12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Колышкина Елена Владимировна11383 Россия, Новосибирская обл., Новосибирск |
Технологическая карта урока по теме "Экономико-и политико-географическое положение России" и презентация урока.
Пояснительная записка к ресурсу
DOCX / 16.02 Кб
Презентация к уроку "ЭГП России"
PPTX / 15.12 Мб
Технологическая карта урока
Экономико-и политико-географическое
положение России
9 класс
Автор:
Колышкина Елена Владимировна
учитель географии высшей
квалификационной категории
МБОУ СОШ №179
г. Новосибирск
Технологическая карта урока | |
Предмет | География |
Класс | 9 |
УМК | Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. География. Население и хозяйство России 9 класс / М: Русское слово, 2017. |
Тип урока | Открытие нового знания |
Тема урока | Экономико-и политико-географическое положение России |
Цель урока | Изучение особенностей экономико-и политико-географического положения России и определение его значения для развития страны. |
Задачи урока | 1. Создать педагогические условия для обучающихся, при которых они смогут: А) давать определения понятиям по тематике урока; Б) раскрывать специфику ЭГП и ПГП России; В) выявлять особенности географического положения России на разных этапах исторического развития; Г) называть и показывать объекты номенклатуры по содержанию урока. 2. Научить учащихся открывать новые знания и добиваться успеха через сотрудничество и умение работать в группах. 3. Создать условия для развития познавательного интереса к предмету и повышения мотивации учения. 4. Продолжить формирование УУД на основе тематического содержания урока. |
Планируемые результаты | Предметные: Знать/понимать: - что такое ФГП, ЭГП, ПГП; - особенности ЭГП России на макроуровне, микроуровне, мезоуровне. - что такое транзит. - знать место России в мире по площади территории, общую протяжённость государственной границы России, соотношение сухопутных и морских границ; Объяснять: - специфику географического положения России; - какие факторы влияют на улучшение или ухудшение ЭГП и ПГП. Приводить примеры: - событий (явлений), влияющих на изменения разных видов географического положения РФ. Уметь: - наносить на контурную карту особенности географического положения страны; - показывать по карте особенности ЭГП и ПГП России; - определять достоинства и недостатки ФГП, ЭГП, ПГП России; - описывать ЭГП и ПГП по типовому плану. Метапредметные: Познавательные УУД: - составлять прогнозы изменения ЭГП страны; - анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины; - переводить один вид информации в другой посредством анализа чтения географических карт, работы с другими текстовыми и нетекстовыми источниками; - уметь производить поиск информации, анализировать и оценивать её, строить логически обоснованные рассуждения. Личностные: - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; - осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; - осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Коммуникативные УУД: - объяснять с использованием географических языковых средств особенности ЭГП и ПГП страны; - отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; - понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы и факты); - организовывать работу в группе, разрешать конфликты. Регулятивные УУД: - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной ранее целью; - выдвигать пути решения проблемы, осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели; - самостоятельно исправлять ошибки. Личностные: - понимать геополитическое влияние России в мире, оценивать экономическое влияние России на различных этапах ее развития, раскрывать ценностные смыслы экономико-географического и политико-географического положения России; - знать и понимать, что ЭГП - категория историческая, т. к. постоянно меняется под влиянием внешнего окружения и внутреннего развития самого объекта (страны); - осознавать особенности географического положения России и его влияния на хозяйство страны; - осознание своей принадлежности к величайшей стране мира; воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; - участвовать в коллективном обсуждении, делать аргументированные умозаключения; - иметь ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию; - сформированность познавательного интереса к изучению географии. |
