«Запрещённая символика в современном обществе. Восприятие татуировок как формы идентичности»
Автор публикации: П. Чернышева, ученица 10А класса
Введение Символика играет важную роль в жизни человека и общества. Символы окружают нас повсюду: в культуре, искусстве, религии, политике и повседневной жизни. Они служат инструментом передачи информации, ценностей и эмоций, часто воздействуя на нас на подсознательном уровне. Однако мало кто задумывается о том, как именно символы влияют на наше восприятие, эмоции и поведение. Цель данного исследования — изучить влияние символики на психику человека и выявить механизмы, через которые это воздействие осуществляется. В ходе работы предполагается подтвердить гипотезу о том, что символы обладают скрытым воздействием, способным оказывать влияние на эмоциональное состояние и поведение людей.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать основные символы, которые активно используются в культуре и обществе.
2. Провести психологическое исследование, направленное на изучение эффектов воздействия символов на человека.
3. Выявить особенности восприятия символов различными группами людей, включая возрастные, профессиональные и социальные категории.
4. Определить возможности использования символики для управления психическим состоянием и поведением человека. Результаты исследования позволят глубже понять природу символов, их восприятие и влияние, а также предложить практические пути применения символики в различных сферах: от рекламы и дизайна до психологии и социальной коммуникации.
Гипотеза: Символика имеет скрытое воздействие на психику человека и может оказывать влияние на его эмоциональное состояние и поведение.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные символы, используемые в культуре и обществе.
2. Провести психологическое исследование эффектов, которые оказывают символы на человека.
3. Выявить особенности восприятия и интерпретации символов различными группами людей.
4. Определить возможные пути применения символики для воздействия на психику человека.
1.Основные символы, используемые в культуре и обществе. Для начала дадим понятие слову символика. Символика – это совокупность символов, используемых той или иной группой лиц, организацией, общественным или политическим образованием, государством. Символика нужна для отражения разнообразных сторон социальных отношений, поддержания сложившихся социальных отношений и трансформации их в нормы поведения. Ее используют для передачи идей убеждений и эмоций. Символами могут выступать жесты, слова, звуки (это может быть, как слово, так и музыка. Этот способ использовали, когда письменность могла быть опасна). Визуальные образы и идеи. Существуют различные типы символики: 1. Государственная (герб, флаг и гимн.); 2. Символика обществ, организаций, движений (например, пионерская, анархистская); 3. Военная символика (символы вооруженных сил); 4. Символика городов и населённых пунктов. Когда появилась символика? Первые символы относятся к эпохе палеолита. Это было время неандертальцев. Рисунки на стенах пещер изображали знаки, которые обозначали их веру и представление о жизни. Значение символов носило сакральный, мистический смысл. С помощью символов люди и обращаются к защите сил (не обязательно потусторонних, но, возможно, социальных), которые смогут обеспечить оборону. И в традиционных обществах, и в наши дни этот закон действует одинаково. Если устранить символы города или страны, или подорвать к ним доверие, население чувствует себя тревожно, скованно. В какие времена символика начала обретать популярность, чтобы затуманить разум и затуманить ли? Символы пронизывают нашу жизнь. Они присутствуют во всех сферах деятельности. Что означает для врача белый халат? Для учителя — указка? Для театра — маски? Для ревнивой жены — скалка, для гуляющего мужа — помада на рубашке. Восприятие и понимание символов связаны с нашим разумом, эмоциями, сознанием и подсознанием. Тот, кто умеет читать язык символов, понимает подсознание. Человек обрабатывает большое количество информации, но сознание воспринимает только малую часть из-за недостаточно развитой системы интерпретации. В ней отсутствуют символы, с помощью которых чувственные данные могли бы быть представлены, и язык, понятный для сознания. То, что находится вне модели мира, остаётся незамеченным. Можно ощущать что-то смутное, но не удаётся выразить это словами и понять значение этих ощущений. Однако после расширения модели мира прошлые события, которые казались сложными, могут стать более понятными, и человек заметит детали, которые раньше ускользали от его внимания. Давайте вернёмся к вопросу о толковании символов. Каждый человек может создать свою собственную систему интерпретации явлений окружающего мира, которая поможет лучше понимать происходящее и принимать решения. Начните с малого: постепенно обращайте внимание на бессознательные движения тела, такие как зевота, покалывания, толчки, звуки в животе, приливы энергии, вздрагивания и изменения в