Технологическая карта урока географии по теме «Характеристики реки» (8 класс)
Технологическая карта урока
Характеристики реки
8 класс
Автор:
Колышкина Елена Владимировна
учитель географии высшей
квалификационной категории
МБОУ СОШ №179
г. Новосибирск
Технологическая карта урока | |
Предмет | География |
Класс | 8 |
УМК | Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география России 8 класс /М: Русское слово, 2015. |
Тип урока | комбинированный урок |
Тема урока | Характеристики реки |
Цель урока | Формирование представлений о параметрах, характеризующих реки |
Задачи урока | 1. Создать педагогические условия для активной совместной учебной деятельности учащихся, при которых они смогут: -давать определения понятиям по тематике урока; -называть основные характеристики реки; -определять по тематическим картам атласа особенности рек на различных территориях страны; -выделять территории России с разной плотностью речной сети; -характеризовать влияние климатических условий на особенности рек. 2. Научить учащихся открывать новые знания и добиваться успеха через сотрудничество и умение работать в парах. 3. Выявить зависимости основных характеристик рек от особенностей рельефа и климата. 4. Сформировать предметные и метапредметные учебные действия на основе тематического содержания урока. 5. Продолжить формирование познавательного интереса к изучению географии через применение технологий деятельностного типа. |
Планируемые результаты | Предметные: Знать/понимать: -что такое река, исток, устье, речная система, бассейн реки, водораздел, питание реки, режим реки, половодье, паводок, межень, падение и уклон реки; -источники питания реки; -в какое время года полноводны реки со снеговым питанием. Называть: -основные характеристики реки. Уметь объяснять: -чем отличается половодье от паводка; -чем межень отличается от половодья; -зависимость между площадью бассейна и полноводностью реки. Уметь определять: -по тематическим картам атласа особенности рек на различных территориях страны; -природные объекты, являющиеся водоразделами бассейна реки (на примере Р. Обь); -координаты истока и устья реки (на примере р. Обь); -падение и уклон реки (на примере р. Обь). Выявлять: -зависимость основных характеристик рек от особенностей рельефа и климата. Характеризовать: -влияние климатических условий на особенности рек. Классифицировать: -реки по времени наступления половодья. Метапредметные: Познавательные УУД: -анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины; -преобразовывать информацию из одного вида в другой; -уметь производить поиск информации, анализировать и оценивать её; -строить логически обоснованные рассуждения. Личностные: -положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; -осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; -осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Коммуникативные УУД: -отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; -понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы и факты); -организовывать работу в парах. Регулятивные УУД: -самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; -выдвигать пути решения проблемы, осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели; -самостоятельно исправлять ошибки. Личностные: -оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей природе, рекам; -участвовать в обсуждении, делать аргументированные умозаключения; -быть убеждённым в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения; -иметь ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию; - использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; -сформированность познавательного интереса к изучению географии. |
Методы обучения | словесные, наглядные, практический, исследовательский |
Технологии обучения | групповое обучение, проблемное обучение, игровые, разноуровневое, здоровьесберегающие |
Формы организации познавательной деятельности учащихся | фронтальная, работа в парах |
Основные образовательные идеи | параметры, характеризующие реку |
Основные понятия | река, исток, устье, речная система, бассейн реки, водораздел, питание реки, режим реки, половодье, паводок, межень, падение и уклон реки |
Средства обучения | Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география России 8 класс /М: Русское слово, 2015. Атлас 8-9 класс. Физическая карта России. Раздаточный материал (игра «Геодомино»: набор игровых карточек для каждой пары; оценочные карты; задание для каждой пары для работы по изучению параметров реки; наглядный материал по каждому параметру; 2 проблемных задания; проектная задача: условие задачи и алгоритм действий по решению задачи; вопросы для рефлексии). Проектор, компьютер, экран, авторская презентация «Характеристики реки» |
Организационная структура урока.
УУД:
Л – личностные.
П – познавательные.
Р – регулятивные.
К – коммуникативные.
