«Живой шёпот красок»

Автор публикации: Б. Балашов, ученик 6А класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к конкурсной работе «Живой шёпот красок»
на конкурс сочинений «О чём говорят картины?»
Данная работа представляет собой самостоятельное творческое исследование, в котором автор размышляет о способности произведений живописи передавать эмоции, рассказывать истории и пробуждать воображение зрителя.
Богдан выбрал для анализа глубокие и эмоционально насыщенные полотна русских художников: «Тройку» В. Перова, «Золотую осень» и «Над вечным покоем» И. Левитана, «Алёнушку» В. Васнецова. Его выбор не случаен – эти картины дают богатую почву для размышлений и позволяют продемонстрировать разные «голоса» живописи.
В процессе работы над сочинением Богдан проявил себя как вдумчивый и эмоционально отзывчивый зритель. Он не просто пересказал сюжеты картин, но и сумел выразить своё личное, живое восприятие, построил собственные догадки о том, что могло предшествовать изображённому моменту.
Особо хочется отметить искренний и в то же время образный язык сочинения. Метафоры («кричит от радости», «шепчет о тихой грусти») удачно используются в тексте, делая его ярким и выразительным, но не перегруженным.
Работа полностью самостоятельна, написана в соответствии с возрастными возможностями ученика 6 класса и демонстрирует его интерес к искусству и литературе.
Сочинение на тему: «Живой шёпот красок.»
Автор: Балашов Богдан, ученик 6 класса
План сочинения:
Вступление: Картина – это безмолвный рассказ.
Основная часть:
Картина может рассказывать историю.
Картина может передавать чувства и настроение.
Картина может заставить задуматься.
Заключение: Чтобы услышать картину, нужно уметь смотреть и чувствовать.
Когда я вхожу в музей или открываю альбом с репродукциями, на меня смотрят сотни глаз. Это глаза людей с картин. Мне никогда не было там скучно, потому что я знаю: каждая картина – это безмолвный рассказ. Нужно только остановиться, внимательно посмотреть и попытаться его услышать. А говорят картины о самом разном.
Прежде всего, картина может рассказывать целую историю, как книга без слов. Однажды я увидел картину Василия Перова «Тройка». На ней изображены дети, которые в зимнюю стужу тянут на санках огромную бочку с водой. Их лица бледные и уставшие, в глазах – никакой детской радости, только усталость и покорность судьбе. Эта картина рассказала мне о тяжелом детстве в старину, о том, как детям моего возраста приходилось работать наравне со взрослыми. Она говорит о боли, о несправедливости и заставляет ценить то светлое и беззаботное детство, которое есть у нас сейчас.
Но картины говорят не только о событиях, но и о чувствах. Взять, к примеру, пейзажи. Картина Исаака Левитана «Золотая осень» кричит от радости! Она вся в ярких, солнечных красках: багряные и золотые деревья, синяя река, зелёные поля. Она словно поёт гимн красоте осени, говорит: «Смотри, как прекрасна природа!» А его же картина «Над вечным покоем» говорит совсем о другом. Она шепчет о тихой грусти, одиночестве и о том, как мал человек перед лицом бескрайней природы. Тёмная вода, низкие тучи – и ни души вокруг. От неё становится немного тревожно и задумчиво.
Бывают картины, которые говорят с нами загадками. Они заставляют включать воображение. На картине Виктора Васнецова «Алёнушка» девочка сидит у озера, грустит. Почему? Художник не пишет нам историю, он только показывает момент. И мой мозг начинает достраивать сюжет: может, её брата Иванушку унесли гуси-лебеди? А может, она просто потерялась в лесу? Картина не даёт ответа, она задаёт вопрос и говорит с нами на языке намёков и фантазий.
Таким образом, картины – это вовсе не немые пятна краски на холсте. Они могут кричать от ужаса, шептать о любви, петь о радости или рассказывать грустные истории из прошлого. Они – мост между душой художника и сердцем зрителя. Чтобы услышать, о чём говорит картина, не нужен слух. Нужно лишь время, внимание и готовность чувствовать. И тогда в тишине музейного зала вы услышите целый хор голосов, которые будут говорить с вами о самом главном.