А.И.Куприн «Слон»

1
1
Материал опубликован 29 January в группе

Автор публикации: А. Пушкова, ученица 4 класса

Пояснительная записка


Педагог (ФИО, должность, наименование ОО): Тютикова Ирина Сергеевна, учитель начальных классов, МАОУ «Неволинская ООШ»

Предмет/образовательная область/направленность (профиль): литературное чтение

Класс/возраст детей/год обучения: 3 класс (10 – 11 лет)

УМК/программа: «Школа России»

Тип урока/занятия: открытие новых знаний

Тема урока/занятия: А.И.Куприн «Слон»

Цель: воспитывать у обучающихся уважение к семейным ценностям, способствовать пониманию необходимости выстраивать взаимоотношения в семье на основе любви, осознать чувство защищенности в заботе родных и самых близких людей.

Задачи:

- знакомство учащихся с биографией А.И. Куприна;

- формирование читательской грамотности, через использование различных методов, работу над лексическим значением слова и определением средств выразительности речи.

- воспитание интереса к детской литературе; воспитание чувства сострадания к ближнему, любви к животным.

Планируемые результаты:

Личностные

Проявление интереса к теме урока, удовлетворенность работой на уроке.

Регулятивные

Умение:

работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

соотносить то, что уже известно, и то, что еще неизвестно;

Коммуникативные

Умение:

оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку

зрения, грамотно формулировать высказывание;

сотрудничать с другими, договариваться о последовательности

действий и результате, представлять другим ход своей работы

и ее результат, слушать мнения других;

Предметные

Умение:

работать с текстом художественного произведения под руководством учителя и извлекать из него нужную информацию;

использовать в речи литературоведческие понятия;

формулировать тему, идею произведения;

давать характеристику героям;

выявлять авторское отношение к описываемым событиям.

Познавательные

Умение перерабатывать полученную информацию: делать вы-

воды в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса.


Используемые педагогические технологии, методов и приемы, формы:


Объяснительно – иллюстративный диалог. Эвристическая беседа. Самостоятельная работа, групповая дискуссия, обобщение и конкретизация. Приемы «Окна». «Послушать. Сговориться, обсудить», «Чек лист».


Форма работы: фронтальный опрос, работа в парах, диалог, коммуникативные игры.


Инновационные технологии: технология продуктивного чтения, использование аварских ЦОР.


Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, демонстрационный и раздаточный материал, портреты. Фотографии А.И.Куприна.


Время реализации: 40 минут.




Технологическая карта урока


Этапы урока (занятия)

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Планируемый результат

Организационный

момент






1) проверка домашнего задания.



2) Психологический настрой в игровой форме.

-Здравствуйте, ребята!

- Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне и друг другу.


На вас надеюсь я друзья.

Вы хороший дружный класс,

Все получится у вас!

- Садитесь, пожалуйста.

Анализ результатов с использованием ЦОР «WORDWALL»

https://wordwall.net/ru/resource/28245666

https://vk.com/away.php?to=https


Ребята, нам пришло письмо! Оно адресовано (на конвертах написаны ласковые слова каждому ученику)













Анализируют свои знания по прочитанному тексту.




Формулируют задачи урока.






Настрой учащихся на продуктивную работу на уроке.









Актуализировали знания, пройденного на прошлом уроке материала.



Организация на работу

Целеполагание

В одном из конвертов лежит письмо.

- Настя. Прочитай текст письма.


- Ребята, как нам помочь Александру Ивановичу Куприну

1. Что мы должны сделать на уроке?


Если дети затрудняются:

(Читаю по предложению сама и навожу на нужную мысль).





Текст письма.

Ученик читает текст письма.

Дорогие ребята! Меня зовут Александр Иванович Куприн! Моя жизнь была непростой, было трудно и грустно!


С этой же проблемой столкнулись главные герои моего рассказа «Слон».


Как же быть? Что делать? Помогите советом!


- Что случилось в жизни Александра Ивановича, что он решил написать нам? Для этого. Нам необходимо…


Познакомиться……( с биографией автора).


- Определить главных героев рассказа и дать им характеристику.


Составить…. (характеристику главных героев).


- Какая же главная мысль произведения Александра Ивановича Куприна.


