Материал на проверке

Урок «Красота национальных костюмов татарского народа. Татарский орнамент и калфак»

0
0
Материал опубликован 7 October 2015

Цели: 1) познакомить учащихся с искусством татарского народа, с татарским национальным орнаментом; раскрыть значение орнамента, познакомить его с особенностями;

            2) развить творческие способности учащихся, навыки работы цветом, развивать вкус и умение видеть прекрасное;

            3) воспитать у детей любовь к искусству татарского народа, любовь к родному краю.

Оборудование: -компьютер, видеопроектор, экран;

                              - презентации к уроку;

- изделия из бабушкиного сундука (сапожки, ичиги, туфли, кульмек, камзол, каляпуш, тюбетейка, калфак);

                              - татарская народная мелодия.

 

 

 

 

 

 

Ход урока

I.                  Орг.момент

- Исәнмесез, укучылар һәм кунаклар! Матур итеп утырабыз һәм дәресне башлап җибәрәбез.

II.               Актуализация опорных знаний:

1. - Ребята, в какой республике мы с вами живём? (в Татарстане)

- А столица нашей республики? (город Казань)

- Люди каких национальностей проживают в нашей республике?(русские, чуваши, татары и т.д.)

- Т.е. наша республика много… (многонациональная)

-  У каждого народа есть свои обычаи, традиции, свои национальные песни, танцы, костюмы. (см. приложение №1).

2. Работа по слайдам

а) У башкирских женщин головной убор наз-ся кашмау. Кашмау украшали монетами и подвесками, которые доходили до бровей и закрывали часть лица, а у мужчин – тюбетейки, круглые меховые шапки.

                   б)(удмурты). Девушки до замужества носили шапочки манлай. Невесте на свадьбе надевали  налобную повязку (манлай, чачак)и платок – знак замужней женщины. Пожилая женщина меняла это убор на головное полотенце с завязанным сверху платком.

                 в) (чуваши) наз-сь тухья и хушпу. Украшались монетами и украшениями из бисера. В орнаментах бисерного шитья отражались представления о мире или его части.

                     г) (марийцы) Платок – шовыч, украшенные вышивками. Невесту накрывали богато вышитым покрывалом имевшую форму большого прямоугольника украшенным узором с мотивом креста, который должен быть оберегать молодую женщину от сглаза и порчи (сторож дома). 

                   д) (русские) Делились головные уборы на девичьи и уборы замужних женщин. Замужняя женщина должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза, нельзя было даже заниматься домашними делами с непокрытой головой, а девушкам не запрещалось – “Девичья коса – всему миру краса”. Поэтому у девушек легкие и воздушные какошники, ленты, а у женщин – платки.

                 е) (татары) Надевался в комплекте со специальной повязкой – украшением (ука-чәчәк) , а конец  кисточки откидывался набок.

-         Так что отличает один костюм от другого? (узоры, орнамент)

-         А что такое орнамент?

Орнамент – это узор, состоящий из повторяющихся элементов,

предназначенный для украшения каких либо изделий или

архитектурного объекта. Слово “орнамент” произошло от

lat. “ornamentum” , - что значит “украшение”.

Слово “орнамент” произошло от lat  «ornamentum»,- что значит «УКРАШЕНИЕ».

III.             Изучение новой темы.

- Итак, мы подошли к теме нашего урока «Красота татарских национальных костюмов. Орнамент»

- В национальных костюмах отражались обычаи, национальные особенности и духовный мир татарского народа.

  К татарской национальной одежде относятся кожаные ичиги, туфли, камзолы, вышитые передники и т.д

- А сейчас послушаем наших ребят, которые расскажут стихи и узнаем ещё какая одежда ещё относится:

1-ый ученик

Алъяпкычымның бизәге

Әллә кайдан күренә

Аллы – гөлле чәчәк төшкән,

Килешәдер үземә

(Словарная работа: алъяпкыч – передник)

2 – ой ученик

Балкып тора түбәтәйләр

Энҗе бөртекләре белән

Алар монда килгән гүя

Чын әкият иленнән.

Мин бит чын татар егете

Күз тимәсен үземә!

(түбәтәй – тюбетейка)

3-ий ученик

Калфак кигән кыз баланың

Багып алчы йөзенә:

Нинди гүзәл татар кызы

Күз тимәсен үземә.