Структурные элементы урока (этапы) | Дидактические задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||||
1. Организационный этап. | Включить обучающихся в учебную деятельность. | Создает благожелательную атмосферу, нацеленность на урок. -Добрый день, ребята! Вы готовы поработать? Вы готовы отвечать? Вы готовы, если надо, Что-то вспомнить и узнать? Ну, а главное – готовы Вы сегодня рассуждать? -Вижу, что вы настроены на работу. Желаю вам достичь тех целей, которые вы себе наметите и получить удовольствие от своей работы. Присаживайтесь. | Настраиваются на урок. Отвечают на вопросы учителя. | 1. Самоопределение (Л). 2. Умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К). 3. Смыслообразование (Р). | ||||||||||||
2. Проверка домашнего задания. | Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; коррекция знаний, умений и навыков по предыдущей теме урока. | Выясняет степень усвоения заданного на дом материала, определяет типичные недостатки в знаниях и их причины, ликвидирует обнаруженные пробелы. -Ребята, проверка домашнего задания по теме «Моря России» пройдет в форме игры «Геодомино». Работаем сегодня в парах. Каждая пара получает набор из 12 игровых карточек. Задания на карточках закодированы. Для расшифровки задания необходимо использовать смартфон с программой QR Code Reader. А ответами на вопросы будут не слова, а карты. Набор карточек, разделённых на две части: в одной части — QR-код, в другой помещён незашифрованный контент (карта). Задания зашифровано QR-кодом, а ответ подбирают с другой карточки (с незашифрованной части). Следующее задание вы решаете с зашифрованной части этой самой карточки. -У каждого на столе есть оценочная карта ученика. Не забываем вносить в нее свои результаты по разным видам деятельности на уроке. Время на работу – 5 минут. По истечении времени на экран выводится правильная раскладка игровых карточек. | Слушаю информацию о способе проверки домашнего задания. Включаются в учебную деятельность по проверке домашнего задания через игру. Самопроверка. Самооценка.Заполняют оценочный лист. | 1. Освоение социальных норм и правил поведения (Л). 2. Осуществлять самоконтроль (Р). 3. Умение слушать и вступать в диалог. 4. Учет позиции партнеров по учебной деятельности. 5. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | ||||||||||||
3. Этап актуализации знаний. Мотивация. | Актуализировать опорные знания и умения, необходимые для освоения новых знаний. Обеспечить мотивацию и принятие цели урока. | -Ребята, предлагаю вам отгадать загадку: Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий в море. -Молодцы, ответ- река. -Как вы думаете, почему я загадала вам эту загадку? Верно, будем сегодня изучать реки. И для успешной работы на уроке давайте вспомним, что нам уже известно о реках: -что такое река? -что называется руслом реки? -остается ли постоянным русло реки со временем? -что такое исток реки? -откуда река может брать свое начало? -что такое устье? -что может быть устье реки? -что такое пойма? -что такое речная долина? -какие бывают реки по характеру течения? -чем реки могут отличаться друг от друга? -А теперь попробуем сформулировать точную тему урока по моему наводящему вопросу: как по-другому можно назвать все эти параметры, по которым реки отличаются друг от друга? -Правильно – характеристики реки. -Итак, тема урока «Характеристики реки». -Ребята, а какую цель вы поставите перед собой на этом уроке? Что нужно сделать для того, чтобы достичь поставленной цели? -Проведите самооценку своей работы на этом этапе и запишите результат в оценочный лист. | Слушают загадку и дают ответ: река. Включаются в диалог с учителем. Размышляют, дают ответы на вопросы разной степени сложности. в т.ч. проблемные. Дают ответ на вопрос. Формулируют тему урока, цель и задачи урока. Тему урока записывают в тетрадь. Заполняют оценочный лист. | 1. Выполнение пробного учебного действия (Р). 2. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). 3. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). 4. Самостоятельное формулирование познавательной цели (П). 5. Планирование (Р). 6. Осуществлять самоконтроль (Р). 7. Определять свое отношение к природной среде (П), | ||||||||||||
4. Организация познавательного и коммуникативного взаимодействия учащихся в микрогруппах (парах), в ходе которого происходит открытие и усвоение новых знаний, умений и способов действий. | Обеспечить усвоение новых знаний и способов действий через формирование основ теоретического мышления и способность анализировать и обобщать информационный материал. Смена видов деятельности с целью снижения усталости, утомления. Развивать познавательный интерес к предмету через решение проблемных задач. | -Осваивать новые знания и умения вы будете, работая в парах. Каждая пара получит определенный параметр реки и на примере нашей реки Обь познакомится с ним. Источники информации: учебник, атлас, раздаточный материал, Интернет. -Время работы в парах – 5 минут. Далее каждая пара отчитается о проделанной работе и проведет самооценку своей деятельности в оценочном листе. -Помните - единственный путь освоить весь материал – это внимательно слушать своих одноклассников, когда будет проходить отчет о проделанной работе. Если будут возникать вопросы по какому-то параметру реки, то задаете их отвечающей паре, ведь они эксперты по данному вопросу. -Приступайте к работе. Контролирует время выполнения заданий, при необходимости консультирует учащихся. Проводит проверку работы учащихся. Для большинства параметров реки размещена наглядность на слайдах. Корректирует ответ учащихся, если есть ошибки и неточности в ответе. После отчета пар о проделанной работе проводит физкультминутку: Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. Сели-встали, сели-встали И на месте побежали, Распрямили плечи, спинки, А теперь конец разминке. -Ребята, а сейчас все вместе решаем проблемные задания, связанные с темой нашего урока. №1. Известному климатологу А.И. Воейкову принадлежат слова «Реки - продукт климата». Как вы понимаете эти слова? Приведите аргументы в пользу данного высказывания, опираясь на имеющиеся знания по климату из 6 и 7 классов. №2. В западной части России выпадает осадков больше, чем в восточной. При этом все крупные реки текут именно в азиатской части страны: Обь, Енисей (самая полноводная), Лена (самая длинная). Какое объяснение вы этому можете дать? Стимулирует высказывания учащихся через систему наводящих вопросов, ведет эвристическую беседу. -Молодцы, справились с проблемными заданиями на определение причинно-следственных связей климата и рек. Заполните оценочный лист. | Слушают информацию о порядке работы. Проявляют познавательную активность, знакомятся с параметрами реки на примере Оби. Каждая пара отчитывается о проделанной работе, используя наглядность на слайдах. Проводят оценку своих действий в оценочном листе. Выполняют физическую разминку вместе с учителем. Решают проблемные задания путем размышления, приводят аргументы, находят причинно-следственные связи. Оценивают свою работу в оценочных листах. | 1.Структурирование знаний (П). 2. Анализ, обобщение (П). 3. Установление причинно−следственных связей (П). 4. Построение логической цепи рассуждений, доказательство (П). 5. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). 6. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). 7. Формулирование и аргументация своего мнения (К). 8. Достижение договоренности и согласование общего решения (К). 9. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). 10. Поиск необходимой информации (П). 11. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П). 12. Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию (Л). 13. Осуществлять самоконтроль (Р). 14. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. | ||||||||||||
5. Этап закрепления новых знаний и способов действий. | Обеспечить первичное закрепление учащимися нового материала через решение проектной задачи. | Организует проверку новых знаний через решение проектной задачи. Работа в парах. -Ребята, я предлагаю вам решить проектную задачу, связанную с темой урока. Условие проектной задачи: -Если сравнить реки Волгу и Лену, то обнаружится весьма существенное различие. Весной Волга обычно вскрывается ото льда в середине марта – начале апреля. Лёд быстро уходит, а крупных и разрушительных наводнений в половодье не бывает. Весенний ледоход на Лене сопровождается мощными заторами льда и затоплением значительных территорий. Такие опасные явления наблюдаются каждый год с мая до середины июля, в том числе на реках Енисее и Оби. Вода поднимается во время разлива на 6-8 метров, а в низовьях – на 15-18 метров. Цель проектной работы - выяснить причину разрушительных весенних наводнений на реках Сибири. Алгоритм действий: 1.Заполнить таблицу, используя дополнительные источники информации.
