Методы мотивации на уроках математики
Для того чтобы на учебном занятии состоялась самостоятельная познавательная деятельность учащихся, необходимо осуществить ее «запуск». Как известно, всякая деятельность имеет свой мотив и цель, выступающие ее побудительными механизмами. В этой связи чрезвычайно важными в структуре учебного занятия являются этапы мотивации и целеполагания.Что предпринимаете вы, как педагоги ведущие занятия на этапе мотивации и целеполагания?
Дискуссию начал(а) Четверикова Лариса Александровна12.07.2018 1138
Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Кордубан Елена Васильевна(эксперт сообщества)
#1, 12.07.2018
Мне очень нравиться создавать на уроке проблемную ситуацию в виде фрагмента мультфильма или кроссворда. Онлайн кроссворды вообще оживляют урок. Да и детям начальных классов нравиться все в виде игры.
Старшов Михаил Александрович
#3, 12.07.2018
Ответ на сообщение #1 пользователя Кордубан Елена Васильевна
Елена Васильевна, полвека слышу слова "проблемная ситуация", но никак не пойму смысл, ну что это такое?!Может, просто трудный вопрос? Хотя это не так красиво звучит, не научно.<div>Кроссворды решаю лет 70, но не знал, что это Проблемная Ситуация...</div><div>а уж мультики, любовь моя! А оказывается, и они тоже того.</div>
Отредактировано 12-07-2018 11:49
Кордубан Елена Васильевна(эксперт сообщества)
#6, 12.07.2018
Ответ на сообщение #3 пользователя Старшов Михаил Александрович
38 попугаев смотрели? Очень даже::smile1::
Четверикова Лариса Александровна
#8, 12.07.2018
Ответ на сообщение #1 пользователя Кордубан Елена Васильевна
Спасибо
Панкова Татьяна Владимировна(эксперт сообщества)
#2, 12.07.2018
Мотивация - создание проблемы , которую нужно решить на уроке. В начале урока на этапе актуализации и повторения для того, чтобы установить связь между деятельностью учителя и школьника, чтобы обеспечить переход от ранее изученной темы к новой теме.
Раскодируй, Прочитай геометрический рисунок.
Раскодируй, Прочитай геометрический рисунок.
Старшов Михаил Александрович
#4, 12.07.2018
Ответ на сообщение #2 пользователя Панкова Татьяна Владимировна
Татьяна Владимировна, и что это значит: "создание проблемы , которую нужно решить"? Что-то мне подсказывает, что этим всегда занимается любой учитель. Надо передать какое-то знание, что-то, чего дети не знают пока. Ну, надо! Так это мне надо, а детям плевать с высокой башни, нет? Это же МОЯ Проблема, а не их. От теорий скулы сводит, и никто не расскажет ни одного примера практической Ситуации с Мотивацией!
"Прочитай геометрический рисунок" - а я не умею, меня ещё не учили! Проблема?
"Прочитай геометрический рисунок" - а я не умею, меня ещё не учили! Проблема?
Панкова Татьяна Владимировна(эксперт сообщества)
#5, 12.07.2018
Ответ на сообщение #4 пользователя Старшов Михаил Александрович
Кордубан Елена Васильевна(эксперт сообщества)
#7, 12.07.2018
Ответ на сообщение #5 пользователя Панкова Татьяна Владимировна
Спасибо!
Старшов Михаил Александрович
#9, 12.07.2018
Ответ на сообщение #5 пользователя Панкова Татьяна Владимировна
Татьяна Владимировна, не надо шутить над старым человеком. в той ссылке читаю, что пробл обуч появилось в последнее 10-ти летие. Да я слышу это уже 60 лет! и всё одно: ставлю проблему, и умело направляю этих незнаек. Вот там же читаю о числовой окружности, а меня Николай Иванович учил без этого, ну и что, для меня Проблема? да я просто вспомнил его науку, прикинул, что для 6 градусов синус примерно 0,1, 30 градусов ровно 0,5; значит, 2/7=0,3 дают около 20 градусов, так? Для себя уверен, что ПС возможны только при повторении, когда знаний вроде достаточно, а что-то не играет. Да ладно, тема вечная...
