12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК

Психологическая помощь учителю

Существует мнение, что учителя редко обращаются за помощью к психологу? Так ли это и в чём причина?
Дискуссию начал(а) Лилия Булатовна28.07.2015 2583
Опубликовано в группе «Школьный психолог»
Ответы
Венера Загидуллина
#1, 28.07.2015
ОтветитьОцените ответ:4
У россиян такой менталитет, мы еще не научились обращаться за помощью к психологу, юристу, отстаивать свои права и т.д.
Сюзанна Набиева
#2, 28.07.2015
ОтветитьОцените ответ:5
Согласна, до сих пор слово «психолог» у многих ассоциируется со словом «психиатр». Люди не понимают, что психологи оказывают помощь психически здоровым людям.
Степаненко Валентина Ивановна(эксперт сообщества)
#3, 26.01.2016
ОтветитьОцените ответ:-1
Я думаю, что учителям нет необходимости обращаться к психологам. Ведь мы сами - психологи. Каждый изучал в учебном заведении психологию. Всё в наших руках. У нас в школе нет психолога. Всю работу с учениками проводим сами. Это и тестирование, и диагностики, и консультации, и индивидуальные занятия.
Рац Екатерина
#4, 18.02.2016
ОтветитьОцените ответ:12
Ответ на сообщение #3 пользователя Степаненко Валентина Ивановна
Тогда вам параллель: хирург будет сам себе лечить зубы? ведь он тоже получил "основы"! Всегда возмущает мнение непрофессионала, что я сам справлюсь! Даже имея ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ психологическое образование человек НЕ МОЖЕТ помочь себе сам! Ему нужен другой психолог! Так и только так! А почему педагоги не обращаются? Отвечаю: завышенная самооценка своих "профи" качеств в отношении психологии! и не только относительно психологии, к сожалению... И ещё: у психологов есть понятие "не навреди" - у педагогов такого нет! это я про "консультации"типа психологические от учителей... А ещё огромнейшее недоверие педагогов к другим людям, страх что выльется в коллектив...
Степаненко Валентина Ивановна(эксперт сообщества)
#5, 18.02.2016
ОтветитьОцените ответ:2
Ответ на сообщение #4 пользователя Рац Екатерина
Уважаемая Екатерина!! Буду отстаивать свою точку зрения! Если ты учитель - ты должен быть психологом. Если ты не владеешь психологией, в школе. делать нечего!
Сомова Светлана Геннадьевна(эксперт сообщества)
#6, 19.02.2016
ОтветитьОцените ответ:2
Ответ на сообщение #5 пользователя Степаненко Валентина Ивановна
Основами психологии учитель наверное должен владеть. Но фактор профессионального выгорания еще никто не отменял! Да и взгляд с другой стороны на, казалось бы, "вселенскую" проблему иногда полезен. В школе психолога нет, она в декрете. А к человеку ее заменяющему, хожу. Взаимная выгода. Я ей помогаю, она мне. Вместе не так страшно. Она видит проблему совсем с другой стороны, подмечает самые мелкие нюансы.

Степаненко Валентина Ивановна(эксперт сообщества)
#7, 19.02.2016
ОтветитьОцените ответ:2
Ответ на сообщение #6 пользователя Сомова Светлана Геннадьевна
Это хорошо, что у вас есть взаимосотрудничество! А если есть профессиональное выгорание, надо менять профессию. В школе делать нечего. Можете не согласиться. Это моё мнение!!
Рац Екатерина
#8, 28.04.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #5 пользователя Степаненко Валентина Ивановна
Понятие "владеть" весьма растяжимое! И одно дело применять некоторые знания к ученикам, совсем другое к самому себе! И уж тем-более лезть не профи (ведь у вас диплома именно психолога нет!) в такую хрупкую и формирующуюся психику ребёнка по серьёзным проблемам! Даже имея диплом именно психолога и стаж работы профессионалы не стесняются перенаправить к другому психологу если видят, что есть необходимость в узко специализирующемся специалисте (например суицидальные склонности и т.п.)
И сама по себе педагогика основывается на знаниях психологии, поэтому есть хорошие педагоги, но они не психологи!!!

