Технологическая карта урока географии в 9 классе на тему «Природные ресурсы России»
Технологическая карта урока | |
Автор | Колышкина Елена Владимировна, учитель географии высшей категории, МБОУ СОШ №179, г. Новосибирск |
Предмет/класс | География 9 класс |
УМК | Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев География 9 класс /М: Русское слово, 2017. |
Тип урока | комбинированный урок. |
Тема урока | Природные ресурсы России. |
Цель урока | Формирование представлений о разнообразии и обеспеченности территории России природными ресурсами. |
Задачи урока | 1. Создать педагогические условия для обучающихся, при которых они смогут: -давать определения понятиям по теме урока; -определять разнообразие природных ресурсов на территории России; -называть причины видового разнообразия и обеспеченности территории России природными ресурсами; -выявлять и называть особенности территориального размещения основных видов природных ресурсов; -определять место России в мире по запасам отдельных видов природных ресурсов; -выявлять объекты, достойные включения в список Всемирного культурного и природного наследия; -называть и показывать объекты номенклатуры по теме урока; -открывать новые знания и добиваться успеха через сотрудничество и умение работать в группах, развить чувство самостоятельности, ответственности за свои успехи и успехи товарищей по группе. 2. Продолжить формирование универсальных учебных действий на основе тематического содержания урока. 3. Создать условия для развития познавательного интереса к предмету и повышения мотивации учения. 4. Продолжить воспитание у обучающихся бережного отношения к природе и ее богатствам. |
Планируемые результаты | Предметные: -знать и объяснять существенные признаки понятий «природные ресурсы», использовать понятие для решения учебных задач; -называть виды и особенности природных ресурсов (минеральные, почвенные, агроклиматические, биологические, водные, рекреационные); меры по сохранению и рациональному использованию разных видов природных ресурсов; -уметь сравнивать разные виды природных ресурсов по исчерпаемости и возобновимости; -оценивать обеспеченность России природными ресурсами, объяснять их значение для развития хозяйства страны; -определять по картам и статистическим материалам особенности размещения основных видов природных ресурсов; -находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения обеспеченности разными видами природных ресурсов; -использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания; для проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий. Метапредметные: - уметь ставить учебные цели и задачи урока, планировать свою деятельность под руководством учителя и одноклассников, оценивать свою работу и работу одноклассников; -уметь выделять объекты по существенным признакам, устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемные задачи; -работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделять главную мысль, находить определения понятий и т.д.; -кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме, составлять описание горных пород и минералов, участвовать в совместной деятельности, в учебном диалоге; -проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой и графической форме (схема, таблица, диаграмма); -излагать собственное мнение, сформированное на основе результатов индивидуальной деятельности, строить логические рассуждения; -трансформировать информацию из одного вида в другой, использовать источники информации для её поиска и извлечения (в том числе Интернет), интерпретировать географическую информацию; -уметь вести диалог на основе взаимного уважения, корректно отстаивать свою позицию, понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы; -применять на практике экологическое мышление. Личностные: -оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей природе; -осознание необходимости сохранения и рационального использования природных ресурсов; -уметь оценивать с эстетической точки зрения минералогический мир; -участвовать в коллективном обсуждении, делать аргументированные умозаключения; -быть убеждённым в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения; -осознавать ценность географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира; -иметь ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию; -сформированность познавательного интереса к изучению географии. |
Методы обучения | словесные, наглядные, исследовательский, практические. |
Технологии обучения | обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, ИКТ, здоровьесберегающие, разноуровневое обучение. |
Формы организации деятельности учащихся | фронтальная, индивидуально – групповая, самостоятельная работа, практическая работа. |
Основные образовательные идеи | природные ресурсы, генетическая классификация, минеральные ресурсы, водные ресурсы, почвенные ресурсы, агроклиматические ресурсы, лесные ресурсы, лесоизбыточные и лесодефицитные районы, рекреационные ресурсы, объекты Всемирного культурного и природного наследия, рациональное природопользование. |
Основные понятия | природные ресурсы, неисчерпаемые, исчерпаемые, возобновимые, почва, Нечерноземье, ресурсообеспеченность. |
Средства обучения | Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев География 9 класс /М: Русское слово, 2017. Мультимедиа, компьютер, авторская презентация «Природные ресурсы России». Раздаточный материал (оценочные листы). Атлас 8-9 классы и контурные карты 9 класс. |
Организационная структура урока.
УУД: Л – личностные, П – познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные.
Информационные ресурсы:
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев География 9 класс /М: Русское слово, 2017.
С.В. Банников, С.В. Жукова Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского, Н.Н. Клюева География 9 класс /М: Русское слово, 2015.
Е.А. Беловолова, Е.А. Таможняя География. Технологические карты 8 класс /М: Вентана-Граф, 2019.
Е.А. Жижина Поурочные разработки по географии 9 класс /М: Вако, 2005.
В.А. Грачев Истощение природных ресурсов. Лекция. /М, МГУ им. М.В. Ломоносова.
https://geographyofrussia.com/osnovnye-vidy-prirodnyx-resursov/
http://8klgeogr.blogspot.com/2018/10/9.html
http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8#.D0.92.D0.BE.D0.B4.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D1.80.D0.B5.D1.81.D1.83.D1.80.D1.81.D1.8B
https://konturmap.ru/geography-8-9klas-p17.html
https://aif.ru/travel/30_unikalnyh_mest_v_rossii_dlya_otdyha_turizma_i_ekskursiy
https://russian.rt.com/inotv/2015-04-05/Wyborcza-Rossiyanam-nechem-gorditsya-krome
http://fund.cyrillitsa.ru/tradition/7548-chem-bogaty-prirodnye-resursy-rossii.html
https://polit-gramota.ru/istoriya/spisok-obektov-vsemirnogo-naslediia-unesko-v-rossii
https://news.ru/economics/prirodnye-resursy-rossiya-stoimost-strany/
https://ru.valdaiclub.com/multimedia/infographics/bogatstvo-rossii/
https://www.opiq.kz/kit/87/chapter/5031
https://en.ppt-online.org/514958
Приложения.
Оценочная карта
Фамилия, имя учащегося:
Само- оценка | Оценка группы | Итоговая оценка | |
1.Проверка домашнего задания | |||
2.Фронтальная работа | |||
3.Индивидуальная работа по новой теме | |||
4.Работа в группе экспертов | |||
5. Обучение своему смысловому блоку | |||
6.Дискуссия |
Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. По величине этого показателя можно судить о богатстве или бедности природными ресурсами того или иного региона или страны.
При расчете ресурсообеспеченности необходимо воспользоваться формулой:
РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТЬ=ОБЩИЙ ОБЪЕМ РЕСУРСА/ОБЪЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСА В ГОД (количество лет).
R=V/V1
РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТЬ=ОБЩИЙ ОБЪЕМ РЕСУРСА/ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ (на 1 жителя страны).
R=V/N