Технологическая карта урока географии в 9 классе на тему «Природные ресурсы России»

7
0
Материал опубликован 15 December 2020


Технологическая карта урока

Автор Колышкина Елена Владимировна, учитель географии высшей категории, МБОУ СОШ №179, г. Новосибирск

Предмет/класс

География 9 класс

УМК

Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев География 9 класс /М: Русское слово, 2017.

Тип урока

комбинированный урок.

Тема урока

Природные ресурсы России.

Цель урока

Формирование представлений о разнообразии и обеспеченности территории России природными ресурсами.

Задачи урока


1. Создать педагогические условия для обучающихся, при которых они смогут:

-давать определения понятиям по теме урока;

-определять разнообразие природных ресурсов на территории России;

-называть причины видового разнообразия и обеспеченности территории России природными ресурсами;

-выявлять и называть особенности территориального размещения основных видов природных ресурсов;

-определять место России в мире по запасам отдельных видов природных ресурсов;

-выявлять объекты, достойные включения в список Всемирного культурного и природного наследия;

-называть и показывать объекты номенклатуры по теме урока;

-открывать новые знания и добиваться успеха через сотрудничество и умение работать в группах, развить чувство самостоятельности, ответственности за свои успехи и успехи товарищей по группе.

2. Продолжить формирование универсальных учебных действий на основе тематического содержания урока.

3. Создать условия для развития познавательного интереса к предмету и повышения мотивации учения.

4. Продолжить воспитание у обучающихся бережного отношения к природе и ее богатствам.

Планируемые результаты

Предметные:

-знать и объяснять существенные признаки понятий «природные ресурсы», использовать понятие для решения учебных задач;

-называть виды и особенности природных ресурсов (минеральные, почвенные, агроклиматические, биологические, водные, рекреационные); меры по сохранению и рациональному использованию разных видов природных ресурсов;

-уметь сравнивать разные виды природных ресурсов по исчерпаемости и возобновимости;

-оценивать обеспеченность России природными ресурсами, объяснять их значение для развития хозяйства страны;

-определять по картам и статистическим материалам особенности размещения основных видов природных ресурсов;

-находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения обеспеченности разными

видами природных ресурсов;

-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт

различного содержания; для проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий.

Метапредметные:

- уметь ставить учебные цели и задачи урока, планировать свою деятельность под руководством учителя и одноклассников, оценивать свою работу и работу одноклассников;

-уметь выделять объекты по существенным признакам, устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемные задачи;

-работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделять главную мысль, находить определения понятий и т.д.;

-кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме, составлять описание горных пород и минералов, участвовать в совместной деятельности, в учебном диалоге;

-проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой и графической форме (схема, таблица, диаграмма);

-излагать собственное мнение, сформированное на основе результатов индивидуальной деятельности, строить логические рассуждения;

-трансформировать информацию из одного вида в другой, использовать источники информации для её поиска и извлечения (в том числе Интернет), интерпретировать географическую информацию;

-уметь вести диалог на основе взаимного уважения, корректно отстаивать свою позицию, понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы;

-применять на практике экологическое мышление.

Личностные:

-оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей природе;

-осознание необходимости сохранения и рационального использования природных ресурсов;

-уметь оценивать с эстетической точки зрения минералогический мир;

-участвовать в коллективном обсуждении, делать аргументированные умозаключения;

-быть убеждённым в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения;

-осознавать ценность географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;

-иметь ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;

-сформированность познавательного интереса к изучению географии.

Методы обучения

словесные, наглядные, исследовательский, практические.

Технологии обучения

обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, ИКТ, здоровьесберегающие, разноуровневое обучение.

Формы организации деятельности учащихся

фронтальная, индивидуально – групповая, самостоятельная работа, практическая работа.

Основные образовательные идеи

природные ресурсы, генетическая классификация, минеральные ресурсы, водные ресурсы, почвенные ресурсы, агроклиматические ресурсы, лесные ресурсы, лесоизбыточные и лесодефицитные районы, рекреационные ресурсы, объекты Всемирного культурного и природного наследия, рациональное природопользование.