Определить …..(главную мысль рассказа «Слон»)




Сформирована мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Организация познавательной деятельности.

На доске висят таблички ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ БУДУЩЕЕЕ





ПРОШЛОЕ

Работа в парах 1 ряд

- Итак, начинаем работу!

- Но прежде чем мы начнем, повторим правила.

1. Работать нужно сообща, слушать одноклассника. Каждое выступление и каждая работа будет оцениваться слушателями.

Имя и имя – изучает биографию автора используя:

Задание:

1 пара – Прочитайте текст и заполните пропуски.

( Приложение)


2 пара- используя коллаж из личных фотографий автора подготовьте рассказ об увлечениях писателя.



3 пара –- используя различные источники информации выберите из предложенных вам произведений те, которые написал Александр Иванович Куприн.


Задание: вам необходимо найти ответ и на чек листе и разместить информацию.


ПРАВИЛО – ОЦЕНИВАНИЕ.






1 пара – БИОГРАФЫ -текст с пропусками.




2 пара- БИОГРАФЫ - составление текста по фотографиям и иллюстраций,

работа с информацией из книг(выставка),фотоальбомом А.И.Куприна, текста.



3 пара – БИОГРАФЫ – составление списка произведений, используя книги, «облако слов», игровые листы.





Формируются коммуникативные универсальные учебные действия: умение слушать и понимать других. Прием «КЛОУЗТЕСТА» при работе с текстом.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре.

Познавательные УУД: извлекать информацию из иллюстрации, фотографий и текстов, представлять информацию в виде схемы.

На основе анализов объекта делать выводы, обобщать и классифицировать информацию по признакам, находить ответы на вопросы в иллюстрации.



Составление не сплошного текста, заполнение чек листа.

Составление рассказа об увлечении автора, заполнение чек листа (плана пересказа).


Работа с облаком слов, выбор необходимой информации «Какие произведения про животных написал А.И.Куприн?»






На доске в разделе прошлое размещается информация о писателе.

Защита работ.


ОЦЕНИВАНИЕ СЛУШАТЕЛЯМИ

Строят речевое высказывание в соответствии поставленными задачами, оформляют свои мысли в устной форме, высказывают свое предположение на основе работы с материалами, осуществляют познавательную и личностную рефлексию.


- Таким образом, Александру Ивановичу Куприну не хватало внимания и заботы родителей, он нашел утешение при общении с животными.




-Обратили внимание на поставленную цель в начале урока.

Сравнительный анализ детей.

Вывод: одиночество.

НАСТОЯЩЕЕ

2)Характеристика героев

- Ребят. Кто является главными героями произведения?

Ответы детей (девочка Надя, слон, мама и папа)

Определили героев для составления характеристики.

Нади

Первая парта имя и имя, вы- консилиум врачей. Ваше задание:

Дать характеристику девочки при заполнении амбулаторной карты девочки во время болезни и когда она стала совершенно здорова.

Работа с учебником Л.Ф.Климанова 3 класс, заполнение чек листа – амбулаторной карты Нади.

Характеристика героя – дочки Нади. Заполнение чек листа.

Папы

Вторая парта имя и имя, ваше задание составить характеристику папы Нади.

Вам выдается лист, на котором вам необходимо составить карту положительных и отрицательных качеств героя, используя выбирая из предложенных вариантов.

Работа с учебником Л.Ф.Климанова 3 класс, заполнение чек листа


Защита работ.


ОЦЕНИВАНИЕ СЛУШАТЕЛЯМИ

Характеристика героя – папа Нади. Заполнение чек листа.






-Обратим внимание на вторую цель нашего урока. Выполнили мы ее?

Вывод: Для всех нужны: внимание и забота.



Сравнительный анализ детей.

Высказывают свое отношение к героям, выражают свои эмоции.

Высказывают свое отношение к героям, выражают свои эмоции.

Слона

- Вам необходимо дать характеристику слону. Первая пара имя и имя – вы проводите исследование, чтобы выяснить к какому виду относится слон из рассказа.

- Вторая пара имя и имя работаете с программой WORDWALL. Выполняете викторину.

Беседа:

- Вы согласны, что слон — это экзотическое животное для России?

