Президент РБА Михаил Дмитриевич Афанасьев выступил на заседании Совета по культуре и искусству
М. Афанасьев: Уважаемый Владимир Владимирович! Дорогие коллеги!
Я здесь представляю, наверное, самую массовую категорию работников культуры – библиотечных работников. У нас, несмотря на то что за последние три года закрылось полторы тысячи муниципальных библиотек, библиотекари есть по всей стране, к этому нужно прибавить ещё библиотеки в школах, библиотеки в военных частях, библиотеки в тюрьмах. Я бы сказал, что это базовый элемент нашей культурной деятельности.
Сегодня библиотеки чрезвычайно активно и динамично работают. Когда говорят: библиотеки устарели – это значит, человек не ходил в библиотеку, во всяком случае, в последние три-четыре года.
Библиотека оказалась востребованной в первую очередь для детского населения, для молодёжи. Каждый год удельный вес молодых читателей библиотек увеличивается.
Яркий пример. Ещё недавно библиотеки, для того чтобы ознакомить первоклашек с библиотекой, приглашали целые классы. А сегодня в детских библиотеках есть пеленальные столики, есть проблема парковки детских колясок, потому что мамы приходят с детьми, и дети знакомятся с книгами с самого раннего детства. И в этом смысле библиотечный мир очень живой и творческий.
Но чем более творческим он является, тем больше ощущается контраст между творческой стороной, потребностью в библиотеке и её материально-технической базой. И в этом отношении замечательно, что в национальном проекте «Культура» специально сказано о муниципальных библиотеках, потому что это слабое звено, особенно в сети государственных библиотек. Конечно, из центра и вообще мановением руки невозможно улучшить деятельность библиотек, когда их более 50 тысяч, тех, которые занимаются библиотечной деятельностью на муниципальном уровне.
Но выбран хороший алгоритм. Решено модернизировать 660 библиотек, которые должны стать модельными образцами. В каждом регионе будет десяток библиотек, на которые можно смотреть, как это должно быть, какое должно быть пространство, как работают электронные ресурсы, как работает национальная электронная библиотека. Это хороший стимул, толчок для деятельности. За это, в общем, большая благодарность национальному проекту.
Но Вы в своём вступительном слове сказали об одной важной вещи, связанной с пополнением библиотек книгами. Это системная проблема сегодня. И она, к сожалению, даже не ограничивается только детской литературой. Сегодня, я это ответственно могу сказать, сошло на нет пополнение библиотек, небольших в первую очередь библиотек, бумажной книгой. Сельская библиотека в большинстве регионов получает деньги только на подписку на местную прессу. Всё. 80 процентов всех книг, которые, по статистике, поступают в библиотеки, – это дары читателей. Это замечательно, что читатель так любит библиотеки, но та литература, которую они приносят, ни по качеству, ни по каким‑то другим параметрам не выдерживает никакой критики. Это не очень нормальная ситуация.
Детские книги. В библиотечной терминологии есть такой термин «лапша». Это тонкие бумажные детские книжки, мы их знаем с детства. Так вот в сельской библиотеке – это типичная ситуация – эта «лапша» двадцатилетней давности. Её уже в руки брать мне, во всяком случае, неприятно, а её дают детям, потому что другой книжки нет. Дорогая красивая книга, которую мы видим на книжной ярмарке, туда по определению попасть не может. И в этом смысле это проблема, конечно, не Министерства культуры, а ответственность за это несут муниципальные власти, региональные власти. Но очень важно было бы, чтобы они понимали, что это государственное дело.
Когда-то был показатель оценки органов исполнительной власти – обеспеченность книгами в библиотеках. Его сняли. Я подозреваю, что органы власти поняли, что этот знак, сигнал: это не важная проблема.
