Технологическая карта урока по теме «Экономико-и политико-географическое положение России» (9 класс)
Пояснительная записка к ресурсу
DOCX / 16.02 Кб
Презентация к уроку "ЭГП России"
PPTX / 15.12 Мб
Технологическая карта урока
Экономико-и политико-географическое
положение России
9 класс
Автор:
Колышкина Елена Владимировна
учитель географии высшей
квалификационной категории
МБОУ СОШ №179
г. Новосибирск
Технологическая карта урока | |
Предмет | География |
Класс | 9 |
УМК | Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. География. Население и хозяйство России 9 класс / М: Русское слово, 2017. |
Тип урока | Открытие нового знания |
Тема урока | Экономико-и политико-географическое положение России |
Цель урока | Изучение особенностей экономико-и политико-географического положения России и определение его значения для развития страны. |
Задачи урока | 1. Создать педагогические условия для обучающихся, при которых они смогут: А) давать определения понятиям по тематике урока; Б) раскрывать специфику ЭГП и ПГП России; В) выявлять особенности географического положения России на разных этапах исторического развития; Г) называть и показывать объекты номенклатуры по содержанию урока. 2. Научить учащихся открывать новые знания и добиваться успеха через сотрудничество и умение работать в группах. 3. Создать условия для развития познавательного интереса к предмету и повышения мотивации учения. 4. Продолжить формирование УУД на основе тематического содержания урока. |
Планируемые результаты | Предметные: Знать/понимать: - что такое ФГП, ЭГП, ПГП; - особенности ЭГП России на макроуровне, микроуровне, мезоуровне. - что такое транзит. - знать место России в мире по площади территории, общую протяжённость государственной границы России, соотношение сухопутных и морских границ; Объяснять: - специфику географического положения России; - какие факторы влияют на улучшение или ухудшение ЭГП и ПГП. Приводить примеры: - событий (явлений), влияющих на изменения разных видов географического положения РФ. Уметь: - наносить на контурную карту особенности географического положения страны; - показывать по карте особенности ЭГП и ПГП России; - определять достоинства и недостатки ФГП, ЭГП, ПГП России; - описывать ЭГП и ПГП по типовому плану. Метапредметные: Познавательные УУД: - составлять прогнозы изменения ЭГП страны; - анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины; - переводить один вид информации в другой посредством анализа чтения географических карт, работы с другими текстовыми и нетекстовыми источниками; - уметь производить поиск информации, анализировать и оценивать её, строить логически обоснованные рассуждения. Личностные: - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; - осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; - осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Коммуникативные УУД: - объяснять с использованием географических языковых средств особенности ЭГП и ПГП страны; - отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; - понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы и факты); - организовывать работу в группе, разрешать конфликты. Регулятивные УУД: - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной ранее целью; - выдвигать пути решения проблемы, осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели; - самостоятельно исправлять ошибки. Личностные: - понимать геополитическое влияние России в мире, оценивать экономическое влияние России на различных этапах ее развития, раскрывать ценностные смыслы экономико-географического и политико-географического положения России; - знать и понимать, что ЭГП - категория историческая, т. к. постоянно меняется под влиянием внешнего окружения и внутреннего развития самого объекта (страны); - осознавать особенности географического положения России и его влияния на хозяйство страны; - осознание своей принадлежности к величайшей стране мира; воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; - участвовать в коллективном обсуждении, делать аргументированные умозаключения; - иметь ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию; - сформированность познавательного интереса к изучению географии. |
Методы обучения | словесные, наглядные, практические |
Технологии обучения | интерактивное обучение, обучение в сотрудничестве, проблемное, ИКТ, здоровьесберегающие |
Формы организации познавательной деятельности учащихся | фронтальная, индивидуальная, групповая |