дыхании и сердцебиении. Обратите внимание на то, какая сторона тела задействована. Например, если левая сторона активна, то текущая мысль может быть неправильной, и желание лучше реализовать по-другому. Если правая сторона активна, то мысль верная, и желание стоит осуществить. Позвольте вашему телу подавать сигналы во время общения с другими людьми и обдумывания различных вопросов. Важно не позволять сознанию вмешиваться в этот процесс, чтобы оно не искажало информацию. Подсознание до сих пор остаётся загадкой для человечества. Эта сфера только изучается и содержит множество тайн. Однако, как показывает практика, всё зависит от того, с какой целью изучать эти процессы: с позиции духовного начала или животного начала. Первый подход ведёт к самопознанию и улучшению жизни общества, а второй — к развитию манипулятивных технологий и разрушению общества. Разница между ними огромна, и результаты исследований неизбежно скажутся на будущих поколениях. Один из древних инструментов воздействия на подсознание человека, связанный с невидимым миром, — это древние символы. Они присутствовали в человеческом обществе ещё в эпоху палеолита. Свидетельства этому можно найти в наскальной живописи и сохранившихся до наших дней артефактах с символами. Чтобы понять масштаб распространения символов в разных культурах и эпохах, а также их значение для многих народов, достаточно изучить данные археологии и этнологии. Среди множества знаков можно выделить определённую группу, которую древние люди создавали с большим упорством, независимо от своего местоположения на разных континентах. Более того, эти же знаки широко используются и в современном мире, хотя и представлены для широкой аудитории в различных интерпретациях, удовлетворяющих поверхностный интерес большинства. Однако немногие осознают, что на самом деле кроется за некоторыми древними символами и почему они оказывают прямое воздействие на подсознание каждого человека. Бессознательная структура психики делает индивида особенно восприимчивым к воздействию знаков. Сознание в этом процессе играет второстепенную роль. Знаки влияют на архетипическую составляющую психики, используя предрасположенность индивида к неосознанному внушению. Когда люди посещают религиозные храмы своей конфессии, они обычно не замечают окружающие их знаки и символы, но чувствуют их влияние на своё состояние. Поскольку истинное предназначение этих знаков скрыто от них, люди не пытаются разобраться в своих переживаниях. Они считают это нормальным, так как уже сталкивались с подобным в прошлом. 2.Эффекты, которые оказывают символы на человека. Символы имеют большое значение в жизни человека и могут оказывать различные эффекты на его эмоциональное и психологическое состояние. Они могут вызывать воспоминания, ассоциации, чувства и настроение. Например, символ сердца может ассоциироваться с любовью и нежностью, вызывая приятные эмоции у человека. Символ доллара может вызывать чувство алчности и жадности, а символ мира - чувство спокойствия и гармонии. Символы могут также влиять на поведение человека, мотивируя его к определенным действиям или препятствуя им. Например, символ креста может подавлять человека и удерживать его от совершения определенных поступков из-за религиозных убеждений. Символы могут быть источником вдохновения, мотивации и поддержки, а также помогать человеку, выразить свои мысли, чувства и идеи. С точки зрения нейробиологии человеческий мозг воспринимает символы как абстрактные концепции, которые связаны с определёнными ассоциациями, эмоциями и памятью. Когда человек видит символ, определённые нейронные сети активируются в его мозгу, что может вызывать различные реакции и ассоциации. Например, символы могут вызывать чувства радости, страха, удивления и т.д. Также исследования показывают, что символы могут воздействовать на мозг в подсознательном уровне и влиять на поведение человека. 3. Восприятие и интерпретация символов различными группами людей. Символы могут иметь различные значения для различных групп людей в зависимости от их культурного фона, вероисповедания, образования и других факторов. Например, крест может быть символом христианской религии для одной группы людей, а символом стойкости и силы для другой.Также символы могут быть интерпретированы по-разному в разных культурах. Например, журавль может считаться символом удачи и долголетия в японской культуре, в то время как в западных культурах он может ассоциироваться с печалью и горем. Таким образом, восприятия и интерпретации символов могут значительно различаться в зависимости от культурных и индивидуальных особенностей группы людей. Многие женщины воспринимают символы как силу и красоту, нежность и заботу. Они ассоциируются с материнством, теплотой и женской интуицией. Для многих мужчин символы связаны с силой, выносливостью, решительностью и защитой. Они также могут ассоциировать символы с мужественностью, уверенностью и лидерством. Дети часто ассоциируют с радостью, невинностью, игривостью и беспечностью. Символы