Все ли согласны?
Что может сделать учитель сразу после стрессовой ситуации в условиях школы?
Рекомендации даёт И. В. Cтишeнoк, преподаватель Гомельского областного института развития образования, практический психолог:
Способ, связанный с управлением дыханием
Упражнение «Двадцать целебных вдохов»
Гораздо быстрее успокаивающих препаратов помогает в стрессовой ситуации упражнение, успокаивающее дыхание. Сидя в кресле, примите удобную позу, позу максимального расслабления, сбросив «зажимы с мышц». Затем в ритме затихающего, «затухающего» дыхания до 20 раз мысленно произнесите: «Я…успокаиваюсь» Причем на вдохе следует произносить «я», на вдохе – «успокаиваюсь».
Способы, связанные с управлением тонусом мышц
Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.
Способ 1
В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:
Осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением.
Каждое упражнение состоит из трех фаз: «напрячь-прочувствовать-расслабить».
Напряжению соответствует вдох, расслаблению - выдох.
Можно работать со следующими группами мышц:
лица (лоб, веки, губы, зубы);
затылка, плеч;
грудной клетки;
бедер и живота;
кистей рук;
нижней части ног.
Чтобы научиться расслаблять мышцы, надо их иметь, поэтому ежедневные физические нагрузки повышают эффективность упражнений на расслабление мышц.
Способ 2
Попробуйте задать ритм всему организму с помощью монотонных ритмических движений:
движения большими пальцами рук в «полузамке»;
перебирание бусинок на ваших бусах;
перебирание четок;
пройдите по кабинету (коридору) несколько раз, делая на два шага вдох, а на пять выдох.
Способ 3. Антистрессовый массаж
Энергичное надавливание (20-25 раз) подушечками указательного или среднего пальца на точки, расположенные:
№1 - в конце складки, образующейся при прижимании большого пальца к ладони («холм Венеры»);
№2 - в центре ладони;
№3 - на кончике среднего пальца правой и левой руки ( эту точку необходимо сдавливать пальцами поочередно на правой, а затем на левой кисти с большим усилием – на сколько хватит сил);
№4 - в центре мягких тканей подбородка - под нижней челюстью (перед этой процедурой необходимо выполнить расслабляющий точечный массаж в этой области);
№5 - в центре верхней половины ушных раковин.
Способ, связанный с воздействием слова
Самопрограммирование
Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в похожих обстоятельствах.
Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»: «Именно сегодня у меня все получится» «Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной» «Именно сегодня я буду находчивой и уверенной» «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания». Мысленно повторите его несколько раз.
Приемы психологической самозащиты
Техника «стеклянной стены»
Если при общении с негативно настроенными по отношению к вам людьми вы продолжаете болезненно реагировать на их выпады, воспользуйтесь этим приемом. Представьте, что между вами и вашим обидчиком стоит толстая стеклянная стена. Он что-то говорит вам нелицеприятное, но вы только видите его, а слов не слышите. Поэтому они не действуют на вас. И вы, не теряя самообладания и спокойствия духа, не поддаетесь на провокацию, не реагируете на обидные слова. И благодаря этому переламываете ситуацию в свою пользу.
Прием «Отрезать, отбросить»
Он пригоден для работы с любыми негативными мыслями («у меня опять ничего не выйдет…», «все это без толку» и пр.). Как только почувствуете, что в душу закралась подобная мысль, - немедленно «отрежьте ее и отбросьте», сделав для этого резкий, «отрезающий» жест левой рукой и зрительно представив, как вы отрезаете и отбрасываете эту мысль. После этого отбрасывающего жеста продолжайте дальше заниматься визуализацией: поместите на место удаленной негативной мысли другую (конечно же, позитивную). Все встанет на свои места.
Если Вы понимаете, что выгорание уже происходит, значит, Вам нужна помощь специалиста - психолога или психотерапевта.
Оценить серьёзность ситуации Вам поможет он-лайн тестирование - есть несколько вариантов тестов: «тест на эмоциональное, профессиональное выгорание» (методика К. Маслач и С. Джексон), тест эмоционального выгорания Ильина и тест выгорания Бойко, но диагностика лишь даст общую картинку, насколько «все плохо».
