А есть ли будущее у сельских школ?
Люблю я иногда во время трапезы подеградировать и почитать развлекательную ленту. И сегодня в ленте Дзена и наткнулась на интересную статью, которая была опубликована на сайте завуч.инфо. В статье рассматривалась проблема закрытия сельских школ.
Так как я сама работаю в сельской школе, и училась в сельской школе, то прочитала статью до конца. А ведь на самом деле – идет какая-то нездоровая волна не только против сельских школ, а сельской местности в целом.
В статье приводится такая статистика – в 1995 году в России было 47 тысяч сельских школ, а сегодня всего лишь 24,6 тысяч. При этом 2,5 тысячи школ были «оптимизированы» за последние 3 года (но мы то с вами понимаем, что такое оптимизация).
А может быть на самом деле проще закрыть школу и возить детей за 10-20 км в соседнюю школу?
Вроде бы как не выгодно государству содержать 10 учителей (зарплата), которые обучают всего 30-50 человек. Резон в этом есть. Да и учителям в маленькой школе трудно заработать больше, чем ставка, ибо часов получается мало.
Если закрывается школа, то детей переводят в другую школу, которой выдают автобус (или используют старый). Можно представить, сколько сегодня стоит новый автобус. А если учесть тот факт, что у нас есть интересный закон, который запрещает использовать для перевозки детей автобусы старше 10 лет, то получается, что содержать систему «школьный автобус» не очень то и дешево. Плюсуем сюда расходы на ГСМ, которые довольно не маленькие.
И чего-то мне кажется, что такая оптимизация даже как-то затратнее, нежели содержание небольшой деревенской школы.
А как же дети? У нас про детей думают только тогда, когда сами понимаете что. Получается 1,5-2 часа в день ребенок тратит только на дорогу дом-школа-дом.
Школа закрылась, через пять лет от деревни осталось лишь несколько домов. Все, кто помоложе, переехали туда, где есть школа (соседнее село или районный центр), ради своих детей.
А что же делать?
Я вижу только один выход – чтобы не было вопроса закрывать школу или не закрывать (ввиду небольшого количества потенциальных учеников) нужно хоть как то стараться поддерживать развитие сел, создавать рабочие места, восстанавливать разрушенную инфраструктуру.
А еще у меня такая мысль есть – было бы неплохо, если бы выпускникам сельских школ при поступлении давали бы какие-то небольшие льготные баллы. «А чего это?» (спросят многие читатели). Все потому, что сельские и деревенские школьники изначально находятся в неравных условиях по сравнению с городскими школьниками.
Ни для кого ведь не секрет, что в сельской местности учителя зачастую ведут предмет совершенно не по своему профилю (отсутствие кадров). Естественно, что научить так же, как специалист, они при всем желании не смогут. А еще в городских школах есть профильное обучение в старших классах, что намного облегчает сдачу экзаменов по нужным предметам на высокий балл.
Но это так, мысль вслух.
Так как я сама работаю в сельской школе, и училась в сельской школе, то прочитала статью до конца. А ведь на самом деле – идет какая-то нездоровая волна не только против сельских школ, а сельской местности в целом.
В статье приводится такая статистика – в 1995 году в России было 47 тысяч сельских школ, а сегодня всего лишь 24,6 тысяч. При этом 2,5 тысячи школ были «оптимизированы» за последние 3 года (но мы то с вами понимаем, что такое оптимизация).
А может быть на самом деле проще закрыть школу и возить детей за 10-20 км в соседнюю школу?
Вроде бы как не выгодно государству содержать 10 учителей (зарплата), которые обучают всего 30-50 человек. Резон в этом есть. Да и учителям в маленькой школе трудно заработать больше, чем ставка, ибо часов получается мало.
Если закрывается школа, то детей переводят в другую школу, которой выдают автобус (или используют старый). Можно представить, сколько сегодня стоит новый автобус. А если учесть тот факт, что у нас есть интересный закон, который запрещает использовать для перевозки детей автобусы старше 10 лет, то получается, что содержать систему «школьный автобус» не очень то и дешево. Плюсуем сюда расходы на ГСМ, которые довольно не маленькие.
