12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Нэт9

Методические рекомендации учителя – логопеда Севастьяновой Н.А. учителям начальных классов

Методические рекомендации учителя – логопеда Севастьяновой Н.А. учителям начальных классов

Тема: Дисграфия, её виды и особенности, отличие дисграфии от дизорфографии.

Дисграфия– стойкое нарушение письма, не связанное с незнанием грамматических правил, а обусловленное недоразвитием или частичным поражением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма. Дисграфия– стойкое нарушение письма, не связанное с незнанием грамматических правил, а обусловленное недоразвитием или частичным поражением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.

Дисграфия может возникать у детей с нормальным интеллектуальным развитием, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом. Дисграфия может возникать у детей с нормальным интеллектуальным развитием, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом.

Виды дисграфии: Виды дисграфии: Акустическая дисграфия – характеризуется нарушением фонематического распознавания звуков Артикуляционно-акустическая дисграфия – характеризуется нарушение артикуляции и восприятия фонематики (фонематического слуха), а также трудностями в звукопроизношении Аграмматическая дисграфия – характеризуется проблемами в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи Оптическая дисграфия – характеризуется неразвитым зрительно-пространственным восприятием Особая форма дисграфии, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза

Акустическая дисграфия В основе этого вида дисграфии лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи, приводящие к заменам на письме соответствующих букв. При этом в устной речи звуки произно­сятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обознача­ющие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-ть, ч-щ, и-т, ц-с).

Характерные ошибки: Характерные ошибки: не­правильное обозначение мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных («писмо», «лубит», «зорна», «гризун»); замены парных согласных (полка – «болка», доска – «досга»);

Артикуляционно – акустическая дисграфия В основе этого вида дисграфии лежит отражение неправильного про­изношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное про­изношение на письме. Ребенок пишет так, как про­износит. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и про­пускам звуков в устной речи.

Оптическая дисграфия Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительно­го гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представле­ний и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Ошибки на письме выражаются в следующем: замены графически сходных рукописных букв, состоящих из одинаковых, но различно расположен­ных в пространстве элементов (в—д, т—щ, б — д); замены букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов (и—ш, п—т, х—ж, л—м); зеркальное написа­ние букв (е – з, У – Ч, Э – Е); недописывание элементов букв (п – р, и – у, е – ё, и — й); пропуски элементов при соединении букв, включающих одинаковый элемент (ау-оу), лишние (ш-ии, н — к), и неправильно расположенные элементы (х-сс, т-пп).

Аграмматическая дисграфия Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочета­ния, предложения и текста. В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.

На уровне предложения аграмматизмы на письме прояв­ляются в: искажениях морфологической структуры слова, замене приставок и суффиксов (захлестнула — «нахлестну­ла», козлята — «козленки»); изменении падежных оконча­ний («много деревов»); нарушении предложных конструк­ций (над столом — «на столом»); изменении падежа местоимений (около него — «около ним»), числа существи­тельных («дети бежит»); нарушении согласования («бела дом»); пропусках и заменах предлогов (улетают в тёплые края — «улетают тёплые края»); нарушение последовательности слов в предложении (Леса  из вернулись дети); пропуск членов предложения (Бабочка над цветком).

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Причина этого вида дисграфии в том, что ученик затрудняется проанализировать речевой поток, то есть не может в сплошном потоке речи выделить отдельные слова и затем разделить их на слоги и звуки. Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски, недописывания, вставки, перестановки, застревания и опережения букв, слияние слов. Эти ошибки проявляются на уровне предложения, слова, слога.

пропуски гласных и согласных (собака — «сбака», дома — «дма»); перестановка букв (тропа — «прота», окно — «коно»; снежным ковром — «снежным корвом», чудесные – «чуседные», отцвели – «отцевли»); пропус­ки, добавления, перестановки слогов (комната — «кота», стакан — «ката») и слов; недописывание окончаний слов (чере – через, на ветка – на ветках). слитное написание слов с недописыванием окончания (стротгрк – строим горку, нступзм – наступила зима; идет дождь — «идедошь»); слитное написание предлога со словом(ваквариуме; в доме — «вдоме»); раздельное написание приставок или частей корня (на ступила, в зяла, подороге); раздельное написание слова (белая бере­за растет у окна — «белабезаратет ока»); нарушение или отсутствие границ предложения.