То же самое – сокращение трансфертов. Когда‑то давали деньги на принципах софинансирования региона и центра. Сократили его в шесть раз. Всё понятно, значит, эта проблема неактуальна. И в этом смысле у нас с вами очень серьёзная проблема. Это же не моя просьба помочь библиотекам. Нужно понимать, что мы имеем дело с тем, что библиотека без книг существовать не может. Как булочная. Представьте, мы хотим, чтобы в булочную ходило много народу. Мы отремонтировали помещение, мы устроили там праздник каравая, а хлеб туда не поставляем. И это сегодняшняя ситуация с библиотеками.
Мы в Российской библиотечной ассоциации сделали несколько скромных предложений. Например, создание библиотечной серии лучших детских книг, которые бы поступали целевым образом в библиотеки. Восстановить критерий для органов исполнительной власти, чтобы спросить с них, как у них дела с укомплектованием библиотек, ну и трансферты.
Я передал эти предложения в аппарат. Надеюсь, что они будут рассмотрены и дадут толчок для поручений.
В. Путин: Большое спасибо.
Тема чрезвычайно важная. Мы сейчас с коллегами, пока Вы говорили, обменялись некоторыми мнениями и идеями. Нужно будет, конечно, усилить и роль федерального бюджета, и региональных властей.
А предложение по поводу включения в перечень показателей качества работы регионов в том числе и состояние в этом секторе, в библиотечном деле, – это правильно, так же как и некоторые другие Ваши предложения. Вы сказали, что у Вас скромные предложения. Но надо сказать, что в библиотеках вообще работают скромные люди, внешне не такие яркие, их не знают миллионы, но они делают исключительно важную работу.
Спасибо за эти предложения, мы постараемся тоже реализовать.
Я здесь представляю, наверное, самую массовую категорию работников культуры – библиотечных работников. У нас, несмотря на то что за последние три года закрылось полторы тысячи муниципальных библиотек, библиотекари есть по всей стране, к этому нужно прибавить ещё библиотеки в школах, библиотеки в военных частях, библиотеки в тюрьмах. Я бы сказал, что это базовый элемент нашей культурной деятельности.
Сегодня библиотеки чрезвычайно активно и динамично работают. Когда говорят: библиотеки устарели – это значит, человек не ходил в библиотеку, во всяком случае, в последние три-четыре года.
Библиотека оказалась востребованной в первую очередь для детского населения, для молодёжи. Каждый год удельный вес молодых читателей библиотек увеличивается.
Яркий пример. Ещё недавно библиотеки, для того чтобы ознакомить первоклашек с библиотекой, приглашали целые классы. А сегодня в детских библиотеках есть пеленальные столики, есть проблема парковки детских колясок, потому что мамы приходят с детьми, и дети знакомятся с книгами с самого раннего детства. И в этом смысле библиотечный мир очень живой и творческий.
Но чем более творческим он является, тем больше ощущается контраст между творческой стороной, потребностью в библиотеке и её материально-технической базой. И в этом отношении замечательно, что в национальном проекте «Культура» специально сказано о муниципальных библиотеках, потому что это слабое звено, особенно в сети государственных библиотек. Конечно, из центра и вообще мановением руки невозможно улучшить деятельность библиотек, когда их более 50 тысяч, тех, которые занимаются библиотечной деятельностью на муниципальном уровне.
Но выбран хороший алгоритм. Решено модернизировать 660 библиотек, которые должны стать модельными образцами. В каждом регионе будет десяток библиотек, на которые можно смотреть, как это должно быть, какое должно быть пространство, как работают электронные ресурсы, как работает национальная электронная библиотека. Это хороший стимул, толчок для деятельности. За это, в общем, большая благодарность национальному проекту.
Но Вы в своём вступительном слове сказали об одной важной вещи, связанной с пополнением библиотек книгами. Это системная проблема сегодня. И она, к сожалению, даже не ограничивается только детской литературой. Сегодня, я это ответственно могу сказать, сошло на нет пополнение библиотек, небольших в первую очередь библиотек, бумажной книгой. Сельская библиотека в большинстве регионов получает деньги только на подписку на местную прессу. Всё. 80 процентов всех книг, которые, по статистике, поступают в библиотеки, – это дары читателей. Это замечательно, что читатель так любит библиотеки, но та литература, которую они приносят, ни по качеству, ни по каким‑то другим параметрам не выдерживает никакой критики. Это не очень нормальная ситуация.
