Всероссийский конкурс сочинений для учащихся 3–11 классов. «О чём говорят картины?»
Автор публикации: А. Санников, ученик 11 класса
Всероссийский конкурс сочинений для учащихся 3–11 классов.
«О чём говорят картины?»
План сочинения:
1. Вступление.
1) Картина А.А.Пластова “Фашист прилетел”. Какие события способствовали рассказать об этой картине.
2) Краткая история картины.
2. Основная часть.
1) Необычность сюжета, изображённого на картине.
2) Описание персонажей, изображённых на переднем плане картины.
3) Описание погибшего мальчика.
4) Состояние выживших животных.
5) Сострадание природы.
6) Чудовищная жестокость лётчика-фашиста и последующее возмездие за содеянное.
7) А.А.Пластов писал о своей работе (цитата).
8) Живопись Ф.Ф.Пластова, посвящённая Вов.
3. Заключение.
1) Картина художника актуальна.
2) Напоминание о войне, о борьбе за жизнь.
Есть множество замечательных картин, шедевров мирового искусства, выполненных талантливейшими художниками. Каждая картина воплощает в себе многообразие тем, мировоззрений, погружает нас, зрителей, в определённую атмосферу того мира, которую запечатлели их создатели. В нашей жизни иногда случаются такие события, которые напоминают ту или иную картину известного художника. Вот и сейчас, в свете последних событий, связанных со специальной военной операцией, невольно вспоминается картина Аркадия Алексеевича Пластова “Фашист пролетел”. Я точно не помню, когда увидел эту картину в первый раз, по-моему, в одном из школьных учебников. Но то, что я увидел, запомнилось надолго...
Картина была написана художником ровно восемьдесят лет тому назад, в 1942 году. Как мне кажется, это некий символ, указание нам, потомкам, о том, что мир хрупок, и ничего нельзя забывать.
В 1943 году картина А.А.Пластова “Фашист прилетел” была представлена в Тегеране на конференции руководителей СССР, США и Великобритании. И.Сталин лично привёз работу художника. Участники конференции, увидев картину в зале советского посольства, долго молчали, оставаясь, под сильным впечатлением. Да и как можно быть равнодушным, когда изображён такой трагичный сюжет. Самые мирные персонажи, изображённые на полотне, - мальчик-пастушок, домашние животные убиты лётчиком-фашистом просто так, ни за что. Сколько злобы, жестокости и ненависти в этом чудовищном поступке.
Сюжет картины очень необычен: на первый взгляд, не всматриваясь в детали, кажется изображён обычный осенний пейзаж. Тусклые осенние краски, бескрайние убранные поля, небольшой лесочек. На переднем плане картины художник изобразил лежащих мальчика и коров, которые как будто отдыхают, но, всматриваясь повнимательнее, человек и животные находятся в какой-то неестественной позе. Вдруг перед глазами возникает чудовищный контраст. Начинаешь видеть кровь, которая сочится из головы мальчика, и воющую собаку, совсем ещё молодую. Её взгляд направлен в сторону улетающего фашистского самолёта, который за какое-то мгновение погубил любимого хозяина. Сколько боли, страха и отчаяния изображено в образе верной собаки, чудом уцелевшей в этом налёте. Я думаю, не случайно живописец изобразил собаку в центре картины. Во-первых, она охраняла своего хозяина и стадо, а тут не уберегла. Во-вторых, она такая же молодая, как и убитый ребёнок, которому ещё бы жить и жить. Неподалёку, слева на полотне, на фоне молодых тоненьких берёзок и почерневшего дерева изображены несколько спасшихся овечек и корова. Весь их вид, поворот головы, взгляды на лежащих убитых собратьев, показывает недоумение. Что произошло? А самое главное - за что? Ответа не будет. Только в дали, в небе, еле виден самолёт, который пролетел и принёс смерть ни в чём неповинному ребёнку и мирному стаду. Фашист улетает, а мальчик уже никогда не встанет. Хочется найти чего-то оптимистичного в этом полотне, но не удаётся. Кажется, что не такой уж осенний пейзаж. Отчётливее проявляется контраст между жёлтыми и зелёными оттенками цветов. На переднем плане полотна, где лежит пастушок со своим стадом, земля, как будто пропитавшись кровью, мгновенно пожелтела, умерла, когда в дали ещё чуть зеленеют поля. Искривлённые израненные молодые ёлочки, берёзки, окроплённые багровой, как капельки крови, листвой, печально стоят и как будто плачут. Плачут за то, что не смогли укрыть собой всех, плачут за погибшего ребёнка. И только зловещая исчезающая в небе стальная машина не жалеет ни о чём, ей всё равно кому нести смерть. Хмурое небо, изображённое художником, предсказывает врагу, что рано или поздно наступит час расплаты.
А.А.Пластов писал о своей работе над картиной: “Надо было сопротивляться, не помышляя ни о чём другом, надо было кричать во весь голос... Надо было облик этого чудовища показать во всём его вопиющем о беспощадной мести обличье. Картина имела известный успех у зрителя. Сам я её тоже люблю, душевно она меня очень измучила с момента зарождения в эскизе до её окончательного завершения”. Действительно, если уж зрителю смотреть больно на этот эпизод, то как было тяжело мастеру изобразить, а главное, передать весь трагизм ситуации. Художник показал всему миру фашизм во всём его уродливом обличье. Много картин А.А.Пластов посвятил теме Великой Отечественной войны.
И сегодня работы художника снова приобретают свою актуальность: фашизм снова набирает свою чудовищную силу против человечества, снова гибнут дети, мирные ни в чём неповинные люди. Фашисты собираются снова лишить мир будущего - детей. Картину А.А.Пластова невозможно забыть, она, как набат, призывает к борьбе и полному уничтожению врага. В настоящее время репродукция картины находится в Третьяковской галерее. Она напоминает нам о том, что мире не всё спокойно, что фашизм, к сожалению, ещё существует, и с ним предстоит тяжёлая борьба.
Использованные источники:
https://ru.wikipedia.
https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/2893-arkadij-aleksandrovich-plastov-fashist-proletel.html