12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Колышкина Елена Владимировна11447 Россия, Новосибирская обл., Новосибирск Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Статья «Путь к успеху, или Мотивационные ресурсы урока географии»
Статья
На Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшую статью в номинации «Мотивация к обучению и способы её повышения»
Автор:
Колышкина Елена Владимировна
учитель географии высшей
квалификационной категории
г. Новосибирск
2021г.
Путь к успеху, или Мотивационные ресурсы урока географии
Высокая мотивация может компенсировать
низкий уровень способностей.
Т.Д. Дубовицкая
Качественное школьное образование – это первая ступенька, ведущая ученика на вершину успеха. Степень успешности во многом определяет наше отношение к жизни, желание учиться, узнавать новое, работать и совершенствоваться. Учёба - это нелёгкий труд, но при правильной мотивации она способна дарить радость творческих открытий, позволяет учиться с увлечением и достигать позитивных результатов. Но сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больший объём знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
На современном этапе каждому человеку приходится учиться всю жизнь - таковы последствия технического прогресса. Кто в школе не научился учиться, у кого нет интереса к обучению и переобучению, тот рано или поздно отстанет в жизни. Интерес к учению и умение учиться теперь становятся такими же важными результатами обучения, как и знания.
Деятельность учителя по развитию мотивации к учению была и будет приоритетной, и актуальной, потому что государству нужны мотивированные люди, способные к самообразованию, принятию нестандартных решений, умеющие креативно мыслить, предлагать и создавать новое. Основная функция мотивации состоит в том, чтобы сначала темой зацепить ученика, сделать обучение желанным, а потом уже её изучать.
К сожалению, с каждым годом учащиеся всё больше теряют интерес к учебе. На сегодняшний день наиболее острые проблемы в образовании и воспитании связаны с демотивированностью основной массы школьников, а, следовательно, со снижением базовых показателей их обученности и воспитанности. У современного подростка важную роль играют отвлекающие факторы, которых достаточно много. Рядом с ним находится огромное количество соблазнов (смартфон, планшет, компьютер) и, когда школьник стоит перед выбором между необходимостью делать домашнее задание и возможностью играть с гаджетами, то чаще всего преимущество отдаётся последнему.
Все причины спада мотивации к обучению можно объединить в 2 группы: внешние и внутренние.
Педагогу необходимо в своей работе учитывать индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, ведь учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному.
Важнейшая задача учителя – организовать деятельность учеников таким образом, чтобы у детей возникло желание учиться, решать познавательные задачи урока. Высокий уровень мотивации обучающихся является источником их познавательной активности и успешности в обучении, поэтому вклад мотивации можно рассматривать наравне со способностями ученика. Педагогам известны случаи, когда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации, достигал более высоких результатов в учёбе, потому что стремился к этому и уделял учению больше времени. И наоборот, у подростка, недостаточно мотивированного, успехи в учёбе могут быть незначительными, несмотря на его способности. Результаты, которые достигает человек в своей жизни, лишь на 20-30% зависят от его интеллекта, а на 70-80% – от мотивов, которые у этого человека есть и, которые побуждают его определённым образом себя вести (В.Н. Мясищев).
Мне как учителю на своих уроках важно создавать атмосферу интереса к географическим знаниям, воспитывать у детей стремление исследовать и творить. Поэтому считаю, что важным делом каждого педагога является поиск самых разнообразных путей и приёмов для мотивации обучающихся и поддержания интереса в любом виде их познавательной деятельности.
К сожалению, у ряда учеников распространено мнение, что география в дальнейшей жизни им мало пригодится. Приоритет материальных ценностей стал причиной потери популярности таких видов деятельности, которые основаны на географических знаниях. Сокращение часов в 5 - 6 классах и отсутствие географии в 10 - 11 классах нивелировало географию до второстепенных и ненужных предметов. То количество времени, которое сейчас выделено на географию, не позволяет объективно формировать географическое мировоззрение и даже просто полюбить этот предмет. Сегодня у школьников нет времени, чтобы осознать всю прелесть географии. Следствием этого вижу падение интереса к географии как неперспективному предмету и образование мотивационного вакуума. География стала невостребованным выпускниками предметом при выборе её в качестве ЕГЭ, т.к. вместо географии при поступлении на экономические специальности ВУЗы с согласия Министерства образования определили обществознание.
