Автор публикации: И. Грищенко, ученик 7Г класса
Региональная научно-практическая конференция «Наше наследие»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новомеловатская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Ф.П. Зацепилова
Калачеевского муниципального района Воронежской области
Секция: «Краеведение»
Подсекция: «Мы помним, мы гордимся»
Учебно-исследовательская работа
«Война в моей семье»
Автор работы:
Грищенко Иван, 7 класс,
МБОУ Новомеловатская СОШ им. Ф.П. Зацепилова.
Руководитель:
Медведева Татьяна Петровна,
куратор кружка «Мастерская добрых дел».
х. Хвощеватое
2023
Оглавление
1 | Введение | 3 - 4 | |
2 | Основная часть | 5 - 6 | |
2.1 | Жизненный путь моей бабушки. | | |
3 | Заключение | 7 | |
4 | Список источников | 8 | |
5 | Приложения | 9 - 11 | |
5.1 | Грищенко Мария Петровна – боец Красной армии (1943 год) | 9 | |
5.2 5.3 | Наступление немцев на Ленинград Богатое наследие нашей семьи. | 10 11 |
Введение
Великая Отечественная война.…
Беспощадная, жестокая и самая кровавая война двадцатого столетия. Нет ни одной семьи, которой бы она не коснулась. В каждой семье есть своя история: подвиг, потеря, несбывшаяся мечта, предательство, надежда.
Я не могу в полной мере ощутить ту боль и страдания, которые выпали на долю участников войны, но хочу понять, что позволило в «сороковые роковые» не просто выстоять, но и вырвать победу из лап коварного врага.
С каждым годом остаётся всё меньше ветеранов. Уходит поколение, которое было очевидцем и участником страшных событий, но пока есть свидетели тех жестоких испытаний, тем дороже для нас каждое воспоминание.
Моя бабушка, Грищенко Марии Петровны, была бойцом Красной армии долгие три года и не понаслышке знала о Великой Отечественной войне.
Цель работы: изучение жизненного пути бабушки по семейным архивным материалам: документам, письмам, фотографиям, наградам.
Задачи:
систематизировать материалы семейного архива;
формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому и будущему на основе исторических ценностей;
привлечь обучающихся школы к изучению истории своих родственников
и односельчан - участников Великой Отечественной войны.
Гипотеза: я предполагаю, что моя работа у обучающихся школы вызовет интерес к военному прошлому своих семей.
Методы исследования:
- работа с семейным архивом, Интернет - ресурсами;
- опрос родственников;
- проектная деятельность;
- обобщение.
Объект исследования: события Великой Отечественной войны, непосредственно связанные с моей семьёй.
Предмет исследования: жизненный путь моей бабушки.
Основная часть
2.1 Жизненный путь моей бабушки.
19 апреля 1924 года в семье колхозников Грищенко Петра Федотьевича и Анны Епифановны родился четвёртый ребёнок - моя бабушка. Всего у них было пятеро детей. В тяжёлое время тридцатых годов она окончила начальную школу. Трудовую деятельность начала в пятнадцатилетнем возрасте.
К числу не очень многочисленных даров петербургской земли отнесли… торф. Не случайно в 20-40 годах XX века во многих местах Ленинградской области велись торфоразработки. [1]
Когда люди услышали из репродукторов страшное слово «война»,
бабушка Маша как раз была там.
Летом 1941 года началось крупнейшее наступление немецко-фашистских захватчиков на Ленинград. В августе противником были захвачены Новгород, Чудово, Мга. Шестого сентября город на Неве впервые подвергся массированной бомбёжке. [2]
Чтобы не попасть в окружение и избежать захвата в плен, бабушке вместе с другими людьми пришлось спешно покинуть Ленинградскую область. Долгих три недели шли день и ночь, лишь иногда были короткие передышки.
Домой вернулась в начале 1942 года. До весны работала в колхозе, а, едва исполнилось 18 лет, была мобилизована Меловатским райвоенкоматом в ряды Красной армии. Сначала была в запасном полку, а в мае 1943 года - направлена в действующую армию.
Свою боевую деятельность бабушка начала в Днепропетровской области в составе сто двадцать восьмого фельдшерского лазарета Второго Украинского фронта.
Противник выстроил сильную линию обороны, которая долго сдерживала советское наступление. Шли тяжёлые бои: рвались вражеские снаряды, кругом воронки и … стоны и голоса: «Сестричка, миленькая, помоги». А юная хрупкая девушка, не обращая внимания на весь этот ужас, перевязывала раненых, вытаскивала их с поля боя, доставляла в медсанбат.
С частями 2 - го Украинского фронта освобождала правобережную Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию, принимала участие в боях при взятии Будапешта. «Победу» встретила в Австрии.
После демобилизации с сентября 1945 года много лет работала в колхозе. За добросовестный труд награждена медалью «Ветеран труда».
18 марта 1995 года бабушки не стало. Нам она оставила богатое наследство: свои воспоминания, фотографии и боевые награды, среди которых медали «За боевые заслуги» и «За Победу над Германией» и орден «Отечественной войны 2-й степени». [Приложение 5.3] Рассматривая их, я с интересом слушаю пересказ бабушкиных воспоминаний папой о суровых годах для нашей страны, которая закончилась великой победой.
Заключение
Облик войны не меняется с годами – это боль, утраты, жестокость, смерть. Во время войны погибло двадцать миллионов человек. Я считаю, нужно знать и помнить людей, отстоявших мир и свободу на нашей земле. Это наш долг перед павшими, перед семейной историей и обязанность перед нынешними и будущими поколениями.
Я не раз слышал высказывания, что победа досталась высокой ценой. Но если бы города и маленькие деревушки сдавали без боя, сохраняя жизни наших солдат, то в итоге страна проиграла бы войну, и это привело бы к тотальному уничтожению практически всех народов нашей страны. Вот цена и ценность Победы.
Я твёрдо убежден, ужас нацизма не должен повториться. Современная ситуация сложна и тревожна. На Украине полным ходом идёт специальная военная операция по свержению киевского режима. Самоотверженность, любовь к Родине, стремление быть полезным своей стране присущи и сегодняшним защитникам Отечества, как и бойцам Красной армии в сороковые. Мой брат выполняет свой воинский долг. Я горжусь, что бабушка и брат – участники исторических событий нашей страны. Они пример для меня и других мальчишек, будущих защитников Отечества.
Я считаю, что достиг поставленных цели и задач. В ходе работы был систематизирован собранный материал и передан в школьный музей. Он будет использоваться для патриотического воспитания подрастающего поколения.
Мои одноклассники, наблюдая за моей работой, тоже задались вопросом: «А кто защищал Родину в моей семье?» Мы решили провести классную конференцию ко Дню Победы «Мои родные – защитники Отечества», т. е. гипотеза подтвердилась.
Приложения
Приложение 5.1
Грищенко Мария Петровна – боец Красной армии (1943 год)
Приложение 5.2
Приложение 5.3
Богатое наследие нашей семьи.
Поляков Александр Васильевич
Медведева Татьяна Петровна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Медведева Татьяна Петровна
Лупей Виктория Владиславовна
Медведева Татьяна Петровна