И чего-то мне кажется, что такая оптимизация даже как-то затратнее, нежели содержание небольшой деревенской школы.
А как же дети? У нас про детей думают только тогда, когда сами понимаете что. Получается 1,5-2 часа в день ребенок тратит только на дорогу дом-школа-дом.
Школа закрылась, через пять лет от деревни осталось лишь несколько домов. Все, кто помоложе, переехали туда, где есть школа (соседнее село или районный центр), ради своих детей.
А что же делать?
Я вижу только один выход – чтобы не было вопроса закрывать школу или не закрывать (ввиду небольшого количества потенциальных учеников) нужно хоть как то стараться поддерживать развитие сел, создавать рабочие места, восстанавливать разрушенную инфраструктуру.
А еще у меня такая мысль есть – было бы неплохо, если бы выпускникам сельских школ при поступлении давали бы какие-то небольшие льготные баллы. «А чего это?» (спросят многие читатели). Все потому, что сельские и деревенские школьники изначально находятся в неравных условиях по сравнению с городскими школьниками.
Ни для кого ведь не секрет, что в сельской местности учителя зачастую ведут предмет совершенно не по своему профилю (отсутствие кадров). Естественно, что научить так же, как специалист, они при всем желании не смогут. А еще в городских школах есть профильное обучение в старших классах, что намного облегчает сдачу экзаменов по нужным предметам на высокий балл.
Но это так, мысль вслух.
Дискуссию начал(а) Любимова Ольга Валерьевна14.04.2018 1918
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Красноперова Марина Рудольфовна
#1, 14.04.2018
Закрытие школы означает смерть села, где она работала! Очень грустно от этой оптимизации! Тут есть над чем подумать, прежде чем закрывать школу...
Почебыт Татьяна Евгеньевна
#3, 14.04.2018
Сельские школы проще закрыть государству, но что потом делать жителям, у кого еще дети-школьники? И я работала в сельской школе, и по сравнению с городской работали не хуже, и даже лучше в воспитательной работе. В сельской школе сильны традиции. Нельзя закрывать, но и смотреть, как загибаются сельские школы - нельзя. Хорошо, если глава поселения - мудрый человек, находит средства и силы поддержать школы. Везде, где школы живы, для народа есть надежда жизни на селе.
Савельева Наталия Валерьевна(эксперт сообщества)
#4, 15.04.2018
Ответ на сообщение #3 пользователя Почебыт Татьяна Евгеньевна
Согласна с вами! Есть с чем сравнить. У нас тоже школу закрыли, всех ребят в городскую перевели. Очень трудно у них адаптация к новой школе и сверстникам была...
Перминова Елена Федоровна(эксперт сообщества)
#6, 15.04.2018
Ответ на сообщение #3 пользователя Почебыт Татьяна Евгеньевна
Два года назад,была подобная ситуация и у нас, закрыли школу в соседнем пункте и перевели в нашу школу. Дали автобус и возят. Но вот, что интересно,перед закрытием школы у них сделали летом ремонт. А о затратах и не думали. Сколько инстанций учителя обошли!!!!!!!!!!!!!::smile21::
Почебыт Татьяна Евгеньевна
#8, 15.04.2018
Ответ на сообщение #6 пользователя Перминова Елена Федоровна
От родителей тоже многое зависит. Надо всем миром отстаивать.
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
#15, 15.04.2018
Ответ на сообщение #3 пользователя Почебыт Татьяна Евгеньевна
Конечно, на селе, в деревне, в хуторе школа была и остается социальным центром, куда тянутся не только дети!
Рауфа
#5, 15.04.2018
Уважаемые коллеги.
Что делать?
Помогите!!! На совещании директоров нач. сообщила о плане на следующий год закрыть школу и возить учащихся за 15-16 км в ближайшую школу. Дорога находится в плохом состоянии и занимает от 30 минут до часа в зависимости от погодных условий. На следующий год у нас будет 29 человек, но 16 детей учащиеся 1-4 классов. Это малыши, которые могут не дойти. Это 12 км слепой зоны, где нет охвата сотовой связью. Вопрос встал о питании детей. Нынешняя столовая (здание) в аварийном состоянии. Был вариант с подвозом, но предприниматель, кормящий детей, категорически против подвоза питания. У него одна машина и разбивать её по такой дороге он не хочет. Если нельзя привести питание, то пусть дети едут.