2. Величина «модуль стока» показывает объем воды, стекающий с определенной площади водосбора за единицу времени, и измеряется в м3/(с*км2). Вычисляется эта величина путем деления расхода воды (Q) на площадь водосбора (S): М= Q: S. Иными словами, модуль стока показывает, в каком количестве выпавшие атмосферные осадки достигают принимающего водоема. Рассчитайте показатели модуля стока для рек Волги и Лены. 3. Объясните, почему модуль стока реки лены примерно равен модулю стока реки Волги, несмотря на значительно большее количество осадков, выпадающих на территории водосбора Волги. 4. Какое влияние плотины и водохранилища оказывают на режим рек? Время на работу - 7 минут. Далее фронтально проводит проверку выполнения работы учащимися. Напоминает о необходимости заполнить оценочный лист. | Слушают условие задачи. Решают проектную задачу: -ищут недостающую информацию для заполнения таблицы, -производят расчет модуля стока для обеих рек, -делают вывод, -находят причинно-следственные связи. Заполняют оценочный лист. | 1. Осознание ответственности за общее дело (Л) 2. Осознание качества и уровня усвоения (Р). 3. Осуществлять самоконтроль (Р). | ||||||||||||
6. Этап рефлексии. | Мобилизовать учащихся на рефлексию своей деятельности на уроке. Дать оценку и анализ успешности достижения цели. | Предлагает оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи микрогруппы. Вопросы для рефлексии: -Каковы мои главные результаты? -Что я понял(а), чему научился(лась)? -Какие задания вызвали у меня наибольший интерес и почему? -Каковы были мои основные трудности, как я их преодолевал(а)? -Что мешало достичь желаемого? -Ребята, а где и как можно применить полученные знания? | Определяют степень соответствия цели и результатов деятельности. Отмечают наиболее трудные и наиболее интересные этапы урока. Высказывают своё мнение, опираясь на ранее изученный материал. | 1. Рефлексия способов и условий действия (П). 2. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). 3. Самооценка (Л). 4. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л). 5. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). | ||||||||||||
7. Этап информации о домашнем задании. | Информировать учащихся о содержании и способах выполнения домашнего задания. | §22, выучить определения понятиям по теме урока, устно ответить на вопросы к параграфу (разноуровневые), выполнить задания в рубрике «От теории к практике». По желанию (на выбор): 1. Создать кроссворд, игру по теме урока. 2. Проект «Проблема преобразования рек». 3. Эссе «Являются ли для вас реки ценностью?». 4. Творческая работа «Описание горных и равнинных рек в художественной литературе». 5. Проект «Наводнения на реках России». 6. Проект «Разработка туристического маршрута по одной из рек России с учетом ее характеристик (параметров)». | Записывают в дневник домашнее задание. Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. Задают вопросы по выполнению домашнего задания. | 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания (П). 2. Самоконтроль (Р). 3. Формирование качеств самообразования (Л). 4. Вырабатывают индивидуальный алгоритм работы (Р). |
Приложения.
Оценочная карта
Фамилия, имя учащегося:
Само- оценка | Оценка группы | Итоговая оценка | |
1. домашнее задание (геодомино) | |||
2. фронтальная работа | |||
3. работа в парах | |||
4. работа над проблемными вопросами | |||
5. решение проектной задачи |
Геодомино для проверки домашнего задания по теме "Моря России"
Характеристики реки (на примере р. Обь) для работы в парах:
1 пара: 1) определить по карте исток и устье реки Обь.
2) определить по карте координаты истока и устья Оби.
Исток реки Обь (место слияния рек Бии и Катуни)
2 пара: 1) что такое длина реки, определить длину р. Обь по карте и сверить свой результат с результатом из справочника.
2) определить по карте направление течения р. Обь, к бассейну какого океана она относится?
3 пара: 1) что такое водораздел? Что может выступать водоразделом для речных бассейнов?
2) определить по карте, что будет являться водоразделом для бассейна р. Обь?
Географический знак "Водораздел рек Обь и Енисей"
4 пара: 1) что такое водоносность?