также могут быть связаны с любопытством, учением и ростом. Символы для стариков часто ассоциируются с мудростью, опытом, спокойствием и терпением. Они также могут быть связаны с уходом, вниманием и заботой. Молодежь часто ассоциирует с энергией, задором, свободой и творчеством. Они также могут быть связаны со стремлением к самореализации, социальной активностью и исследованием мира. Каждая группа может воспринимать символику по-разному в зависимости от своих ценностей, традиций и убеждений. Например, одна группа может ассоциировать символ с определенной религиозной практикой или традицией, в то время как другая группа может видеть в нем знак единства или принадлежности к определенной культуре или сообществу. Некоторые символы могут вызывать разные реакции у различных групп людей в зависимости от их личного опыта и истории. 4.Символика в государстве Символика в государстве играет важную роль для развития государственности. Она помогает укреплять единство и идентичность нации, а также создает общее чувство гордости и принадлежности к государству. Государственная символика, такая как флаг, герб, гимн, а также символы и памятники, помогают укреплять национальные традиции, ценности и историю. Они символизируют верность и любовь к родине, единство народа и государственные ценности. Символика также играет важную роль во внешних отношениях государства, помогая улучшить его имидж и привлечь внимание со стороны других стран. Например, флаг и герб могут стать узнаваемым знаком, символизирующим государство на международной арене. Таким образом, символика важна для развития государственности, поскольку она способствует укреплению национальной идентичности, солидарности и гордости, а также помогает укрепить статус и влияние государства в мире. Политические символы служат саморепрезентации идеологических и ценностных установок политических лидеров. В качестве таких символических форм могут выступать исторические термины, церемонии, знаки на государственном уровне принимаются программы по популяризации государственной символики, направленные на формирование общей системы нравственных ориентиров, духовного единства народа, самобытных культурных ценностей. Вместе с тем все чаще опросы общественного мнения фиксируют отсутствие единства нашего общества, враждебность граждан страны по отношению друг к другу. Государственные символы теряют универсальную интегрирующую силу. Он утверждает, что уровень макросоциальной консолидации российского общества весьма ограничен. И ведущее значение в этом процессе принадлежит нивелированию значений символической системы в жизни отдельного человека и всего общества. Уровень идентификации, понимания единства и общности с отдельными политическими фигурами и институтами очень низка, население не знает или не понимает программы развития общества, поэтому не ощущает их «своими» или «для себя». Хотя стоит сказать, что ряд авторов, наоборот, говорят о том, что государственные символы объединяют общество, так как обладают универсальным узнаваемым кодом вне зависимости от господствующих ныне власти и идеологии. К таким исследователям мы можем отнести К.С. Гаджиева, который изучал трансформацию символов и атрибутов власти, Ю.А. Глушакова и А.В. Никитина, которые рассматривали символ в правовых аспектах государственного развития, Н.А. Соболева и В.А. Артамонова, изучавших особенности истории государственной символики России. И все они говорят о стабильности восприятия символов в сознании людей, вне зависимости. 5. Особенности запрещенной символики в государстве Запрещенные символы сегодня представлены в таком большом разнообразии, что возникает необходимость классификации этого материала для его упорядочения. Классификация, хотя и условна, является полезной как для теоретического изучения науки, так и для ее практической части. Она помогает структурировать информацию и систематизировать проблемы, что улучшает ориентацию субъекта в объекте исследования. Все символы, которые находятся в правовом поле, можно разделить на несколько групп в зависимости от их связи с правом. Собственно правовые символы: установленные государством или международными организациями (например, государственный гимн, герб, флаг, региональные и муниципальные символы). Можно выделить три категории запрещенных символов: ✓ символы, которые изначально были утверждены одним государством, но были запрещены другими странами или международными организациями (например, символика нацистов и фашистов, такие как свастика или символы Советского Союза в некоторых странах Восточной Европы); ✓ символы, которые изначально были легальными или официально признанными государством, но были запрещены из-за их экстремистского использования (например, бренды одежды, которые стали ассоциироваться с неонацизмом); ✓ другие символы, которые не были утверждены или одобрены государством, но были запрещены из-за использования их для распространения нацизма, фашизма, экстремизма или расизма. Таким образом, можно констатировать, что поскольку правовые символы имеют тенденцию со временем перетекать «через границу», трансформировать свое понимание в зависимости от людей или организаций, которые их используют, а также от последствий такого использования, то и основания классификации, применяемые к ним, вполне возможно применить и к запрещенным символам. Также следует заметить, что в данной ситуации вполне достаточны и основания классификации, используемые при исследовании символов в целом. Развернутая классификация по уровню объективации, предложенная А.