раненых, вытаскивала их с поля боя, доставляла в медсанбат.

С частями 2 - го Украинского фронта освобождала правобережную Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию, принимала участие в боях при взятии Будапешта. «Победу» встретила в Австрии.

После демобилизации с сентября 1945 года много лет работала в колхозе. За добросовестный труд награждена медалью «Ветеран труда».

18 марта 1995 года бабушки не стало. Нам она оставила богатое наследство: свои воспоминания, фотографии и боевые награды, среди которых медали «За боевые заслуги» и «За Победу над Германией» и орден «Отечественной войны 2-й степени». [Приложение 5.3] Рассматривая их, я с интересом слушаю пересказ бабушкиных воспоминаний папой о суровых годах для нашей страны, которая закончилась великой победой.


Заключение

Облик войны не меняется с годами – это боль, утраты, жестокость, смерть. Во время войны погибло двадцать миллионов человек. Я считаю, нужно знать и помнить людей, отстоявших мир и свободу на нашей земле. Это наш долг перед павшими, перед семейной историей и обязанность перед нынешними и будущими поколениями.

Я не раз слышал высказывания, что победа досталась высокой ценой. Но если бы города и маленькие деревушки сдавали без боя, сохраняя жизни наших солдат, то в итоге страна проиграла бы войну, и это привело бы к тотальному уничтожению практически всех народов нашей страны. Вот цена и ценность Победы.

Я твёрдо убежден, ужас нацизма не должен повториться. Современная ситуация сложна и тревожна. На Украине полным ходом идёт специальная военная операция по свержению киевского режима. Самоотверженность, любовь к Родине, стремление быть полезным своей стране присущи и сегодняшним защитникам Отечества, как и бойцам Красной армии в сороковые. Мой брат выполняет свой воинский долг. Я горжусь, что бабушка и брат – участники исторических событий нашей страны. Они пример для меня и других мальчишек, будущих защитников Отечества.

Я считаю, что достиг поставленных цели и задач. В ходе работы был систематизирован собранный материал и передан в школьный музей. Он будет использоваться для патриотического воспитания подрастающего поколения.

Мои одноклассники, наблюдая за моей работой, тоже задались вопросом: «А кто защищал Родину в моей семье?» Мы решили провести классную конференцию ко Дню Победы «Мои родные – защитники Отечества», т. е. гипотеза подтвердилась.


Список источников 1. Воспоминания сына Грищенко Марии Петровны. 2. Глезеров С. Е. Петербургские окрестности. Быт и нравы начала ХХ века. https://culture.wikireading.ru/2042 3. Иллюстрация «Наступление немцев на Ленинград» https://s0.slide-share.ru/s_slide/6c4bb965fbebbb06b418b54f17fc195b/cc821e67-4607-4edf-8a92-983859b3f0cd.jpeg 4. Материалы архива семьи Грищенко.


Приложения

Приложение 5.1

t1704902066aa.jpg


Грищенко Мария Петровна – боец Красной армии (1943 год)



Приложение 5.2t1704902066ab.jpg ​​​​​​​

Приложение 5.3

t1704902066ac.png

Богатое наследие нашей семьи.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Замечательный и интересный материал!

10 January

Спасибо, Александр Васильевич.

10 January

Спасибо и Ване, и Вам, Татьяна Петровна, за проделанную работу! Здорово!

10 January

Очень рада вашему вниманию и оценке, Наталия Алексеевна.

10 January

Спасибо за качественный ресурс! Автор молодец!

11 January

Спасибо за высокую оценку.

11 January

Похожие публикации