Помогите. Вопрос поставлен уже на повестку Земского собрания Октябрьского района. Помогите срочно, пожалуйста. Нужен сюжет по телевидению, привлеките внимание.
Что делать?
Помогите!!! На совещании директоров нач. сообщила о плане на следующий год закрыть школу и возить учащихся за 15-16 км в ближайшую школу. Дорога находится в плохом состоянии и занимает от 30 минут до часа в зависимости от погодных условий. На следующий год у нас будет 29 человек, но 16 детей учащиеся 1-4 классов. Это малыши, которые могут не дойти. Это 12 км слепой зоны, где нет охвата сотовой связью. Вопрос встал о питании детей. Нынешняя столовая (здание) в аварийном состоянии. Был вариант с подвозом, но предприниматель, кормящий детей, категорически против подвоза питания. У него одна машина и разбивать её по такой дороге он не хочет. Если нельзя привести питание, то пусть дети едут.
Помогите. Вопрос поставлен уже на повестку Земского собрания Октябрьского района. Помогите срочно, пожалуйста. Нужен сюжет по телевидению, привлеките внимание.
Перминова Елена Федоровна(эксперт сообщества)
#7, 15.04.2018
Как я Вам сочувствую! Я в своей жизни это проходила, но никто нас слушать не хочет.
Отредактировано 15-04-2018 09:15
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
#16, 15.04.2018
Рауфа, в какой территории Вы находитесь, информацию на Вашей странице не нашла!Что предпринимает ваш коллектив, директор? К кому обращались?
В данной ситуации только учителя и родители, объединившись и стуча во все двери, вплоть до президента, смогут остановить такое решение Земского собрания!
В данной ситуации только учителя и родители, объединившись и стуча во все двери, вплоть до президента, смогут остановить такое решение Земского собрания!
Лариса Павловна
#19, 16.04.2018
Ответ на сообщение #16 пользователя Спицына Любовь Ивановна
Один уже постучался: "В приемной президента России в Москве задержан пожилой мужчина, пришедший на прием. Мужчину, которому около 80-и лет, задерживали восемь полицейских. До машины они тащили его по асфальту".
Полезные ссылки
Дьячкова Наталья Анатольевна
#22, 17.04.2018
Ответ на сообщение #19 пользователя Лариса Павловна
Какой позор! Власть чего то сильно боится, раз старика задерживала целая группа "молодцев"...
Благова Марина Александровна
#9, 15.04.2018
У нас в селе 2 школы, наша коррекционная и средняя общеобразовательная. Наша существует с 1993 года, в этом году встал вопрос о закрытии или присоединении к городской школе-интернату. Ждем как решится этот вопрос.
Лариса Павловна
#11, 15.04.2018
Как рассказывала мама, сначала она училась в школе в своём селе, а затем в старшие классы ходила несколько км в школу в соседнее село. Это было после войны.
Поражает то, что сегодня школы закрывают вообще, не оставляя ни 9-летку, ни началку. Это как же мудро надо было руководить страной, чтобы довести её до состояния, хуже послевоенного...
Поражает то, что сегодня школы закрывают вообще, не оставляя ни 9-летку, ни началку. Это как же мудро надо было руководить страной, чтобы довести её до состояния, хуже послевоенного...
Отредактировано 16-04-2018 00:20
Буньков Андрей Владимирович
#12, 15.04.2018
зависит от государства
маргарита
#13, 15.04.2018
Ответ на сообщение #12 пользователя Буньков Андрей Владимирович
Нашему государству, похоже ничего не надо!
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
#14, 15.04.2018
Ольга Валерьевна, я проработала в сельской школе 15 лет, поэтому могу сказать: будущее у такой школы есть! Конечно, ситуации бывают разные, но тем не менее, основные преимущества:
-сельские школы редко переполнены, поэтому и наполняемость классов, и их небольшое количество делают процесс качественным;
- мотивация у детей высочайшая, так как хорошая учеба - шанс поступить в ВУЗ, окончив который есть возможность стать городским жителем;
-педагогический коллектив устоявшийся, длительно не изменяется его состав, поэтому межличностных проблем меньше или они отсутствуют;
- учителя имеют большой стаж работы (большинство), авторитет их среди жителей высок, часто непререкаем, поэтому претензий и жалоб мало или нет;
- информационно-технические возможности не намного уступают, иногда - лучше городских, и т.д.