Основные понятия | Экономико-географическое положение, политико-географическое положение, физико-географическое положение, транспортно-географическое положение, транзит, страны-соседи, выход к морю, фактор ЗГП, путь «из варяг в греки». |
Средства обучения | Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. География. Население и хозяйство России 9 класс / М: Русское слово, 2017. Атлас и контурные карты 9 класс. Физическая карта России, политико-административная карта России. Раздаточный материал (типовые планы характеристики ЭГП, ПГП, ТГП и доп. материал по теме урока). Мультимедиа, компьютер. Рэп-урок «Географическое положение России». Авторская презентация «Экономико-и политико-географическое положение России». |
Дополнительная информация | УУД: Л – личностные, П – познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные |
Структурные элементы урока (этапы) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный этап. | Создает благожелательную атмосферу, нацеленность на урок. -Добрый день, ребята! Я рада вас всех видеть и хочу пожелать каждому успехов в открытии новых знаний. Занимайте места в своих группах. У вас на столах лежат оценочные листы, которые вы заполняете после каждого вида своей деятельности. Класс на перемене разделен на разноуровневые группы по 5 человек. | Настраиваются на урок. | 1. Самоопределение (Л). 2. Умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К). 3. Смыслообразование (Р). |
2. Этап актуализации знаний. Мотивация. | Слайд №1. – титульный. -Ребята, с чего мы начали изучать географию России в 8 классе? Почему? -Что включает в себя понятие «физико- географическое положение»? Слайд №2. -А сейчас я предлагаю повторить ФГП России, послушав рэп-урок по данной теме. Слушаем внимательно, потом вам предстоит ответить на несколько вопросов. Включает рэп-урок по теме «ГП России». Задает вопросы по ФГП России: 1. на каком материке расположена Россия? 2. какое место по площади занимает наша страна? 3. с каким материком сопоставима по площади Россия? 4. в каких частях света расположена страна? 5. в какой части света лежит основная часть России? 6. севернее какой параллели находится большая часть страны? 7. каковы особенности климата страны в связи с ее географическим положением? 8. назовите страны-соседи России. 9. сколько крайних точек у страны? Назовите их. 10. о каком виде географического положения страны шла речь в рэп-уроке? -Молодцы, отлично поработали. Заполните оценочный лист. -Ребята, Россия — очень большая и многоликая страна, поэтому, анализируя её особенности и взаимоотношения с другими странами мира, используют и другие виды географического положения. Слайд №3-5. -А какие, вы попробуете сейчас сами определить по моим подсказкам: --это положение страны по отношению к важным промышленным и научным центрам, продовольственным базам, рынкам сбыта, центрам мировой экономики. Обобщает ответы учеников: ЭГП. --это положение страны относительно крупных транспортных путей, определяет особенности транспортных связей России с другими странами, а также специфику развития транспортной системы страны. Обобщает ответы учеников: ТГП. --это положение страны на политической карте мира, показывающее место и роль России по отношению к различным государствам, их группировкам, сферам военно-стратегических интересов, регионам международной напряжённости и т. д. Обобщает ответы учеников: ПГП. -Ребята, а сейчас предположите, что мы сегодня будем изучать? Определите тему урока, поставьте для себя цель и задачи на данный урок. -Итак, тема урока «Экономико –и политико-географическое положение России». | Включаются в диалог с учителем, дают ответы на вопросы. Слушают рэп-урок о ГП России. Отвечают на вопросы, вспоминая материал 8 класса, и на основе информации, полученной из рэп-урока. Заполняют оценочный лист. По наводящему описанию и наглядности, представленной на слайдах, пытаются предположить, какие еще есть виды географического положения страны. Называют тему урока, формулируют цель и задачи урока. | 1. Выполнение пробного учебного действия (Р). 2. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). 3. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). 4. Самостоятельное формулирование познавательной цели (П). 5. Планирование (Р). 6. Осуществлять самоконтроль (Р). 7. Определять свое отношение к природной среде (П), |
