Несколько крамольных мыслей об образовании. Часть вторая. Ученики.
1. Ученик должен знать устав школы и соблюдать его. В случае нарушения устава ученик должен нести наказание, предусмотренное этим же уставом. (Я предупреждала, что это мечты)
2. Ученик должен готовиться к урокам. При этом он должен иметь достаточно четкое понимание, что в подготовку входит и как это будет проверено. Чем меньше поводов думать "Всё равно не спросят", тем лучше.
3. Ученик имеет право знать критерии оценки любой работы и быть уверенным в её объективности. Также он должен иметь доступ к оценкам в журнале и четко понимать из чего складывается итоговый балл.
4. Ученик должен быть заинтересован в своем обучении больше, чем остальные участники образовательных отношений. Для этого он должен понимать практическую значимость предметов, а также осознавать ответственность за неудовлетворительное обучение. Пока нет действенных мер, не будет и ответственности.
5. Ученик имеет право на уважительное отношение учителя в любой ситуации, также на справедливость и непредвзятость.
6. Конечно, он обязан отвечать тем же, см. п. 1
7. Все занятия сверх уроков должны быть добровольны. Ученик должен понимать, для чего именно ему это надо. К тому же, ученик должен иметь своевременный доступ к информации о проводимых дополнительных занятиях, кружках, олимпиадах и прочем. Чем полнее и интереснее подана информация, тем больше мотивация.
8. Общественно-полезный труд, в противоречие п. 7, должен быть обязательно. Но, пожалуй, это не об учениках, а о системе в целом. Труд этот должен быть регламентирован и согласован с родительской общественностью, а также вариативен, в соответствии с возрастом, особенностями здоровья и др.
9. Ученик должен видеть в учителе помощника, а не надсмотрщика. В то же время, он должен осознавать необходимость и неизбежность контроля. И это самый сложный пункт... Впрочем, не только в школе, но и в семье.
Итоговое: Ученик не обязан быть идеальным, но он должен видеть рамки за которые выходить нельзя, знать свои права, обязанности и меру ответственности за свои действия.
2. Ученик должен готовиться к урокам. При этом он должен иметь достаточно четкое понимание, что в подготовку входит и как это будет проверено. Чем меньше поводов думать "Всё равно не спросят", тем лучше.
3. Ученик имеет право знать критерии оценки любой работы и быть уверенным в её объективности. Также он должен иметь доступ к оценкам в журнале и четко понимать из чего складывается итоговый балл.
4. Ученик должен быть заинтересован в своем обучении больше, чем остальные участники образовательных отношений. Для этого он должен понимать практическую значимость предметов, а также осознавать ответственность за неудовлетворительное обучение. Пока нет действенных мер, не будет и ответственности.
5. Ученик имеет право на уважительное отношение учителя в любой ситуации, также на справедливость и непредвзятость.
6. Конечно, он обязан отвечать тем же, см. п. 1
7. Все занятия сверх уроков должны быть добровольны. Ученик должен понимать, для чего именно ему это надо. К тому же, ученик должен иметь своевременный доступ к информации о проводимых дополнительных занятиях, кружках, олимпиадах и прочем. Чем полнее и интереснее подана информация, тем больше мотивация.
8. Общественно-полезный труд, в противоречие п. 7, должен быть обязательно. Но, пожалуй, это не об учениках, а о системе в целом. Труд этот должен быть регламентирован и согласован с родительской общественностью, а также вариативен, в соответствии с возрастом, особенностями здоровья и др.
9. Ученик должен видеть в учителе помощника, а не надсмотрщика. В то же время, он должен осознавать необходимость и неизбежность контроля. И это самый сложный пункт... Впрочем, не только в школе, но и в семье.
Итоговое: Ученик не обязан быть идеальным, но он должен видеть рамки за которые выходить нельзя, знать свои права, обязанности и меру ответственности за свои действия.
