12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шадрина Наталья Владимировна1364
Россия, Воронежская обл., Воронеж

Урок русского языка в 10 классе «Нарушение лексических норм русского литературного языка»

Словарный состав языка Словарный состав языка Раздел языкознания, изучающий значение и употребление слов Слова, сходные по звучанию, но различные по ЛЗ Функциональные разновидности речи Слова, становящиеся синонимами или антонимами только в данном окружении Слова, не имеющие стилевой окраски Средство выразительности, состоящее в переносе названия на основе сходства предметов Слова, ограниченные в употреблении территорией распространения Слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением реалии, которую они называли Слова, употребляемые определенной социальной или возрастной группой Терминологический диктант

Ответы для взаимопроверки: ЛЕКСИКА ЛЕКСИКОЛОГИЯ ПАРОНИМЫ СТИЛИ КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ НЕЙТРАЛЬНЫЕ МЕТАФОРА ДИАЛЕКТИЗМЫ ИСТОРИЗМЫ ЖАРГОНИЗМЫ !

Н.В.Шадрина и коллектив соавторов* или повесть о том, как «в Индии живут индейки, а в Корее – корейки». Жалобная книга,

(о чем это мы тут и для чего это нам?) Цели и задачи: Знакомимся с лексическими нормами РЛЯ и типичными случаями их нарушения Учимся «видеть» и исправлять речевые ошибки Расширяем свой словарный запас Готовимся к сдаче ЕГЭ Предисловие ... "Нарушение лексических норм русского литературного языка" Тема урока:

Введение. Предупреждён – значит вооружён!

НОРМА общепринятое, обязательное для выполнения ПРАВИЛО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

НАРУШЕНИЕ НОРМЫ НЕОБХОДИМО ВИДЕТЬ и ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКА

Глава 1. Незнание значения слова не освобождает от ответственности!

Неправильное употребление слова: 1) Без УЧЁТА ЕГО ЗНАЧЕНИЯ (чаще всего - иноязычного) 1) Он познакомился с плеядой* компьютеров. (Плеяда*- группа выдающихся деятелей одной эпохи) 2) После женитьбы с Тихоном её жизнь стала невыносимой.*

Неправильное употребление слова: 2) СМЕШЕНИЕ ПАРОНИМОВ 1) Однако богатые купцы создали в городе мир хауса.* 2)Наш класс считается экономичным, то есть мы будущие менеджменты.

Неправильное употребление слова: 3) Лексические АНАХРОНИЗМЫ (нарушение при употреблении слов определённой исторической эпохи) 1) Печорин получил путёвку на Кавказ. 2)В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги.

Достоинством этого произведения является выразительный, калорийный язык. Наконец-то обнаружены остатки царской семьи. В Древнем Вавилоне было много гастарбайтеров, они говорили на разных языках и зачастую не понимали друг друга. В течение пяти дней все имели возможность посещать вернисаж. За такие деньги бижутерию с бриллиантами не купишь. Устраните ошибку, связанную с неправильным употреблением слова, классифицируйте разновидность:

Достоинством этого произведения является выразительный, колоритный язык. (смешение паронимов) Наконец-то обнаружены останки царской семьи. (смешение паронимов) В Древнем Вавилоне было много иноземных рабочих, они говорили на разных языках и зачастую не понимали друг друга.(анахронизм) В течение пяти дней все имели возможность посещать выставку.(употребление слова без учета семантики) За такие деньги украшения с бриллиантами не купишь. (употребление слова без учета семантики) А можно мне?!.

Глава 2. Позвольте вас зафрендить!