(калфак - калфак)

IV.           Физминутка.

(под татарскую плясовую, делаем несколько упражнений)

V.               Звучит мелодия «Ак калфак».

(Сандыкта ятты озак, әбинең чиккән калфак.

Ул калфакны әбиең кадерләп кигән һәрчак.

Милләтемнең нуры анда: Ука, Чугы, Чәчәге

Кадерләп сакла, балам, әбиемнең калфагын.)

- Итак, сегодня мы с вами будем рисовать татарский национальный головной убор – калфак.Здесь будет изображение: /data/edu/files/v1444229337.jpg (413x259)

 

 

Здесь будет изображение: /data/edu/files/i1444229407.jpg (640x512)

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь будет изображение: /data/edu/files/b1444229432.jpg (344x363)

 

 

 

 

Описание: Описание: 60b.jpg 

Описание: Описание: 13.jpgОписание: Описание: 12.jpg

1) Положили перед собой альбомы, взяли карандаш. На столе у вас шаблоны. Обведите их.

2)Проведите прямую линию. Мы будем рисовать орнамент в полосе. Ещё раз, что такое орнамент?

 

 

Здесь будет изображение: /data/edu/files/u1444229492.jpg (431x329)

 

 

 

 

Описание: Описание: Безымянный.jpg

3)Делаем широкую линию. Так как сам орнамент будет по середине ставим в центре вертикальную линию и проводим границы для верхней и нижней части нашего цветка.

- Будем рисовать тюльпан – символ весны, молодости.

4)Рисуем одну сторону цветка. У нас получилось только половина цветка. Если сейчас поставить зеркало, то у нас появится вторая половина, т.е. симметричная другой половине. Нарисуйте вторую половину.

 

 

Здесь будет изображение: /data/edu/files/z1444229535.jpg (640x512)

 

 

 

 

Описание: Описание: 2.jpg

5)Берём следующий узор –

Трилистник – тукранбаш

 

 

Здесь будет изображение: /data/edu/files/s1444229581.jpg (640x512)

 

 

 

 

 Описание: Описание: 3.jpg

 

6) Оформляем. Например, добавим усики гороха.

 

 

Здесь будет изображение: /data/edu/files/j1444229620.jpg (640x512)

 

 

 

 

Описание: Описание: 5.jpg

А дальше вы уже сами придумываете, но не забывайте о том, что узоры должны быть повторяющимися.

 

 

Здесь будет изображение: /data/edu/files/m1444229666.jpg (640x512)

 

 

 

 

 Описание: Описание: 9.jpg

VI.         Физминутка

- Разукрасим орнамент.

- Цвета берём яркие

(дети сами разукрашивают)

 

 

Здесь будет изображение: /data/edu/files/i1444229714.jpg (640x512)

 

 

 

 

 

Здесь будет изображение: /data/edu/files/o1444229731.png (795x588)

 

 

 

 

Описание: Описание: D:\Games\12.jpg

VI.           Выставка рисунков.

VII.        Итог урока.

– Вам понравился урок?

             -Что нового узнали?

            - С культурой какого народа познакомились?

 

            - Что такое орнамент?

Комментарии

Уважаемые участники! Поздравляем победителей и участников с завершением конкурса! Благодарим команду жюри за проделанную работу. ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА: 1. Лев Алымов (7А класс) КУРАТОР: Клейменова Елена Валерьевна (г. Тамбов, Тамбовская область) 2. Захар Волков (6А класс) КУРАТОР: Проскурина Злата Александровна (Ливенского района, Орловская область) 3. Анна Чеботарёва (3А класс) КУРАТОР: Журавлева Татьяна Анатольевна (г. Каменск-Шахтинский, Ростовская область) 4. Алексей Санников (11 класс) КУРАТОР: Юркина Людмила Владимировна (г. Сыктывкар, Республика Коми) 5. Елизавета Сошникова (4А класс) КУРАТОР: Жихорцева Эльвира Александровна (г. Курск, Курская область) 6. Юлия Митюкова (8 класс) КУРАТОР: Кузнецова Галина Ивановна (г. Березники, Пермский край) 7. Алиса Старостенкова (3А класс) КУРАТОР: Журавлева Татьяна Анатольевна (г. Каменск-Шахтинский, Ростовская область) В личных кабинетах участников автоматически сформированы наградные документы, которые можно скачать бесплатно.

19 December 2022