Смысловое чтение не только на уроке литературы...

Уважаемые коллеги,предлагаю обсудить проблему обучения смысловому чтению. Тексты учебников по разным учебным предметам имеют свою специфику. Текст является основой комплексных диагностических работ. И если ученики не умеют добывать необходимую информацию из текста,использовать ее для решения поставленных задач, преобразовывать,делать выводы,то результаты наших диагностик будут плачевными... Что вы предложили бы в данной ситуации? Поделитесь,пожалуйста, своими идеями, опытом,наработками.

Дискуссия создана 20 May 2016

в группе «В помощь учителю»

Ответы

Хочу сказать большое спасибо автору дискуссии! Проблема, которую Вы затронули, актуальна! Как показывает практика, ученики действительно не умеют добывать информацию из текста. Смысл ТОЛЬКО ЧТО прочитанного для некоторых учеников , увы, непонятен. Печально, но факт. На своих уроках для развития навыков смыслового чтения я задаю сама и учу ребят задавать "тонкие"(требующие односложного ответа) и "толстые" (требующие размышления) вопросы к тексту. Научила детей составлять кластеры. Это очень удобно, так как помогает графически представить информацию. Также читаем текст по абзацам и тут же обсуждаем прочитанное. С ребятами постарше очень удобно использовать прием конспектирования. Это помогает увидеть в тексте главное, записать и использовать в дальнейшем для пересказа. Обязательно при прочтении текста провожу словарную работу: любое непонятное слово, термин всегда поясняем.

20 May 2016

Спасибо,Елена Сергеевна! Думаю,полезно будет обменяться различными приемами и способами формирования навыков смыслового чтения. Благодарю за интересные "находки"!

20 May 2016

Интересно, Елена Сергеевна!

20 May 2016

Спасибо, Елена Сергеевна.

30 May 2016

Спасибо за идею! Дети, и правда, смотрят в книгу, а видят... Опыт показывает, что эту форму работы нельзя запускать. Я с 5 класса, как только дети приходят из началки использую комментированное чтение, вопросы по тексту, пересказ.

1 July 2016
Ответ

Спасибо, Яна Ивановна, за начатую очень полезную дискуссию! Уже можно взять в копилку несколько приемов.

1 July 2016

Для развития навыков смыслового чтения использую разные приемы. Вот некоторые из них: На уроках чтения и окружающего мира: 1) выписать слова, значения которых непонятны, после чего идет коллективное обсуждение и объяснение значения слов; 2) даю на выбор задание после прочтения - составить 5 вопросов или тест из 5 заданий с выбором ответа (обычно сильные дети выбирают тест, а слабые - вопросы); 3) после первичного чтения провожу тест "ИСТИННО"/"ЛОЖНО" (для теста выбираю предложения из текста, некоторые предложения искажаю - заменяю слова). На уроках математики: 1) Предлагаю решить задачи, распечатанные на листах. Среди всех задач есть такие, в которых на вопрос ответить нельзя. На уроках русского языка: 1) В начале урока раздаю карточки с орфограммами. Задание: прочитать орфограммы, знаком + отметить те, которые мы уже знаем, знаком "МИНУС", которые ещё предстоит изучить. На любом уроке при записи на доске использую прием "Лови ошибку". При объяснении материала намеренно допускаю ошибки.

30 May 2016

Спасибо, Марина!

30 May 2016

Марина,как интересно! Некоторые приемы,из перечисленных Вами, я тоже использую. Для себя отметила составление мини-теста - очень интересно,обязательно воспользуюсь! Спасибо!

31 May 2016

Можно предложить составить вопросы по тексту. Еще люблю опорные конспекты - тоже неплохо помогает.

11 June 2016

Елена Валерьевна, а как Вы используете конспекты? Для того,чтобы легче запомнить материал? Поделитесь, конспекты составляют ученики или Вы им предлагаете в готовом виде?

13 June 2016
Ответ

Ох, трудный вопрос. Обычно мы делаем вид, что составляют они сами. На самом деле составляют единицы, остальные улавливают крупицы информации, и их это вдохновляет на повторение открытия одноклассника. А некоторые откровенно ждут, когда им кто-нибудь скажет, что писать. Дети в нашей школе в основном не очень умные (с ДЦП), так что мы составляем самые простые конспекты: пишем опорные слова или "кусочки" - фрагменты фраз. Основная цель - да, запоминание материала. Но этого мало: еще стараемся развивать логику и отрабатывать вот то самое "смысловое чтение".Я думаю, что даже в слабом классе надо работать на опережение. Сначала большинству трудно запоминать новые слова (у некоторых словарный запас как у детсадовца), но потом и сами начинают их употреблять (года через два). Так же и здесь: сначала не получалось ни у кого, а к выпуску конспекты более или менее успешно делают две трети класса (7 из 10 учеников).

13 June 2016
Ответ

Спасибо Вам за подробный ответ! Идея с опорными конспектами не нова,но как нельзя актуальна! К тому же работают все типы восприятия информации - запомнят и кинестеты и визуалы. И ничего придумывать не надо. Сама помню с детства,как мне нравилось ,что эти конспекты можно было дополнять рисунками,раскрашивать, и все это легче запоминалось.

14 June 2016
Ответ

Совершенно согласна! Многие старые методы работают лучше новых.

14 June 2016

Я на уроках истории очень часто применяю прием составления таблиц по материалу параграфа или моего рассказа. Это помогает детям освоить умение классификации и систематизации. После таблицы в обязательном порядке должен быть вывод. Сначала дети находят вывод в параграфе, потом некоторые дети пишут уже СВОИ выводы (можно говорить, что научились делать умозаключения).

1 July 2016

Спасибо,Елена Викторовна! Действительно,тексты в учебниках по разным предметам очень сильно отличаются. Думаю,что ваш прием могут использовать и биологи,и географы,к примеру. Правда,сначала надо научить детей составлять эти таблицы. В начальной школе с этим посложнее дело обстоит. Пока учимся только читать,понимать данные в таблицах. А вот делать вывод- отличная мысль! Будем учиться...

2 July 2016

Для развития навыков смыслового чтения использую разные приемы. Часто на уроках использую приём "Инсерт". http://www.kmspb.narod.ru/posobie/insert.htm

18 July 2016

Интересно! Не слышала о таком приеме,хотя нечто похожее я тоже использую,но без составления таблиц. Думаю, с таблицами, действительно, удобнее и нагляднее. Спасибо,Людмила Васильевна!

19 July 2016

Яна Ивановна, спасибо большое за приглашение участвовать в дискуссии, только на моих уроках мы больше бегаем и прыгаем. ::smile17::

19 July 2016

А как же учебники по физкультуре?..::smile8::::smile4::

19 July 2016
Ответ

Мы ими не пользуемся. Для освобожденных я сама готовлю индивидуальные задания. Дети делают проекты, готовят рефераты, выполняют индивидуальные комплексы упражнений, подобранные согласно их заболеванию.

19 July 2016
Ответ

Понятно. Тем не менее, как говорится, спасибо,что зашли!::smile6::

19 July 2016
Ответ

::smile23::

19 July 2016

А как же учебники по физкультуре?

19 July 2016
Ответ

Дети и так загружены. Я ими не пользуюсь. Сама рассказываю и потом спрашиваю. Дети СМГ готовят рефераты, презентации, выполняют проекты.

19 July 2016
Ответ

Я сначала написала вопрос, а потом увидела, что есть АБСОЛЮТНО такой же...::smile5::

19 July 2016
Ответ

Ничего, бывает...::smile3::

19 July 2016
Ответ

У моей дочки в школе есть учебник по физкультуре. Точнее, несколько, но за какой-то один класс. Хранятся у учителя. Те, кто освобожден от физ-ры, должны в течение урока ::smile4::подготовить пересказ одного параграфа. Моя доча уже выучила учебник наизусть...

19 July 2016
Ответ

Да, я знаю, у нас тоже так делают некоторые учителя. Я предпочитаю другое- кроссворды, загадки, ребусы,шахматы, шашки. Дома они готовят доклады,презентации, причем, выбирают то, что им интересно. Дети отвечают один раз в неделю.В классе (в период эпидемии гриппа особенно) по 5-7-10 учеников освобожденных. И вы думаете они в состоянии тихо и спокойно просидеть 45 минут? Приходится постоянно что нибудь придумывать новое. Физическая культура дана не всем, а оценки хорошие подавай. Я ввела систему дополнительных оценок - участие в конкурсах. Сейчас в интернете их очень много. Участие-сертификат-оценка. Детям нравится и у родителей нет никаких претензий.

20 July 2016
Ответ

А у нас сидят на скамейках... В лучшем случае, рисуют или читают (с собой приносят или я им даю). А Вы молодец, Ирина Сергеевна! И себя подстраховали,и детям интересно.::smile2::

20 July 2016
Ответ

Приятно, когда учитель относится творчески, вкладывает душу в свой дело. Мне в этом плане, можно сказать, везло на учителей физкультуры. Я это поняла только сейчас. У меня никаких данных не было (невысокая, толстоватая, коротконогая, с близорукостью высокой степени (то, что мне вообще нельзя было заниматься по общей программе под страхом отслоения сетчатки , врачи почему-то заметили только уже в университете)) в результате умею больше, чем моя стройная длинноногая, но часто болеющая дочь. А вот моя учительница, Зоя Евгеньевна, умела чему-то научить всех, а не давала задания родителям на дом "научить ребенка кувырку вперёд". Я, например, не умею такому учить! Ей ведь не велят научить ее ребенка писать сочинения или решать задачи!

20 July 2016
Ответ

Молодец, Ирина Сергеевна!

20 July 2016
Ответ

Действительно, повезло с учителем!

20 July 2016
Ответ

::smile23::

20 July 2016
Ответ

Заходите! Буду рада пообща::smile30::ться!

20 July 2016
Ответ

А какие дети делают проекты! Умницы!. Если есть желание посмотрите у меня в публикациях ( " Мой веселый звонкий мяч", " Акробатика в моей жизни", " Футбол, футбол"). За это не жалко ни каких оценок!

20 July 2016
Ответ

Спасибо. Обязательно!

20 July 2016
Ответ

Какие молодцы! Это потому что у них есть идейный вдохновитель (в Вашем лице,конечно же)! Успехов Вам!

20 July 2016
Ответ

::smile35::

20 July 2016

Много примеров здесь уже привели. Большинство приемов, о которых уже написали коллеги, относятся к одной современной технологии - технологии развития критического мышления. Цель технологии развития критического мышления – обеспечить развитие КМ посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. Обучая русскому языку и литературе, я активно использую технологию развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Суть использования ТРКМ – способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Механизм использования ТРКМ – интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызова (актуализации субъектного опыта); осмысления; рефлексии. Я хочу выделить основные методические приемы технологии развития критического мышления: инсерт; мозговая атака; групповая дискуссия; чтение с остановками и вопросы Блума; кластеры; синквейн; «продвинутая лекция»; ключевые термины; перепутанные логические цепочки; таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»); взаимоопрос. Примеры приводить сейчас не буду. Коллеги уже привели по одному примеру. В общем, хочу сказать, что у ТРКМ множество плюсов, и проблема обучения смысловому чтению здесь как раз таки решаема. Кому интересно, может заглянуть на мою страничку, Уроки с применением ТРКМ по русскому языку : "Глагол. Морфологические признаки.", "прилагательное. Морфологические признаки" и урок по литературе Внеклассное мероприятие по литературе в 6-м классе по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" Посиделки на хуторе близ Диканьки”. <div> </div>

20 July 2016

Ответ #37738 был удален 20 July 2016

К сожалению, у меня не получилось выложить ссылки на уроки(((

20 July 2016
Ответ

Ничего, мы сами к Вам зайдем::smile4::

20 July 2016

Я как-то уже приводила пример по развитию логического мышления.http://урок.рф/library/razvitie_logicheskogo_mishleniya_092003.html

20 July 2016

Спасибо! Очень интересно!

20 July 2016
Ответ

А вот еще одно из заданий на установление закономерностей. http://урок.рф/library/fragment_zanyatiya__2_kruzhka_%C2%ABstupeni_poznaniya%C2%BB_154136.html

20 July 2016
Ответ

::smile2::

20 July 2016
Ответ

Если пригодится, то буду рада. По данной методике я много заданий составила. Самое невероятное в том, что и к научному тексту становятся внимательнее. И обобщать учатся.

20 July 2016
Ответ

Международные исследования PISA говорят о том, что российские школьники не умеют обобщать и сравнивать информацию из отрывков, взятых из разных текстов, а также не умеют прогнозировать события в тексте и вычитывать скрытую информацию... В общем, завал!..::smile14::::smile48::::smile49::

20 July 2016
Ответ

Школьное образование сейчас направлено на тесты, ведь впереди ЕГЭ.

20 July 2016
Ответ

Но ведь, чтобы суметь ответить на эти тесты, нужно огромное количество информации перелопатить! А если читать и ничего не понимать...

20 July 2016
Ответ

А читать то и не хотят. "Скажите как и что, я сделаю." и "Где бы списать?"

20 July 2016
Ответ

Да,это грустно(((

20 July 2016
Ответ

А мы упрямо стараемся учить тому, что нужно.

20 July 2016
Ответ

::smile1::

20 July 2016
Ответ

Вот это точно!

21 July 2016

Огромное спасибо за приглашение! Было интересно "послушать" коллег. На своих уроках использую многие приёмы из уже предложенных...

20 July 2016

Проснувшись сегодня ни свет ни заря,почитала комментарии с чашечкой кофе и, не придумав себе занятия,при котором я бы не разбудила детей,присела на диванчик с книжкой в руках... Но не с художественной,а с одной из тех,что недавно преобрела к новому учебному году... Читаю и уже хочу всё это попробовать! Книжка О.В.Соболевой "Беседы о чтении,или Как научить детей понимать текст" изд. Баласс. И об умении прогнозировать события до начала чтения(по заголовку, автору, иллюстрациям) и по ходу чтения. И о развитии творческого воображения. И о работе с текстом на уроках русского языка. Очень интересная находка -хайку (трехстишие в японской поэзии).А какая работа с пословицами... Труды замечательных писателей,лингвистов,педагогов захотелось прочесть (они в списке использованной литературы): Ушинский, Толстой,Гальперин,Граник и!Джанни Родари ("Грамматика фантазий")!Мне очень нравилась технология формирования правильного типа читательской деятельности у Бунеевых - работала по "Школе 2100" когда-то. Есть соприкосновения с идеями в этой книжке. Я бы и сейчас работала по этой программе,но.. ее нет теперь в Федеральном перечне... Уроки литературного чтения нравились и мне и детям!Так что, уже горю идеями и желанием все это попробовать! Вот такое утро у меня!

22 July 2016

Замечательное утро! Еще не напряга, но есть стойкое желание и намерение работать! Значит все будет хорошо!

22 July 2016