В заключении: сегодня была в гостях в том самом хуторе, где работала, у коллеги оба ребенка - выпускники сельской школы, успешно обучаются в престижных московских ВУЗах!
-сельские школы редко переполнены, поэтому и наполняемость классов, и их небольшое количество делают процесс качественным;
- мотивация у детей высочайшая, так как хорошая учеба - шанс поступить в ВУЗ, окончив который есть возможность стать городским жителем;
-педагогический коллектив устоявшийся, длительно не изменяется его состав, поэтому межличностных проблем меньше или они отсутствуют;
- учителя имеют большой стаж работы (большинство), авторитет их среди жителей высок, часто непререкаем, поэтому претензий и жалоб мало или нет;
- информационно-технические возможности не намного уступают, иногда - лучше городских, и т.д.
В заключении: сегодня была в гостях в том самом хуторе, где работала, у коллеги оба ребенка - выпускники сельской школы, успешно обучаются в престижных московских ВУЗах!
Почебыт Татьяна Евгеньевна
#17, 15.04.2018
Ответ на сообщение #14 пользователя Спицына Любовь Ивановна
Поддерживаю по всем пунктам! Оснащение порядочное, а главное, поделить финансы без учета мнения коллектива невозможно. Поэтому оснащение лучше, чем в городских школах, где администрация сначала думает о своем материальном обеспечении, а потом уж о материальном обеспечении школы. До сих пор собираем (не официально!!) на мыло и мешки для мусора. У школы нет денег..
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
#18, 15.04.2018
Ответ на сообщение #17 пользователя Почебыт Татьяна Евгеньевна
::smile2::
Дьячкова Наталья Анатольевна
#21, 17.04.2018
Ответ на сообщение #17 пользователя Почебыт Татьяна Евгеньевна
Это, наверное, беда всех наших школ...
Кучумова Ирина Викторовна
#23, 05.11.2018
Я -учитель сельской школы, в которой ещё совсем недавно насчитывалось сначала 300, потм 200, а сейчас уже 120 учеников. Причина вполне понятна: молодёжи и взрослым в посёлке работать негде, жильё тоже не строится... Остаётся выпускникам уезжать в город и там обосновываться. Мы, конечно, стараемся , как можем, бороться за каждого ученика: организуем дополнительные занятия после уроков, стараемся организовать как можно интереснее досуг школьников, создаём комфортные идеальные условия, но...факт остаётся фактом - количество учащихся тает на глазах. Страшно, если школу закроют: посёлок умрёт, ведь школа - это то, что объединяет вокруг себя, дарит свет жизни, вот только чиновникам , по-моему, совсем до этого нет дела!
Кучумова Ирина Викторовна
#24, 18.01.2023
Страшно, что наша школа, которая находится в Добрянском ГО, буквально тает на глазах. Когда я сюда приехала по распределению, здесь были классы по 40 человек. Сейчас же 84 ученика. Никогда не могла подумать, что такое может произойти. Причина - нет рабочих мест, нет перспектив для молодых семей. Вот и получается, что сельской школе в этом мире места нет, она просто не нужна нашему государству. Обидно, ведь мы почти каждый год выпускали медалистов.
Похожие дискуссии:
- Анкета социологического исследования (опроса) об имеющихся затруднениях в области формирования ЗОЖ
- В СК РФ предложили ввести в школах должность психолога-диагноста
- Выборы президента школы
- Замдиректора владимирской школы пригрозила детям изъятием из семей за участие в митингах оппозиции
- Легализация двоечников
- Мои достижения в работе!
- Почему современному ученику легче напечатать сочинение на компьютере, чем написать "от руки"?
- Рособрнадзор готовит новую модель аттестации учителей
- Рособрнадзор: российские школьники к восьмому классу знают английский язык на тройку с минусом
- Создание школьного театра моды для детей с ОВЗ.