Ботнева Мария Юрьевна
#10, 13.07.2018
Ответ на сообщение #9 пользователя Старшов Михаил Александрович
Согласна с Вами, Михаил Александрович. Все новое - это хорошо забытое старое. По навыдумывали новых слов, и радуются.
Столярова Инна Николаевна(эксперт сообщества)
#11, 14.07.2018
Ответ на сообщение #9 пользователя Старшов Михаил Александрович
Пример ПС при изучении нового материала. Тема: сложение целых чисел. Сначала дети на координатной прямой (как вариант, на градуснике) складывают числа с разными знаками и с одинаковыми - практическая работа. Затем ищут закономерность и выводят правила сложения целых чисел. Можно сформулировать поинтереснее вопрос: Если взять большие числа, на координатной прямой удобно складывать? Что же делать? Сможем ли мы открыть секрет сложения?
Старшов Михаил Александрович
#14, 15.07.2018
Ответ на сообщение #11 пользователя Столярова Инна Николаевна
Инна Николаевна, всё-таки, какая разница - ПС и вопрос поинтереснее? Вот ваш пример Вы как разрешаете на уроке? Ведь по идее ПС должна разрешаться, правда? Не забуду никогда, как лет 40-50 назад слышал выступление доцента зоовет института: "У нас 100% лекций - проблемные!" Вы представляете себе лекцию Проблемную? Я - нет. Но диссертаций на эту моднющую тему защищено море.
а в учебнике педагогики в те же времена была фраза:"Введение пробл обучения в школах Татарии уменьшило число второгодников в шесть раз". В ШЕСТЬ! Так почему не делать ПС на каждом уроке всюду?! Нет же проблем придумать вопрос трудный или поинтереснее!
а в учебнике педагогики в те же времена была фраза:"Введение пробл обучения в школах Татарии уменьшило число второгодников в шесть раз". В ШЕСТЬ! Так почему не делать ПС на каждом уроке всюду?! Нет же проблем придумать вопрос трудный или поинтереснее!
Елена Вениаминовна Чурина(эксперт сообщества)
#15, 15.07.2018
Ответ на сообщение #14 пользователя Старшов Михаил Александрович
Вот неоднократно урок по теме: "Теорема Пифагора" (тема очень интересная) провожу примерно по приведенной схеме (её описание взяла на просторах интернет, свое виденье описать всё как то не нахожу времени прописать). Можно ли, коллеги, можно ли это урок считать проведенным по технологии проблемного обучения?Учитель предлагает решить задачу: На охоте с двух отвесных скал два охотника заметили добычу и одновременно в него выстрелили, причём стрелы достигли цели одновременно. Охотники одновременно начали спуск к добыче с одинаковой скоростью
Проблемная ситуация возникает при построении математической модели практической задачи. Она рассматривается с помощью вопросов. Как на чертеже изображаются:
1) скалы?
2) расстояние между ними?
3) путь каждой стрелы?
4) путь каждого охотника?
5) что означает факт, что стрелы достигли цели одновременно?
Анализ задачи позволяет заключить, что на данном этапе задачу решить нельзя, так как невозможно использовать равенство отрезков ДС и СЕ, которые являются гипотенузами прямоугольных треугольников. Если бы зависимость между катетами и гипотенузой в прямоугольном треугольнике была известной, то можно было бы в каждом треугольнике выразить гипотенузу через катеты и приравнять полученные выражения.
ВОЗНИКАЕТ ПРОБЛЕМА:
Существует ли зависимость между гипотенузой и катетами в прямоугольном треугольнике, и, если она существует, то как она формулируется?
Для решения этой проблемы учитель организует поиск формулировки, предложив учащимся задание по группам:
Построить прямоугольные треугольники с катетами 3 и 4, 12 и 5, 6 и 8, 8 и 15 и измерить гипотенузу. Результаты заносятся в таблицу.
Далее выдвигаются и обсуждаются различные гипотезы.
Верно ли, что a + , если это справедливо для первого и третьего случая?
Верно ли, что a = , если это справедливо для четвёртого случая?
Если учащиеся не увидят существующей зависимости, то учитель продолжает заполнять таблицу, находя квадраты соответствующих значений.