Детские книги. В библиотечной терминологии есть такой термин «лапша». Это тонкие бумажные детские книжки, мы их знаем с детства. Так вот в сельской библиотеке – это типичная ситуация – эта «лапша» двадцатилетней давности. Её уже в руки брать мне, во всяком случае, неприятно, а её дают детям, потому что другой книжки нет. Дорогая красивая книга, которую мы видим на книжной ярмарке, туда по определению попасть не может. И в этом смысле это проблема, конечно, не Министерства культуры, а ответственность за это несут муниципальные власти, региональные власти. Но очень важно было бы, чтобы они понимали, что это государственное дело.
Когда-то был показатель оценки органов исполнительной власти – обеспеченность книгами в библиотеках. Его сняли. Я подозреваю, что органы власти поняли, что этот знак, сигнал: это не важная проблема.
То же самое – сокращение трансфертов. Когда‑то давали деньги на принципах софинансирования региона и центра. Сократили его в шесть раз. Всё понятно, значит, эта проблема неактуальна. И в этом смысле у нас с вами очень серьёзная проблема. Это же не моя просьба помочь библиотекам. Нужно понимать, что мы имеем дело с тем, что библиотека без книг существовать не может. Как булочная. Представьте, мы хотим, чтобы в булочную ходило много народу. Мы отремонтировали помещение, мы устроили там праздник каравая, а хлеб туда не поставляем. И это сегодняшняя ситуация с библиотеками.
Мы в Российской библиотечной ассоциации сделали несколько скромных предложений. Например, создание библиотечной серии лучших детских книг, которые бы поступали целевым образом в библиотеки. Восстановить критерий для органов исполнительной власти, чтобы спросить с них, как у них дела с укомплектованием библиотек, ну и трансферты.
Я передал эти предложения в аппарат. Надеюсь, что они будут рассмотрены и дадут толчок для поручений.
В. Путин: Большое спасибо.
Тема чрезвычайно важная. Мы сейчас с коллегами, пока Вы говорили, обменялись некоторыми мнениями и идеями. Нужно будет, конечно, усилить и роль федерального бюджета, и региональных властей.
А предложение по поводу включения в перечень показателей качества работы регионов в том числе и состояние в этом секторе, в библиотечном деле, – это правильно, так же как и некоторые другие Ваши предложения. Вы сказали, что у Вас скромные предложения. Но надо сказать, что в библиотеках вообще работают скромные люди, внешне не такие яркие, их не знают миллионы, но они делают исключительно важную работу.
Спасибо за эти предложения, мы постараемся тоже реализовать.
Полезные ссылки
Дискуссию начал(а) Грекова Лариса Анатольевна19.12.2018 1024
Опубликовано в группе «Методическая копилка библиотекаря»
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Грекова Лариса Анатольевна
#1, 19.12.2018
И очень хочется верить, что изменится ситуация в российских библиотеках!!!
Порошина Ольга Анатольевна(эксперт сообщества)
#2, 19.12.2018
Ответ на сообщение #1 пользователя Грекова Лариса Анатольевна
Хорошую тему подняли, библиотечный фонд давно надо пополнять и обновлять. Дети приходят в библиотеку со списком книг, которые задают по программе, а их или мало, или нет совсем. А для нерадивых учеников это повод не читать совсем.
Наталья Игоревна(эксперт сообщества)
#3, 19.12.2018
Ответ на сообщение #1 пользователя Грекова Лариса Анатольевна
Модельные библиотеки это хорошо!!! Но существует другая проблема, которая волнует многие регионы: ЗАКРЫВАЮТ учреждения культуры (особенно на селе). Закроют библиотеку, дома культуры, школы... Население начинает уезжать из деревень и сел. Не стоит забывать библиотека на селе выполняет важную функции: информационную, коммуникационную. НЕ редко библиотеки собирают информацию о родном крае, местных поэтах и писателях, издают сборники, организуют встречи с писателями и интересными людьми.