На практике какой-либо вид дисграфии в чистом виде встречается достаточно редко, т.к. в большинстве случаев дисграфия принимает смешанную форму, но с преобладанием какого-либо вида. Как правило, дисграфию ставят в во втором полугодии второго класса. Но до этого времени можно и нужно работать над устранением предпосылок дисграфии.

Часто дисграфию можно спутать с банальной невнимательностью, особенно у детей с СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности), гиперактивным детям сложно сохранять концентрацию внимания длительное время, а, из – за бьющей ключом энергии, им нужно написать всё быстро, отсюда и пропуски букв в словах, недописанные элементы букв, недописанные слова, слитное написание слов и т. д.

Коррекция дисграфии С помощью обычной школьной программы устранить дисграфию не получится. Собственно, полностью устранить отклонение не сможет никто – такова уж его специфика. Однако приблизить навык письма к идеалу все же можно.

Итак, акустическая дисграфия. Здесь поможет только работа над тонкой дифферинциацией сходных звуков: звонких и глухих, шипящих – свистящих, твердых – мягких, звуков сходных по артикуляции;

Работа с артикуляционно - акустической дисграфией направлена на коррекцию звукопроизношения. Причём искажённый звук должен быть не только поставлен, но и введён в речь, только тогда ребёнок будет правильно писать слова с этим звуком.

Оптическая дисграфия: - запоминанием формы буквы и соотношение с её частями и пропорциями; - рассматривание, из каких элементов состоят буквы, на что они похожи. Начиная работу по дифференциации букв п – т, необходимо обратить внимание детей на количество элеметов, составляющих букву п (3 элемента), букву т (2 элемента) и в дальнейшем опираться на это различие. - выложить их из мозаики, крупы. - выложить их из частей. - вырезать буквы из бумаги. - дорисовать буквы. - узнать их среди похожих букв

Аграмматическая дисграфия: 1. Посмотри, все слова в предложении перепутались. Расставь их по порядку и запиши. • Клевер, на, луговой, можно, встретить, лугах. • Цветёт, лето, растение, это, всё. 2.Исправь ошибки в предложениях. • Мальчик стеклом разбил мяч. • После грибов идут дожди. 3.Из данных слов составь словосочетания, употребляя предлоги ИЗ, ОТ, С, ДО. Вышел (село). Упал (гнездо). Сошёл (тропа). Добрался (лес). Спасся (пожар). 4.Составь предложения по схеме. а) когда? кто? что делают? что? (пчёлы, мёд, собирают, летом)

Работа над дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза очень многогранна и зависит от подвида этой дисграфии, её не уместить на одной страничке. Для её коррекции разными авторами создано много рабочих тетрадей, о которых речь пойдёт чуть позже.

А теперь мы поговорим о том, что же такое дизорфография. Дизорфография — стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.

В исследованиях, посвящённых проблемам нарушений письменной речи детей младшего и среднего школьного возраста, имеется особая категория стойких специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил, которую правомерно именовать ДИЗОРФОГРАФИЕЙ.

Выделяют основные три вида дизорфографии: Морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.). Синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией. Смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.

Дифференциация дисграфических и орфографических ошибок  Следует различать: 1. Ошибки, связанные с несовершенством фонематического восприятия и орфограммами: парная согласная в корне слова, правописание приставок заканчивающихся на согласный. Например, дуп (дуб) – пантик (бантик), садача (задача)– расдача (раздача).

2. Ошибки, связанные с несовершенством фонематического восприятия и правописание слов, в которых произношение отличается от написания. Например, конешно (конечно) – лыба (рыба). 3. Ошибки, связанные с несовершенством языкового анализа и синтеза (пропуск согласных) и орфограмму непроизносимая согласная в корне слова. Например, сонце (солнце) – солока (солонка).

Принято считать, что дисграфия это вотчина логопеда, а дизорфография – учителя. Дизорфографию целесообразно ставить в конце третьего класса.

Рабочие тетради для работы с дисграфией Для работы с дисграфией создано множество рабочих тетрадей как для профилактики, так и для коррекции. Профилактикой дисграфии целесообразно заниматься в дошкольном возрасте.

Тетради по работе с дизорфографией

Хочу ещё отметить, что работа по коррекции дисграфии и дизорфографии, как правило, занимает длительное время, эти нарушения не исправить за пару недель, для их коррекции требуется длительная и кропотливая работа.