В. Никитиным, включает пять групп правовых символов, которые мы попытаемся спроецировать на запрещенные символы: 1. Предметные символы. Ключевую роль здесь играет не само изображение, а форма его объективации. Так, например, к этой категории можно отнести эмблему Sturmabteilung (учебной школы СА), эмблему «Мертвая голова» (значок одноименной дивизии СС и частей Ваффен-СС), эмблему «Reichsadler» (имперский орел), которая наносилась на униформу, почтовую бумагу. 2. Символы-действия. Эта разновидность запрещенных символов охватывает в первую очередь разнообразные церемонии и ритуалы. Здесь можно отметить общеизвестное приветствие «Зиг Хайль!». 3. Изобразительные символы. Как отмечает М.Л. Давыдова, для данной категории запрещенных символов первостепенное значение имеет само изображение независимо от материального носителя, на который оно помещено. В качестве примеров таких символов можно назвать фашистскую свастику, белый крест в красном кругу с каплей крови в центре – символ американской расистской организации Ку-клукс-клан, кельтский крест – международный символ «превосходства белой расы». 4. Звуковые символы: это широко известное приветствие «Хайль, Гитлер!», гимн нацистской партии и одновременно песня гитлерюгенда «Наш флаг развевается на наших глазах». 5. Языковые символы подразделяются на устные и письменные. Устные характеризуются наличием словесной формы, однако они несут определенный смысл именно в результате публичного воспроизведения. Таковы, например, лозунги «Белая власть» и «Белая гордость». Письменные же символы обычно размещаются на бумажном носителе, но жестко к нему не привязаны, их особенностью является именно письменный словесный (или аббревиатурный) характер. Некоторые особенности классификации запрещенных символов тельные запрещенные символы можно подразделить: 1) на плоскостные – существующие в двух измерениях (изображение нацистской свастики на знамени) и объемные – существующие в трех измерениях (выпуклая комбинация Рун Зиг при письме буквы «А» на элементах формы и экипировки SA); 2) простые – состоящие из одного элемента (каждый из вышеприведенных рунических символов) и сложные – состоящие из нескольких элементов (символ СС «Черное солнце» – колесо, сделанное из двенадцати Рун Зиг); 3) черно-белые – широко употребляемые именно в черно-белом варианте (свастика, рунические символы, кельтский крест) и цветные, значение которых будет утрачено без окраски (эмблема Трехцветного Пламени – итальянской неофашистской партии). Наконец, по содержанию запрещенные символы можно разделить на нацистские, фашистские, расистские, националистические, религиозные и социальные. 1. В научной литературе понятие «нацизм» обычно связывается с приговором Нюрнбергского трибунала либо приговорами национальных судов, основанными на приговоре Нюрнбергского трибунала (то есть речь идет о том варианте национализма, который возник в гитлеровской Германии). Следовательно, нацистскими символами являются те, которые связаны именно с НСДАП и гитлеровской Германией (например, приветствие «Зиг Хайль!», «Имперский орел»). 2. Фашизмом принято называть крайне правые политические движения и идеологии, а также соответствующие им формы правления, основными чертами которых выступают национализм, культ личности, милитаризм, тоталитаризм. Под фашистскими символами следует понимать символику государств с фашистскими режимами и фашистских организаций вне границ Третьего рейха. Среди символов данной группы можно назвать флаг Муссолини, флаг Усташей (также известный как «Усташас») – хорватского националистического крайнеправого движения. 3. Националистическими символами в контексте вышеизложенного следует считать эмблемы, знаки и образы, выражающие превосходство одной нации (народа, этноса) над другой, которые используются националистическими организациями, но не входят в две предыдущие группы (например, символ Британской национальной партии – аббревиатура BNP). 4. Под расизмом понимается совокупность учений, в основе которых находятся положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и об основополагающем влиянии расовых различий на историю, политику и культуру. Среди расистских символов следует выделить: вышеописанный символ Ку-клукс-клана, «Hammerskins» – два пересеченных молота, обозначающие «белый рабочий человек». 