Методы обучения | словесные, наглядные, практические |
Технологии обучения | интерактивное обучение, обучение в сотрудничестве, проблемное, ИКТ, здоровьесберегающие |
Формы организации познавательной деятельности учащихся | фронтальная, индивидуальная, групповая |
Основные понятия | Экономико-географическое положение, политико-географическое положение, физико-географическое положение, транспортно-географическое положение, транзит, страны-соседи, выход к морю, фактор ЗГП, путь «из варяг в греки». |
Средства обучения | Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. География. Население и хозяйство России 9 класс / М: Русское слово, 2017. Атлас и контурные карты 9 класс. Физическая карта России, политико-административная карта России. Раздаточный материал (типовые планы характеристики ЭГП, ПГП, ТГП и доп. материал по теме урока). Мультимедиа, компьютер. Рэп-урок «Географическое положение России». Авторская презентация «Экономико-и политико-географическое положение России». |
Дополнительная информация | УУД: Л – личностные, П – познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные |
Структурные элементы урока (этапы) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный этап. | Создает благожелательную атмосферу, нацеленность на урок. -Добрый день, ребята! Я рада вас всех видеть и хочу пожелать каждому успехов в открытии новых знаний. Занимайте места в своих группах. У вас на столах лежат оценочные листы, которые вы заполняете после каждого вида своей деятельности. Класс на перемене разделен на разноуровневые группы по 5 человек. | Настраиваются на урок. | 1. Самоопределение (Л). 2. Умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К). 3. Смыслообразование (Р). |
2. Этап актуализации знаний. Мотивация. | Слайд №1. – титульный. -Ребята, с чего мы начали изучать географию России в 8 классе? Почему? -Что включает в себя понятие «физико- географическое положение»? Слайд №2. -А сейчас я предлагаю повторить ФГП России, послушав рэп-урок по данной теме. Слушаем внимательно, потом вам предстоит ответить на несколько вопросов. Включает рэп-урок по теме «ГП России». Задает вопросы по ФГП России: 1. на каком материке расположена Россия? 2. какое место по площади занимает наша страна? 3. с каким материком сопоставима по площади Россия? 4. в каких частях света расположена страна? 5. в какой части света лежит основная часть России? 6. севернее какой параллели находится большая часть страны? 7. каковы особенности климата страны в связи с ее географическим положением? 8. назовите страны-соседи России. 9. сколько крайних точек у страны? Назовите их. 10. о каком виде географического положения страны шла речь в рэп-уроке? -Молодцы, отлично поработали. Заполните оценочный лист. -Ребята, Россия — очень большая и многоликая страна, поэтому, анализируя её особенности и взаимоотношения с другими странами мира, используют и другие виды географического положения. Слайд №3-5. -А какие, вы попробуете сейчас сами определить по моим подсказкам: --это положение страны по отношению к важным промышленным и научным центрам, продовольственным базам, рынкам сбыта, центрам мировой экономики. Обобщает ответы учеников: ЭГП. --это положение страны относительно крупных транспортных путей, определяет особенности транспортных связей России с другими странами, а также специфику развития транспортной системы страны. Обобщает ответы учеников: ТГП. --это положение страны на политической карте мира, показывающее место и роль России по отношению к различным государствам, их группировкам, сферам военно-стратегических интересов, регионам международной напряжённости и т. д. Обобщает ответы учеников: ПГП. -Ребята, а сейчас предположите, что мы сегодня будем изучать? Определите тему урока, поставьте для себя цель и задачи на данный урок. -Итак, тема урока «Экономико –и политико-географическое положение России». | Включаются в диалог с учителем, дают ответы на вопросы. Слушают рэп-урок о ГП России. Отвечают на вопросы, вспоминая материал 8 класса, и на основе информации, полученной из рэп-урока. Заполняют оценочный лист. По наводящему описанию и наглядности, представленной на слайдах, пытаются предположить, какие еще есть виды географического положения страны. Называют тему урока, формулируют цель и задачи урока. | 1. Выполнение пробного учебного действия (Р). 2. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). 3. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). 4. Самостоятельное формулирование познавательной цели (П). 5. Планирование (Р). 6. Осуществлять самоконтроль (Р). 7. Определять свое отношение к природной среде (П), |