Следующий этап — пересмотр своих жизненных целей и ценностей, своих представлений и отношения к себе самому, другим людям и к своей работе.
В этом могут помочь «Неметодические рекомендации», которые даёт учитель А.С. Бикеева в «Педагогической мастерской».
Она перечисляет ошибочные взгляды со стороны учителя по отношению к своей работе:
Меня должны уважать и ценить ВСЕ родители ВСЕХ моих учеников.
В моей учительской жизни просто не может и не должно быть «трудных» учеников и «трудных» родителей. Иначе я — неумеха в своей профессии и несчастный человек в целом.
ВСЕ родители ВСЕХ моих учеников должны слушать меня, раскрыв рот, разделять мои мнения, взгляды, суждения, всегда и во всём делая то, что я говорю.
У ВСЕХ родителей моих ВСЕХ учеников должны быть такие же ценности и приоритеты в жизни, как у меня, ведь я — учитель их детей.
Я должен иметь со ВСЕМИ родителями учеников отличные и хорошие отношения.
А вот какие взгляды она указывает в качестве беспроигрышных:
Я не могу нравиться всем ученикам и родителям. И мне тоже все вокруг нравиться не могут. Все люди разные и невозможно со всеми всегда иметь хорошие отношения. И это — нормально.
Конечно, хорошо, если бы не было «трудных» учеников и «трудных» родителей, но встречаются и те, и другие. Но это не означает, что я плохо работаю, и никакие «трудные» люди не сделают меня несчастным человеком, так как я выбираю профессиональный успех и счастье.
ВСЕ родители моих ВСЕХ учеников не могут разделять мои взгляды и суждения. Кроме того, они не обязаны слушать меня, открыв рот, повинуясь мне во всём. У них — свои ценности и приоритеты в жизни, а также свои заботы и проблемы.
Как педагог я должна постоянно работать с родителями своих учеников, общаясь с ними спокойно, профессионально, грамотно, но при этом, не стремясь им угождать.
Замечательно, если у учителя хорошие отношения со всеми родителями учеников. Но люди все разные и отношения с ними складываются по-разному. И это — естественно.
У меня высшее педагогическое образование. Но надо постоянно учиться и переучиваться, т.к. знания быстро устаревают. Образование — это не дипломные корочки, а процесс длиною в жизнь.
Рекомендации даёт И. В. Cтишeнoк, преподаватель Гомельского областного института развития образования, практический психолог:
Способ, связанный с управлением дыханием
Упражнение «Двадцать целебных вдохов»
Гораздо быстрее успокаивающих препаратов помогает в стрессовой ситуации упражнение, успокаивающее дыхание. Сидя в кресле, примите удобную позу, позу максимального расслабления, сбросив «зажимы с мышц». Затем в ритме затихающего, «затухающего» дыхания до 20 раз мысленно произнесите: «Я…успокаиваюсь» Причем на вдохе следует произносить «я», на вдохе – «успокаиваюсь».
Способы, связанные с управлением тонусом мышц
Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.
Способ 1
В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:
Осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением.
Каждое упражнение состоит из трех фаз: «напрячь-прочувствовать-расслабить».
Напряжению соответствует вдох, расслаблению - выдох.
Можно работать со следующими группами мышц:
лица (лоб, веки, губы, зубы);
затылка, плеч;
грудной клетки;
бедер и живота;
кистей рук;
нижней части ног.
Чтобы научиться расслаблять мышцы, надо их иметь, поэтому ежедневные физические нагрузки повышают эффективность упражнений на расслабление мышц.
Способ 2
Попробуйте задать ритм всему организму с помощью монотонных ритмических движений:
движения большими пальцами рук в «полузамке»;
перебирание бусинок на ваших бусах;
перебирание четок;
пройдите по кабинету (коридору) несколько раз, делая на два шага вдох, а на пять выдох.