6. Негативное влияние на психику человека запрещенной символики. - Влияние символики нацистских военных подразделений. Эти символы ассоциируются с пропагандой и идеологией нацизма, которая пропагандирует насилие, нетерпимость и дискриминацию. Их видение может вызвать у человека чувство страха, ненависти и агрессии, что может негативно повлиять на его психическое состояние. Более того, запрещенная символика может стать стимулом для развития экстремистских убеждений и действий, что может привести к серьезным последствиям, как для самого человека, так и для окружающих. Таким образом, использование запрещенной символики может вызвать серьезные психологические проблемы у человека, в том числе углубление предвзятости, стимулирование агрессии и нарушение межличностных отношений. Символика может оказывать негативное влияние на психику человека, вызывая у него страх, агрессию, негативные эмоции. Эти символы ассоциируются с насилием, дискриминацией, ненавистью и могут вызывать у людей чувство угрозы и неприязни. Психологический эффект подобной символики может быть особенно сильным у людей, которые сами сталкивались с дискриминацией или насилием на этой основе. Такие символы могут вызывать травматические реакции и усиливать существующие психологические проблемы. Поэтому важно осознавать влияние символов на наше сознание и настроение, и избегать использования символики, которая может вызвать негативные эмоции у окружающих. Помните, что символы несут в себе определенные значения и ассоциации, и могут влиять на вас и других людей на уровне подсознания.
7.Символика, которая используется в татуировках. Людей с запрещенными государством татуировками привлекают к административной ответственности по статье 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Разберем это правоприменение объективно со стороны защиты лиц, привлекаемых к данной административной ответственности. В соответствии с диспозицией ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ наказывается пропаганда либо публичное демонстрирование определенной атрибутики или символики: нацистской или сходной с нацистской до степени смешения, экстремистской – экстремистских организаций, запрещенной федеральными законами. Определение понятия татуировки общеизвестно, это нанесение перманентного (стойкого, постоянного) рисунка на кожный (подкожный) покров человеческого тела. Демонстрация (лат. demonstratio – показывание, указывание, доказывание) лицом своей татуировки может быть при различных обстоятельствах умышленно, по неосторожности, неосознанным, вынужденным (например, при получении медицинской помощи), произвольным или непроизвольным действием, или бездействием (например, когда человек спит, загорая на пляже). Таким образом, для применения статьи 20.3 КоАП РФ сама татуировка является атрибутикой, а её непосредственный объект (изображение) – символика данной (определенной) татуировки. Если с нацистской атрибутикой и символикой, что прямо запрещена федеральными законами, юридически и фактически ориентироваться проще, то с экстремисткой, в настоящее время, сложнее. В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистская организация – организация, в отношении которой по основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. В соответствии со ст. 9 данного Закона: Перечень организаций (объединений), в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности и описание символики указанных объединений, организаций подлежат размещению в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» на сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный перечень также подлежит опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации. Перечень экстремистский организаций на сайте Минюста РФ: https://minjust.gov.ru/ru/documents/7822/ Перечень экстремистских материалов на сайте Минюста РФ: https://minjust.gov.ru/ru/extremist-materials/ Итак, какие же обстоятельства необходимо установить (доказать) в суде для привлечения лица с запрещенной татуировкой к административной ответственности по ст. 20.3 КоАП РФ. Объект татуировки: нацистский (или схож с ним до степени смешения), либо экстремистский (его использовала экстремистская организация, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности), либо объект запрещен федеральным законом. Доказывание (установление): фотографии объекта татуировки с привязкой к телу лица, привлекаемого к административной ответственности, и официальное графическое описание запрещенной символики. Ссылки на федеральные законы и (или) вступившие в законную силу судебные решения о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с осуществлением ею экстремистской деятельности. Доказывание (установление): данная организация использовала символику, являющуюся объектом татуировки лица, привлекаемого к административной ответственности. Публичность демонстрации лицом данной татуировки – волеизъявление лица к доступности, пониманию и вниманию на объект своей татуировки. Доказывание (установление): обстоятельства дела. Вина лица, привлекаемого к административной ответственности, очевидно, в умышленной форме. В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно положениям ст. 2.2 КоАП РФ («Формы