Домашнее задание и нестандартные приёмы проверки знаний, умений и навыков обучающихся (5–11 класс)
Домашнее задание
Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку
и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием,
но способность правильно пользоваться ими разовьет только
домашний самостоятельный труд.
И. Кант
Учеба без домашнего задания резко снижает качество обучения, поэтому отказаться от многовековой практики нельзя. Дело в том, что познание идет не по кругу, а по спирали и каждое последующее обращение к изучению одного и того же материала открывает в нем новые грани и смысловые оттенки, что, естественно, указывает на необходимость организации домашней учебной работы.
На уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение. Поэтому, необходимость домашних заданий вытекает из учета в процессе обучения объективной закономерности - кривой забывания. Немецкий психолог Герман Эббингауз исследовал память человека и вывел «кривую забывания».
Больше всего информации забывается в первые часы и сутки после восприятия изучаемого материала, поэтому чтобы предупредить забывание изученного на уроке материала, его следует повторять в ходе выполнения домашнего задания.
Особенности домашнего задания в современных условиях:
- Задание должно быть дифференцированное, т.е. должно быть посильным и выполнимым каждым учеником.
- Задание может быть как индивидуальным, так и по выбору самого учащегося, а также групповое или творческое. Всем известно, что задание по выбору вызывает неподдельный интерес учащихся, мотивирует их на качественное выполнение работы.
- Групповое задание может быть опережающим, когда учащиеся готовят совместный проект. Такая форма работы воспитывает коммуникативные качества ребенка.
- Творческие домашние задания можно предложить не только детям со способностями в этой области, но и тем, кто еще только пытается найти себя. К творческим заданиям можно отнести нестандартные проблемные ситуации, из которых нужно найти выход, используя изученный материал, проведение соревнований, игр и конкурсов.
- Не следует давать задания на выходные и праздничные дни – дети в эти дни отдыхают вместе с родителями. Полезно один день в неделю дать отдых от напряженной учебной работы.
- Логика домашней работы должна быть легче классной работы.
- Давать инструкцию по выполнению домашнего задания.
- Систематически проверять выполнение домашнее задание, иначе учащиеся перестают их делать.
- Соблюдать нормативы на объём заданий, не перегружать учеников.
Целью домашних заданий должно стать личностное развитие ребёнка, стимулирования интереса к учению, формирование творческого мышления.
Функции:
1. Обучающая
2. Воспитательная
3. Развивающая
Виды домашнего задания:
1. краткосрочное, опережающее.
2. устная, письменная, практическая работа.
3. обязательное, по желанию.
4. индивидуальное, групповое.
Проверка домашнего задания является важным этапом комбинированного урока. Учитель, осуществляя обучающую деятельность, воздействует на учащихся. Испытывая это воздействие, учащиеся в результате учебной деятельности переходят в качественно иное состояние, характеризующееся усвоением некоторого объёма учебного материала. Для продолжения учебного процесса учителю необходима информация о новом состоянии учащихся. Единственный способ обратной связи – осуществление проверки и контроль выполнения работы.
Контроль - это проверка соответствия полученных результатов с поставленными заранее целями обучения. В современной дидактике выделяются следующие функции контроля:
- Диагностическая. Учитель получает достоверную информацию о пробелах в знаниях у обучающихся, о часто совершаемых ошибках и их характере. Это помогает подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
- Контролирующая. В результате устанавливается уровень овладения компетенциями, знаниями; уровень интеллектуального развития учеников.
- Обучающая. Выполняя задания и решая задачи, учащиеся совершенствуют свои знания и умения, применяя их в новых ситуациях.
- Прогностическая. По результатам контроля можно понять, достаточно ли усвоены знания и сформированы компетенции для того, чтобы перейти к новому учебному материалу.
- Развивающая. Её сущность заключается в развитии речи, памяти, внимания, мышления, творческих способностей учеников, происходящем в процессе выполнения заданий.
- Ориентирующая. Суть её состоит в выявлении степени изученности темы.
- Воспитательная. Периодическая проверка способствует формированию чувства ответственности, аккуратности; дисциплинирует обучающихся.
Одним из главных условий успешности обучения является постоянное обнаружение существующих пробелов в знаниях для своевременного их устранения. В этом поможет текущий контроль, который является частью урока. В школьной практике используется следующие формы проведения контроля:
- Фронтальная. Задание предлагается всему классу. Обычно ребята дают краткие ответы с места.
- Групповая. Класс разделяется на группы. Каждая группа получает своё задание, которое нужно выполнить совместно.
- Индивидуальная. У каждого ученика своё задание, которое нужно выполнить самостоятельно. Данная форма подходит для выяснения знаний и способностей отдельного человека.
- Комбинированная. Эта форма контроля сочетает в себе три предыдущие.
- Устной или письменный контроль.
Типы контроля:
- Внешний контроль. Производится учителем над деятельностью обучающихся.
- Взаимоконтроль. Осуществляется обучающимися друг над другом.
- Самоконтроль. Ученик проверяет себя сам по готовым образцам или правильным ответам.
Целесообразно комбинировать различные типы, а не использовать постоянно только один из них.
Контроль даст нужный эффект, если его проведение будет соответствовать следующим требованиям:
- Систематичность. Проверять знания и умения нужно регулярно. Учащиеся должны знать, что после изучения каждой новой темы будет проверочная работа; домашняя работа проверяется на каждом уроке и т.д.
- Объективность. Контроль должен реально оценивать способности и знания обучающихся. Рекомендуется учитывать не только правильный ответ, но и способ его получения: ход рассуждения, способ решения задачи.
- Педагогическая тактичность. На уроке учитель должен создавать спокойную и деловую атмосферу. При соблюдения этого условия обучающиеся не будут бояться отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
- Экономичным по временным затратам.
- Разнообразие используемых методов и форм контроля.
Контроль – необходимое звено любого урока. От его организации, проведения и оценивания зависит эффективность обучения.
Данную статью сопровождает презентация, которая посвящена нестандартным приёмам проверки знаний, умений и навыков обучающихся на уроке.
PPTX / 10.18 Мб
Источники информации:
https://works.doklad.ru/view/VLzq72ZOnGs.html
https://externat.foxford.ru/polezno-znat/forgetting-curve
Автор: Колышкина Елена Владимировна
учитель географии высшей категории
МБОУ СОШ №179
Ольга Михайловна Степанова
Колышкина Елена Владимировна