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Репп Валентина Валерьевна
#1, 22.09.2019
Дополнения, несогласие и просто любые мнения приветствуются::smile6::
Репп Валентина Валерьевна
#2, 22.09.2019
Что касается мер воздействия. Я считаю, что ученик должен знать цепочку возможных последствий: беседа, вызов родителей, внутришкольная комиссия, штрафы родителям и исправительные работы ученику с обязательным контролем администрации, кдн (и меры предусмотренные кдн), временное исключение, с определенными условиями для возвращения, окончательное исключение. По успеваемости сложнее. второй год имеет смысл до определенного возраста, в старших классах мера бессмысленная. Тут должна работать комиссия, устанавливающая причины, исходя из этого программа коррекции с обязательным посещением доп. занятий, с родительским контролем... Но эту проблему моя фантазия ещё недоработала ::smile42::
Садварий Жанна Владиславовна(эксперт сообщества)
#10, 22.09.2019
Ответ на сообщение #2 пользователя Репп Валентина Валерьевна
Ваша фантазия движется в правильном направлении, я думаю, что в тех школах, где есть именно СИСТЕМА РАБОТЫ похожая цепочка выстроена (ну, понятно, без штрафов и временных отчислений). Хотя, они были бы действенны. Но возвращаясь к реалиям, я опять выступлю скептиком. Парень, который сделал себе нетрадиционную прическу (недавний обсуждаемый случай) оказался оправданным, хотя нарушил положения локального акта о внешнем виде. Мы живем в парадоксальное время, когда юридические законы в приоритете, даже если не совпадают с нравственными.
Репп Валентина Валерьевна
#14, 22.09.2019
Ответ на сообщение #10 пользователя Садварий Жанна Владиславовна
О том и речь в моей фантазии. Как в том кино: надпись есть, а буя нет! Так и у нас: устав есть, а мер воздействия за его нарушение нет. Хотя в той истории с парнем... ну не прав директор: чего так шашкой махать было из-за пустяков. Тем более, там малыш совсем, 4 класс! А историю раздули, будто он бомбу в школу принес.
Садварий Жанна Владиславовна(эксперт сообщества)
#17, 22.09.2019
Ответ на сообщение #14 пользователя Репп Валентина Валерьевна
Истории раздувать у нас умеют мастерски. А малышу показали, что педагоги враги и можно их юридически победить, да еще и славу получить на всю страну, не делая при этом ничего, кроме новомодной прически. В данной ситуации не правы все.
Репп Валентина Валерьевна
#18, 22.09.2019
Ответ на сообщение #17 пользователя Садварий Жанна Владиславовна
Абсолютно согласна с вами.
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#19, 22.09.2019
Ответ на сообщение #10 пользователя Садварий Жанна Владиславовна
Время парадоксальное точно, Жанна Владиславовна. Где черное стало белым, а белое стало черным. Со школы спрашивают воспитание, нравственность... и много чего, в тоже время со всех источников информации "летит" такая нравственность....Что детям порой объяснить невозможно.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#3, 22.09.2019
3. ... Также он должен иметь доступ к оценкам в журнале. В электронном журнале каждый ученик и так видит свои оценки.
Репп Валентина Валерьевна
#4, 22.09.2019
Ответ на сообщение #3 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
Не поверите, есть школы, где до сих пор нет электронных журналов, а в обычные ребенку категорически запрещено заглядывать. Ещё и оценки несвоевременно выставляют: в конце четверти куча, а за неделю до этого ни одной - и необязательно это с долгами связано. Я, как мама школьника, из личного опыта говорю.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#5, 22.09.2019
Ответ на сообщение #4 пользователя Репп Валентина Валерьевна
Очень даже верю, что есть такие школы! То, что оценки несвоевременно выставляют знаю!
Старшов Михаил Александрович
#7, 22.09.2019
Ответ на сообщение #4 пользователя Репп Валентина Валерьевна
Валентина Валерьевна, в школе, где оценки появляются в журнале за неделю до выпускного вечера, ученику и не надо читать ваш устав школы. может быть, уголовный кодекс, но я его не читал::smile4::
Репп Валентина Валерьевна
#13, 22.09.2019
Ответ на сообщение #7 пользователя Старшов Михаил Александрович
Увы, Михаил Александрович, уголовное наказание за несвоевременное выставление оценок не предусмотрено, а администрация учителя ругает, если бумажки вовремя не сданы, а оценки детям могут и погодить. ::smile6::
Старшов Михаил Александрович
#31, 23.09.2019
Ответ на сообщение #13 пользователя Репп Валентина Валерьевна
Что вы такое говорите, Валентина Валерьевна, " оценки детям могут и погодить"?! Оценку человек должен знать немедленно и понятную. Если щеночек вчера нашкодил на полу, нет смысла его тыкать носом сегодня. Кроме того, подозреваю, что весь класс должен эту оценку знать и принять. Оценка - главный инструмент педагога, и в обучении, и в воспитании, да и в добывании авторитета в коллективе учащихся. Без объективной оценки школы не будет никогда. Уточню, что меньше всего имею в виду ОТМЕТКУ.