вины»): - административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично; - административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Время нанесения данной татуировки, в случае, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, заявляет о её давности относительно вступления в силу федерального закона и (или) судебного решения, запрещающего объект татуировки и (или) экстремистскую организацию, его использовавшую. Поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет, то есть к данному лицу не применяется. Доказывание (установление): судебная экспертиза давности (возможно, что даже комплексная: физико-химическая и судебно-медицинская). Приведем пример: МОСКВА, 22 февраля - РИА Новости. Студентка из Екатеринбурга не смогла доказать, что татуировки в виде свастики на ее руке - тюремная наколка и языческий символ, сказано в постановлении судебной коллегии по делам об административных правонарушениях Верховного суда РФ. Согласно материалам дела, девушку оштрафовали на 1,5 тысячи рублей по статье 20.3 КоАП (публичное демонстрирование нацистской символики) за то, что в отделе полиции она "в присутствии граждан и сотрудников полиции публично демонстрировала татуировки на кисти левой руки в виде нацистской символики".Она не признала вину, пояснив, что в период отбывания лишения свободы сделала на руках татуировки, "которые означают отрицание режима отбывания наказания, а вторая является языческим символом солнца". Отстаивая свою точку зрения, она дошла до Верховного суда РФ. "Демонстрация нанесенных на кисть руки татуировок в виде нацистской символики, доступных для обозрения неопределенному кругу лиц, на которую законом установлен запрет, образует объективную сторону состава административного правонарушения", - указал суд. Он подчеркнул, что само по себе использование нацистской или схожей с ней атрибутики или атрибутики безотносительно к ее генезису может причинить страдания людям, чьи родственники погибли во время Великой Отечественной войны. 8.Позиция Верховного суда РФ в отношении татуировок, содержащих запрещенную символику. Согласно примечанию к статье 20.3 КоАП РФ, ее положения не распространяются на случаи использования нацистской атрибутики или символики, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма, и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии. Запрет использования в России, в том числе публичного демонстрирования, нацистской атрибутики или символики установлен частью второй статьи 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. №80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». «Само по себе использование нацистской атрибутики (символики), равно как и атрибутики (символики), сходной с нацистской атрибутикой (символикой) до степени смешения, – безотносительно к ее генезису – может причинить страдания людям, чьи родственники погибли во время Великой Отечественной войны, что также предполагает право законодателя принимать меры в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации», - отмечает ВС РФ. Он напоминает позицию Конституционного суда РФ, что статья 20.3 КоАП РФ выступает в качестве необходимой охранительной меры в защиту памяти о жертвах, понесенных в Великой Отечественной войне, и запрете пропаганды запрещённой идеологии (определения КС РФ от 23 октября 2014 г. №2480- О, от 24 октября 2019 г. №2923-0). «Факт публичной демонстрации (правонарушительницей) нацистской символики объективно установлен на основании совокупности доказательств, из которых следует, что она, находясь в общественном месте, в присутствии граждан и сотрудников полиции публично демонстрировала татуировки на кисти левой руки в виде нацистской символики. Судебные инстанции, отметив, что демонстрацией нацистской символики признается ее публичное выставление, показ, ношение, вывешивание, изображение, воспроизведение на страницах печатных изданий или в фото.Кинои видеоматериалах, тиражирование и другие действия, делающие ее восприятие доступным, пришли к обоснованному выводу о том, что демонстрация нанесенных на кисть руки татуировок в виде нацистской символики, доступных для обозрения неопределенному кругу лиц, на которую законом установлен запрет, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», - указывает ВС. Запрещенные татуировки могут помочь выявить врагов в зоне военной операции на Украине, так как определенные татуировки могут быть ассоциированы с определенными военными или экстремистскими группировками. Некоторые татуировки могут быть символами сепаратистов или террористов, что может помочь сразу же определить принадлежность человека к определенной группировке. Военные и правоохранительные органы могут использовать информацию о запрещенных татуировках для идентификации потенциально опасных лиц и предотвращения террористических актов в зоне военной операции. В интернете есть много сайтов с информацией на эту тему: * [ren.tv](https://ren.tv/news/v-rossii/977931-poklonenie-satane-i-voskhvalenievermakhta-chto-znachat-tatu-azovtsev): Минобороны РФ опубликовало