Отредактировано 28-04-2016 11:11

Степаненко Валентина Ивановна(эксперт сообщества)
#9, 28.04.2016
ОтветитьОцените ответ:0
Ответ на сообщение #8 пользователя Рац Екатерина
Уважаемая Екатерина! У меня 2 диплома. По-первому образованию я психолог! Психологи , как и учителя бывают разными. Одни - по-призванию, другие - чтобы заработать деньги. Там где возможно, я сама справляюсь с проблемами, где-то советуюсь с психологом. Но учитель обязан быть "психологом". Можете мне противоречить!!1
bhbyf
#10, 04.06.2016
ОтветитьОцените ответ:0
Ответ на сообщение #5 пользователя Степаненко Валентина Ивановна
Да, мы должны быть психологами. Но это как медицине есть детский врач, а есть педиатр. Знать детскую психологию, это не значить уметь разобраться::smile12:: в себе.
Степаненко Валентина Ивановна(эксперт сообщества)
#11, 04.06.2016
ОтветитьОцените ответ:0
Ответ на сообщение #10 пользователя bhbyf
Педиатр должен быть детским врачом, детский врач должен быть педиатром. Плохо, что вы не можете разобраться в себе.Для этого нужно психологию не только школьника, но и общую. Читайте литературу.
bhbyf
Комментарий был удалён пользователем 05 июн 2016 в 07:13
bhbyf
#13, 05.06.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #11 пользователя Степаненко Валентина Ивановна
Я хорошо в себе разбираюсь Но никогда детский врач в поликлинике не будет личить взрослого. Каждый должен заниматься своим делом. Да, я институте проходила психологию, но в дипломе у меня написано "учитель физической культуры" а не "психолог".
Степаненко Валентина Ивановна(эксперт сообщества)
#14, 05.06.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #13 пользователя bhbyf
Я остаюсь на своё мнении, Ваша точка зрения - это ваша. Я могу с ней соглашаться или не соглашаться. Но любой учитель в первую очередь должен быть психологом!!!
bhbyf
#15, 05.06.2016
ОтветитьОцените ответ:0
Ответ на сообщение #14 пользователя Степаненко Валентина Ивановна
В ближайшее время в России появится профессиональный стандарт педагога, пообещал глава Минобрнауки. Про стандарт пока известно немного. Выступая на съезде «Единой России», Ливанов сказал лишь,
что отныне российский учитель должен быть не только педагогом, но еще и психологом. Это прописано в проекте. В первую очередь - педагогом! Я знаю про профессиональный стандарт лишь
понаслышке и больших изменений в системе школьного образования после его принятия не жду. Если это документ, который будет что-то обязывать, — одно дело. Насколько я понимаю, это не так. Вероятно, документ представляет собой это некоторое описание того идеала, который общество хочет видеть в лице учителей. Если он не имеет законодательной силы, то это так и останется набором пожеланий.Это мое личное мнение!.::smile1::
Степаненко Валентина Ивановна
Комментарий был удалён пользователем 05 июн 2016 в 10:19
Степаненко Валентина Ивановна
Комментарий был удалён пользователем 05 июн 2016 в 10:21
Степаненко Валентина Ивановна(эксперт сообщества)
#18, 05.06.2016
ОтветитьОцените ответ:2
Ответ на сообщение #15 пользователя bhbyf
Мы без Ливанова знаем, что мы должны быть психологами. Согласна с Вами, что каждый должен заниматься своим делом! Наше дело знать психологию ученика, знать, как ему помочь в трудной ситуации. Не в каждой школе есть психологи. Мои ребята любят, когда я им рассказываю на классных часах про мышление, память, внимание, темперамент, характер. Как заниматься самовоспитанием. Они задают много вопросов, ищут ответы в Интернете. Я им приношу свою старую психологи, которую изучала сама. Это помогает им в учёбе. Вам можно сложнее, если вы не классный руководитель.
bhbyf
#19, 05.06.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #18 пользователя Степаненко Валентина Ивановна
Я классный руководитель.В Толковом словаре" В. Даля слово"учитель" определяется как наставник, преподаватель, т.е. подчеркиваются две его основных функции - руководство приобретением и реализацией социального опыта ученикам и передача накопленных человечеством
знаний. Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса. Известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн
отмечал необходимость различия психологического и педагогического подходов. Если предмет психологии - это закономерности развития психики ребенка, то педагогический процесс является условием этого развития. Если предмет педагогики - специфические закономерности обучения и воспитания, то психические процессы на различных ступенях развития ребенка выступают как условия, которые