Основные понятия

природные ресурсы, неисчерпаемые, исчерпаемые, возобновимые, почва, Нечерноземье, ресурсообеспеченность.

Средства обучения

Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев География 9 класс /М: Русское слово, 2017.

Мультимедиа, компьютер, авторская презентация «Природные ресурсы России».

Раздаточный материал (оценочные листы).

Атлас 8-9 классы и контурные карты 9 класс.

Организационная структура урока.

УУД: Л – личностные, П – познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные.

Структурные элементы урока

Дидактические

задачи

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный этап.

Включить обучающихся в учебную деятельность,

организация внимания всех учащихся.

Создает благожелательную атмосферу, нацеленность на урок.

-Добрый день, ребята!

Вы готовы поработать?

Вы готовы отвечать?

Вы готовы, если надо,

Что-то вспомнить и узнать?

Ну, а главное – готовы

Вы сегодня рассуждать?

Вижу, что вы заряжены на работу. Желаю вам успехов в познавательной учебной деятельности. Занимайте места в своих группах. (класс заранее разделен на группы по 6 человек).

Девиз урока: один за всех и все – за одного.

Настраиваются на урок.



Отвечают на вопросы учителя.


1. Самоопределение (Л).

2. Умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К).

3. Смыслообразование (Р).

2. Проверка домашнего задания.

Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; коррекция знаний, умений и навыков по предыдущей теме урока.

Выясняет степень усвоения заданного на дом материала, определяет типичные недостатки в знаниях и их причины, ликвидирует обнаруженные пробелы.

Слайд №1 – титульный.

-Ребята, проверка выполнения домашнего задания по теме «Природные условия» пройдет в устной форме по вопросам разного уровня сложности. Вы сами для себя определяете степень сложности задания. Работаем фронтально, желающие ответить - поднимают руки.

Слайд №2.

Вопросы на репродукцию знаний:

-что такое природные условия?

-что такое зональные факторы природы?

-что называют азональными факторами?

-какие районы России обладают наиболее комфортными природными условиями?

-приведите примеры районов России с наименее благоприятными природными условиями.

-какие виды хозяйственной деятельности человека зависят от природных условий?

Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний:

-как природные условия Крайнего Севера влияют на жизнь и хозяйственную деятельность людей?

-почему природные условия в России ухудшаются в направлении с юго-запада на северо-восток?

-с какой целью выделяют территории с разной степенью комфортности природных условий?

-насколько комфортны природные условия Новосибирской области? Почему вы так думаете?

-приведите примеры приспособления людей к природным условиям через характер жилища, одежду и пищу.

От теории к практике:

-выделите природные условия, повышающие и понижающие степень комфортности проживания в Новосибирской области (на основе выполненной практической работы).

-выделите на карте территории с различными видами природных условии по степени их воздействия на человека.

-Проведите самооценку своей работы и заполните оценочный лист.





Слушаю информацию о форме проверки домашнего задания.



Выбирают вопросы для ответа и отвечают на них.






















Заполняют оценочный лист.

1. Освоение социальных норм и правил поведения (Л).

2. Осуществлять самоконтроль (Р).

3. Учет позиции партнеров по учебной деятельности.

4. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

5. Осознание ответственности за общее дело (Л).

6. Достижение договоренности и согласование общего решения (К).

3. Этап актуализации знаний. Мотивация.



















Актуализировать опорные знания и умения, необходимые для освоения новых знаний.

Обеспечить мотивацию и принятие цели урока.

Слайд №3.

-Ребята, как вы думаете, прав ли польский журналист «Газеты Выборча» (по рус. «Газета Избирателя») Вацлав Радзивинович, который считает, что кроме Дня Победы и полета Гагарина, нам больше нечем гордиться?

-Молодцы, сколько много поводов для гордости своей страной вы знаете!

Слайд №4.

