Обязан ли учитель по ФГОС разрабатывать технологические карты уроков?
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Дзюрич Елена Алексеевна
#1, 07.06.2017
Действующее законодательство не требует иметь в наличии поурочные разработки технологических карт уроков, установление необходимости и порядка их ведения учителем - это компетенция образовательной организации.
Обоснование
Общие обязанности педагогических работников определены в ч. 1 ст. 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Должностные обязанности по конкретным должностям педагогических работников определены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"), утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н (далее – ЕКС).
Согласно ЕКС в обязанности учителя входит составление одного документа – рабочей программы. При этом, календарно-тематическое планирование - это часть рабочей программы (см. Как разработать и утвердить рабочую программу). Вместе с тем, образовательная организация вправе установить необходимость составления тех или иных документов в целях исполнения других обязанностей учителя.
Поскольку при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ по соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (п. 5 ЕКС), в должностной инструкции педагога можно зафиксировать обязанность разрабатывать технологические карты уроков, а также установить требование к порядку их ведения. Также данный вопрос можно определить в локальном акте, указать форму ведения карт.
Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и уставом образовательной организации (ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).
Однако, это не обязательное требование, на законодательном уровне не требуется наличие поурочных разработок технологических карт уроков.
Обоснование
Общие обязанности педагогических работников определены в ч. 1 ст. 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Должностные обязанности по конкретным должностям педагогических работников определены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"), утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н (далее – ЕКС).
Согласно ЕКС в обязанности учителя входит составление одного документа – рабочей программы. При этом, календарно-тематическое планирование - это часть рабочей программы (см. Как разработать и утвердить рабочую программу). Вместе с тем, образовательная организация вправе установить необходимость составления тех или иных документов в целях исполнения других обязанностей учителя.
Поскольку при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ по соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (п. 5 ЕКС), в должностной инструкции педагога можно зафиксировать обязанность разрабатывать технологические карты уроков, а также установить требование к порядку их ведения. Также данный вопрос можно определить в локальном акте, указать форму ведения карт.
Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и уставом образовательной организации (ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).
Однако, это не обязательное требование, на законодательном уровне не требуется наличие поурочных разработок технологических карт уроков.
Отредактировано 07-06-2017 09:14
Князева Наталья Борисовна(эксперт сообщества)
#2, 07.06.2017
Спасибо. Этот вопрос мне уже приходилось оспаривать.
Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#3, 07.06.2017
Ответ на сообщение #2 пользователя Князева Наталья Борисовна
В плане обязанности составлять или права не составлять?
Князева Наталья Борисовна(эксперт сообщества)
#7, 07.06.2017
Ответ на сообщение #3 пользователя Лихина Елена Викторовна
Я за то, что проверяющий не имеет права требовать у учителя план урока.
Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#8, 07.06.2017
Ответ на сообщение #7 пользователя Князева Наталья Борисовна
А каков результат спора? Да, и с кем спорили?
Князева Наталья Борисовна(эксперт сообщества)
#9, 07.06.2017
Ответ на сообщение #8 пользователя Лихина Елена Викторовна
У нас новая администрация. Сказала пойдет по урокам, будет проверять наличие того, сего и поурочных планов. Больше не приходила "в народ". Но в локальном акте наличие планов у нас есть.::smile13::
Результат: вроде спросили, а спрашивать перестали; как-то так ::smile42::
Результат: вроде спросили, а спрашивать перестали; как-то так ::smile42::
Наталья Владимировна
#4, 07.06.2017
Учитель должен учить, а методист составлять. (Рабочие программы, разработки уроков и т.д.) Профессия учителя ничем не отличается от других. Например работник налоговой службы не может повышать самостоятельно налог или изменить бланк на свое усмотрение. В каждой профессии есть свои требования и правила. У учителя тоже должны быть готовые программы, планы и т.д. как раньше. Зачем это самодеятельность под названием "Кто на что горазд"?
Антонова Надежда Николаевна(эксперт сообщества)
В современном информационном обществе требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире. И здесь, школа не может обойтись без инноваций, освоения и внедрения в практику новых идей,
методов, технологий, чтобы стать конкурентоспособными в современном обществе.
Такого человека должна подготовить школа, значит, перед ней, в очередной раз встает новая образовательная проблема.
#5, 07.06.2017
В современном информационном обществе требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире. И здесь, школа не может обойтись без инноваций, освоения и внедрения в практику новых идей,
методов, технологий, чтобы стать конкурентоспособными в современном обществе.
Такого человека должна подготовить школа, значит, перед ней, в очередной раз встает новая образовательная проблема.
Огрызко Ирина Владимировна(эксперт сообщества)
#10, 07.06.2017
"... На самом деле законодательство в сфере образования не обязывает учителя составлять технологические карты, оставляя ему свободу выбора формы планирования хода урока. Ни ФГОС, ни примерные основные образовательные программы общего образования вообще не упоминают понятия «технологическая карта» как формы планирования учителем занятия. Технологические карты способствуют излишней формализации процесса планирования урока: учитель во избежание незаполненных ячеек вынужден наполнять карту бессмысленными пояснениями (например, действие учителя - «здоровается с детьми», действие учеников - «здороваются с учителем» и т. д.) и вписывать десятки УУД всех четырех видов, которые якобы будут сформированы на одном уроке, что реально невозможно. Формализованная и крайне детализированная форма технологической карты отнимает у учителя время от подготовки урока (следует учесть, что подготовка технологической карты урока и самого урока - это разные вещи).