2) определите водоносность р. Обь из дополнительных источников.
5 пара: 1) что такое питание реки, виды питания?
2) каковы источники питания у р. Обь?
6 пара: 1) что называется гидрологическим режимом и половодьем?
2) когда наступает половодье у р. Обь?
Половодье на реке Обь
7 пара: 1) что такое межень, паводок?
2) когда на р. Обь наблюдается межень?
Межень на реке Обь
8 пара: 1) что такое ледовый режим реки?
2) как проявляется ледовый режим у р. Обь?
9 пара: 1) что такое падение реки?
2) рассчитать падение р. Обь.
10 пара: 1) что такое уклон реки?
2) рассчитать уклон для р. Обь.
11 пара: 1) что такое бассейн реки?
2) определить площадь речного бассейна для р. Обь по справочным материалам.
12 пара: 1) на какие параметры р. Обь оказывает влияние рельеф?
2) определить характер течение р. Обь в зависимости от рельефа.
13 пара: 1) что такое речная система?
2) определить по карте левые и правые притоки р. Обь.
14 пара: 1) на какие параметры реки влияет климат?
2) определить по карте, в каких климатических поясах протекает р. Обь?
15 пара: 1) по каким характеристикам (параметрам) р. Обь имеет рекорды?
2) каково хозяйственное использование р. Обь человеком?
Новосибирская ГЭС
Источники информации, используемые для подготовки урока, включая презентацию:
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география России 8 класс /М: Русское слово, 2015.
Банников С.В., Молодцов Д.В., Эртель А.Б. методические рекомендации к учебнику Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география России 8 класс /М: Русское слово, 2016.
Крылова О.В. Атлас для проектных работ. География 8 класс. / М: Дрофа, 2019.
Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе /М: Просвещение, 1991.
Дронов В.П. Савельева Л.Е. География. Россия: природа, население, хозяйство 8 класс /М: Просвещение, 2018.
http://xn----ptblgjed.xn--p1ai/node/900
http://sdg.openshkola.org/goal14_2017
http://xn--h1aakialaja0l.xn--p1ai/
http://sunvik.ru/novosti/2015/kakie-morya-omyvayut-rossiyu
https://mirplaneta.ru/tikhii-okean-mestopolozhenie-moria-ostrova.html
http://nemiga.info/karta-rossii.htm
https://geographyofrussia.com/morya-rossii-baltijskoe-more/
http://www.waterguide.ru/reka-ob.html
https://webmandry.com/reka-ob-kvaj-salya-yam-as-harakterisitika-opisanie-karta-foto-video/
https://naturae.ru/vodnye-resursy/reki/krupneishie-reki/ob.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%8C
https://snegir.org/post/velikaya-reka-Sibiri-Ob/
https://water-rf.ru/%D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
https://rutraveller.ru/place/146011/photos?fs=1487618
https://bigenc.ru/geography/text/2286917
https://www.krsk.kp.ru/photo/41197/741598/
https://geo.1sept.ru/article.php?ID=200600507
https://slide-share.ru/proverka-domashnego-zadaniya-221743
https://5dklasslife.blogspot.com/p/blog-page_54.html
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1692/start/
https://xn--e1aogju.xn--p1ai/schema/1693-ledostav-i-ledohod-na-rekah-rossii.html
https://en.ppt-online.org/212003
https://snegir.org/post/velikaya-reka-Sibiri-Ob/
Горбачёва Марина Юрьевна
Колышкина Елена Владимировна
Елена Владимировна
Колышкина Елена Владимировна
Панов Егор Игоревич
Колышкина Елена Владимировна
Трефилова Раиса Поликарповна
Колышкина Елена Владимировна
Трефилова Раиса Поликарповна
Колышкина Елена Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Колышкина Елена Владимировна
Евгений Алексеевич
Колышкина Елена Владимировна
Елена Владимировна
Колышкина Елена Владимировна
Ольга Михайловна Степанова
Колышкина Елена Владимировна
Калягина Ирина Владимировна
Колышкина Елена Владимировна