-А о чем вам говорят слова поэта В. Лебедева-Кумача:

Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек…

Слайд №5.

-Молодцы. А сейчас попробуйте сформулировать тему урока. В качестве подсказки я вам приготовила облако слов.t1608007877aa.png-Какие задачи вы поставите перед собой на уроке? Каким образом можно достичь выполнение поставленных задач?

-Итак, тема урока определена – «Природные ресурсы России».

-Что вы уже знаете о природных ресурсах из курса 8 класса?

Осмысливают вопрос, рассуждают, приводят примеры, опираясь на свой жизненный опыт.



Высказывают свои предположения.



Формулируют тему урока, опираясь на облако слов.

Записывают тему в тетрадь.










Определяют задачи, которые надо выполнить, чтобы достичь цели.

Планируют свою деятельность.

Вспоминают, высказывают свои мысли.

1. Выполнение пробного учебного действия (Р).

2. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

3. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

(К).

4. Самостоятельное формулирование познавательной цели (П).

5. Планирование (Р).

6. Определять свое отношение к природной среде (П).

4. Организация познавательного и коммуникативного взаимодействия учащихся в группах, в ходе которого происходит открытие и усвоение новых знаний, умений и способов действий.













































Обеспечить усвоение новых знаний и способов действий через формирование основ теоретического мышления, способность анализировать и обобщать информационный материал, через усвоение приемов практической деятельности.




































Смена видов деятельности с целью снижения усталости, утомления.
















-А теперь попытайтесь сформулировать определение понятию «природные ресурсы» по известной вам схеме.

Обобщает все высказывания учащихся и подводит их к определению понятия.

Слайд №6.

Понятие



Что такое?



Существенные признаки

Природные ресурсы

=

компоненты природы

+

которые используются или могут быть использованы в хозяйственных целях

-Какие компоненты природы являются

природными ресурсами?

Слайд №7.

-Как могут быть использованы природные ресурсы?

-Чем природные ресурсы отличаются от природных условий?

-Могут ли природные условия одновременно быть природными ресурсами?

-Зависит ли разнообразие природных ресурсов от размеров страны?

-Ребята, предположите, по каким признакам можно классифицировать природные ресурсы.

Слайды №8-11.

-Откройте учебник на стр. 43 и проверьте свои предположения.

Слайд №12.

-А сейчас каждый участник группы самостоятельно проведет исследование одного из ресурсов. Время – 3 минуты. Далее пройдет совет экспертов по каждому природному ресурсу, где вы обобщите знания, которые вам предстоит передать в дальнейшем остальным участникам вашей группы. Время – 5 минут. После этого эксперты возвращаются в свои группы и обучают всех тому, чему сами научились. Время - 15 минут. По окончанию работах в группах будет проведена дискуссия, в ходе которой будет определена степень на знания и понимания нового материала.

Смысловые блоки темы для учеников (6 блоков, поэтому количество учеников в группе 6):

 -минеральные ресурсы.

-водные ресурсы.

-почвенные ресурсы.

-агроклиматические ресурсы.

-лесные ресурсы.

-рекреационные ресурсы. 

Осуществление тайм-менеджмента и недоменантной коррекции коммуникативного процесса во время групповой работы. Включает всех учащихся в процесс поиска оптимального варианта разрешения учебной задачи. При необходимости проводит индивидуальную консультацию.

После совета экспертов проводит физкультминутку.

Быстро встали, улыбнулись.

Выше-выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо-влево повернитесь,

Вправо-влево наклонитесь.

Сели-встали, сели-встали.

И на месте побежали.

Напряжение с мышц сняли.

За парты тихо сели,

Чтобы доделать всё успели.

-А сейчас начинаете обучение в группе по смысловым блокам. Помните, от того, как каждый из вас поработает, зависит оценка всей группы. Напоминаю, время работы – 15 минут.

-Время на обучение закончилось. Оцените свою работу на этом этапе урока и внесите результат в оценочный лист.

