12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Света Шульгина220

Презентация к интегрированному уроку по истории и литературе " Проблемы русского общества первой половины 19 века"

Интегрированный урок по истории и литературе: «Проблемы русского общества первой половины 19 века» Урок подготовлен учителем истории и обществознания МБОУ СОШ №26 Шульгиной Светланой Васильевной при поддержке учителя литературы Чудопал Натальи Михайловны.

«Ко мне на суд, как баржи каравана, Столетья поплывут из темноты» Борис Пастернак. Цель урока: сформировать у учащихся целостное представление об исторической эпохе. Литературный аспект В первой половине 19 века литература стала трибуной, с которой обнажались общественные язвы, обличалась несправедливость. Литература как зеркало отражала жизнь общества. Исторический аспект. Главными событиями данной эпохи были война 1812 года, восстание декабристов, Кавказская война. Как эти события отразились в литературных произведениях?

Г.Р. Державин (1743 – 1816 гг.) Худ. В. Боровиковский 1811г. И. Е. Репин. «Александр Сергеевич Пушкин читает свою поэму перед Гавриилом Державиным на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года». Классицизм основан на подражании античным образцам, утверждал возвышенные идеалы

Н.М.Карамзин (1766 – 1826 гг.) Худ. В. Тропинин 1818г. Худ. О.Кипренский «Бедная Лиза» Сентиментализм – характеризуется особым вниманием к душевному миру человека, утверждал приоритет чувства в природе человека.

В.А. Жуковский (1783 – 1852 гг.) Худ. К. Брюллов 1837г. Худ. К. Брюллов «Гадающая Светлана» 1813г. Романтизм характеризовался разладом идеала и действительности, культом героя

А.С. Пушкин (1799 – 1837 гг.) Худ. В. Тропинин Худ. О. Кипренский

А.С. Пушкин «Кавказский пленник»

М.Ю. Лермонтов (1814 – 1841гг.) М.Ю. Лермонтов «Автопортрет» М.Ю. Лермонтов «Парус»

Вслед за героями романа Лермонтова «Герой нашего времени» «Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север подымается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, – а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом… Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо синё – чего бы, кажется, больше?» Дом –музей Лермонтова в Пятигорске.

Вслед за героями романа Лермонтова «Герой нашего времени» «Вечером многочисленное общество отправилось пешком к провалу. По мнению здешних ученых, этот провал не что иное, как угасший кратер; он находится на отлогости Машука, в версте от города. К нему ведет узкая тропинка между кустарников и скал; взбираясь на гору, я подал руку княжне, и она ее не покидала в продолжение целой прогулки». Озеро Провал.

Вслед за героями романа Лермонтова «Герой нашего времени» «На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой Арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльбрус; между ними было два гувернера с своими воспитанниками, приехавшими лечиться от золотухи. Я остановился, запыхавшись, на краю горы и, прислонясь к углу домика, стал рассматривать живописную окрестность, как вдруг слышу за собой знакомый голос: –Печорин! давно ли здесь? Оборачиваюсь: Грушницкий! Мы обнялись». Эолова арфа Бэла «…Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу. Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала. Только не один Печорин любовался хорошенькой княжной: из угла комнаты на нее смотрели другие два глаза, неподвижные, огненные».

Вслед за героями романа Лермонтова «Герой нашего времени» «Воздух был напоен электричеством. Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот; мне было грустно. Я думал о той молодой женщине с родинкой на щеке, про которую говорил мне доктор… Зачем она здесь? И она ли? И почему я думаю, что это она? и почему я даже так в этом уверен? Мало ли женщин с родинками на щеках? Размышляя таким образом, я подошел к самому гроту. Смотрю: в прохладной тени его свода, на каменной скамье сидит женщина, в соломенной шляпке, окутанная черной шалью, опустив голову на грудь; шляпка закрывала ее лицо. Я хотел уже вернуться, чтоб не нарушить ее мечтаний, когда она на меня взглянула. – Вера! – вскрикнул я невольно. Она вздрогнула и побледнела. – Я знала, что вы здесь, – сказала она. Я сел возле нее и взял ее за руку. Давно забытый трепет пробежал по моим жилам при звуке этого милого голоса; она посмотрела мне в глаза своими глубокими и спокойными глазами: в них выражалась недоверчивость и что-то похожее на упрек. – Мы давно не видались, – сказал я. – Давно, и переменились оба во многом! – Стало быть, уж ты меня не любишь?.. – Я замужем!.. – сказала она. Грот Печорина

Вслед за героями романа Лермонтова «Герой нашего времени» … «Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке, ожидая действия вод. Между ними были два-три хорошеньких личика…» «Грушницкий стоял у самого колодца; больше на площадке никого не было. Я подошел ближе и спрятался за угол галереи. В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание. Княжна Мери видела все это лучше меня. Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и подала ему с телодвижением, исполненным невыразимой прелести; потом ужасно покраснела, оглянулась на галерею и, убедившись, что ее маменька ничего не видала, кажется, тотчас же успокоилась. Когда Грушницкий открыл рот, чтобы поблагодарить ее, она была уже далеко. Через минуту она вышла из галереи с матерью и франтом, но, проходя мимо Грушницкого, приняла вид такой чинный и важный – даже не обернулась, даже не заметила его страстного взгляда, которым он долго ее провожал, пока, спустившись с горы, она не скрылась за липками бульвара…» Елизаветинский источник.

Н.В.Гоголь (1809 – 1852гг.) Худ.Мюллер 1840г. Худ. А.Иванов «Переправа Гоголя через Днепр»

А.И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

И.А. Крылов (1769 – 1844 гг.) Худ. Брюллов Портрет Крылова. Крылов на памятнике в Великом Новгороде «Тысячелетие России» 1862г. М. Микешин, и. Шредер,В. Гартман