Но мотивационными процессами в обучении можно и нужно управлять, создавать благоприятные условия для формирования и развития внутренних мотивов.
Какие внутренние мотиваторы можно использовать педагогу?
Например, получение знаний:
- нужно для осуществления мечты;
- делает тебя самостоятельным;
- расширяет пространство твоего существования;
- поможет тебя найти своё место в жизни, своё призвание;
- научит тебя быть счастливым;
- приносит человеку уверенность в себе.
На сегодняшний день теоретический вопрос мотивации подростков достаточно хорошо изучен, сложность здесь практического плана.
Л.М. Фридман выделяет 2 пути формирования мотивации у обучающихся:
1) «Снизу вверх»: педагог, опираясь на уже имеющиеся у обучающихся потребности, так организует определённую деятельность, чтобы она вызывала у них положительные эмоции удовлетворения и радости.
2) «Сверху вниз»: заключается в усвоении учеником предъявляемых ему в готовом виде побуждений, целей, идеалов. Этот путь связан с методами убеждения, разъяснения, внушения, информирования и примера.
Процесс формирования познавательного интереса и мотивации к обучению происходит в деятельности. По результатам исследований американских учёных Р. Карникау и Ф. Макэлроу, человек помнит 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 80% того, что говорит сам, и 90% того, до чего дошёл самостоятельно в своей практической деятельности. В системно-деятельностном подходе, который положен в основу ФГОС, главное место отводится активной, разносторонней и самостоятельной познавательной деятельности школьников. Чтобы заинтересовать географией обучающихся, мне необходимо использовать в обучении элементы технологий деятельностного типа, формировать и развивать познавательный интерес и мотивацию к обучению на всех этапах урока.
Примеры методических приёмов и способов, которые использую для повышения мотивации обучающихся:
-Показываю необходимость географических знаний, их связь со многими сторонами современной жизни людей. Познавательному интересу и мотивации содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями.
-«Только те знания, которые используются, закрепляются в нашем сознании» (Д. Карнеги). Поэтому подчеркиваю практическое значение знаний о природе, географической оболочке, являющейся средой обитания человека.
-Опираюсь на жизненные наблюдения и опыт самих обучающихся.
-Активно использую краеведческий материал.
-Привлекаю учащихся к проектной и исследовательской деятельности.
-Геймификация: использую игровые минутки, элементы соревнования, игровые формы урока.
-Эпиграф по теме, загадки, стихотворения, народные приметы, отрывки из произведений служат отличными мотиваторами.
-Создаю на уроке ситуации занимательности и удивления (привожу интересные примеры, показываю грандиозность цифр, необычность факта). Удивление - мощный стимул познания. Удивляясь, ученик как бы стремится заглянуть вперёд, он находится в ожидания чего-то нового, интересного и непознанного. Но надо всегда помнить, что занимательность – это не развлекательность. Использовать занимательность необходимо, чтобы привлечь учащихся к учёбе, а не отвлекать их от неё.
-Интегрирую знания по географии, биологии и экологии, что всегда интересно для обучающихся.
-Создаю проблемные ситуации или познавательный конфликт (отрицание предложенного учениками решения, проблемный вопрос, дискуссия).
-Использую «логические мостики» от ранее изученной темы к новому материалу.
-Предлагаю обучающимся опережающие творческие работы в разном формате. Например, обучающиеся выполняют задание по разработке дидактических материалов, которые затем я использую в своей работе (макеты вулкана, внутреннего строения Земли, ребусы, кроссворды, интерактивные игры и т.д.).
-Профориентация: знакомлю с профессиями, связанными с географическими знаниями, а в 8 классе учащиеся выполняют проект «География в профессиях».
-Организую групповую и парную работу обучающихся в процессе изучения нового материала и при проверке знаний и умений.
-Применяю интересные и нестандартные формы контроля (контурная карта, перфокарта, взаимопроверка, самопроверка, компьютерный тест, графический тест, игры, разные типы головоломок).
-Если у обучающегося познавательный интерес является глубоким по отношению к другому предмету, то для его мотивации создаю ситуации, разрешение которых требует знаний из интересующей его области.
-Ставлю отметку за урок ученику не за отдельный ответ, а за несколько на разных этапах урока - приём «Накопительная оценка».
-Использую информационные технологии на разных этапах урока, применяю элементы педагогических технологий деятельностного типа и разнообразные приёмы подачи материала и проверки знаний.