видео со сдавшимися в плен боевиками с «Азовстали». На кадрах можно увидеть, как у многих радикалов на телах набиты татуировки с явно нацистскими изображениями. Эксперты объяснили значение рисунков и для чего боевики наносили их на свои тела. * [tsargrad.tv](https://tsargrad.tv/news/mnogie-ne-verili-i-zrja-voenkor-rudenkopokazal-sataninskie-tatuirovki-azovcev_555888): Военкор Андрей Руденко опубликовал шокирующие кадры, на которых командир снайперской группы «Азова» оказался весь покрыт сатанинскими татуировками. На груди у него выбита огромная пентаграмма с козлиной головой посредине, на руках — изображения смерти с косой, а на спине — улыбающийся дьявол, держащий нити марионеток. * [aif.ru](https://aif.ru/society/plennyy_boec_vsu_sosluzhivcy_ne_osuzhdali_tatuirovki_s _fashistskimi_simvolami): Боец 72-й отдельной механизированной бригады имени Чёрных запорожцев рассказал, что сослуживцы нейтрально относились к его татуировкам в виде фашистских символов. * [regnum.ru](https://regnum.ru/news/3794026): Бойцы террористической группировки «Азов» наносили себе татуировки с символикой неонацистов и украинских националистов, а также изображением нацистских лидеров. 9. Перечень правовых актов, регламентирующих ограничение распространения запрещенной символики. 1. Часть 2 статья 6 Федерального закона №80-Ф3 «об увековечивании Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 годов». (В Российской Федерации запрещено использование, в том числе публичное демонстрирование, нацистской атрибутик или символики либо атрибутики или символики, сходных до степени смешения с нацистской атрибутикой или символикой); 2. Статья 1 пункт 1 Федерального закона №114-Ф3 «О противодействии экстремистской деятельности». (Использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма, и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской или экстремистской идеологии, является экстремистской деятельностью (экстремизмом)); 3. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) Российской Федерации (статьи 20.3 и 20.29) 4. Статья 282.4 Уголовного кодекса РФ. Неоднократная пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами. Статья 20.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами. Наказание по данной статье: • на граждан — административный штраф в размере от 1 (одной) тысячи до 2 (двух) тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения; • на должностных лиц — от 1(одной) тысячи до 4 (четырёх) тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; • на юридических лиц — от 10 (десяти) тысяч до 50 (пятидесяти) тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения. Исключение составляют случаи использования нацистской атрибутики или символики, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма, а также экстремизма. Статья 20.29 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за производство и массовое распространение экстремистских материалов, включённых в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения. За совершение данного правонарушения предусмотрено: • на граждан – административный штраф в размере от 1 (одной) тысячи до 3 (трёх) тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для производства. • На должностных лиц – от 2(двух) тысяч до 5(пяти) тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства. • На юридических лиц - от 100 (ста) тысяч до 1 (одного) миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства. Что до Военной символики, существует закон касающийся и её. Федеральный закон от 29 декабря 2000г. №162-Ф3 «О знамени Вооружённых Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знамёнах иных видов Вооружённых сил Российской Федерации и знамёнах других войск. «Настоящим Федеральным законом устанавливаются знамя Вооруженных Сил Российской Федерации, знамя Военно-Морского Флота, знамена иных видов Вооруженных Сил Российской Федерации. Интересное в этом законе это статья 1: Знамя Вооружённых Сил РФ, знамя Военно-Морского Флота и знамёна иных видов Вооружённых Сил РФ являются официальными символами и воинскими реликвиями. А также статья 5: Положения о знамёнах видов Вооружённых Сил РФ (кроме Военно-Морского Флота), их описания и рисунки утверждаются Президентом РФ. Так же автором данной исследовательской работы был проведён опрос военнослужащего: 1. Что для военного человека является символикой? -Для нас военная символика – это символы, которые связанны с повседневной деятельностью военнослужащих. С абсолютно разной деятельностью. 2. Делится ли ваша символика на виды и в чём это проявляется? С помощью символов мы можете отличать друг друга? -Да, у нас есть две группы символик. Особой значимостью для нас обладают, конечно же, символы на флагах, знамёнах. У каждого рода войск свой собственный флаг. Ко второй группе относятся эмблемы войск. Так же для нас символами являются медали и ордена. Что касается второго вопроса, то мы можем отличать друг друга по шевронам. Например, если у человека нарисованы колёса, то можно понять, что он водитель или если нарисованы атом и стрелы, это значит, что человек состоит в армии, охраняющей завод. 