должны учитываться педагогами. Вот поэтому, нам необходима психология. Психология в буквальном значении этого слова -
наука о душе. Задача психологии и психологов - помочь человеку разобраться в себе, в своих сложных проблемах и найти рациональный выход из сложившихся ситуаций без значительных нервно-психических напряжений. Но педагогических институтах, мы получаем лишь основы.
Есть отличные педагоги, но есть и отличные психологи.
Степаненко Валентина Ивановна(эксперт сообщества)
#20, 05.06.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #19 пользователя bhbyf
Всё правильно! Я с Вами согласна!!!
bhbyf
#21, 05.06.2016
ОтветитьОцените ответ:0
Ответ на сообщение #20 пользователя Степаненко Валентина Ивановна
Спасибо. Было приятно пообщаться!
Степаненко Валентина Ивановна(эксперт сообщества)
#22, 05.06.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #21 пользователя bhbyf
Мне тоже было приятно! Спасибо!!!
Юлия
#26, 26.01.2017
ОтветитьОцените ответ:-1
Ответ на сообщение #5 пользователя Степаненко Валентина Ивановна
Владеть психологией учитель должен, но, наверное, специалист с психологическим образование не зря учился 5-6 лет, есть очень много нюансов в работе психолога. А учитель не имеет право использовать диагностические методики и тем более их интерпретировать!!! Да и что за консультации учителя могут дать - всегда со своим мнением. Мы ведь психологи не учим читать ребенка, хотя тоже умеем читать.
Степаненко Валентина Ивановна(эксперт сообщества)
#28, 27.01.2017
ОтветитьОцените ответ:0
Ответ на сообщение #26 пользователя Юлия
Спасибо за представленные занятия! Похожие задания проводим и мы, учителя! Ведь на каждом уроке мы работаем и над развитием речи, мышления, воображения, памяти и ... Думаю, что ни один учитель не претендует на роль психолога. Но многие вопросы, которые нужно решить, а психолога нет в школе, может грамотный педагог. Очень приятно, что Вы защищаете свою профессию, значит Вы любите её. Но есть психологи, которые не понимают свою роль в школе! Жаль их. Творческих Вам успехов!!!
Соколова Антонина Михайловна
#31, 27.06.2017
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #4 пользователя Рац Екатерина
Согласна с Вами, Екатерина, в части проведенной параллели: действительно, даже имея многолетний опыт психологической работы, психологу тоже бывает нужна помощь коллег. Но не могу полностью согласиться с Вашим объяснением причин "не обращения" педагогов к психологу: действительно, бывает и так, но не стоит всех под одну гребенку. Я работаю психологом в школе с 1993 года. Да, первые года три ко мне "присматривались" в коллективе, и это нормально. И вот уже много лет ни у кого (ни у школьников, ни у педагогов, ни у родителей) нет ни страха, ни недоверия. Скорее, наоборот.
Осипова Марина Вячиславовна
#32, 10.10.2017
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #5 пользователя Степаненко Валентина Ивановна
Уважаемая Валентина Ивановна! Вы конечно правы, но все таки речь идет не об учителе - психологе для детей и т.д., а о личности. Учитель ведь тоже человек! И поверьте, не все могут заниматься самокритикой. И поставив самому себе вопросы не каждый сможет на них ответить. А тем более помочь самому себе. Куда лучше поговорить с понимающим, знающим человеком, профессионалом. Трудно быть психологом для себя самого.
Степаненко Валентина Ивановна(эксперт сообщества)
#33, 10.10.2017
ОтветитьОцените ответ:0
Ответ на сообщение #32 пользователя Осипова Марина Вячиславовна
Марина! В чём-то я с Вами согласна!!!
Елена
#35, 27.12.2017
ОтветитьОцените ответ:0
Ответ на сообщение #7 пользователя Степаненко Валентина Ивановна
Доброго времени суток! Позволю себе вмешаться в дискуссию, надеюсь, никто не против!!Зачем же так категорично!? На заседании МО решали, кто будет принимать участие в областном мероприятии. Прошлись по списку педагогов. И оказалось, что я- молодежь у нас в районе.И такой молодежи ... человека четыре! 40 лет, 18-летний стаж работы! И на самом деле это страшно!Мы проводим свои исследования, которые нужны в дальнейшей работе!Все мы живые люди, и ситуации бывают разные! Если есть какие-то проблемы, решаемые вместе с психологом,думаю,что их нужно решать, а не рубить сгоряча! Так все оставшиеся учителя из школы убегут! Работать в обычных школах сейчас, ох, как непросто!