Поэтому составление технологической карты ни в коем случае не является признаком «современного» и эффективного урока. Администрации образовательных учреждений должны признать, что составлять технологические карты - право, но не обязанность учителя. В противном случае школа все больше будет превращаться в место, где, по замечанию Е.А.Ямбурга, «дети мешают учителям работать с документами»..." С.С. Кочережко,
"Современный урок: мифы и реальность", «Учительская газета», №07 от 14 февраля 2017 года
Поэтому составление технологической карты ни в коем случае не является признаком «современного» и эффективного урока. Администрации образовательных учреждений должны признать, что составлять технологические карты - право, но не обязанность учителя. В противном случае школа все больше будет превращаться в место, где, по замечанию Е.А.Ямбурга, «дети мешают учителям работать с документами»..." С.С. Кочережко,
"Современный урок: мифы и реальность", «Учительская газета», №07 от 14 февраля 2017 года
Дзюрич Елена Алексеевна
#16, 08.06.2017
Ответ на сообщение #10 пользователя Огрызко Ирина Владимировна
Давно говорят о том, чтобы отчетности было меньше, но как-то всё это только на словах. Полностью согласна со словами Е.А. Ямбурга.
Городинская Екатерина Владимировна
#11, 07.06.2017
Странные верха у нас. Как будто учитель не готов к своим урокам. Какое - то дурачество. Еще и родители стали более подкованы. Недавно завуч говорила, что одна родительница недовольна оценками. И в этом виноват учитель, который не составил индивидуальный образовательный маршрут для ее ребенка. А то, что в классе
Городинская Екатерина Владимировна
#12, 07.06.2017
Странные верха у нас. Как будто учитель не готов к своим урокам. Какое - то дурачество. Еще и родители стали более подкованы. Недавно завуч говорила, что одна родительница недовольна оценками. И в этом виноват учитель, который не составил индивидуальный образовательный маршрут для ее ребенка. А то, что в классе за 30 учеников, никого не волнует.
Отредактировано 07-06-2017 19:01
Дзюрич Елена Алексеевна
#15, 08.06.2017
Ответ на сообщение #12 пользователя Городинская Екатерина Владимировна
Родители считают, что у учителя масса свободного времени, которое он может посвятить разработке индивидуальных маршрутов.
Огрызко Ирина Владимировна(эксперт сообщества)
#18, 08.06.2017
Ответ на сообщение #15 пользователя Дзюрич Елена Алексеевна
Они в этом уверены на 100%, говорят об этом везде и всегда.
Дзюрич Елена Алексеевна
#21, 09.06.2017
Ответ на сообщение #18 пользователя Огрызко Ирина Владимировна
::smile7::
Лещёва Светлана Николаевна(эксперт сообщества)
#13, 07.06.2017
Наша администрация знакома с действующим законодательством и не требует от учителей поурочных разработок технологических карт уроков. Завуч предупреждает заранее, когда и на какой урок придет. После посещения урока заполняет "Карту посещения урока".
Дзюрич Елена Алексеевна
#14, 08.06.2017
Ответ на сообщение #13 пользователя Лещёва Светлана Николаевна
У нас завуч иногда на перемене говорит, что сейчас придет на урок.
Лобышева Анастасия Алексеевна
#17, 08.06.2017
В нашей школе учителя сами по выбору составляем поурочные разработки, так как им удобно для ведения урока. Технологическая карта не обязательно, но план урока готовится на каждый урок и каждый день. В течении года все разработки хранятся в распечатанном виде с указанными датами их проведения. Так как отдел Образования и Министерская проверка проверяет наличие поурочных разработок. Завуч проверяет каждый день поурочные и составляет график посещения уроков данного учителя.
Отредактировано 08-06-2017 09:58
Огрызко Ирина Владимировна(эксперт сообщества)
#19, 08.06.2017
Ответ на сообщение #17 пользователя Лобышева Анастасия Алексеевна
На основании чего проводятся проверки, укажите нормативный акт. Спасибо.
Наталья Владимировна
#20, 08.06.2017
Ответ на сообщение #17 пользователя Лобышева Анастасия Алексеевна
А готовыми разработками не пользуетесь вообще?
breez
#22, 15.12.2018
Здравствуйте. Стал актуальным этот вопрос(((. На этой неделе администрация потребовала учителей школы предоставить технологические карты уроков (с начала учебного года), плюс, обязательно, все дополнительные материалы, используемые на уроке (карточки, тесты и т.д.). Что делать?(
Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#23, 16.12.2018
А позапрошлогоднего снега у Вас не просили?
breez
#24, 16.12.2018
Ответ на сообщение #23 пользователя Лихина Елена Викторовна
Нет( Но судя по всему и его скоро будем обязаны предоставлять(
Дьячкова Наталья Анатольевна
#25, 26.12.2018
Ответ на сообщение #23 пользователя Лихина Елена Викторовна
Елена Викторовна, ::smile5::::smile5::::smile5::!!!!
Дзюрич Елена Алексеевна
#26, 27.12.2018
А что у Вас прописано в локальном акте школы? Если там нет этого условия (обязательно иметь технологическую карту с дополнительными материалами в печатном виде), то администрация не может потребовать от вас выполнение данных условий. Также администрация может проверить технологические карты только те, которые необходимы на данный день.
Похожие дискуссии:
- "Я за то, чтобы не унижали людей"
- Адаптационный период: мифы и реальность
- Иногда опускаются руки. А у вас?
- Какие педагогические технологии актуальны для современных детей?
- Нужно ли ребенка дошкольника обучать чтению до школы?
- Сертификаты мероприятий первого дня Уфимского международного салона образования УМСО-2018
- Совместное обучение обучающихся с разной степенью подготовленности
- Темы итогового сочинения 2018 и 2019 учебного года
- Учителей в школах ждет масштабная проверка знаний...
- ФГОС для обучающихся с ОВЗ