3. Организация познавательного и коммуникативного взаимодействия учащихся в группах, в ходе которого происходит открытие и усвоение новых знаний, умений и способов действий. | Организует работу учащихся в группах, для этого учебный материал разбит на 5 смысловых блоков (ЭГП: достоинства, ЭГП: недостатки, ПГП: преимущества, ПГП: недостатки, ТГП России). Слайд №6. Инструктаж: -Ребята, сейчас каждая группа получит одно задание, являющееся подзаданием темы урока. Время работы в группах над этим заданием – 10 минут. Затем проведем смену состава групп, и вы продолжите освоение новой темы. По завершению работы в группах будет проведена проверка усвоения материала. А сейчас приступили все к работе. Задания группам см. в приложении к уроку. -Ребята, 10 минут истекло. Производим смену состава групп: один человек (спикер) остается в своей группе, а остальные учащиеся переходят в другие команды по одному человеку в каждую. В результате в группах окажутся ученики, которые работали над разными заданиями. Их задача – научить других ребят в своей новой группе тому, чему они научились в своей первой группе. В итоге – все группы освоят новые знания и умения, обучив себя сами. Помните - единственный путь освоить весь материал и получить хорошую отметку– это внимательно слушать партнеров по команде. После смены состава групп предлагает учащимся переключиться с умственного труда на физкультминутку. -Прежде, чем вы начнете работу в новой группе, проведем физкультминутку: Быстро встали, улыбнулись. Выше-выше потянулись. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо-влево повернитесь, Вправо-влево наклонитесь. Сели-встали, сели-встали. И на месте побежали. Напряжение с мышц сняли. За парты тихо сели, Чтобы доделать всё успели. -Время работы в новом составе – 15 минут. -Всем приступить к обучению своей части новой темы партнеров по группе. Осуществляет тайм-менеджмент и недоменантную коррекцию коммуникативного процесса во время групповой работы. Включает всех учащихся в процесс поиска оптимального варианта разрешения учебной задачи. При необходимости проводит индивидуальную консультацию. -Ребята, время закончилось. Слайд №7. -Сейчас я вам предлагаю решить проблемный вопрос: большая территория России – это её достоинство или недостаток? | Слушают информацию о порядке работы в группах. Начинают выполнять задание в группах: ищут информацию в учебнике, дополнительных материалах, систематизируют её, обобщают, делают выводы, работают с картами. Заполняют оценочный лист. Производят смену состава групп. Слушают, как будут работать в новой группе. Выполняют физическую разминку вместе с учителем. Каждый участник группы обучает остальных партнеров по группе своему блоку новой темы. Ведут активный диалог, переходящий в полилог. Заполняют оценочный лист. Включаются в решение проблемного вопроса: высказывают свои мысли, аргументируя их, рассуждают, приводят примеры как достоинств, так и недостатков большого размера страны, делают вывод. Заполняют оценочный лист. | 1.Структурирование знаний (П). 2. Анализ, обобщение (П). 3. Установление причинно−следственных связей (П). 4. Построение логической цепи рассуждений, доказательство (П). 5. Осознание ответственности за общее дело (Л). 6. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). 7. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). 8. Формулирование и аргументация своего мнения (К). 9. Достижение договоренности и согласование общего решения (К). 10. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). 11. Внесение необходимых дополнений и корректив в план действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата (Р). 12. Поиск необходимой информации (П). 13. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П). 14. Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию (Л). 15. Осуществлять самоконтроль (Р). 16. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками |
4. Этап закрепления новых знаний и способов действий. | Организует проверку новых знаний через анализ статистической, графической и картографической информации по разным видам географического положения России. Слайд №8. -Ребята, каждая группа сейчас получит задание по теме урока, для выполнения которого потребуется провести анализ статистической, графической и картографической информации. Задания см. в приложении к уроку. Время для работы – 5 минут. -Затем представители от каждой группы озвучат результат работы. Слайды №9-19. Корректирует при необходимости ответы учащихся. Напоминает о необходимости заполнить оценочный лист. | Слушаю, как будет проходить закрепление нового материала. Работают в группах по выполнению задания. Озвучивают результат своей работы. Заполняют оценочный лист. | 1. Осознание ответственности за общее дело (Л) 2. Осознание качества и уровня усвоения (Р). 3. Осуществлять самоконтроль (Р). |