Способ 3. Антистрессовый массаж
Энергичное надавливание (20-25 раз) подушечками указательного или среднего пальца на точки, расположенные:
№1 - в конце складки, образующейся при прижимании большого пальца к ладони («холм Венеры»);
№2 - в центре ладони;
№3 - на кончике среднего пальца правой и левой руки ( эту точку необходимо сдавливать пальцами поочередно на правой, а затем на левой кисти с большим усилием – на сколько хватит сил);
№4 - в центре мягких тканей подбородка - под нижней челюстью (перед этой процедурой необходимо выполнить расслабляющий точечный массаж в этой области);
№5 - в центре верхней половины ушных раковин.
Способ, связанный с воздействием слова
Самопрограммирование
Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в похожих обстоятельствах.
Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»: «Именно сегодня у меня все получится» «Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной» «Именно сегодня я буду находчивой и уверенной» «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания». Мысленно повторите его несколько раз.
Приемы психологической самозащиты
Техника «стеклянной стены»
Если при общении с негативно настроенными по отношению к вам людьми вы продолжаете болезненно реагировать на их выпады, воспользуйтесь этим приемом. Представьте, что между вами и вашим обидчиком стоит толстая стеклянная стена. Он что-то говорит вам нелицеприятное, но вы только видите его, а слов не слышите. Поэтому они не действуют на вас. И вы, не теряя самообладания и спокойствия духа, не поддаетесь на провокацию, не реагируете на обидные слова. И благодаря этому переламываете ситуацию в свою пользу.
Прием «Отрезать, отбросить»
Он пригоден для работы с любыми негативными мыслями («у меня опять ничего не выйдет…», «все это без толку» и пр.). Как только почувствуете, что в душу закралась подобная мысль, - немедленно «отрежьте ее и отбросьте», сделав для этого резкий, «отрезающий» жест левой рукой и зрительно представив, как вы отрезаете и отбрасываете эту мысль. После этого отбрасывающего жеста продолжайте дальше заниматься визуализацией: поместите на место удаленной негативной мысли другую (конечно же, позитивную). Все встанет на свои места.
Если Вы понимаете, что выгорание уже происходит, значит, Вам нужна помощь специалиста - психолога или психотерапевта.
Оценить серьёзность ситуации Вам поможет он-лайн тестирование - есть несколько вариантов тестов: «тест на эмоциональное, профессиональное выгорание» (методика К. Маслач и С. Джексон), тест эмоционального выгорания Ильина и тест выгорания Бойко, но диагностика лишь даст общую картинку, насколько «все плохо».
Следующий этап — пересмотр своих жизненных целей и ценностей, своих представлений и отношения к себе самому, другим людям и к своей работе.
В этом могут помочь «Неметодические рекомендации», которые даёт учитель А.С. Бикеева в «Педагогической мастерской».
Она перечисляет ошибочные взгляды со стороны учителя по отношению к своей работе:
Меня должны уважать и ценить ВСЕ родители ВСЕХ моих учеников.
В моей учительской жизни просто не может и не должно быть «трудных» учеников и «трудных» родителей. Иначе я — неумеха в своей профессии и несчастный человек в целом.
ВСЕ родители ВСЕХ моих учеников должны слушать меня, раскрыв рот, разделять мои мнения, взгляды, суждения, всегда и во всём делая то, что я говорю.
У ВСЕХ родителей моих ВСЕХ учеников должны быть такие же ценности и приоритеты в жизни, как у меня, ведь я — учитель их детей.
Я должен иметь со ВСЕМИ родителями учеников отличные и хорошие отношения.
А вот какие взгляды она указывает в качестве беспроигрышных:
Я не могу нравиться всем ученикам и родителям. И мне тоже все вокруг нравиться не могут. Все люди разные и невозможно со всеми всегда иметь хорошие отношения. И это — нормально.
Конечно, хорошо, если бы не было «трудных» учеников и «трудных» родителей, но встречаются и те, и другие. Но это не означает, что я плохо работаю, и никакие «трудные» люди не сделают меня несчастным человеком, так как я выбираю профессиональный успех и счастье.
ВСЕ родители моих ВСЕХ учеников не могут разделять мои взгляды и суждения. Кроме того, они не обязаны слушать меня, открыв рот, повинуясь мне во всём. У них — свои ценности и приоритеты в жизни, а также свои заботы и проблемы.
Как педагог я должна постоянно работать с родителями своих учеников, общаясь с ними спокойно, профессионально, грамотно, но при этом, не стремясь им угождать.