Отредактировано 27-12-2017 23:03

Винокурова Марина Валерьевна
#23, 11.10.2016
ОтветитьОцените ответ:4
Уважаемые коллеги!Учитель зачастую сам нуждается в психологической помощи - постоянное существование в стрессообразующей среде, высокая перегруженность, цейтнот, личная неустроенность и пр. И как бы он сам хорошо не знал основы психологии, все равно -"нет пророка в своем Отечестве". Обращаться или нет к психологу, мне кажется здесь вопрос в профессионализме психолога, в доверии к нему как к профессионалу! В условиях школы, небольшого города, где каждый друг-друга знает, многие опасаются именно огласки, не хотят выносить "сор из избы". Это их право. Но высококвалифицированный специалист-психолог всегда знает, что Этический кодекс педагога-психолога -это документ №1.Нужно искать грамотных,хороших специалистов и если есть необходимость, то обязательно обращаться!
Третьякова Ольга Сергеевна
#51, 06.03.2018
ОтветитьОцените ответ:2
Ответ на сообщение #23 пользователя Винокурова Марина Валерьевна
Полностью с Вами согласна. Но я думаю, что здесь еще и финансовый вопрос. Консультация психолога стоит в районе 1000 руб. (по крайней мере, в большом городе), а посещать специалиста нужно раз в неделю. Так можно только на психолога и работать))
Чувалджян Рузанна Арутовна(эксперт сообщества)
#24, 03.11.2016
ОтветитьОцените ответ:0
Редко, но иногда очень хочется!
Бородаенко Елена Александровна
#25, 03.01.2017
ОтветитьОцените ответ:1
Да, педагогическое сгорание- частый и "помолодевший" диагноз... Лично мне трудно понять суть проблемы.Мы же не боимся идти, например, к хирургу, потому что нам "назначат" профнепригодность. Нет. Суть в том, что настоящих специалистов в области такой "щепетильной" науки как психология очень мало. Был такой случай. Обратилась к лучшему специалисту в районе (на сайте отзывы, список дипломов и сертификатов)...В итоге, 1 час 54 минуты украла у нее и у себя, конечно, но...безрезультатно: не решила задачу с тремя неизвестными (образное и символическое сравнение встречи)
Светлана
#27, 26.01.2017
ОтветитьОцените ответ:0
В нашей школе учителя обращаются по разным вопросам, стараешься настроить их на позитив и себя держешь в тонусе, кто же как ни мы психологи должны быть всегда оптимистами и жизнелюбами!!!
Ахметшина Наталья Юрьевна
#29, 29.03.2017
ОтветитьОцените ответ:1
Приходится самому себе быть и психологом, и врачом.::smile0::
Адамова Нарема Семедовна(эксперт сообщества)
#30, 21.04.2017
ОтветитьОцените ответ:0
Прежде чем обратиться к психологу найти ЕГО найти. Как бы вред не получить.Я лично с удовольствием пообщалась бы с психологом. Мы учителя--но в первую очередь люди, со своими проблемами и личной жизнью.
Кузнецова Александра Михайловна(эксперт сообщества)
#37, 02.01.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #30 пользователя Адамова Нарема Семедовна
Опять согласна с коллегой! Далеко не с каждым ребёнком психолог успевает поработать, а для учителя и совсем времени нет.
Кияйкина Наталья Федоровна(эксперт сообщества)
#38, 03.01.2018
ОтветитьОцените ответ:0
Ответ на сообщение #37 пользователя Кузнецова Александра Михайловна
А с каждым ребенком и не нужно работать. Педагог-психолог работает индивидуально с детьми по запросу родителей, педагогов, по результатам обследования, наблюдений. Практикуется и профилактическая деятельность, которая направлена на формирование навыков саморегуляции и психологическое просвещение.А что касается педагогов, то в рамках должностных обязанностей психолог осуществляет психо-профилактическую и консультативную деятельности с педагогами. Остается только сделать выбор самим педагогам.::smile0::