5. Этап рефлексии. | Предлагает оценить меру своего личного продвижения к цели. Слайд №20. Приём «Пять пальцев». Обведите свою левую ладонь. Затем на каждом пальце знаками «+» и «-» оцените свою работу на уроке, согласно следующим показателям: М (мизинец) – мыслительный процесс. «Я сегодня получил достаточный объем знаний и опыт благодаря своей работе». Б (безымянный) – близость цели. «Я достиг цели урока». С (средний) – состояние духа. «Сегодня на уроке у меня было хорошее настроение». У (указательный) – услуга, помощь. «Я сегодня помог своему однокласснику (одноклассникам) разобраться в теме». Б (большой) – бодрость, физическая форма. «Самочувствие мое на уроке было хорошим, комфортным». -Ребята, а где и как можно применять новые знания? Выставление оценок. | Определяют степень соответствия цели и результатов деятельности. Высказывают своё мнение, опираясь на ранее изученный материал. | 1. Рефлексия способов и условий действия (П). 2. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). 3. Самооценка (Л). 4. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л). 5. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). |
6. Этап информации о домашнем задании. | Слайд №21. Информировать учащихся о содержании и способах выполнения домашнего задания. §2, знать определения понятиям по теме урока, устно ответить на вопросы к параграфу (разноуровневые), дать характеристику ЭГП и ПГП России в одном из предложенных форматов: 1. составить словесное описание. 2. сделать опорный графический конспект. 3. обозначить ЭГП и ПГП страны на контурной карте России. По желанию (на выбор): 1.Презентация/проект на тему «ЭГП – понятие историческое, меняющееся во времени (на примере России)». 2. Оцените экономико-географическое положение (ЭГП) своего региона проживания (Новосибирская область). Заполните таблицу, отражающую достоинства и недостатки ЭГП. 3. Какие проблемы Россия и пограничные страны могут решать совместно? 4. Проблемный вопрос: «Всегда ли экономико-географическое положение определяет успехи экономического развития страны?» 5. Сравните ЭГП России и СССР. Сделайте вывод. 6. Докажите, что участие в международных организациях имеет важное значение для геополитического положения России. | Записывают в дневник домашнее задание. Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. Задают вопросы по выполнению д/з. | 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания (П). 2. Самоконтроль (Р). 3. Формирование качеств самообразования (Л). 4. Вырабатывают индивидуальный алгоритм работы (Р). |
Список литературы:
1. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев География 9 класс /М: Русское слово, 2017.
2. С.В. Банников, С.В. Жукова Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского, Н.Н. Клюева География 9 класс /М: Русское слово, 2015.
3. Пятунин Б.В., Таможняя Е.А. География России. Природа. Население 8 класс /М: Вентана-Граф, 2017.
4. Пацала С.В. Территория и ЭГП России: хозяйственный аспект /презентация/. НГПУ, 2019.
5. Николина В.В. Методические рекомендации к учебнику Алексеев А.И., Низовцев В.А., Николина В.В. География 9 класс /М: Дрофа, 2019.
6. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я. География России 8 класс /М: Дрофа, 2016.
7. https://www.youtube.com/watch?v=qBAQP872IDs
8. https://geographyofrussia.com/geograficheskoe-polozhenie-rossii/
9. https://riss.ru/demography/demography-smi/28126/
10. https://konkurent.ru/article/30397
12. https://geographyofrussia.com/transportno-geograficheskoe-polozhenie-rossii-v-mire/
13. http://www.grandgeography.ru/liegs-651-1.html
14. https://www.maam.ru/detskijsad/metod-pjati-palcev.html
15. http://www.strategy-center.ru/page.php?vid=1123&vrub=inf
17. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Flag-map_of_Russia.svg
19. https://present5.com/vidy-geograficheskogo-polozheniya-rossii-urovni-geograficheskogo-polozheniya/
21. http://mapinmap.ru/archives/7231
22. https://pandia.ru/text/79/291/9140.php
23. https://ru.depositphotos.com/87658268/stock-illustration-boys-and-girls-working-in.html
Приложения.
Оценочная карта
Фамилия, имя учащегося:
Само- оценка | Оценка группы | Итоговая оценка | |
1.фронтальная работа | |||
2.работа в первичной группе | |||
3.обучение своему блоку темы в составе новой группы | |||
4.решение проблемного вопроса | |||
5.первичное закрепление знаний и умений |
Задания для первичного закрепления нового материала:
1. Докажите, что Россия – континентальная держава. Для этого используйте статистические данные, графическую и картографическую информацию.
А) УДЕЛЬНЫЙ ВЕС РЕГИОНОВ, ИМЕЮЩИХ ВЫХОД К МИРОВОМУ ОКЕАНУ, В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ (%, 2016 г.)
Б) «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯДРО» РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (регионы, создающие 1/2 национальной экономики).
49,5% ВРП = 9 регионов:
1. г. Москва
2. г. Санкт-Петербург
3. Московская обл.
4. Ханты-Мансийский АО
5. Краснодарский край
6. Свердловская обл.
7. Ямало-Ненецкий АО
8. Республика Татарстан
9. Красноярский край
2. Докажите, что Россия – самая «северная» страна в мире. Для этого используйте статистические данные, графическую и картографическую информацию.
А) ДОЛЯ ЗОНЫ СЕВЕРА В ОБЩЕЙ ПЛОЩАДИ СТРАНЫ, %. ТЕПМЕРАТУРА ЯНВАРЯ.
Страна | Коэффициент суровости климата | |
абсолютный | относительно США | |
США | 2700 | 1 |
Швеция | 4020 | 1,49 |
Финляндия | 4120 | 1,52 |
Россия | 5000 | 1,85 |
Б) КРУПНЕЙШИЕ СТРАНЫ МИРА ПО РАЗМЕРАМ ЭФФЕКТИВНОЙ ТЕРРИТОРИИ (км кв.)
ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕРРИТОРИЯ — территория государства без экстремальных условий для жизни людей. Непригодными считаются климатические зоны, где среднегодовая температура ниже -20, а высота над уровнем моря свыше 2000 м.
3. Сделайте выводы о транспортно-географическом положении России. Для этого используйте статистические данные.
А) ПОЗИЦИЯ РОССИИ В МИРОВОМ РЕЙТИНГЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИКИ (2018 г.)
Логистика – суть её заключается в поиске путей рационального продвижения продукта по цепочке: от производителя до конечного получателя. Основополагающее звено логистической цепочки – налаживание бесперебойного транспортного обеспечения между основными точками. Чаще всего задействован автомобильный транспорт, реже железнодорожный, морской и воздушный.
Б) ПОЗИЦИЯ РОССИИ В ГЛОБАЛЬНОМ РЕЙТИНГЕ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ (оценка Всемирного экономического форума и Всемирного банка)
4. Докажите, что Россия – крупнейшее государство планеты. Для этого используйте статистические данные, графическую информацию.
А) ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОТДАЧА ТЕРРИТОРИИ КРУПНЕЙШИХ ПО ПЛОЩАДИ ГОСУДАРСТВ МИРА
(тыс. долл. ВВП по ППС на 1 кв. км территории, 2017 г.)
Сравнительно:
ГЕРМАНИЯ 11761,9
НИДЕРЛАНДЫ 22536,6
СИНГАПУР 754285,7
Б) ПОДВИЖНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ И ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН МИРА (тыс. п-км. на 1 жителя).
5. Сделайте выводы о геодемографическом положении России. Для этого используйте статистические данные, графическую и картографическую информацию.
Демография («демос» – народ) – это наука, которая изучает численность населения, рождаемость, смертность, естественный прирост населения (рождаемость – смертность), размещение населения по территории, состав (возраст, пол, национальность) населения. Геодемографическое положение определяет положение России по отношению к основным мировым районам сосредоточения населения.
А) ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ ЗА ПЕРИОД 1990 – 2017 гг.
Б) ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СИБИРИ (тыс. чел.)
В) СХЕМА «ОТКУДА В РОССИЮ ПРИЕЗЖАЮТ ИНОСТРАНЦЫ». ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ.
Горбачёва Марина Юрьевна
Колышкина Елена Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Колышкина Елена Владимировна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Колышкина Елена Владимировна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Колышкина Елена Владимировна
Сорокина Светлана Валерьевна
Колышкина Елена Владимировна