- Встреча со слоном, может быть мечтой?

-А для девочки это была мечта?


Работа с информационными карточками и иллюстрацией в учебнике.



Ответы детей.





ОЦЕНИВАНИЕ СЛУШАТЕЛЯМИ

Составление характеристики слона и последовательность его действий.


Вопросы:

- Помог слон Наде поправиться?

- Её сон, её мечта исполнилась?


Ответы детей

Обобщение


- Нужно подготовить выступление по вашей работе.

Защита работ

Высказывают свое отношение к героям, выражают свои эмоции.

БУДУЩЕЕ

3)

- Ребята, нам в начале урока пришло письмо и в конце обращения к нам было написано.

Как вы считаете, что нам хотел сказать автор этим письмом, этим обращением к нам, что на свете дороже всего?

-По мнению автора, внимание и забота о близких дороже всего.

- Что для вас дороже всего на свете?

- У вас на партах лежат бумажные разноцветные шарики, напишите на них, что для вас дороже всего на свете?


Ответы детей.









Пишут ласковые слова для родителей и близких










Связь с жизнью

Сформированы личностных универсальных учебных действий.

Воспитание семейных ценностей.


- По вашим ответам я вижу, что вы любите своих родителей, братьев, сестер и животных!

- Я уверена, что вы любите своих близких и заботитесь о них!

Подведение итогов.

Слушать и понимать других.

Рефлексия.

- Как вы считаете, какая пословица отражает главный смысл произведения Александра Ивановича Куприна.

Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.


Когда семья вместе и сердце на месте.




Оформлять свою речь в устной форме.

Домашнее задание.

- Спасибо вам за работу! Сегодня вы были все активными, дружно выполняли задания.

- Вам понравился рассказ А.И.Куприна «Слон»

-Я уверена, что вам захочется прочитать еще произведения этого писателя и я хочу подарить вам закладку для книг, но эта закладка необычная, по этим штрих кодам можно попасть в игровое пространство по содержанию рассказа А.И.Куприна «Слон». Когда вы пройдёте эти игры у меня в компьютере появится таблица лидеров, кто лучше прошел эти игры.

- И рисунок к плану нашего рассказа, часть №7. «Надя здорова».

Всем спасибо, до новых встреч!

















Самоанализ урока А.Куприн «Слон»

Тема урока относится к разделу тем о духовно – нравственном воспитании. Выбранная тема актуальна и интересна. В начале урока постаралась настроить в начале урока дети, получив письмо автора, откликнулись на его просьбу.

Цель: воспитывать у обучающихся уважение к семейным ценностям, способствовать пониманию необходимости выстраивать взаимоотношения в семье на основе любви, осознать чувство защищенности в заботе родных и самых близких людей.

Задачи:

- знакомство учащихся с биографией А.И. Куприна;

- формирование читательской грамотности, через использование различных методов, работу над лексическим значением слова и определением средств выразительности речи.

- воспитание интереса к детской литературе; воспитание чувства сострадания к ближнему, любви к животным.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепление нового материала.

С учетом возрастных особенностей применялись различные методы и средства обучения:

-беседа;

-домашнее тестовое задание;

- эвристическая беседа;

- дискуссия;

- презентация;

- работа с опорными листами (прошедшее, настоящее, будущее);

- работа в группах;

- работа с информацией из разных источников;

Считаю, что организованная работа в группах способствовала передаче информации друг другу и практических навыков. Потому работа себя оправдала: учащиеся общались между собой, обменивались информацией, выполняли совместные практические действия, учились не только слушать друг друга, но и уважать чужое мнение.

Время было распределено рационально, задания были логично связаны, делались выводы после каждого этапа работы.

Использовались информационные технологии: ролевые игры, ментальная карта, прием «КЛОУЗТЕСТА» при работе с текстом. Прием «Окна», Послушать. Сговориться, обсудить!». Работали с пословицами, учились понимать их нравственное значение и смысл.

После выполнения всех заданий получился Чек-лист «Прошедшее – биография», «Настоящее – характеристики героев», «Будущее – воспитание семейных ценностей».

В конце урока учащиеся получили необычное домашнее задание в программе «WORDWAL



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ответ #454853 был удален 29 January 2024


Похожие публикации