-«Автор»: обучающийся должен представить себя в роли автора учебника географии и объяснить одноклассникам необходимость изучения новой темы урока.
-«Практика»: ученикам предлагаю назвать несколько примеров применения в жизни знаний, умений и навыков по теме урока.
-«Профи»: школьникам предлагается объяснить, как новые знания по теме урока пригодятся в их будущей профессии.
-«Кредит доверия»: иногда ставлю ученику отметку, чуть завысив её, что даёт ему шанс поверить в свои силы и проявить себя в дальнейшем с положительной стороны.
-«Дозированная помощь»: учащимся «группы риска» выдаю карточки с алгоритмами действий.
-Акция «Получи пять пятерок подряд, шестая пятерка – в подарок!».
-«Отсроченная отгадка»: в начале урока обучающимся предлагается загадка, отгадка к которой станет известна им при работе над новым материалом.
-«Оратор»: за 1 минуту ученику необходимо убедить своих одноклассников в том, что изучение данной темы ему пригодится в жизни.
-«Сам себе учитель»: делегирую часть своих полномочий ученикам, позволяю им проводить фрагменты урока или урок полностью.
-«Верно - неверно»: ученикам предлагается несколько утверждений по ещё неизученной теме. Они выбирают верные на их взгляд утверждения, полагаясь на собственный опыт или, просто угадывая. В любом случае обучающиеся настраиваются на изучение темы. На этапе рефлексии возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие утверждения были верными, а какие – нет.
-«Свои примеры»: обучающиеся подбирают свои примеры к новому материалу, используя дополнительные источники информации.
-«Повторение с одновременным контролем»: учащиеся составляют вопросы к изученному материалу в разном формате. После этого одни ученики задают свои вопросы, а другие на них отвечают.
-«Мозговой штурм»: проводится с целью получения за короткий промежуток времени как можно больше ответов, идей, гипотез.
-«Синквейн»: приём даёт возможность проверить усвоение главных аспектов изученного материала и творчески переработать ключевые понятия темы.
-«Образовательная стратегия»: ученики, которые выполнили контрольную/самостоятельную работу на «5», делятся своим опытом, как они готовились к работе. Цель - поделиться с одноклассниками успешными образовательными стратегиями.
-«Нестандартный вход в урок»: нетрадиционное начало урока, каждый урок желательно начинать по-новому.
-«Проблемная ситуация»: предлагаю задания, в которых учащиеся осознают цель, но не знают способов её достижения. Они оказывается в положении исследователя, выдвигают собственные суждения, догадки, творчески подходят к познавательной деятельности.
-«Восстанови цепочку»: суть приёма состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов в логическом порядке.
-«Воображаемое путешествие»: школьники получают задание описать своё воображаемое путешествие по той или иной местности (например, экспедицию по природной зоне, климатической области и т.д.).
-«Правда-ложь»: например, ученикам 8и класса на открытом уроке было предложено 5 утверждений по теме домашнего задания (по вариантам). Если ученики согласны с утверждением, то ставили цифру «5», а если нет, то цифру «2». Ответ записывается в виде цифрового ряда. Я составила утверждения для обоих вариантов все верные, т.е. ответ должен был получиться у всего класса 55555. Обучающимся понравился такой способ проверки знаний.
-«Реставратор»: необходимо приготовить «дырявый текст», т.е. с пропусками слов (цифр). Ученик должен реставрировать текст, т.е. вставить слова, подходящие по смыслу. Задаю в качестве домашнего задания ученикам создать «дырявый» текст. А на уроке учащиеся обмениваются заготовленными текстами и восстанавливают его. Затем реставрированный текст обратно возвращается к хозяину, и он проверяет правильность заполнения пробелов в тексте.
-«Ты – мне, я - тебе». Обучающиеся готовят вопросы по домашнему заданию. Первый ученик бросает мяч любому из одноклассников и одновременно задаёт ему вопрос. Второй ученик даёт ответ и мяч летит к следующему ученику, которому он задаёт свой вопрос и т.д. Учитель оценивает нестандартность и качество задаваемых вопросов, а также правильные ответы.
-Во время урока в кабинете должна царить атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями учеников на уроке.