3. Организация познавательного и коммуникативного взаимодействия учащихся в группах, в ходе которого происходит открытие и усвоение новых знаний, умений и способов действий. | Организует работу учащихся в группах, для этого учебный материал разбит на 5 смысловых блоков (ЭГП: достоинства, ЭГП: недостатки, ПГП: преимущества, ПГП: недостатки, ТГП России). Слайд №6. Инструктаж: -Ребята, сейчас каждая группа получит одно задание, являющееся подзаданием темы урока. Время работы в группах над этим заданием – 10 минут. Затем проведем смену состава групп, и вы продолжите освоение новой темы. По завершению работы в группах будет проведена проверка усвоения материала. А сейчас приступили все к работе. Задания группам см. в приложении к уроку. -Ребята, 10 минут истекло. Производим смену состава групп: один человек (спикер) остается в своей группе, а остальные учащиеся переходят в другие команды по одному человеку в каждую. В результате в группах окажутся ученики, которые работали над разными заданиями. Их задача – научить других ребят в своей новой группе тому, чему они научились в своей первой группе. В итоге – все группы освоят новые знания и умения, обучив себя сами. Помните - единственный путь освоить весь материал и получить хорошую отметку– это внимательно слушать партнеров по команде. После смены состава групп предлагает учащимся переключиться с умственного труда на физкультминутку. -Прежде, чем вы начнете работу в новой группе, проведем физкультминутку: Быстро встали, улыбнулись. Выше-выше потянулись. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо-влево повернитесь, Вправо-влево наклонитесь. Сели-встали, сели-встали. И на месте побежали. Напряжение с мышц сняли. За парты тихо сели, Чтобы доделать всё успели. -Время работы в новом составе – 15 минут. -Всем приступить к обучению своей части новой темы партнеров по группе. Осуществляет тайм-менеджмент и недоменантную коррекцию коммуникативного процесса во время групповой работы. Включает всех учащихся в процесс поиска оптимального варианта разрешения учебной задачи. При необходимости проводит индивидуальную консультацию. -Ребята, время закончилось. Слайд №7. -Сейчас я вам предлагаю решить проблемный вопрос: большая территория России – это её достоинство или недостаток? | Слушают информацию о порядке работы в группах. Начинают выполнять задание в группах: ищут информацию в учебнике, дополнительных материалах, систематизируют её, обобщают, делают выводы, работают с картами. Заполняют оценочный лист. Производят смену состава групп. Слушают, как будут работать в новой группе. Выполняют физическую разминку вместе с учителем. Каждый участник группы обучает остальных партнеров по группе своему блоку новой темы. Ведут активный диалог, переходящий в полилог. Заполняют оценочный лист. Включаются в решение проблемного вопроса: высказывают свои мысли, аргументируя их, рассуждают, приводят примеры как достоинств, так и недостатков большого размера страны, делают вывод. Заполняют оценочный лист. | 1.Структурирование знаний (П). 2. Анализ, обобщение (П). 3. Установление причинно−следственных связей (П). 4. Построение логической цепи рассуждений, доказательство (П). 5. Осознание ответственности за общее дело (Л). 6. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). 7. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). 8. Формулирование и аргументация своего мнения (К). 9. Достижение договоренности и согласование общего решения (К). 10. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). 11. Внесение необходимых дополнений и корректив в план действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата (Р). 12. Поиск необходимой информации (П). 13. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П). 14. Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию (Л). 15. Осуществлять самоконтроль (Р). 16. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками |
4. Этап закрепления новых знаний и способов действий. | Организует проверку новых знаний через анализ статистической, графической и картографической информации по разным видам географического положения России. Слайд №8. -Ребята, каждая группа сейчас получит задание по теме урока, для выполнения которого потребуется провести анализ статистической, графической и картографической информации. Задания см. в приложении к уроку. Время для работы – 5 минут. -Затем представители от каждой группы озвучат результат работы. Слайды №9-19. Корректирует при необходимости ответы учащихся. Напоминает о необходимости заполнить оценочный лист. | Слушаю, как будет проходить закрепление нового материала. Работают в группах по выполнению задания. Озвучивают результат своей работы. Заполняют оценочный лист. | 1. Осознание ответственности за общее дело (Л) 2. Осознание качества и уровня усвоения (Р). 3. Осуществлять самоконтроль (Р). |
5. Этап рефлексии. | Предлагает оценить меру своего личного продвижения к цели. Слайд №20. Приём «Пять пальцев». Обведите свою левую ладонь. Затем на каждом пальце знаками «+» и «-» оцените свою работу на уроке, согласно следующим показателям: М (мизинец) – мыслительный процесс. «Я сегодня получил достаточный объем знаний и опыт благодаря своей работе». Б (безымянный) – близость цели. «Я достиг цели урока». С (средний) – состояние духа. «Сегодня на уроке у меня было хорошее настроение». У (указательный) – услуга, помощь. «Я сегодня помог своему однокласснику (одноклассникам) разобраться в теме». Б (большой) – бодрость, физическая форма. «Самочувствие мое на уроке было хорошим, комфортным». -Ребята, а где и как можно применять новые знания? Выставление оценок. | Определяют степень соответствия цели и результатов деятельности. Высказывают своё мнение, опираясь на ранее изученный материал. | 1. Рефлексия способов и условий действия (П). 2. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). 3. Самооценка (Л). 4. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л). 5. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). |
6. Этап информации о домашнем задании. | Слайд №21. Информировать учащихся о содержании и способах выполнения домашнего задания. §2, знать определения понятиям по теме урока, устно ответить на вопросы к параграфу (разноуровневые), дать характеристику ЭГП и ПГП России в одном из предложенных форматов: 1. составить словесное описание. 2. сделать опорный графический конспект. 3. обозначить ЭГП и ПГП страны на контурной карте России. По желанию (на выбор): 1.Презентация/проект на тему «ЭГП – понятие историческое, меняющееся во времени (на примере России)». 2. Оцените экономико-географическое положение (ЭГП) своего региона проживания (Новосибирская область). Заполните таблицу, отражающую достоинства и недостатки ЭГП. 3. Какие проблемы Россия и пограничные страны могут решать совместно? 4. Проблемный вопрос: «Всегда ли экономико-географическое положение определяет успехи экономического развития страны?» 5. Сравните ЭГП России и СССР. Сделайте вывод. 6. Докажите, что участие в международных организациях имеет важное значение для геополитического положения России. | Записывают в дневник домашнее задание. Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. Задают вопросы по выполнению д/з. | 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания (П). 2. Самоконтроль (Р). 3. Формирование качеств самообразования (Л). 4. Вырабатывают индивидуальный алгоритм работы (Р). |
Список литературы:
1. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев География 9 класс /М: Русское слово, 2017.
2. С.В. Банников, С.В. Жукова Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского, Н.Н. Клюева География 9 класс /М: Русское слово, 2015.
3. Пятунин Б.В., Таможняя Е.А. География России. Природа. Население 8 класс /М: Вентана-Граф, 2017.
4. Пацала С.В. Территория и ЭГП России: хозяйственный аспект /презентация/. НГПУ, 2019.
5. Николина В.В. Методические рекомендации к учебнику Алексеев А.И., Низовцев В.А., Николина В.В. География 9 класс /М: Дрофа, 2019.
6. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я. География России 8 класс /М: Дрофа, 2016.
7.
8.
9.
10.
12.
13.
14.
15.
17.
19.
21.
22.
23.
Приложения.