Принимают по форме и содержанию ситуации обучения и предъявления учебной задачи.

Пытаются сформулировать определение понятию «природные ресурсы».

Записывают определение понятию в тетрадь.


Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы, размышляют, приводят примеры.

Предлагают различные признаки, по которым можно разделить природные ресурсы на группы. Работают с рис. 13 «Виды природных ресурсов».

Слушают порядок работы в группах.

Получают индивидуальное задание.

Самостоятельно извлекают информацию из текста учебника и карт атласа, осмысливают её, обобщают, выделяют главное.

Записывают в тетрадь ЛОК.

Работают в совете экспертов.
















Выполняют упражнения на снятие мышечного напряжения.






Обучают своему смысловому блоку новой темы других участников группы. Вырабатывают навыки работы в команде.

Ведут активный диалог, переходящий в полилог.

Заполняют оценочный лист

1.Структурирование знаний (П).

2. Анализ, обобщение (П).

3. Установление причинно−следственных связей (П).

4. Построение логической цепи рассуждений, доказательство (П).

5. Осознание ответственности за общее дело (Л).

6. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

7. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

8. Формулирование и аргументация своего мнения (К).

9. Достижение договоренности и согласование общего решения (К).

10. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

11. Внесение необходимых дополнений и корректив в план действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата (Р).

12. Поиск необходимой информации (П).

13. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П).

14. Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию (Л).

15. Осуществлять самоконтроль (Р).

16. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

5. Этап закрепления новых знаний и способов действий.

Обеспечить первичное закрепление учащимися нового материала.


-Сейчас приглашаю группы включиться в активную дискуссию по новой теме. По окончанию дискуссии проведете самооценку своей работы в оценочном листе.

Слайд №13.

Вопросы для дискуссии:

- Можно ли утверждать, что современное общество стало меньше зависеть от природных ресурсов?

- Каковы особенности размещения разных видов природных ресурсов по территории страны?

-Какова роль минерально-сырьевых ресурсов в хозяйстве страны?

-На основе анализа текста учебника и карт атласа установите, какие территории в европейской и азиатской частях России имеют наиболее разнообразные сочетания природных ресурсов?

-Может ли человек отказаться от использования природных ресурсов?

- Какое влияние оказывает наличие тех или иных ресурсов на развитие экономики страны?

-Для чего необходимы знания о природных ресурсах?

-Приведите примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов.

-Почему М.В. Ломоносов сказал, что «Российское могущество будет прирастать Сибирью?»

Участвуют в дискуссии,

показывают степень освоения новых знаний и умений.















Заполняют оценочный лист.

1. Осознание качества и уровня усвоения (Р).

2. Сформированность ответственного отношения к учению (Л).

3. Доброжелательное отношение к другому человеку (Л).

4. Освоенность правил поведения в обществе (Л).

5. Определять условия для выполнения учебной и познавательной задачи (Р).

6. Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата (Р).

7. Определять свое отношение к природе (воде) (П).

8. Умение слушать и вступать в диалог (К).

6. Этап рефлексии.

Мобилизовать учащихся на рефлексию своей деятельности на уроке.

Дать оценку и анализ успешности достижения цели.


Предлагает оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи группы в целом.

Прием «Три М»:

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

-Ребята, а где и как можно применять полученные знания?

Подведение итогов.

Рефлексия по поводу формы и содержания урока, определяют степень соответствия цели и результатов своей деятельности.

Отмечают наиболее трудные и наиболее интересные этапы урока.

Самооценка.

Высказывают своё мнение, опираясь на изученный материал.

1. Рефлексия способов и условий действия (П).

2. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).

3. Самооценка (Л).

4. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л).

5. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

7. Этап информации о домашнем задании.

Информировать учащихся о содержании и способах выполнения домашнего задания.


Слайд №14-15.

