«Знакомство младшего школьника с особенностями жизнедеятельности в годы Великой Отечественной войны»
Автор публикации: О. Семейкина, студентка 3 курса
Семейкина Олеся Леонидовна, тема: «Знакомство младшего школьника с особенностями жизнедеятельности в годы Великой Отечественной войны» - 03.05.2023
Здравствуйте, меня зовут Олеся Леонидовна. К вашему вниманию представлено выступление на тему: «Знакомство младшего школьника с особенностями жизнедеятельности в годы Великой Отечественной войны».
К большому сожалению, каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к этим военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё другие свидетели войны, кто в военные годы были детьми, нашими сверстниками. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, потеря мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа. Сегодня многие ветераны войны - это и есть те ребята, которые пережили годы бомбежек, голода и страха... Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что некоторые моменты уже стерлись из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят.
Конечно, тема войны будет всегда актуальной, потому что каждый гражданин России должен знать историю страны. Человеческая мудрость гласит: «Только та страна, в которой люди помнят о своем прошлом, достойна будущего».
Работа учителя в первую очередь направлена на всестороннее развитие личности ребенка, в том числе на патриотическое воспитание и большое место в работе занимает рассмотрение такого страшного события, как Великая Отечественная война.
Мне стало интересно, как жили дети, какой распорядок дня у них был. Начну с того, что война наложила свой отпечаток на образовательный процесс в школах. В первое время наблюдался большой отток учащихся: старшеклассники уходили на фронт, кто-то из детей стал выполнять в семье обязанность нянь, младших братьев и сестер, у кого-то просто не было возможности посещать школу из-за материальной необеспеченности. Многие родители отправляли детей на работу, считая, что в это время «не до учения».
Большой проблемой стала нехватка помещений для проведения школьных занятий. Школы объединяли, потому что нужны были свободные здания под госпиталь. Образовательный процесс проходил в три смены: с 7:30 утра до 23 часов. Урок длился 35 минут, а перемена — 5 минут. Следовательно, дети просыпались где-то в 6:30 или 6:00 часов, для того, чтобы собраться и пойти в школу. Так как мой примерный режим дня составлен на осеннее время, то с 12:30 до 14:30 ребята собирали ягоды и грибы для того, чтобы запасти витамины для раненных и фронтовиков. Между школьниками даже проводились соревнования, кто больше соберет? Проигравшие после обеда добровольно снова шли в лес и приносили грибы с ягодами дополнительно, чтобы не отстать от товарищей. После, дети шли не домой, а сразу в госпитали. Они были самыми долгожданными гостями в палатах. Ребята приходили к раненным каждый день по очереди. Читали вслух газеты, писали письма от их имени, разговаривали с ранеными, ставили концерты. Они сами создавали концертные программы. Тем самым примерно с 15:00-17:00 дети были вместе с ранеными солдатами, то есть в госпиталях. Около 17:30-19:00 ребята делали уроки и уже в 20:00 ложились спать. И так каждый последующий день. (лето: в летние каникулы младшие школьники работали в подсобном хозяйстве школы, зимой ходили только в госпиталь и помогали маме по дому). Вот такой продукт у меня получился
Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живет в душе переживших её такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то. И я считаю, что нужно сделать все возможно для того, чтобы таких страшный событий некогда не было, чтобы следующее поколение не забыло те самые времена.
Дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришёл час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нём есть любовь к Родине. И мы как учителя должны сделать все возможное для того, чтобы воспитывать в детях любовь к нашей стране, к малой Родине.