Оценочная карта
Фамилия, имя учащегося:
Само- оценка | Оценка группы | Итоговая оценка | |
1.фронтальная работа | |||
2.работа в первичной группе | |||
3.обучение своему блоку темы в составе новой группы | |||
4.решение проблемного вопроса | |||
5.первичное закрепление знаний и умений |
Задания для первичного закрепления нового материала:
1. Докажите, что Россия – континентальная держава. Для этого используйте статистические данные, графическую и картографическую информацию.
А) УДЕЛЬНЫЙ ВЕС РЕГИОНОВ, ИМЕЮЩИХ ВЫХОД К МИРОВОМУ ОКЕАНУ, В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ (%, 2016 г.)
Б) «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯДРО» РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (регионы, создающие 1/2 национальной экономики).
49,5% ВРП = 9 регионов:
1. г. Москва
2. г. Санкт-Петербург
3. Московская обл.
4. Ханты-Мансийский АО
5. Краснодарский край
6. Свердловская обл.
7. Ямало-Ненецкий АО
8. Республика Татарстан
9. Красноярский край
2. Докажите, что Россия – самая «северная» страна в мире. Для этого используйте статистические данные, графическую и картографическую информацию.
А) ДОЛЯ ЗОНЫ СЕВЕРА В ОБЩЕЙ ПЛОЩАДИ СТРАНЫ, %. ТЕПМЕРАТУРА ЯНВАРЯ.
Страна | Коэффициент суровости климата | |
абсолютный | относительно США | |
США | 2700 | 1 |
Швеция | 4020 | 1,49 |
Финляндия | 4120 | 1,52 |
Россия | 5000 | 1,85 |
Б) КРУПНЕЙШИЕ СТРАНЫ МИРА ПО РАЗМЕРАМ ЭФФЕКТИВНОЙ ТЕРРИТОРИИ (км кв.)
ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕРРИТОРИЯ — территория государства без экстремальных условий для жизни людей. Непригодными считаются климатические зоны, где среднегодовая температура ниже -20, а высота над уровнем моря свыше 2000 м.
3. Сделайте выводы о транспортно-географическом положении России. Для этого используйте статистические данные.
А) ПОЗИЦИЯ РОССИИ В МИРОВОМ РЕЙТИНГЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИКИ (2018 г.)
Логистика – суть её заключается в поиске путей рационального продвижения продукта по цепочке: от производителя до конечного получателя. Основополагающее звено логистической цепочки – налаживание бесперебойного транспортного обеспечения между основными точками. Чаще всего задействован автомобильный транспорт, реже железнодорожный, морской и воздушный.
Б) ПОЗИЦИЯ РОССИИ В ГЛОБАЛЬНОМ РЕЙТИНГЕ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ (оценка Всемирного экономического форума и Всемирного банка)
4. Докажите, что Россия – крупнейшее государство планеты. Для этого используйте статистические данные, графическую информацию.
А) ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОТДАЧА ТЕРРИТОРИИ КРУПНЕЙШИХ ПО ПЛОЩАДИ ГОСУДАРСТВ МИРА
(тыс. долл. ВВП по ППС на 1 кв. км территории, 2017 г.)
Сравнительно:
ГЕРМАНИЯ 11761,9
НИДЕРЛАНДЫ 22536,6
СИНГАПУР 754285,7
Б) ПОДВИЖНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ И ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН МИРА (тыс. п-км. на 1 жителя).
5. Сделайте выводы о геодемографическом положении России. Для этого используйте статистические данные, графическую и картографическую информацию.
Демография («демос» – народ) – это наука, которая изучает численность населения, рождаемость, смертность, естественный прирост населения (рождаемость – смертность), размещение населения по территории, состав (возраст, пол, национальность) населения. Геодемографическое положение определяет положение России по отношению к основным мировым районам сосредоточения населения.
А) ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ ЗА ПЕРИОД 1990 – 2017 гг.
Б) ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СИБИРИ (тыс. чел.)
В) СХЕМА «ОТКУДА В РОССИЮ ПРИЕЗЖАЮТ ИНОСТРАНЦЫ». ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ.