Как составлять расписание. Коллеги, вы всегда довольны, составленным расписанием в ваших школах?
В расписании образовательная организация отражает режим учебной деятельности. В нем указывают учебные дни и последовательность дисциплин на каждый учебный день. Дополнительно в расписании можно указать фамилии педагогов и номера учебных помещений, временные рамки урока (расписание звонков). Расписание должно соответствовать учебному плану. Оно может быть: линейным, нелинейным, модульным. С переходом на ФГОС общего образования в режиме учебной деятельности уроки можно чередовать с занятиями по внеурочной деятельности. Для классов, не перешедших на ФГОС, отдельно составляют расписание уроков и расписание факультативных занятий. Основой для составления расписания в обоих случаях выступают требования СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29 декабря 2010 г. № 189. Расписание параллельно составляют: для обучающихся (по классам) и для педагогов. Какие есть общие требования к расписанию Единые для всех уровней общего образования требования к составлению расписания содержит СанПиН 2.4.2.2821-10: • учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов (п. 10.4); • проведение нулевых уроков не допускается; • в организациях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену; • обучение в три смены в общеобразовательных организациях не допускается; • образовательную нагрузку равномерно распределяют в течение учебной недели (п. 10.6); • расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (п. 10.7); • чтобы избежать переутомления и сохранить оптимальный уровень работоспособности в течение недели, обучающимся составляют облегченный учебный день в пятницу или в четверг (п. 10.11); • перерыв между сменами – не менее 30 минут (п. 10.13); • предметы, которые требуют больших затрат времени на домашнюю подготовку, не группируют в один день; • наибольший объем учебной нагрузки предусматривают на вторник или среду, минимальный – в понедельник, пятницу (п. 10.20). Также СанПиН 2.4.2.2821-10 определяет особенности включения уроков физической культуры в расписание: 1) занятия физической культурой предусматривают в числе последних уроков (приложение 3); 2) после уроков физической культуры не проводят уроки с письменными заданиями и контрольные работы (приложение 3); 3) в расписание включают не менее 3 часов физической культуры (в урочной и внеурочной форме) в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается (п. 10.20). При составлении расписания диспетчер образовательной деятельности принимает во внимание: • деление класса (параллели) на подгруппы: по иностранному языку, технологии, физической культуре; • учебный план профильных классов; • занятость педагогов (сотрудников и совместителей), наличие у них методических дней; • расписание звонков и наличие в 1-м классе динамической паузы; • тип расписания (модульное, линейное, нелинейное). Что учесть при составлении расписания в начальной школе В начальной школе общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать: • для обучающихся 1-х классов – 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры; • для обучающихся 2–4-х классов – 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10). Наиболее трудные предметы для обучающихся 1-х классов планируйте на 2-й урок, для обучающихся 2–3-х классов – на 2–3-й уроки. Занятия той части учебного плана, которая формируется участниками образовательных отношений, включайте в общее расписание и учитывайте при подсчете максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки. Занятия по плану внеурочной деятельности: 1) включайте в общее расписание, если они чередуются с уроками; 2) составляйте отдельное расписание, если они проводятся во второй половине дня или в первой для обучающихся во вторую смену. Ситуация: каковы особенности ступенчатого режима обучения в 1-м классе Особенности ступенчатого режима заключаются в последовательном наращивании продолжительности урока и их количестве в течение дня. Ступенчатый режим регламентирован пунктом 10.10 СанПиН 2.4.2.2821-10,утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29 декабря 2010 г. № 189. Ступенчатый режим обучения первоклассников заключается в том, что: • в сентябре, октябре проводится по 3 урока в день по 35 минут каждый; • в ноябре–декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый; • в январе–мае – по 4 урока в день по 40 минут каждый. Максимальная продолжительность урока в 40 минут установлена редакцией СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 24 ноября 2015 г. № 81. В 1-м классе организуйте в середине учебного дня динамическую паузу, которая длится не менее 40 минут. Основные предметы (математика, русский язык, иностранный язык, окружающий мир, информатика) чередуйте с уроками музыки, изобразительного искусства, технологии, физической культуры. Что учесть при составлении расписания в основной и старшей школе В основной и старшей школе общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10): • для обучающихся 5–7-х классов – семи уроков; • для обучающихся 8–11-х классов – восьми уроков. Чередуйте предметы естественно-математического профиля с гуманитарными предметами. Наиболее трудные предметы ставьте в расписание на вторые–четвертые уроки. Ситуация: какой может быть минимальная продолжительность урока Требование к минимальной продолжительности урока на федеральном уровне не установлено. В нормативно-правовых актах и документах федерального уровня регламентируется (за исключением учебных занятий в 1-х классах) лишь верхняя граница продолжительности урока – не более 45 минут. Она установлена СанПиН 2.4.2.2821-10. В каких случаях возможные сдвоенные уроки Сдвоенные уроки в расписании основного и среднего уровня общего образования возможны в следующих случаях: • оптимизация нагрузки на обучающихся; • переход на лекционно-семинарскую систему в 9–11-х классах; • модульный подход к реализации общеобразовательной программы (п. 13 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015). Не сдваивайте уроки, превышающие по шкале трудности 8 баллов. Исключением будут случаи, если вторым часом предусмотрена лабораторная работа или иной вид практической деятельности (приложение 3 СанПиН 2.4.2.2821-10). В расписании могут быть сдвоенными уроки материальной технологии. Не сдваивайте уроки в начальных классах, за исключением уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне) (п. 10.8 СанПиН 2.4.2.2821-10). Как определить продолжительность перерыва между учебной деятельностью и внеурочными занятиями Если образовательная организация не перешла на ФГОС и составляет отдельные расписания для обязательных и факультативных занятий, то между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендовано устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10). Если образовательная организация перешла на ФГОС общего образования, допустимо чередование урочных и внеурочных занятий. Поскольку внеурочные занятия организуют в формах, отличных от классно-урочной, то санитарная норма о перерыве в 45 минут не актуальна. Для расписания, составленного с учетом ФГОС, применяйте санитарные нормы о продолжительности перемен. Они должны быть не менее 10 минут. Предусмотрите одну большую перемену в 20–30 минут или две по 20 минут (п. 10.12 СанПиН 2.4.2.2821-10). © Материал из Справочной системы «Образование» mini.1obraz.ru Дата копирования: 26.07.2017
Нигириш Светлана Владимировна
Забелина Маргарита Владимировна
Вадия Фаритовна Васильева
Забелина Маргарита Владимировна
Надежда Владимировна Кучмина
Синяк Татьяна Ивановна
Аникеенко Наталия Владимировна
Надежда Владимировна Кучмина
Аралова С.И.
Бурых Елена Владимировна
Потемкина Алевтина
Мишечкина Светлана Александровна
Рябухина З.А.
Светлана Александровна Максимова
Смирнова Маргарита Александровна
Надежда Владимировна Кучмина
Мишечкина Светлана Александровна
Цибульская Елена Васильевна
Надежда Владимировна Кучмина
Мишечкина Светлана Александровна
Мишечкина Светлана Александровна
Мишечкина Светлана Александровна
Мишечкина Светлана Александровна
Амина Михайловна
Самойлова Наталья Владимировна
Киселева Наталия Геннадиевна