§7, выучить определение понятиям по теме урока, устно ответить на вопросы к параграфу (разноуровневые), нанести на контурную карту России объекты Всемирного культурного и природного наследия, произвести расчет ресурсообеспеченности территории России по отдельным видам природных ресурсов: каменному углю, железной руды, природного газа (формула расчета в учебнике на стр. 338, статистические данные взять и Интернета).

По желанию (на выбор):

1. Проект «Выявление причинно-следственных связей последствий использования природных ресурсов в России».

2. Презентация «Оценка обеспеченности природными ресурсами Новосибирской области».

3. Проект «Проблемы экологической оптимизации рекреационного природопользования».

4. Эссе «Истощение природных ресурсов. Рациональное природопользование».

Записывают в дневник домашнее задание.

Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Задают вопросы по выполнению д/з.

1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания (П).

2. Самоконтроль (Р).

3. Формирование качеств

самообразования (Л).

4. Преобразовывать текстовую информацию в схему (П).

5. Вырабатывают индивидуальный

алгоритм работы (Р).

Информационные ресурсы:

Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев География 9 класс /М: Русское слово, 2017.

С.В. Банников, С.В. Жукова Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского, Н.Н. Клюева География 9 класс /М: Русское слово, 2015.

Е.А. Беловолова, Е.А. Таможняя География. Технологические карты 8 класс /М: Вентана-Граф, 2019.

Е.А. Жижина Поурочные разработки по географии 9 класс /М: Вако, 2005.

В.А. Грачев Истощение природных ресурсов. Лекция. /М, МГУ им. М.В. Ломоносова.

https://geographyofrussia.com/osnovnye-vidy-prirodnyx-resursov/

https://www.yaklass.ru/p/geografiya/7-klass/obshchaia-kharakteristika-prirody-zemli-240707/prirodnye-resursy-323422/re-9e5f91ce-02a3-4ddb-81b8-4360f562cae1

http://8klgeogr.blogspot.com/2018/10/9.html

http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8#.D0.92.D0.BE.D0.B4.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D1.80.D0.B5.D1.81.D1.83.D1.80.D1.81.D1.8B

https://konturmap.ru/geography-8-9klas-p17.html

https://aif.ru/travel/30_unikalnyh_mest_v_rossii_dlya_otdyha_turizma_i_ekskursiy

https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8.html

https://russian.rt.com/inotv/2015-04-05/Wyborcza-Rossiyanam-nechem-gorditsya-krome

https://ruxpert.ru/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F_%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%B5%D1%82_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE_%D0%B2_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B5

https://rozli.ru/istoriya/kakimi-prirodnymi-resursami-bogata-rossiya-karta-poleznyh-iskopaemyh-vodnyj-potentsial.html

http://fund.cyrillitsa.ru/tradition/7548-chem-bogaty-prirodnye-resursy-rossii.html

https://polit-gramota.ru/istoriya/spisok-obektov-vsemirnogo-naslediia-unesko-v-rossii

https://news.ru/economics/prirodnye-resursy-rossiya-stoimost-strany/

https://ru.valdaiclub.com/multimedia/infographics/bogatstvo-rossii/

https://www.opiq.kz/kit/87/chapter/5031

https://en.ppt-online.org/514958


Приложения.

Оценочная карта

Фамилия, имя учащегося:

Вид деятельности на уроке

Само-

оценка

Оценка группы

Итоговая оценка

1.Проверка домашнего задания




2.Фронтальная работа




3.Индивидуальная работа по новой теме




4.Работа в группе экспертов




5. Обучение своему смысловому блоку




6.Дискуссия





Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. По величине этого показателя можно судить о богатстве или бедности природными ресурсами того или иного региона или страны.

При расчете ресурсообеспеченности необходимо воспользоваться формулой:

РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТЬ=ОБЩИЙ ОБЪЕМ РЕСУРСА/ОБЪЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСА В ГОД (количество лет).

R=V/V1

РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТЬ=ОБЩИЙ ОБЪЕМ РЕСУРСА/ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ (на 1 жителя страны).

R=V/N


Природные ресурсы России
PPTX / 2.41 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.