12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гурьянова Евгения Петровна429
Россия, Башкирская респ., Уфа

Материалы для подготовки к итоговому сочинению по направлению "Книга для меня"

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня Итоговое сочинение 2021

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека 2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? 3. Преступление и наказание — вечная тема 4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня 5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Произведение, которое вы возьмете за основу, должно быть личностно важным для автора сочинения, то есть для вас. Как это понять - личностно важным? Вы не просто владеете содержанием произведения – вам оно нравится, вы разбираетесь в авторской позиции и либо поддерживаете ее, либо готовы осмысленно ее оспорить, вы понимаете все подводные течения. Что-то в перипетиях сюжета или в образе героев вам близко

Автор сочинения даёт собственные интерпретации значимого для него произведения. Интерпретация – это осмысление, толкование, анализ (не пересказ!) Чтобы интерпретировать любой текст, надо хорошо знать его содержание и замысел автора, понимать роль языковых средств, разбираться в особенностях композиции и способах изображения характера героя. Выбранное вами произведение должно было произвести на вас сильное эстетическое впечатление, или изображенные события совпадают с вашим жизненным опытом, или взгляды автора, его героев близки вам

Итак, тема предполагает на самом деле личностный подход к выбору литературного материала. Как-то очень сомнительно будет за основу сочинений этого направления брать книги не любимые, а просто хорошо изученные в школе

Цитаты

А увлекают меня такие книжки, что как их дочитаешь до конца — так сразу подумаешь: хорошо бы, если бы этот писатель стал твоим лучшим другом... (Джером Сэлинджер, «Над пропастью во ржи»)   Книгу стоит называть «большой» или «маленькой» не по количеству страниц, а по тому месту, которое она занимает в твоём сердце. (Н. Ясминска) Рекомендовать кому-либо книгу — всё равно что предлагать поносить ботинки, которые вам по ноге. (К. Теплиц) Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия. (Людвиг ван Бетховен)

Любите и изучайте великое искусство музыки: оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. (Д. Шостакович) Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге. (Вольтер) Фильм — это жизнь, с которой вывели пятна скуки. (А. Хичкок) Искусство видоизменяет человека, делает его готовым к восприятию добра, высвобождает духовную энергию. В этом и есть его высокое назначение. (А. А. Тарковский)

1. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Николай воодушевился и вышел из состояния отчаяния, послушав прекрасное пение Наташи. 2. А.И. Куприн, «Тапер». Блестящая игра пианиста поразила слушателей, а музыка Листа заставила их заглянуть в глубины своей души. 3. А.П. Чехов, «Чайка». Спектакль, даже в домашней обстановке, создает уникальный эффект сопричастности к действию и погружает зрителей в атмосферу, заданную автором. 4. В.К. Железников, «Чучело». Дедушка Лены был так погружен в живопись, что не заметил проблем внучки и не помог ей в нужный момент

5. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Татьяна много читала, и это помогло ей стать разносторонней и самобытной людностью, не выезжая из деревни. 6. А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Музыка помогла Вере выйти из напряженного эмоционального состояния и понять Желткова. 7. А.И. Куприн, «Яма». Музыка открыла душу Жени и заставила ее задуматься о своей жизни и правомерности той мести, которую она адресовала мужчинам, приходящим в притон.

8. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Появление избы-читальни в Гремячем Логе ознаменовало новый виток развития казаков: люди начали расширять кругозор и интересоваться событиями из внешнего мира, что мотивировало их получать образования и рабочие специальности. 9. И.А. Гончаров, «Обломов». Литература помогает Андрею Штольцу и Ольге Ильинской в работе над собой: они заряжаются энергией и знаниями, чтобы ставить новые цели. 10. А. Грин, «Алые паруса». История Эгля помогла Ассоль найти утешение в мечтах и развить свой внутренний мир, который в итоге и привлек к ней воплощение ее грезы.

12. Оскар Уайльд, «Портрет Дориана Грея». Главный герой влюбился в талант актрисы, и для него роли в ее исполнении преображали любую пьесу. Театр обладает своей собственной магией, которая делает литературу живой. 13. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Чрезмерное увлечение литературой сделало Софью очень наивной и близорукой в реальной жизни. В поисках идеала со страниц французских романов она попадает в паутину карьериста Молчалина. 14. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои черпают силы тянуть лямку крестьянской жизни в задорных или печальных песнях. Все действие сопровождает музыка

15. И.А. Тургенев, «Певцы». Рассказчик описывает редкий талант Яшки-Турка и отмечает, что его песня может возвысить души слушателей. 16. А.Н. Толстой, «Князь Серебряный». С давних пор на Руси в спектаклях поднимались злободневные темы. Только в шутовском облачении Морозов смог во всеуслышание обвинить царя в терроре и заставить слушателей задуматься о том, в каком положении оказалась Россия. 17. Н.С. Лесков, «Тупейный художник». Настоящий талант в театре не ценился у наших предков, и актрис часто использовали по другому назначению. Любовь Онисимовна, талантливая актриса, тоже едва не стала «одалиской» графа

18. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Литература развивает чуткость людей и помогает им налаживать отношения в семье: Николай Петрович смог понять и поддержать сына, ведь читал классику и впитал традиции русского гуманизма. 19. Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Увлечение чтением утешает Варю в трудные минуты и помогает ей облагородить свой внутренний мир. Она пишет гораздо грамотнее и красивее, чем Макар, который вдвое старше ее, однако почти ничего не читает, кроме низкопробных книг. 20. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Библия помогает Раскольнику понять себя и отринуть человеконенавистническую теорию навсегда

21. И.А. Бунин, «Легкое дыхание». Книги могут негативно влиять на неокрепший ум: Оля Мещерская прочитала отцовскую книгу о качествах настоящей женщины и слишком рано начала следовать описанному примеру, в результате чего стала жертвой насилия. 22. И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Героиня много читала и смогла вовремя определить свое духовное призвание. Найти счастье и свой путь в жизни нам помогает литература, расширяющая границы нашего опыта. 23. М. Горький, «На дне». Литература позволяет Насте забыться и помечтать об истинных чувствах. В ее положении это единственное утешение

24. А.Т. Твардовский, «Василий Теркин». Музыка на войне поддерживает героев и дает им силы биться за родную землю. 25. А.П. Чехов, «Ионыч». Талант — это большая редкость, он дается не всем. А Катерина и представители ее семьи увлекаются музыкой и литературой, но в их исполнении это не искусство, а дилетантизм и позерство. 26. К.Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками». Музыка дарит героине положительные эмоции и помогает ей забыть обо всех печалях и погрузиться в прекрасное

Примерные темы

1. С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему? 2. Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему? 3. Как искусство влияет на личность? 4. Способно ли искусство врачевать душевные раны? 5. Магия классической музыки — в чем она заключается? 6. Какой вид искусства Вам ближе и почему?

7. Что лучше: книга или фильм? 8. В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля? 9. Как музыка влияет на людей? 10. Может ли кино заменить литературу? 11. Может ли кино заменить театр? 12. В чем разница между спектаклем и фильмом?

13. Может ли творчество помочь человеку найти себя? 14. Чему учит читателя классическая литература? 15. Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»? 16. Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»? 17. Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной? 18. Может ли книга помочь разобраться в себе?

19. Может ли чтение быть опасным? 20. Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»? 21. Какие качества помогает воспитать в себе литература? 22. Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр? 23. Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»? 24. Верно ли, что музыка — это язык чувств?