Следующая проблема возникает при доказательстве. Можно использовать различные доказательства, известные из истории математики. После доказательства теоремы Пифагора, возвращаемся к исходной задаче.
Проблемная ситуация возникает при построении математической модели практической задачи. Она рассматривается с помощью вопросов. Как на чертеже изображаются:
1) скалы?
2) расстояние между ними?
3) путь каждой стрелы?
4) путь каждого охотника?
5) что означает факт, что стрелы достигли цели одновременно?
Анализ задачи позволяет заключить, что на данном этапе задачу решить нельзя, так как невозможно использовать равенство отрезков ДС и СЕ, которые являются гипотенузами прямоугольных треугольников. Если бы зависимость между катетами и гипотенузой в прямоугольном треугольнике была известной, то можно было бы в каждом треугольнике выразить гипотенузу через катеты и приравнять полученные выражения.
ВОЗНИКАЕТ ПРОБЛЕМА:
Существует ли зависимость между гипотенузой и катетами в прямоугольном треугольнике, и, если она существует, то как она формулируется?
Для решения этой проблемы учитель организует поиск формулировки, предложив учащимся задание по группам:
Построить прямоугольные треугольники с катетами 3 и 4, 12 и 5, 6 и 8, 8 и 15 и измерить гипотенузу. Результаты заносятся в таблицу.
Далее выдвигаются и обсуждаются различные гипотезы.
Верно ли, что a + , если это справедливо для первого и третьего случая?
Верно ли, что a = , если это справедливо для четвёртого случая?
Если учащиеся не увидят существующей зависимости, то учитель продолжает заполнять таблицу, находя квадраты соответствующих значений.
Следующая проблема возникает при доказательстве. Можно использовать различные доказательства, известные из истории математики. После доказательства теоремы Пифагора, возвращаемся к исходной задаче.
Старшов Михаил Александрович
#16, 15.07.2018
Ответ на сообщение #15 пользователя Елена Вениаминовна Чурина
Елена Вениаминовна, мне почему-то кажется, что Вы говорите о задаче с неполными данными, которая имеет смысл, естественно, только она не нуждается в титуле Проблемная. Хотя артистичный учитель может, вероятно, так её подать, что и ПС возникнет, не знаю. А вот покажите детям книжку (хорошую!), скажите, что сначала вы читали её спокойно, по 4 стр в час, до середины. А потом увлеклись и проглатывали каждый час по 6 страниц. Интересно, ск страниц получилось в среднем? В каждом классе найдётся добрая душа и скажет ответ мгновенно. И это даёт мне картбланш! Сейчас устрою ПС. Но могу и промахнуться, правда, пока не было осечки.
Каменькова Марина Николаевна
#12, 14.07.2018
Математика часто кажется ученикам "сухой" и ненужной. Если ребенку не интересно, то он практически не усваивает тему, либо запомнит на короткое время и вскоре забудет. Чтобы урок прошел с пользой и нужна мотивация и ответ на вопрос : Зачем это мне?Например. 5 кл. Тема: среднее арифметическое. Вопросы. Как рассчитывается учителем четвертная оценка?Сможешь ли ты сам рассчитать?Какая оценка выходит по математике в этой четверте, устраевает ли она тебя?Какие оценки нужно еще получить и сколько, чтобы исправить положение? и т.д.
Старшов Михаил Александрович
#13, 15.07.2018
Ответ на сообщение #12 пользователя Каменькова Марина Николаевна
Марина Николаевна, так это вы приучаете детей к среднему арифметическому?! А из-за этого они не могут решить одну физическую задачу! Ни один. За что физики очень её любят.
Похожие дискуссии:
- "Ребенку надо говорить правду про учителей".
- «На ребёнка реформаторам наплевать». Эксперт о проблемах современной школы.
- 15 февраля - День памяти воинов-интернационалистов в России
- Вечер школьных друзей!
- ВПР
- Итоговое собеседование: как Вам идея?
- Мотивация в учении - проблема важная!!!
- Предлагаю игру в грамотность.
- Студентам разрешат учить школьников, а у педагогов со стажем не будут требовать наличия профильного
- Устное собеседование: плюсы и минусы...