Замечательно, если у учителя хорошие отношения со всеми родителями учеников. Но люди все разные и отношения с ними складываются по-разному. И это — естественно.
У меня высшее педагогическое образование. Но надо постоянно учиться и переучиваться, т.к. знания быстро устаревают. Образование — это не дипломные корочки, а процесс длиною в жизнь.
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Соколова Антонина Михайловна
#1, 18.01.2018
А что мешает учителю во время дежурства на перемене проводить антистрессовый массаж, который предлагает И.В.Стишенок, или совмещать дыхательные упражнения (например, по схеме: максимально глубокий вдох-задержка дыхания-медленный выдох) с выполнением движений большими пальцами рук в «полузамке». Можно и пройтись по коридору несколько раз, делая на два шага вдох, а на пять выдох? Это действительно помогает "прийти в чувство"
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#4, 18.01.2018
Ответ на сообщение #1 пользователя Соколова Антонина Михайловна
С такой рекомендацией согласна, надо учиться контролировать свое состояние, а дыхательные упражнения очень даже помогают::smile2::
Синяк Татьяна Ивановна(эксперт сообщества)
#2, 18.01.2018
Интересно! Только не всегда получается всеэто сделать.
Буньков Андрей Владимирович
#3, 18.01.2018
Иной раз трясет до ужаса и спать не сможешь!
Потамошнева Наталья Алексеевна(эксперт сообщества)
#5, 18.01.2018
Ответ на сообщение #3 пользователя Буньков Андрей Владимирович
Ситуацию надо кому-то, (разным людям), три раза рассказать, проговорить. Отпускает гораздо быстрее. ПРОВЕРЕНО!
Буньков Андрей Владимирович
#6, 19.01.2018
Ответ на сообщение #5 пользователя Потамошнева Наталья Алексеевна
о, это надо менять характер
Потамошнева Наталья Алексеевна(эксперт сообщества)
#7, 20.01.2018
Ответ на сообщение #6 пользователя Буньков Андрей Владимирович
Характер мы не властны изменить, по-моему мнению. Хотя это только темперамент - врожденная особенность личности, а характер приобретенные свойства....
Хара́ктер — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
Хара́ктер — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
Буньков Андрей Владимирович
#8, 21.01.2018
Ответ на сообщение #7 пользователя Потамошнева Наталья Алексеевна
стоит попробовать - изменить свое отношение к окружающим
Потамошнева Наталья Алексеевна(эксперт сообщества)
#9, 21.01.2018
Ответ на сообщение #8 пользователя Буньков Андрей Владимирович
::smile1:: Попытка не пытка!
Буньков Андрей Владимирович
#10, 21.01.2018
Ответ на сообщение #9 пользователя Потамошнева Наталья Алексеевна
конечно
Потамошнева Наталья Алексеевна(эксперт сообщества)
#11, 21.01.2018
Ответ на сообщение #10 пользователя Буньков Андрей Владимирович
Коренного изменения не получится, но удивить - точно удивите!::smile44::
Буньков Андрей Владимирович
#12, 21.01.2018
Ответ на сообщение #11 пользователя Потамошнева Наталья Алексеевна
о, это пройденный этап.
Кияйкина Наталья Федоровна(эксперт сообщества)
#14, 16.06.2022
Ответ на сообщение #6 пользователя Буньков Андрей Владимирович
Целенаправленный личностный рост...
Кияйкина Наталья Федоровна(эксперт сообщества)
#13, 16.06.2022
Благодарю за дискуссию, Ольга Васильевна! Актуально!!!
Рекомендации, действительно, ценные и полезные! И работают... Очень эффективны при системном и последовательном процессе коррекции.
В условии образовательного учреждения, когда необходима экстренная помощь эффективны более "подручные"методы: йоговское дыхание, мудры...
Выбор методов психологической помощи зависит от ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей личности.
Рекомендации, действительно, ценные и полезные! И работают... Очень эффективны при системном и последовательном процессе коррекции.
В условии образовательного учреждения, когда необходима экстренная помощь эффективны более "подручные"методы: йоговское дыхание, мудры...
Выбор методов психологической помощи зависит от ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей личности.