Репп Валентина Валерьевна
#36, 23.09.2019
Ответ на сообщение #31 пользователя Старшов Михаил Александрович
Так это не я говорю, это негласно администрация нам декларирует, расставляя приоритеты в работе
Лариса Павловна
#6, 22.09.2019
Привлечение учеников к труду и так согласовывается с родителями.
А зачем общественно-полезный труд? Это труд, полезный для общества, но за который не платят? Вместо техничек, дворников? Зачем?
А зачем общественно-полезный труд? Это труд, полезный для общества, но за который не платят? Вместо техничек, дворников? Зачем?
Старшов Михаил Александрович
#8, 22.09.2019
Ответ на сообщение #6 пользователя Лариса Павловна
ну как зачем, чтобы техничек, дворников продвинать в думу, где зарплата поприличнее::smile23::
Репп Валентина Валерьевна
#9, 22.09.2019
Ответ на сообщение #6 пользователя Лариса Павловна
Труд затем, чтобы понимать ценность труда, видеть результат. Я же не утверждаю, что моё мнение - истина в последней инстанции. Лишь фантазия на тему. И, пожалуй, я имела ввиду не генеральные уборки и мытьё полов, а нечто другое. Работа в школьном саду, помощь социальным службам, что-то близкое к волонтерству. Когда-то была обязательная практика в школе. Кстати, в моем школьном детстве она оплачивалась. Отработав 10 дней по 3 часа, помнится, получила я рублей 10. Немного, но это были приличные деньги для ребенка. Почему бы не возродить нечто подобное? В идеальной фантазии, ребенок мог бы выбирать сферу применения своих способностей ::smile9::
Отредактировано 22-09-2019 19:12
Садварий Жанна Владиславовна(эксперт сообщества)
#11, 22.09.2019
Ответ на сообщение #9 пользователя Репп Валентина Валерьевна
Совершенно согласна с Вами, Валентина Валерьевна.Культура начинается с элементарного умения убрать за собой, а потом уже и безвозмездно сделать доброе дело, и от всего сердца помочь школе. А у нас так:бумажек набросаем, а убирать я не обязан. Пусть старушка- уборщица за мной приберет. И все так чинно, все так юридически верно. Надеюсь, слышите иронию.
Отредактировано 22-09-2019 19:30
Лариса Павловна
#12, 22.09.2019
Ответ на сообщение #8 пользователя Старшов Михаил Александрович
Похоже на то.
Репп Валентина Валерьевна
#15, 22.09.2019
Ответ на сообщение #8 пользователя Старшов Михаил Александрович
А может затем, чтобы чуточку задумывался ученик, прежде, чем на пол плюнуть: вдруг убирать самому придется? ::smile49:: Хотя я не уборки имела ввиду, но тоже труд, иногда оно и полезно.
Репп Валентина Валерьевна
#16, 22.09.2019
Ответ на сообщение #11 пользователя Садварий Жанна Владиславовна
::smile7::
Лариса Павловна
#20, 22.09.2019
Ответ на сообщение #9 пользователя Репп Валентина Валерьевна
Да, была обязательной. Вам повезло, если платили; нам - никогда. Волонтёрством можно заниматься необязательно в школе, если ученику это интересно. У меня, помнится, был успешный ученик, записался в городской отряд волонтеров - и учёба по боку, выполнять домашние задания некогда, скатился на 3 и 2. Пришлось ему отказаться от такой деятельности.
Отредактировано 22-09-2019 20:31
Лариса Павловна
#21, 22.09.2019
Ответ на сообщение #11 пользователя Садварий Жанна Владиславовна
"От всего сердца помочь школе"? Ну, если ученик захочет... Школе должно помогать государство - от всего сердца и изо всех сил. А что в реальности?..
Садварий Жанна Владиславовна(эксперт сообщества)
#22, 22.09.2019
Ответ на сообщение #21 пользователя Лариса Павловна
Сегодня никто никого не неволит. Но жить немного радостнее, когда ты любишь: свой город, свою школу, своих педагогов, когда отношение у тебя ко всему не потребительское, а сыновнее. Государство обязано помогать школе, а не помогает потому что, в свое время, это сыновнее отношение не воспитали у тех, кто является сердцем и головой этого государства.Я вовсе не имею ввиду президента, но многочисленное бессовестное чиновничество, ведь, по сути, именно оно у нас правит.
Лариса Павловна
#23, 22.09.2019
Ответ на сообщение #15 пользователя Репп Валентина Валерьевна
Давайте определимся, что обсуждаем: общественно-полезный труд, труд (с оплатой) или невоспитанность (бумажек набросал, на пол плюнул).
