Как составлять расписание. Коллеги, вы всегда довольны, составленным расписанием в ваших школах?

В расписании образовательная организация отражает режим учебной деятельности. В нем указывают учебные дни и последовательность дисциплин на каждый учебный день. Дополнительно в расписании можно указать фамилии педагогов и номера учебных помещений, временные рамки урока (расписание звонков). Расписание должно соответствовать учебному плану. Оно может быть: линейным, нелинейным, модульным. С переходом на ФГОС общего образования в режиме учебной деятельности уроки можно чередовать с занятиями по внеурочной деятельности. Для классов, не перешедших на ФГОС, отдельно составляют расписание уроков и расписание факультативных занятий. Основой для составления расписания в обоих случаях выступают требования СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29 декабря 2010 г. № 189. Расписание параллельно составляют: для обучающихся (по классам) и для педагогов. Какие есть общие требования к расписанию Единые для всех уровней общего образования требования к составлению расписания содержит СанПиН 2.4.2.2821-10: • учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов (п. 10.4); • проведение нулевых уроков не допускается; • в организациях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену; • обучение в три смены в общеобразовательных организациях не допускается; • образовательную нагрузку равномерно распределяют в течение учебной недели (п. 10.6); • расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (п. 10.7); • чтобы избежать переутомления и сохранить оптимальный уровень работоспособности в течение недели, обучающимся составляют облегченный учебный день в пятницу или в четверг (п. 10.11); • перерыв между сменами – не менее 30 минут (п. 10.13); • предметы, которые требуют больших затрат времени на домашнюю подготовку, не группируют в один день; • наибольший объем учебной нагрузки предусматривают на вторник или среду, минимальный – в понедельник, пятницу (п. 10.20). Также СанПиН 2.4.2.2821-10 определяет особенности включения уроков физической культуры в расписание: 1) занятия физической культурой предусматривают в числе последних уроков (приложение 3); 2) после уроков физической культуры не проводят уроки с письменными заданиями и контрольные работы (приложение 3); 3) в расписание включают не менее 3 часов физической культуры (в урочной и внеурочной форме) в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается (п. 10.20). При составлении расписания диспетчер образовательной деятельности принимает во внимание: • деление класса (параллели) на подгруппы: по иностранному языку, технологии, физической культуре; • учебный план профильных классов; • занятость педагогов (сотрудников и совместителей), наличие у них методических дней; • расписание звонков и наличие в 1-м классе динамической паузы; • тип расписания (модульное, линейное, нелинейное). Что учесть при составлении расписания в начальной школе В начальной школе общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать: • для обучающихся 1-х классов – 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры; • для обучающихся 2–4-х классов – 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10). Наиболее трудные предметы для обучающихся 1-х классов планируйте на 2-й урок, для обучающихся 2–3-х классов – на 2–3-й уроки. Занятия той части учебного плана, которая формируется участниками образовательных отношений, включайте в общее расписание и учитывайте при подсчете максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки. Занятия по плану внеурочной деятельности: 1) включайте в общее расписание, если они чередуются с уроками; 2) составляйте отдельное расписание, если они проводятся во второй половине дня или в первой для обучающихся во вторую смену. Ситуация: каковы особенности ступенчатого режима обучения в 1-м классе Особенности ступенчатого режима заключаются в последовательном наращивании продолжительности урока и их количестве в течение дня. Ступенчатый режим регламентирован пунктом 10.10 СанПиН 2.4.2.2821-10,утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29 декабря 2010 г. № 189. Ступенчатый режим обучения первоклассников заключается в том, что: • в сентябре, октябре проводится по 3 урока в день по 35 минут каждый; • в ноябре–декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый; • в январе–мае – по 4 урока в день по 40 минут каждый. Максимальная продолжительность урока в 40 минут установлена редакцией СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 24 ноября 2015 г. № 81. В 1-м классе организуйте в середине учебного дня динамическую паузу, которая длится не менее 40 минут. Основные предметы (математика, русский язык, иностранный язык, окружающий мир, информатика) чередуйте с уроками музыки, изобразительного искусства, технологии, физической культуры. Что учесть при составлении расписания в основной и старшей школе В основной и старшей школе общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10): • для обучающихся 5–7-х классов – семи уроков; • для обучающихся 8–11-х классов – восьми уроков. Чередуйте предметы естественно-математического профиля с гуманитарными предметами. Наиболее трудные предметы ставьте в расписание на вторые–четвертые уроки. Ситуация: какой может быть минимальная продолжительность урока Требование к минимальной продолжительности урока на федеральном уровне не установлено. В нормативно-правовых актах и документах федерального уровня регламентируется (за исключением учебных занятий в 1-х классах) лишь верхняя граница продолжительности урока – не более 45 минут. Она установлена СанПиН 2.4.2.2821-10. В каких случаях возможные сдвоенные уроки Сдвоенные уроки в расписании основного и среднего уровня общего образования возможны в следующих случаях: • оптимизация нагрузки на обучающихся; • переход на лекционно-семинарскую систему в 9–11-х классах; • модульный подход к реализации общеобразовательной программы (п. 13 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015). Не сдваивайте уроки, превышающие по шкале трудности 8 баллов. Исключением будут случаи, если вторым часом предусмотрена лабораторная работа или иной вид практической деятельности (приложение 3 СанПиН 2.4.2.2821-10). В расписании могут быть сдвоенными уроки материальной технологии. Не сдваивайте уроки в начальных классах, за исключением уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне) (п. 10.8 СанПиН 2.4.2.2821-10). Как определить продолжительность перерыва между учебной деятельностью и внеурочными занятиями Если образовательная организация не перешла на ФГОС и составляет отдельные расписания для обязательных и факультативных занятий, то между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендовано устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10). Если образовательная организация перешла на ФГОС общего образования, допустимо чередование урочных и внеурочных занятий. Поскольку внеурочные занятия организуют в формах, отличных от классно-урочной, то санитарная норма о перерыве в 45 минут не актуальна. Для расписания, составленного с учетом ФГОС, применяйте санитарные нормы о продолжительности перемен. Они должны быть не менее 10 минут. Предусмотрите одну большую перемену в 20–30 минут или две по 20 минут (п. 10.12 СанПиН 2.4.2.2821-10). © Материал из Справочной системы «Образование» mini.1obraz.ru Дата копирования: 26.07.2017

Дискуссия создана 26 July 2017

в группе «Хочу с вами поделиться...»

Ответы

Почти всегда довольна своим расписанием. Но , конечно, бывают исключения, когда физра или английский первым уроком(если это вторник среда)...Вот это не очень удобно.

26 July 2017

Это хорошо, когда расписание вас устраивает. Не у всех такое бывает.

26 July 2017

У меня 34 часа нагрузки, расписание без окон, но параллельные классы ( 3 параллели по 2 класса) чаще всего идут не по порядку. Многое нужно писать на доске по несколько раз. Да и переключаться с одного материала на другой не совсем удобно. Сколько ни беседовали с завучем, никак она не может составить расписание, чтобы устраивало всех.

26 July 2017

А у меня всегда либо отвратительное расписание (когда часов мало), либо каждый день по 6-7 уроков(когда много). Я привыкла и не ругаюсь. Чего из-за плохого расписания расстраиваться.

26 July 2017
9679
Эксперт сайта
в сети

Да, привыкаешь к любому расписанию.

26 July 2017
1670
Эксперт сайта

Расписание меня почти всегда устраивает, завуч идет нам навстречу, если это возможно, корректирует. Для всех ведь составить сложно, нужно еще учитывать баллы на каждый день и в каждом классе.Есть еще дни с меньшей нагрузкой для учащихся.

26 July 2017

Я не всегда довольна своим расписанием. Я - жаворонок. И мне лучше всего начинать рабочий день с первого урока и без окон. Тогда я чувствую себя хорошо и не устаю, даже если 6 уроков подряд. Но если у меня уроки начинаются со второго или третьего, то я очень устаю уже с трех уроков в день. И окна меня просто вышибают из процесса. Во время окон я не отдыхаю, а устаю и мне трудно снова включаться в работу. Английский - первым уроком - намного лучше, чем 7 в пятницу после физкультуры.

26 July 2017
9679
Эксперт сайта
в сети

А я люблю ко второму или третьему приходить (я сова, да ещё какая сова!::smile0::) И наш завуч по расписанию это знает.::smile6::

26 July 2017

Я своим довольна, поскольку школа небольшая, классов мало, то наша завуч при составлении расписания старается соблюдать и параллельность и предметность. У меня в прошлом году было три дня биологии и один день ОБЖ. А вот когда работала в большой школе то там да, расписание было ужасным. Могли быть семь уроков и все разные (5, 7, 8 (первый раз) и 8 (второй раз), 9, 10 и 11). Но я не расстраиваюсь, ибо в жизни столько всего, что неудобное расписание - меньшее из зол.

26 July 2017

Довольна не всегда.Но ведь всем тоже не угодишь.

26 July 2017

Спасибо за информацию! Нашла для себя новое и полезное. В начале года напомню администрации, что по ФГОС уроки можно чередовать с внеурочкой.

26 July 2017

Здравствуйте, это касается началки? А старшая школа?

27 July 2017

Расписание почти всегда составлено удобно. Бывает неудобное, если кого-то нет или кто-то ушел на больничный

26 July 2017

В большинстве случаев расписанием довольна) Наш завуч старается. Конечно, бывают "окна", но куда без них.

26 July 2017

Составить расписание, чтобы и детям и учителям было хорошо, очень сложно. Сама составляла и понимаю, что идеально не бывает, поэтому отношусь очень спокойно к маленьким неудобствам.

26 July 2017
9679
Эксперт сайта
в сети

Мало того составить, чтобы практически всех устраивало, так ещё каждый день у нас ответственный за расписание что-то перестраивает: то кто-то куда-то уехал, то кто-то заболел. Это огромный труд!

26 July 2017

Не составляла, но отношусь с пониманием.

27 July 2017

Расписание мне уже в течение двух лет составляют на 4 дня в неделю: с понедельника по четверг в две смены работаю, в пятницу - методический день, почти всегда есть работа, так как наше МО дает по два городских семинара в месяц, суббота, воскресенье - выходной. Мне нравится. А что касается требования СаПина к расписанию, так их все невозможно выполнить. Ну и в школе никогда не будут все довольны расписанием.

26 July 2017
9679
Эксперт сайта
в сети

Бывает, что-то не нравится, но это по мелочам.

26 July 2017

Расписание больной вопрос. В день 3-4 урока. Имеются и "окна" и "двери". Прихожу в 7.30, а ухожу в 17.00-18.00, У нас школа односменная, но в связи с ФГОС, внеурочкой, расписание растянуто. Тяжело так работать, планы пишу ночью и нет методического дня, при том, что у меня нет класса. У на такое расписание из-за физ-ры.

27 July 2017

Да согласна, что не возможно его выполнить.

27 July 2017

Вы счастливчик! а у меня расписание на 6 дней.

27 July 2017

Но я не унываю, это жизнь, надеюсь на лучшее. Может в этом году посчастливится.::smile0::

27 July 2017

Наша школа работает в две смены. Учитель с нагрузкой в 20 часов вынужден находиться в школе сутра до вечера. С восьми утра два урока и вечером два урока. Это напрягает и тратится неимоверно много сил и времени впустую.

27 July 2017

К сожалению, в нашей школе такая же ситуация. Кроме того, во время огромного количества "окон" не всегда есть возможность попасть в свой кабинет, т.к. там уроки у другиx коллег... В лучшем случае можно расположиться в учительской: проверить тетради, подготовиться к следующему уроку, обсудить насущные проблемы с коллегами, у которыx тоже "окна". Когда подобное повторяется изо дня в день, положение становится невыносимым... .

28 July 2017

У нас расписание составляет диспетчер. Занимается только им. И то не все довольны - мягко говоря.

29 August 2017