-Ситуация успеха – самый мощный стимул познавательной деятельности, так как удовлетворяет потребность каждого ученика в самоуважении и повышении престижа. Создаю ситуацию успеха через выполнение заданий, посильных для всех учащихся, имеющих разный уровень обученности и мотивации.
В авторской презентации «Нестандартные приёмы» представлены дополнительные методические приёмы для повышения мотивации обучающихся на разных этапах урока географии https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/domashnee_zadanie_i_nestandartnie_priyomi_proverki_z_090601.html
Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения школьников. В авторском педагогическом проекте о развитии познавательного интереса содержится информация о его виды, уровни, особенностях, этапах развития, факторах, влияющих на его формирование и т.д. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/pedagogicheskij_proekt_razvitie_poznavatelnogo_in_063058.html
Считаю, что мотивация является стартовой площадкой для любой деятельности. Я убеждена, чтобы уроки были действительно интересными и эффективными учитель должен находиться в постоянном поиске, экспериментировать, совершенствовать формы, методы и приёмы работы.
Вопрос о мотивации учения есть
вопрос о процессе самого учения.
П.Я. Гальперин
Приложение к статье №1
Примеры использования технологий деятельностного типа для развития мотивации и познавательного интереса у обучающихся на уроках географии и во внеурочное время
Тема урока | Класс | Активные и интерактивные методы и приёмы | Ссылки на авторские ресурсы |
Факторы, определяющие климат России | 8 | QR-коды, проблемные вопросы, обучение в сотрудничестве со сменой состава групп, физкультминутка, приём «звукорежиссёр», «лестница успеха», разноуровневое домашнее задание, творческие работы на выбор по желанию | https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/faktori_opredelyayushie_klimat_rossii_123324.html |
Характеристики реки | 8 | Игра (географическое домино с QR-кодом), загадка, работа в парах, проблемные задание, проектная задача, физкультминутка, рефлексия, разноуровневое домашнее задание, творческие работы на выбор по желанию | https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme_harakteristik_093031.html |
Экономико-географическое положение России | 9 | Музыкальный рэп-урок, работа в группах со сменным составом, проблемные вопросы, анализ статистической, графической и картографической информации по разным видам географического положения России, физкультминутка, рефлексивный приём «пять пальцев», разноуровневое домашнее задание, творческие работы на выбор по желанию | https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme_ekonomikoi_p_093247.html |
Природные ресурсы России | 9 | Разноуровневые вопросы в процессе проверки домашнего задания, облако слов, дискуссия, обучение в сотрудничестве, физкультминутка, рефлексивный приём «три М», разноуровневое домашнее задание, по желанию творческое задание на выбор | https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/prirodnie_resursi_rossii_065100.html |
Приложение к статье №2
Фотоотчёт об использовании приёмов и способов мотивации на уроках географии
1.Проверка знаний в формате игры «Геодомино» по теме «Характеристики реки» 8 класс.
2.Приём «Звукорежиссёр». Примеры кадров (слайдов) для озвучки учащимися по теме «Климат России» 8 класс.
3.Проверка знаний с помощью компьютера (компьютерное тестирование).
4.Проверка знаний и умений в игровой деятельности. Примеры интерактивных игр 8-11 классы
5.Приём «Верно-неверно». Примеры ответов по домашнему заданию учащихся 8и класса. Осуществлялась самопроверка.
6.Работа в группах/парах.
7.Приём «Сам себе учитель». Делегирую часть своих полномочий ученикам. Доверяю проводить уроки обобщающего повторения в игровой форме учащимся, а также они периодически проводят проверку домашнего задания в занимательной форме (кроссворд, ребусы, игра).
8.Приём «Шпаргалка». Пример шпаргалки, изготовленной восьмиклассницей.
9.Проверка знаний через решение интерактивного кроссворда.
10.Презентация проекта «География в профессиях».
11.Защита проекта на городской научно-практической конференции учениками 9А класса (Флёров В. и Мак А.).
12.Пример учебного проекта для одиннадцатиклассников «Вклад географов в Великую Победу».
13.Организация дискуссии. Пример вопросов для дискуссии по теме «Природные ресурсы России» и тематические блоки для изучения нового материала в групповой форме.
Источники информации
Фотографии из личного архива
Уникальность работы 72,55%. Но первая ссылка на совпадение (20%) - это мой педагогический проект по познавательному интересу. Поэтому уникальность статьи - более 90%.