Отредактировано 22-09-2019 20:54
Лариса Павловна
#24, 22.09.2019
Ответ на сообщение #22 пользователя Садварий Жанна Владиславовна
С этим согласна. Да все вместе они и правят.
Репп Валентина Валерьевна
#25, 22.09.2019
Ответ на сообщение #23 пользователя Лариса Павловна
Давайте. Только, на мой взгляд, это вещи взаимосвязанные. Я написала, что имела ввиду не уборку в классе, хотя, на мой взгляд, вытереть доску и собрать бумажки совсем не зазорно, а более интересные дела. По поводу оплаты, я за. А вы? Мы же можем нафантазировать, что государство сократило армию чиновников, а освободившиеся финансы отправило на реализацию проекта "Внедрение практической деятельности в рамках профессионального самоопределения". Хотите, продолжим фантазию? Предположим, что программа школьного образования подразумевает 40 часов практики (можно назвать это общественным трудом, можно профессиональным самоопределением, суть не в том). Цифра условная, я её только что выдумала. И ученик может выбирать деятельность из ряда возможных, зависит от местности, возможностей школы и т.д. Например, озеленение территории, работа на детской площадке, оформление актового зала, организация массовых мероприятий, работа в школьной газете... сотрудничество с детскими домами, больницами, производственными предприятиями, уход за пожилыми, мелкий ремонт, убор... клининговые услуги ::smile4:: Практику можно осуществлять как в учебное время, так и в каникулы, ученик решает сам. Может и что-то ещё, надо подумать: это же моя фантазия, а раз она вас зацепила, то и ваша. ::smile50::
Репп Валентина Валерьевна
#27, 22.09.2019
Ответ на сообщение #20 пользователя Лариса Павловна
Не всегда, но платили. когда школьные клумбы пололи, вроде нет, а вот за работу в совхозе точно да. И за ремонт-побелку школы в 10 классе тоже платили. Учителя даже ссорились за нас, чей класс мы красить будем, считали, что мы делаем лучше наёмных рабочих. А это, согласитесь, приятное признание твоего труда. Может потому и возник у меня этот пункт, что хороший детский опыт был. Значит можно организовать так, чтобы желание работать было и понимание ценности труда.
Садварий Жанна Владиславовна(эксперт сообщества)
#28, 22.09.2019
Ответ на сообщение #25 пользователя Репп Валентина Валерьевна
Все новое-это хорошо забытое старое. У нас, Вами описанные часы, были в рамках УПК -учебно-производственных комбинатов. Один день в неделю, в старших классах, мы не учились, а шли на занятия по выбранной специальности. Для девочек были специальности: секретарь- машинистка, швея-мотористка, вязальщица, воспитатель в детском саду, чертежница. У парней: водитель, монтажник, слесарь, столяр.Первое полугодие изучали теорию, второе шли на практику. Летом отрабатывали по специальности месяц за настоящую зарплату. Вспоминаю это время с теплотой, у нас УПК был по четвергам, а в среду можно было не делать уроки, а заняться хобби или отдохнуть. На первую зарплату в 90 рублей я съездила на море и купила себе джинсовый комбинезон- предмет зависти подружек::smile4::.
Репп Валентина Валерьевна
#29, 23.09.2019
Ответ на сообщение #28 пользователя Садварий Жанна Владиславовна
Но это же здорово, что можно было приобрести несложные профессии, попробовать свои силы. Да, это было, в разные годы называлось по-разному. У нас упк, увы, не было, просто практикой называлось, в основном в совхозе работали или при школе, мальчишки иногда на кирзавод устраивались. Я попыталась чуть-чуть расширить это понятие, добавить разных доступных видов деятельности. Но смысл тот же, что и тогда: трудовое воспитание. Кстати, в разных форматах это принято во многих странах.