Отредактировано 03-01-2018 18:11

Наталья
#44, 06.01.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #30 пользователя Адамова Нарема Семедовна
У нас психолог, и она же классный руководитель, как бешеная орет на детей!!! Но искренне обижается, если кто нибудь повысит голос на её родного ребенка. Вот такие двойные стандарты)
Кияйкина Наталья Федоровна(эксперт сообщества)
#45, 07.01.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #44 пользователя Наталья
Наталья! Действительно двойные стандарты! Очень жаль! ::smile48::Ваш психолог, к большому сожалению, совершенно незрелая личность! К такому психологу никому не захочется обращаться...::smile19::
Потамошнева Наталья Алексеевна(эксперт сообщества)
#34, 13.11.2017
ОтветитьОцените ответ:1
"Спасение утопающих - дело рук самих утопающих"::smile44::
Кияйкина Наталья Федоровна(эксперт сообщества)
#36, 29.12.2017
ОтветитьОцените ответ:0
Психологическая практика показывает, что педагоги обращаются за помощью довольно часто, что дает возможность им эмоционально-личностно и профессионально расти!::smile0::<div>Не обращаются за помощью только те, кто знает как себе помощь и помогает, добившись результата, или кто не готов обсуждать проблемы с психологом и получать квалифицированную помощь! Очень жаль! Но, каждый выбирает для себя сам...</div>

Отредактировано 29-12-2017 09:57

Кузнецова Александра Михайловна(эксперт сообщества)
#39, 04.01.2018
ОтветитьОцените ответ:-1
Ответ на сообщение #36 пользователя Кияйкина Наталья Федоровна
Наталья Федоровна, нужно помнить ещё и о том, что все мы в разных условиях работаем. Немало школ у нас на периферии, в которых нет психологов вообще или есть психологи, получившие образование в филиале, у которого кроме названия ничего от высшего учебного заведения нет.Так что большой вопрос польза или вред будет от обращения к такому психологу.

Отредактировано 04-01-2018 14:29

Кияйкина Наталья Федоровна(эксперт сообщества)
#40, 05.01.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #39 пользователя Кузнецова Александра Михайловна
Александра Михайловна, конечно, все работают в разных условиях... Но чтобы оказать психологическую помощь педагогу,условия не так важны. Важно, на мой взгляд, активное слушание, понимание и умение оказывать психологическую помощь клиенту, используя разные направления профессиональной деятельности. А что касается знаний психолога... филиалы ВУЗов тут ни причем, все зависит от личности и ее приоритетов (на сегодняшний день знания приходится добывать самим, как детям, так и взрослым). "Кто ищет - тот найдет, кто хочет -тот добьется".

Отредактировано 05-01-2018 00:22

Кузнецова Александра Михайловна(эксперт сообщества)
#41, 05.01.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #40 пользователя Кияйкина Наталья Федоровна
Наталья Фёдоровна, я как раз это и хочу сказать! Проблема в том и заключается, что порой проще "самим добыть" знания, чем получить помощь от психолога. Просто потому, что учителю, работающему в провинции, проще найти нужную информацию, чем психолога, способного реально помочь. Я не философствую, я констатирую факт из личного опыта.
Кияйкина Наталья Федоровна(эксперт сообщества)
#42, 06.01.2018
ОтветитьОцените ответ:0
Ответ на сообщение #39 пользователя Кузнецова Александра Михайловна
::smile48::::smile12::::smile0::

Отредактировано 06-01-2018 14:15

Наталья
#43, 06.01.2018
ОтветитьОцените ответ:0
Ответ на сообщение #41 пользователя Кузнецова Александра Михайловна
Действительно, так и есть...
Кияйкина Наталья Федоровна(эксперт сообщества)
#46, 07.01.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #43 пользователя Наталья
На это можно сказать только одно: "Очень жаль, что среди педагогов и психологов встречаются равнодушные, безграмотные и незрелые личности... ::smile48::
Андрей
#47, 21.01.2018
ОтветитьОцените ответ:2
Психолог в школе я думаю нужен для того ,чтобы помогать учителям разные дети бывают и не всегда знаешь что делать
Кияйкина Наталья Федоровна(эксперт сообщества)
#48, 26.01.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #47 пользователя Андрей
Да, педагогам, конечно, нужна психологическая помощь... Если они ее просят - следует оказать! Приоритетная задача педагога-психолога - психическое здоровье детей. Поэтому педагог-психолог на первую ступеньку профессиональной деятельности должен ставить работу с детьми по разным направлениям. далее следует работа с родителями и педагогами. И, безусловно, важно правовое направление (как соблюдаются права ребенка). Самая актуальная тема!::smile12::
Андрей
#49, 27.01.2018
ОтветитьОцените ответ:3
соглашусь с Вами полностью
Кияйкина Наталья Федоровна(эксперт сообщества)
#50, 01.02.2018
ОтветитьОцените ответ:0
Ответ на сообщение #49 пользователя Андрей
::smile0::