3. Разрешены ли татуировки в армии и могут ли тебя не взять в армию из-за них? -Вообще, это не желательно. В целях безопасности военные стараются не делать, что бы опознать в случае чего тебя было сложнее. Хотя сложно представить себе десантника без татуировки человека с парашютом! В армию, конечно, тебя не могут не взять только из-за татуировок. Когда ты проходишь медицинский осмотр, то тебя же там осматривают врачи и, если у тебя есть татуировки, несущие отрицательный смысл, то тебя на год отправляют в психоневрологический диспансер. Почти у всех, кто мобилизованный, есть татуировки, но, опять же, они «приличные». Иначе они не служили бы на стороне Российской армии. 4. Татуировки в армии всегда были запрещены, и какие татуировки делают военные в сегодняшние дни? -Раньше могли заставлять человека бить татуировку той группы, к которой он принадлежит, но со временем все поняли, что это просто опасно и перестали так делать. В сегодняшние дни военные, которые едут на СВО, бьют либо свою группу крови, либо фотографии своих детей, а некоторые ничего не набивают, чтобы не выдавать себя. Памятка для тех, которые хотят сделать тату. 1. Преступные татуировки • Значение: Многие татуировки ассоциируются с криминальной субкультурой, особенно в постсоветских странах. Например: • Купола церквей: символизируют количество отсидок в тюрьме. • Паук на плече или локте: может означать наркозависимость или принадлежность к криминальному миру. • Звёзды на плечах: знак высокого статуса в преступной иерархии. • Причина запрета: Такие татуировки могут привести к серьёзным проблемам с представителями криминального мира, если их обладатель не имеет соответствующего «права» на нанесение. 2. Нацистская символика • Примеры: Свастика, рунные знаки SS, 88 (шифровка «Хайль Гитлер»), 14 (ссылка на нацистские лозунги). • Значение: Такие символы ассоциируются с идеологией нацизма и экстремизма. • Причина запрета: Использование подобной символики незаконно во многих странах и может вызвать негативную реакцию окружающих, вплоть до уголовной ответственности. 3. Оскорбительные или провокационные фразы • Примеры: Ненормативная лексика, вульгарные фразы, призывы к насилию. • Причина запрета: может стать причиной социальных проблем, особенно в официальных или профессиональных кругах. 4. Чужие национальные или культурные символы • Примеры: Перья, связанные с культурами коренных американцев, японские иероглифы с неизвестным значением. • Причина запрета: может восприниматься как культурная апроприация или неуважение к традициям. 5. Гангстерская и уличная символика • Примеры: Слёзы под глазом (символизирует убийство или траур), бандитские цифры и названия. • Причина запрета: может быть опасным в некоторых районах, ассоциирующих эти символы с конкретными группировками. 6. Политическая символика • Примеры: Логотипы партий, лозунги, изображения лидеров. • Причина запрета: Политические взгляды могут измениться, а татуировка останется. Кроме того, они часто провоцируют конфликт. 7. Ошибки перевода и нелепые фразы • Примеры: Иероглифы, набитые без знания их точного значения, или фразы на иностранных языках с грамматическими ошибками. • Причина запрета: может выглядеть смешно или нелепо, что станет причиной насмешек. Перед выбором татуировки стоит тщательно изучить её значение, культурный контекст и возможные последствия. Вывод: В ходе работы над проектом было проведено исследование, посвящённое влиянию символики на психику человека, с выявлением механизмов её воздействия. Анализ показал, что символика, обладая мощным эмоционально-психологическим зарядом, способна оказывать скрытое влияние на восприятие, поведение и эмоциональное состояние людей. Успешно выполнены поставленные задачи, включая проведение опроса военнослужащего российской армии, что позволило получить ценные данные о восприятии символики в профессиональной среде. В рамках исследования проведён анализ нормативно-правовых актов, регулирующих использование и упоминание символики различных организаций, что позволило уточнить границы её применения в современном обществе. Выдвинутая гипотеза о том, что символы обладают способностью влиять на психику человека на глубоком уровне, формируя эмоциональные реакции и поведение, была подтверждена. Проделанная работа оказалась значимой как с учебной точки зрения, так и в контексте профессионального развития. Расширены знания в области психологии восприятия, развиты навыки анализа и систематизации информации, а также углублено понимание влияния визуальных и культурных элементов на человека. Полученные результаты подтверждают важность дальнейшего изучения воздействия символики на психику и подчёркивают её значимость в различных сферах — от военной службы и государственного управления до маркетинга и искусства. Исследование можно считать важным шагом на пути профессионального становления и полезным вкладом в образовательную и научно-исследовательскую деятельность.