Старшов Михаил Александрович
#32, 23.09.2019
Ответ на сообщение #9 пользователя Репп Валентина Валерьевна
труд по обязанности - рабство, свободный = главное наслаждение в жизни, нет? особенно ценю труд в коллективе свободных людей.::smile4::
Старшов Михаил Александрович
" вот за работу в совхозе точно (платили) да. И за ремонт-побелку школы в 10 классе тоже платили." - завидую такому прошлому! мой первый заработанный рупь весь остался в государстве, выпускной класс, целый месяц сентябрь добывал картошку из промерзающей за ночь земли на Печоре. Не заплатили нам ничего, и не поперхнулись. Даже от платы за обучение не освободили. После смерти великого вождя народов прошло ровно полгода, кто бы заикнулси спросить... Только капусты, помню, было много в глухой тёмной деревне, ешь не хочу. ::smile10::
#33, 23.09.2019
Ответ на сообщение #27 пользователя Репп Валентина Валерьевна
" вот за работу в совхозе точно (платили) да. И за ремонт-побелку школы в 10 классе тоже платили." - завидую такому прошлому! мой первый заработанный рупь весь остался в государстве, выпускной класс, целый месяц сентябрь добывал картошку из промерзающей за ночь земли на Печоре. Не заплатили нам ничего, и не поперхнулись. Даже от платы за обучение не освободили. После смерти великого вождя народов прошло ровно полгода, кто бы заикнулси спросить... Только капусты, помню, было много в глухой тёмной деревне, ешь не хочу. ::smile10::
Отредактировано 23-09-2019 03:59
Репп Валентина Валерьевна
#34, 23.09.2019
Ответ на сообщение #32 пользователя Старшов Михаил Александрович
Категория свободы слишком философична и индивидуальна. Некоторые девианты полагают, что они не просто так хулюганют, а свою свободу отстаивают. Учатся дети, по большому счету, тоже по принуждению, а значит, сама система образования уже есть насилие и несвобода. Программа по физике не навеяна моими желаниями, а навязана людьми, которые посчитали, что лучше знают, что мне надо. С того момента, как с ребенка снимают подгузник и сажают на горшок, его всё время к чему-нибудь принуждают, что-то навязывают. Некоторые называют это социализацией, другие рабством. Как посмотреть. Моя фантазия даёт выбор деятельности, но сам факт труда, как необходимого условия жизни в обществе, навязывает.::smile50::Приучать к труду как горшку надо, разве нет? Иначе много ли наслаждающихся найдете, с детства рук не замаравших, тяжелее ложки не державших?
Отредактировано 23-09-2019 04:07
Репп Валентина Валерьевна
#37, 23.09.2019
Ответ на сообщение #33 пользователя Старшов Михаил Александрович
Но неужели ж та картошка вас в раба превратила, психику сломала, травму непоправимую нанесла? Что-то мне подсказывает, что мыслите вполне свободно ::smile3::
Смирнова Лариса Анатольевна(эксперт сообщества)
#26, 22.09.2019
Поддерживаю все пункты. И это может стать былью, если изменить учебную программу. Чему мы учим? Избыточность научных, никогда не пригодящихся в жизни знаний, которые дети должны выучить ради оценки. И это при том, что основные, базовые умения не сформированы.
Тимченко Насима Шарифяновна
#39, 23.09.2019
Ответ на сообщение #26 пользователя Смирнова Лариса Анатольевна
Правильно, Лариса Анатольевна.
Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#30, 23.09.2019
А сейчас в Думе предлагают ввести автодело в школе... Откровение, прямо!!!! А ведь это было! Выплеснули ребенка с водой, бесконечно и с тупым упорством проводя реформы! Да и не реформы по факту, а развал образования! Вот уж действительно, ни один ветер не будет попутным, если не знаешь, куда плыть...
Отредактировано 24-09-2019 02:13
Репп Валентина Валерьевна
#35, 23.09.2019
Ответ на сообщение #30 пользователя Лихина Елена Викторовна
::smile7::::smile1::в точку
Морозова Татьяна(эксперт сообщества)
#38, 23.09.2019
Ответ на сообщение #30 пользователя Лихина Елена Викторовна
Живём в небольшом городке. Школа была с сельскохозяйственным уклоном. Мальчишки изучали "Трактора" и после окончания школы получали права тракториста. ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!! У девочек было животноводство. Нравилось. Ходили на ферму, кормили телят, доили коров. Осенью снимали с занятий, помогали колхозам с уборкой льна. Не платили. Прошло 30 лет после окончания школы, собираемся с одноклассниками и вспоминаем чаще эти моменты, как более интересные и сдружившие нас. Так что общественно-полезный труд имел ценность не только трудового воспитания, но и воспитание социальной личности.
Репп Валентина Валерьевна
#40, 23.09.2019
Ответ на сообщение #38 пользователя Морозова Татьяна
И никто не возмущался принудительному труду и воспитанию рабской психологии. Наоборот, эти моменты вспоминаются как нечто приятное, радостное.
Смирнова Лариса Анатольевна(эксперт сообщества)
#41, 23.09.2019
В моё время летом была для девочек практика в виде работы на швейной фабрике. Мы шили рабочие рукавицы на электрических швейных машинах. За пару рукавиц платили 6 копеек. Я старалась сшить побольше, так как мы жили бедно. Да и работа мне нравилась. А более обеспеченные девочки опаздывали на работу, им деньги были не очень нужны.