Грекова Лариса Анатольевна
#5, 19.12.2018
Ответ на сообщение #2 пользователя Порошина Ольга Анатольевна
У нас в Тюменской области несколько лет назад выделяли по 1 млн. рублей на комплектование в год. Значительно пополнились фонды. Но увы! Фонды ветшают, а новых финансов нет.
Грекова Лариса Анатольевна
#6, 19.12.2018
Ответ на сообщение #3 пользователя Наталья Игоревна
Да, роль библиотек огромна. Особенно в не больших населенных пунктах. И хочу похвастаться, прошлый год нам выделили большое здание и денег на ремонт. Буквально на днях в нашем городе состоялось официальное открытие библиотеки в обновленном здании.
Порошина Ольга Анатольевна(эксперт сообщества)
#8, 19.12.2018
Ответ на сообщение #6 пользователя Грекова Лариса Анатольевна
Будем надеяться на улучшение ситуации.::smile7::::smile7::::smile7::
Грекова Лариса Анатольевна
#9, 19.12.2018
Ответ на сообщение #8 пользователя Порошина Ольга Анатольевна
::smile0::::smile2::
Бурых Елена Владимировна(эксперт сообщества)
#4, 19.12.2018
Очень актуальная тема!!!
Грекова Лариса Анатольевна
#7, 19.12.2018
Ответ на сообщение #4 пользователя Бурых Елена Владимировна
Да, согласна, Елена Владимировна! Тема актуальна! Теперь хочется верить, что не только на словах это все останется.
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#10, 19.12.2018
Ответ на сообщение #7 пользователя Грекова Лариса Анатольевна
Лариса Анатольевна, пусть воплотится в жизнь эта идея, а фонды будут пополняться качественными изданиями, которые будут развивать детей и все население.
Порошина Ольга Анатольевна(эксперт сообщества)
#11, 19.12.2018
Ответ на сообщение #10 пользователя Беласик Людмила Николаевна
::smile2::::smile1::::smile2::
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#12, 19.12.2018
Ответ на сообщение #11 пользователя Порошина Ольга Анатольевна
::smile7::::smile7::::smile7::::smile1::
Грекова Лариса Анатольевна
#13, 20.12.2018
Ответ на сообщение #10 пользователя Беласик Людмила Николаевна
Да, Людмила Николаевна! Нам не хватает хороших изданий. И еще большая проблема в финансировании. Нам еще в марте с области отписали 1 млн.руб. на комплектование. И вот на носу середина декабря и деньги наконец-то пришли!!! В марте была проведена большая работа с издательствами: отобраны книги по прайсам, заключены договора, составлены списки. Прошло столько времени, этих книг в наличии уже нет, какие-то уже и не будут переиздаваться. И вот результат! Сейчас в столь короткие сроки нам необходимо вновь сделать отбор книг и они все должны пройти по учетным документам, т.к. конец года.
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#14, 20.12.2018
Ответ на сообщение #13 пользователя Грекова Лариса Анатольевна
Колоссальная работа, Лариса Анатольевна!
Грекова Лариса Анатольевна
#15, 20.12.2018
Ответ на сообщение #14 пользователя Беласик Людмила Николаевна
::smile7::
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#16, 20.12.2018
Ответ на сообщение #15 пользователя Грекова Лариса Анатольевна
::smile45::::smile45::::smile45::
Похожие дискуссии:
- Бесплатная видеолекция "Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX в"
- "Развитие устного счёта и история арифметики"
- «Педагогическое образование – Россия будущего»
- Новая модель аттестации учителей. Не пропустите!
- Онлайн-дискуссии «Холодная война между СССР и Западом: история и современность».
- Приглашаем на конференцию
- Проведение всероссийской конференции по вопросам непрерывного развития преподавателей русского языка
- Программа "Сотрудничество" для учителей и воспитателей.
- Проект «Твое правительство»
- Фестивале методических разработок по ИЗО, музыке, технологии: "В мире культуры и искусства"