1) Когда был сдан последний экзамен, сброшен коричневый скафандр, называемый школьной формой, отрезаны косы, Ирина - русская, образование среднее - оказалась удивительно интересной девушкой. 1) Когда был сдан последний экзамен, сброшен коричневый скафандр, называемый школьной формой, отрезаны косы, Ирина - русская, образование среднее - оказалась удивительно интересной девушкой. 2) Над ней постоянно издевалась свекровь, а мужу было все равно на нее*. Употребление слова без учёта его стилистической окраски (смешение стилей)

Бабушка инкриминировала внуку исчезновение банки варенья. На что внук ответил, что на подобные инсинуации он не собирается обращать внимание. Просим отгрузить тысячу кубометров древесины, пахнущей вековым сосновым бором. В субботу бутик “Ягуар” учинит показ мод. Началась избирательная фиеста. Для Есенина никакая пальма не могла идти в сравнение даже с самой маленькой вшивой берёзкой. Подчеркните слово, нарушающее единство стиля, и замените его синонимом:

Бабушка инкриминировала(обвинила) внуку исчезновение банки варенья. Бабушка инкриминировала(обвинила) внуку исчезновение банки варенья. На что внук ответил, что на подобные инсинуации (клевета, несправедливые обвинения)он не собирается обращать внимание. Просим отгрузить тысячу кубометров древесины, пахнущей вековым сосновым бором (сосновой,сосны). В субботу бутик “Ягуар” учинит (устроит)показ мод. Началась избирательная фиеста. (кампания) Для Есенина никакая ( ни одна) пальма не могла идти в сравнение даже с самой маленькой вшивой (чахлой) берёзкой. А можно мне?!.

Глава 3. О вкусах не спорят: одни уважают урюк в рассоле, другие любят с горчицей варенье. но все это не имеет роли и, кроме того, не играет значенья.

1) Мы потерпели победу и больше не вправе медлить. 2) В глубоком детстве он был похож на мать. 3) Этим поступком она показала протест*. 4) Она сделала самоубийство просто от безысходности*. 5) Жажда правды и свободы делает героиню предметом для подражания*. 6) Благодаря болезни он не успел вовремя сдать экзамены. 7) Александр Корейко был в последнем приступе молодости – ему было 38 лет. Нарушение лексической сочетаемости слов:

Дружба (сильная, крепкая); Приходить в (ярость, радость); Зияющий (пропасть, вершина); Высказать (мнение, вопрос); Достичь (успех, положение) Составьте словосочетания, выбрав правильный вариант соединения слов:

Дружба крепкая – сильное чувство; Приходить в ярость - испытывать радость; Зияющая пропасть (зиять* – обнаруживать глубину); Высказать мнение – задавать вопрос; Достичь положения – добиться успеха; (успех – достижение) А можно мне?!.

Глава 4. А масло-то масляное!

Речевая избыточность: 1) Плеоназм* - (от греч.pleonasmos - излишество) Употребление в речи близких по смыслу и потому ИЗЛИШНИХ СЛОВ (главная суть, повседневная обыденность) 1)На всю жизнь она сохранила наиболее прекрасные черты*. 2)Эта проблема заключается во взаимоотношениях людей друг с другом.*

Речевая избыточность: 2) Тавтология* - (от греч.tavto - то же самое; logos - слово) ПОВТОРЕНИЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ (рассказать рассказ), а также СОЕДИНЕНИЕ иноязычных и русских слов, дублирующих значение (первый дебют) 1) Я вручаю вам сувенир на память. 2) Она решительна, потому что решилась на смерть.*

На строительные объекты бесперебойно доставляются строительные материалы. Нельзя касаться оголенных проводов незащищенными ладонями рук. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее. Позвольте вам вручить этот сувенир на память! Ностальгия по родине не давала им покоя. Это можно объяснить лишь особенностями национального менталитета. Он записал песни коренных аборигенов Севера. Актёр Гришковец впервые дебютировал в спектакле “Соло”. Главная суть изложена в начале моего сочинения. (Устно) объясните ошибку и устраните её:

На строительные объекты бесперебойно доставляются материалы. На строительные объекты бесперебойно доставляются материалы. Нельзя касаться оголенных проводов незащищенными ладонями. Рабочий был уволен за прогул. Участники творческой экспедиции рассказали о планах на будущее. Позвольте вам вручить этот сувенир. Ностальгия не давала им покоя. Это можно объяснить лишь особенностями менталитета. Он записал песни аборигенов Севера. Актёр Гришковец дебютировал в спектакле. Суть изложена в начале моего сочинения. А можно мне?!.

Эпилог. Успехами мы не блистаем…, мы ими блещем!

1,2,3,4,5,6,7,10. Правильные ответы: