Как составлять расписание. Коллеги, вы всегда довольны, составленным расписанием в ваших школах?

В расписании образовательная организация отражает режим учебной деятельности. В нем указывают учебные дни и последовательность дисциплин на каждый учебный день. Дополнительно в расписании можно указать фамилии педагогов и номера учебных помещений, временные рамки урока (расписание звонков). Расписание должно соответствовать учебному плану. Оно может быть: линейным, нелинейным, модульным. С переходом на ФГОС общего образования в режиме учебной деятельности уроки можно чередовать с занятиями по внеурочной деятельности. Для классов, не перешедших на ФГОС, отдельно составляют расписание уроков и расписание факультативных занятий. Основой для составления расписания в обоих случаях выступают требования СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29 декабря 2010 г. № 189. Расписание параллельно составляют: для обучающихся (по классам) и для педагогов. Какие есть общие требования к расписанию Единые для всех уровней общего образования требования к составлению расписания содержит СанПиН 2.4.2.2821-10: • учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов (п. 10.4); • проведение нулевых уроков не допускается; • в организациях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену; • обучение в три смены в общеобразовательных организациях не допускается; • образовательную нагрузку равномерно распределяют в течение учебной недели (п. 10.6); • расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (п. 10.7); • чтобы избежать переутомления и сохранить оптимальный уровень работоспособности в течение недели, обучающимся составляют облегченный учебный день в пятницу или в четверг (п. 10.11); • перерыв между сменами – не менее 30 минут (п. 10.13); • предметы, которые требуют больших затрат времени на домашнюю подготовку, не группируют в один день; • наибольший объем учебной нагрузки предусматривают на вторник или среду, минимальный – в понедельник, пятницу (п. 10.20). Также СанПиН 2.4.2.2821-10 определяет особенности включения уроков физической культуры в расписание: 1) занятия физической культурой предусматривают в числе последних уроков (приложение 3); 2) после уроков физической культуры не проводят уроки с письменными заданиями и контрольные работы (приложение 3); 3) в расписание включают не менее 3 часов физической культуры (в урочной и внеурочной форме) в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается (п. 10.20). При составлении расписания диспетчер образовательной деятельности принимает во внимание: • деление класса (параллели) на подгруппы: по иностранному языку, технологии, физической культуре; • учебный план профильных классов; • занятость педагогов (сотрудников и совместителей), наличие у них методических дней; • расписание звонков и наличие в 1-м классе динамической паузы; • тип расписания (модульное, линейное, нелинейное). Что учесть при составлении расписания в начальной школе В начальной школе общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать: • для обучающихся 1-х классов – 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры; • для обучающихся 2–4-х классов – 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10). Наиболее трудные предметы для обучающихся 1-х классов планируйте на 2-й урок, для обучающихся 2–3-х классов – на 2–3-й уроки. Занятия той части учебного плана, которая формируется участниками образовательных отношений, включайте в общее расписание и учитывайте при подсчете максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки. Занятия по плану внеурочной деятельности: 1) включайте в общее расписание, если они чередуются с уроками; 2) составляйте отдельное расписание, если они проводятся во второй половине дня или в первой для обучающихся во вторую смену. Ситуация: каковы особенности ступенчатого режима обучения в 1-м классе Особенности ступенчатого режима заключаются в последовательном наращивании продолжительности урока и их количестве в течение дня. Ступенчатый режим регламентирован пунктом 10.10 СанПиН 2.4.2.2821-10,утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29 декабря 2010 г. № 189. Ступенчатый режим обучения первоклассников заключается в том, что: • в сентябре, октябре проводится по 3 урока в день по 35 минут каждый; • в ноябре–декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый; • в январе–мае – по 4 урока в день по 40 минут каждый. Максимальная продолжительность урока в 40 минут установлена редакцией СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 24 ноября 2015 г. № 81. В 1-м классе организуйте в середине учебного дня динамическую паузу, которая длится не менее 40 минут. Основные предметы (математика, русский язык, иностранный язык, окружающий мир, информатика) чередуйте с уроками музыки, изобразительного искусства, технологии, физической культуры. Что учесть при составлении расписания в основной и старшей школе В основной и старшей школе общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10): • для обучающихся 5–7-х классов – семи уроков; • для обучающихся 8–11-х классов – восьми уроков. Чередуйте предметы естественно-математического профиля с гуманитарными предметами. Наиболее трудные предметы ставьте в расписание на вторые–четвертые уроки. Ситуация: какой может быть минимальная продолжительность урока Требование к минимальной продолжительности урока на федеральном уровне не установлено. В нормативно-правовых актах и документах федерального уровня регламентируется (за исключением учебных занятий в 1-х классах) лишь верхняя граница продолжительности урока – не более 45 минут. Она установлена СанПиН 2.4.2.2821-10. В каких случаях возможные сдвоенные уроки Сдвоенные уроки в расписании основного и среднего уровня общего образования возможны в следующих случаях: • оптимизация нагрузки на обучающихся; • переход на лекционно-семинарскую систему в 9–11-х классах; • модульный подход к реализации общеобразовательной программы (п. 13 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015). Не сдваивайте уроки, превышающие по шкале трудности 8 баллов. Исключением будут случаи, если вторым часом предусмотрена лабораторная работа или иной вид практической деятельности (приложение 3 СанПиН 2.4.2.2821-10). В расписании могут быть сдвоенными уроки материальной технологии. Не сдваивайте уроки в начальных классах, за исключением уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне) (п. 10.8 СанПиН 2.4.2.2821-10). Как определить продолжительность перерыва между учебной деятельностью и внеурочными занятиями Если образовательная организация не перешла на ФГОС и составляет отдельные расписания для обязательных и факультативных занятий, то между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендовано устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10). Если образовательная организация перешла на ФГОС общего образования, допустимо чередование урочных и внеурочных занятий. Поскольку внеурочные занятия организуют в формах, отличных от классно-урочной, то санитарная норма о перерыве в 45 минут не актуальна. Для расписания, составленного с учетом ФГОС, применяйте санитарные нормы о продолжительности перемен. Они должны быть не менее 10 минут. Предусмотрите одну большую перемену в 20–30 минут или две по 20 минут (п. 10.12 СанПиН 2.4.2.2821-10). © Материал из Справочной системы «Образование» mini.1obraz.ru Дата копирования: 26.07.2017

Дискуссия создана 26 July 2017

в группе «Хочу с вами поделиться...»

Ответы

Почти всегда довольна своим расписанием. Но , конечно, бывают исключения, когда физра или английский первым уроком(если это вторник среда)...Вот это не очень удобно.

2
26 July 2017

Это хорошо, когда расписание вас устраивает. Не у всех такое бывает.

1
26 July 2017

У меня 34 часа нагрузки, расписание без окон, но параллельные классы ( 3 параллели по 2 класса) чаще всего идут не по порядку. Многое нужно писать на доске по несколько раз. Да и переключаться с одного материала на другой не совсем удобно. Сколько ни беседовали с завучем, никак она не может составить расписание, чтобы устраивало всех.

1
26 July 2017

А у меня всегда либо отвратительное расписание (когда часов мало), либо каждый день по 6-7 уроков(когда много). Я привыкла и не ругаюсь. Чего из-за плохого расписания расстраиваться.

2
26 July 2017

Да, привыкаешь к любому расписанию.

2
26 July 2017
1670
Эксперт сайта

Расписание меня почти всегда устраивает, завуч идет нам навстречу, если это возможно, корректирует. Для всех ведь составить сложно, нужно еще учитывать баллы на каждый день и в каждом классе.Есть еще дни с меньшей нагрузкой для учащихся.

1
26 July 2017

Я не всегда довольна своим расписанием. Я - жаворонок. И мне лучше всего начинать рабочий день с первого урока и без окон. Тогда я чувствую себя хорошо и не устаю, даже если 6 уроков подряд. Но если у меня уроки начинаются со второго или третьего, то я очень устаю уже с трех уроков в день. И окна меня просто вышибают из процесса. Во время окон я не отдыхаю, а устаю и мне трудно снова включаться в работу. Английский - первым уроком - намного лучше, чем 7 в пятницу после физкультуры.

2
26 July 2017

А я люблю ко второму или третьему приходить (я сова, да ещё какая сова!::smile0::) И наш завуч по расписанию это знает.::smile6::

0
26 July 2017

Я своим довольна, поскольку школа небольшая, классов мало, то наша завуч при составлении расписания старается соблюдать и параллельность и предметность. У меня в прошлом году было три дня биологии и один день ОБЖ. А вот когда работала в большой школе то там да, расписание было ужасным. Могли быть семь уроков и все разные (5, 7, 8 (первый раз) и 8 (второй раз), 9, 10 и 11). Но я не расстраиваюсь, ибо в жизни столько всего, что неудобное расписание - меньшее из зол.

2
26 July 2017

Довольна не всегда.Но ведь всем тоже не угодишь.

1
26 July 2017

Спасибо за информацию! Нашла для себя новое и полезное. В начале года напомню администрации, что по ФГОС уроки можно чередовать с внеурочкой.

1
26 July 2017

Здравствуйте, это касается началки? А старшая школа?

0
27 July 2017

Расписание почти всегда составлено удобно. Бывает неудобное, если кого-то нет или кто-то ушел на больничный

-1
26 July 2017

В большинстве случаев расписанием довольна) Наш завуч старается. Конечно, бывают "окна", но куда без них.

0
26 July 2017

Составить расписание, чтобы и детям и учителям было хорошо, очень сложно. Сама составляла и понимаю, что идеально не бывает, поэтому отношусь очень спокойно к маленьким неудобствам.

2
26 July 2017

Мало того составить, чтобы практически всех устраивало, так ещё каждый день у нас ответственный за расписание что-то перестраивает: то кто-то куда-то уехал, то кто-то заболел. Это огромный труд!

2
26 July 2017

Не составляла, но отношусь с пониманием.

1
27 July 2017

Расписание мне уже в течение двух лет составляют на 4 дня в неделю: с понедельника по четверг в две смены работаю, в пятницу - методический день, почти всегда есть работа, так как наше МО дает по два городских семинара в месяц, суббота, воскресенье - выходной. Мне нравится. А что касается требования СаПина к расписанию, так их все невозможно выполнить. Ну и в школе никогда не будут все довольны расписанием.

2
26 July 2017

Бывает, что-то не нравится, но это по мелочам.

1
26 July 2017

Расписание больной вопрос. В день 3-4 урока. Имеются и "окна" и "двери". Прихожу в 7.30, а ухожу в 17.00-18.00, У нас школа односменная, но в связи с ФГОС, внеурочкой, расписание растянуто. Тяжело так работать, планы пишу ночью и нет методического дня, при том, что у меня нет класса. У на такое расписание из-за физ-ры.

0
27 July 2017

Да согласна, что не возможно его выполнить.

0
27 July 2017

Вы счастливчик! а у меня расписание на 6 дней.

0
27 July 2017

Но я не унываю, это жизнь, надеюсь на лучшее. Может в этом году посчастливится.::smile0::

0
27 July 2017

Наша школа работает в две смены. Учитель с нагрузкой в 20 часов вынужден находиться в школе сутра до вечера. С восьми утра два урока и вечером два урока. Это напрягает и тратится неимоверно много сил и времени впустую.

1
27 July 2017

К сожалению, в нашей школе такая же ситуация. Кроме того, во время огромного количества "окон" не всегда есть возможность попасть в свой кабинет, т.к. там уроки у другиx коллег... В лучшем случае можно расположиться в учительской: проверить тетради, подготовиться к следующему уроку, обсудить насущные проблемы с коллегами, у которыx тоже "окна". Когда подобное повторяется изо дня в день, положение становится невыносимым... .

1
28 July 2017

У нас расписание составляет диспетчер. Занимается только им. И то не все довольны - мягко говоря.

0
29 August 2017